Подробнее Запомнить город


Завтра будет дешевле?

02.03.11
размер текста:

Последняя декада февраля засвидетельствовала: рост цен на сталь, ставший отличительной приметой зимы, может продолжиться и весной. Во всяком случае, по такому сценарию действуют многие металлургические компании, объявившие в феврале об очередном удорожании своей продукции с марта-апреля. Вопрос в том, как воспримут эти намерения в основных регионах потребления стали.

Ценовые намерения

Еще в первых числах февраля ситуация с ценами на мировых металлорынках была довольно неопределенной. В некоторых азиатских меткомпаниях говорили о намерении продолжить январский ценовой марафон как минимум до конца зимы. Одновременно в отдельных регионах потребления стали аналитики усмотрели избыток предложения по металлопродукции. Более того, в середине февраля достаточно активно обсуждалась ситуация с удешевлением квадратной заготовки, поставляемой в страны Ближнего Востока. Тогда речь шла о снижении экспортных цен в пределах 20-30 долл./тонн по сравнению с расценками конца января.

Однако уже с третьей недели прошлого месяца однозначно сформировался тренд к повышению цен на металл. Так, в начале февраля одними из первых о возможном удорожании своей продукции с марта на 12-15% заявили в тайваньской China Steel. Через две недели эта возможность стала фактом – весенние прайсы метпроизводителя содержат расценки, превышающие февральские на 12%.

Ранее об увеличении цен на металл, предназначенный для весенних поставок, заявили в китайской Wuhan Steel. В случае с данной компанией речь шла об удорожании мартовской стали на 45 долл./тонн. А ведь в феврале ее металлопродукция и так подорожала на 15-30 долл./тонн. В последнюю декаду месяца схожее заявление прозвучало и со стороны еще одного метпроизводителя из КНР – компании Shougang Steel, чьи холоднокатаный прокат и оцинкованная сталь подорожают с марта почти на 40 долл./тонн. А буквально на днях о росте экспортных цен на свою сталь – в пределах 85 долл./тонн с апреля – заявили и в китайском метконцерне Anshan Steel.

Корейские металлурги отреагировали на ситуацию практически одновременно со своими китайскими коллегами. В середине февраля в Hyundai Steel объявили о повышении цен на выпускаемую компанией арматуру почти на 45 долл./тонн, а по двутавру – на 50 долл./тонн. Американская AK Steel также поддержала тенденцию, увеличив расценки на плоский прокат из углеродистой стали в пределах 50 долл./тонн. В Южной Америке о планах повысить с 15 марта стальные цены на 5-10% заявили в бразильской Usiminas.

В Евросоюзе аналогичное намерение – но с 1 апреля и в пределах 20% ценового роста – высказали в ThyssenKrupp. Удорожание стали на рынке ЕС активно восприняли и в европейском дивизионе корпорации Tata Steel. Здесь говорили об апрельской прибавке к цене в размере 80 фунт/тонн. В процессах ценового роста поучаствовали и японские метпроизводители. К примеру, в Nippon Steel объявили о 20% повышении расценок на свою сталь (более чем на 240 долл./тонн), запланированную для поставок с апреля.

Хотя бы поддержать сложившийся ценовой тренд стараются и некоторые производители стали в Турции, на сортовом металлорынке которой к завершению зимы сложились очень непростые условия продаж. В последнюю неделю февраля турецкий комбинат Kardemir повысил цены на свою арматуру примерно на 5 долл./тонн. Это при том, что другие меткомпании страны продавали аналогичную продукцию на 20-30 долл./тонн дешевле, снизив к тому же цены на нее в пределах 10-20 долл./тонн по сравнению с предложением середины февраля.

В игру включились и меткомбинаты СНГ, которые на протяжении февраля последовательно повышали расценки на отдельные виды продукции. Скажем, в сегменте толстолистовой стали такое удорожание могло достигать 100-150 долл./тонн за три-четыре недели. Мартовские прайсы некоторых российских производителей плоского проката также содержат цены, которые более чем на 100 долл./тонн превышают февральские. Украинские же метпредприятия в марте предлагают листовую сталь по экспортным поставкам на 35-55 долл./тонн дороже, нежели в феврале.

