Подробнее Запомнить город


Только для цветных

30.12.08
размер текста:

Кабинет Министров принципиально согласился установить особый тариф на электроэнергию для двух запорожских комбинатов - алюминиевого и титано-магниевого. Осталось лишь утрясти формулу его привязки к мировым ценам на первичный алюминий и титановую губку. В правительстве осознают, что это протекционистская мера, ведь потери, которые понесут поставщики электричества на ЗАЛК и ЗТМК, придется распределить между всеми другими участниками энергорынка, но успокаивают себя тем, что подобный протекционизм относительно энергоемких производств (в частности, в цветной металлургии) практикуется во многих странах. Так что перечень предприятий, получающих электричество по льготному тарифу, в будущем может и расшириться.

Говорят, что новое - это хорошо забытое старое. В период 2002-2005 годов ЗАЛК и ЗТМК уже получали электроэнергию по цене, устанавливаемой в зависимости от колебаний цен на их продукцию на Лондонской бирже металлов. После отмены этого механизма комбинаты до недавнего времени на судьбу особо не жаловались, поскольку активный спрос на титан и алюминий компенсировал им подорожание киловатт-часов.

Например, на Запорожском титано-магниевом комбинате еще в прошлом году рентабельность работы превышала 50%, и даже в первом полугодии 2008-го она хоть и упала, но держалась возле 20-процентной отметки. Не хуже обстояли дела и у Запорожского алюминиевого комбината. 2007 год он закончил почти с 98 миллионами гривен чистой прибыли. Апеллировать с такими показателями к Кабмину и НКРЭ по поводу льготных тарифов было бесперспективно, да и не очень выгодно. Если бы цену электричества для этих предприятий привязали к лондонским котировкам раньше они не то, что не сэкономили, но еще и переплатили бы.
Однако во второй половине 2008 года ситуация кардинально изменилась. Цены на некоторые цветные металлы в мгновение ока упали на 60%, алюминий в частности опустился в цене, ниже 2000 USD за тонну. Такого обвала, как утверждают на ЗАЛКе, не было даже во время Великой депрессии 30-х годов прошлого века. Как результат, в августе комбинат впервые зафиксировал месячный убыток - 1,6 миллиона USD, в сентябре тот вырос до 5,6 миллиона USD, в октябре - до 10 миллионов USD.

События на ЗТМК развивались по аналогичному сценарию. С осени объемы реализации титановой губки резко сократились. Отечественные потребители практически отказались от ее закупки, зарубежные - перестроились на краткосрочные спотовые контракты по ценам, вдвое низшим, чем было в первой половине 2008 года.

Вот тут и вспомнил запорожский цветмет о рубильнике. По данным ЗАЛКа, в себестоимости его готовой продукции на электроэнергию сейчас приходится почти половина издержек - 48%. ЗТМК эту же долю оценивает примерно в 35%. Еще в октябре и от имени руководства этих предприятий, и из Запорожской облгосадминистрации в Киев полетели челобитные с просьбами о помиловании уникальных производств. Ведь больше нигде в стране, кроме Запорожья, ни первичного алюминия, ни титановой губки не выплавляют. Но сейчас оба комбината сидят, образно говоря, на электрическом стуле. Каждая тонна произведенной продукции - это удар током по их жизнеспособности.

В одном из своих обращений в Министерство промышленной политики генеральный директор ЗАЛКа Александр Котюк отмечал, что в 2007 году тариф на электроэнергию вырос для предприятия на 24,3%, в 2008 году - еще на 45,7%. Таким образом, комбинат сегодня платит энергопоставщикам 0,087 USD за
киловатт-час, тогда как в странах Европы эта же величина составляет 0,04-0,05 USD за киловатт-час, то есть вдвое ниже. Аналогичная статистика и у ЗТМК. Для него вообще киловатт-час стоит 0,1015 USD, хотя по данным комбината производители титана в Китае то же количество электроэнергии приобретают за 0,059 USD, в США - за 0,054 USD, в России -- вообще за 0,035 USD.

Правда, жалобщикам есть в чем упрекнуть и себя. В период благоприятной рыночной конъюнктуры они не очень спешили с модернизацией. Вот и получается, что потребление электроэнергии на ЗАЛКе почти на 30% превышает усредненный мировой уровень при производстве одной тонны алюминия. По крайней мере, этой цифрой оперирует министр топлива и энергетики Юрий Продан, один из главных противников установления особых тарифов для цветной металлургии.