Неоднозначные обстоятельства

Основание к весеннему увеличению расценок на сталь металлурги усматривают в двух обстоятельствах. Прежде всего называется традиционная уже причина в виде повышения производственных затрат из-за удорожания сырьевых материалов – коксующегося угля, ЖРС и металлолома.

Действительно, недавние стихийные бедствия в Австралии взвинтили цены спотового рынка на тот же коксующийся уголь до 300 долл./тонн. (С апреля же, прогнозируют некоторые аналитики, возможно дальнейшее его удорожание до 320 долл./тонн). А стоимость железорудного сырья в этом году уже выросла на 8%. (Причем тройка ведущих мировых производителей ЖРС планирует со ІІ квартала повысить цены еще на 20-23%.)

Однако сам по себе фактор дорогого сырья тенденцию определить не смог бы. Планируемый металлургами весенний ценовой рост в значительной степени подпитывается и ожиданиями стальных производителей по восстановлению в основных металлопотребляющих отраслях. И на руку им в значительной степени играют предположения авторитетных экспертных организаций о развитии металлопродаж в текущем году.

Так, в начале февраля представители известного рейтингового агентства Fitch высказали мнение, что в 2011 году мировой спрос на сталь вырастет на 6-7%. И хотя данный прогноз ниже итоговых показателей по прошлому году (когда глобальная потребность в стальной продукции, по данным Fitch, увеличилась на 11%), тем не менее он вселяет уверенность в металлургов.

В ассоциации европейских метпроизводителей Eurofer полагают, что спрос на сталь в США и ЕС будет повышаться на 4% ежегодно в 2011-2012. Данный прогноз объясняют невысоким или средним уровнем запаса черных металлов у их промышленных потребителей.

В свою очередь, в британском консалтинговом агентстве MEPS говорят о повышении объемов стального производства в целом по миру почти на 5% в текущем году, или до 1,485 млрд тонн. (По информации World Steel Association, в прошлом году мировая черная металлургия и так поставила рекорд, выплавив 1,414 млрд МТ сырой стали, что на 15% больше аналогичного показателя-2009.) Другие эксперты оценивают возможный рост глобального производства стали на уровне 5-6% при увеличении цен на нее от 25% до 65% в среднем по 2011 году.

Такие прогнозы, на первый взгляд, позволяют метпроизводителям рассчитывать, что запланированный ими новый ценовой виток на металлорынках будет воспринят адекватно. Однако финишные покупатели стального проката и полуфабрикатов вполне могут подкорректировать весенние ожидания металлургов – своим бездействием.

Как отметил в комментарии для МинПрома вице-президент Research&Consulting Group Александр Сирик, на данный момент ситуация на экспортных рынках (украинских метпредприятий – прим. автора) сложилась довольно неоднозначная: "С одной стороны, цены довольно стабильны. Они немного понизились от достигнутых максимумов лишь в сегменте длинномерного проката. Квадратная заготовка наших производителей сегодня предлагается по 600-630 долл./тонн, а рулон г/к продается по 730-750 долл./тонн. С другой же – спрос в основных регионах потребления украинских черных металлов весьма ограничен".

А.Сирик подчеркнул также следующее. Сейчас и продавцы, и покупатели находятся в ожидании того, как поведет себя рынок в марте. Первые возлагают надежду на восстановление спроса, вторые – на то, что объем предложения стальной продукции увеличится.

Понятно, что подобное "двустороннее ожидание" вполне может обернуться ценовой коррекцией при экспортных продажах стали, как это и происходило в конце весны – начала лета прошлого года. Нюанс, однако, в том, насколько явно эта коррекция будет похожа на обвал, который в последние дни предрекают некоторые эксперты металлургической отрасли.

Сергей Кукин

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.
04.03.20, Василий Январев
Чем лучше развит внутренний рынок стали, тем проще металлургам любой страны переносить периодически повторяющиеся спады на глобальной арене. В Украине с этим традиционно было неважно, а по итогам прошлого года ситуация ухудшилась: потребление металлопродукции сокращается, а импортеры продолжают наращивать свою долю даже на падающем рынке.
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!