Откровенно говоря, и на ЗТМК ситуация с энергоэффективностью не лучше. Но поскольку это предприятие казенное, то на государство как собственника чиновники нарекают куда более сдержанно. ЗАЛК же - лавочка частная. Им владеет группа "Российский алюминий". Поэтому прежде чем получить добро от Кабмина на плавающий тариф, алюминиевый комбинат пережил и угрозы реприватизацией, и горечь отказа. В первоначальной редакции правительственного распоряжения речь шла о поддержке в период финансово-экономического кризиса исключительно производителей губчатого титана.

Руководству ЗАЛКа пришлось в ноябре даже пойти на показательное отключение части своих мощностей, предварительно созвав на это печальное мероприятие прессу. Как сообщил собравшимся гендиректор комбината Александр Котюк, он приказал выключить из работы четверть электролизного производства, что является первым шагом к переходу предприятия в режим экологической брони, то есть практически полной остановки. Делать следующие шаги комбинату, впрочем, не пришлось. Акция получилась довольно наглядной, а перспектива грядущего увольнения 6,5 тысячи работников ЗАЛКа довольно мрачной, и Кабмин растаял. На своем заседании 10 декабря он дал отмашку на применение плавающих тарифов и для казенного титано-магниевого, и для частного алюминиевого комбинатов.

А тут и президент Виктор Ющенко решил отщипнуть немного от лавров защитника отечественной цветной металлургии. 12 декабря на рассмотрение Верховной Рады был внесен президентский проект поправок к Закону "Об электроэнергетике", в котором предлагается привязать розничную цену на электричество к ценам на конечную продукцию всех отечественных предприятий цветной металлургии, у которых на электроэнергию приходится более 30% в себестоимости их продукции. В случае его принятия под зонтик льготных тарифов попробуют спрятаться не только ЗТМК с ЗАЛКом, но и, например, Николаевский глиноземный завод или Артемовский завод литья цветных металлов. Хотя президентская инициатива - это тоже не панацея. Главный недостаток президентского проекта в том, что он фактически поощряет растратное отношение к электроэнергии. Ведь всем, кто попадет в поле действия закона, придется бороться не столько за уменьшение энергозатрат на производстве, сколько за то, чтобы не выскочить за пределы 30-процентной черты.

Если же говорить о европейском опыте, то в ЕС все же действуют несколько иные принципы тарифообразования для цветной металлургии. Во-первых, там принято правило "Кто больше потребляет, тот меньше платит". Поэтому такие оптовые клиенты, как ЗАЛК, использующие по 150 миллионов киловатт-часов в месяц, - самые желанные для любой тамошней генерирующей компании. Им предлагают лучшие цены. А самый высокий тариф в Евросоюзе – для населения, которое наиболее хлопотно в обслуживании с точки зрения энергокомпаний. Во-вторых, в Европе власти стараются прямо не вмешиваться в процесс установления тарифов. Они намного охотнее поощряют переговоры между объединениями крупных потребителей электроэнергии и энергокомпаниями. И включаются в спор лишь тогда, когда такие переговоры заходят в тупик. В Украине, между прочим, предприятиям типа ЗАЛКа, ЗТМК, черной электрометаллургии, ферросплавщикам тоже не помешало бы объединиться в некую ассоциацию потребителей электричества, чтобы формализовать и скоординировать свои лоббистские усилия.

Наконец, кроме привязки энерготарифов к котировкам Лондонской биржи металлов, существуют и другие механизмы экономии на оплате энергоресурсов. Один из самых распространенных в мире - заключение долгосрочных договоров с производителями электроэнергии. В практике бизнеса наработано несколько типов таких контрактов. В одних фиксируется цена на определенный период времени независимо от дальнейших ценовых колебаний рынка. В других закладывается принцип "бери или плати", то есть когда потребитель обязывается постоянно выкупать определенный объем электроэнергии и снижать планку не имеет права. Однако во многих случаях (хотя и не всегда) он получает право перепродавать излишки электроэнергии, если таковые у него появятся. Долгосрочные договоры бывают и с двойным тарифом. Это когда на базовый объем закупаемой электроэнергии устанавливается одна ставка, а все, что сверх лимита, оплачивается по другой.

В Украине же единственная попытка апробировать такие контракты наблюдалась еще в начале 2000-х годов, когда Виктор Ющенко был премьер-министром, а Юлия Тимошенко работала у него вице-премьером по ТЭК. Именно тогда правительство и выступило с инициативой подписания фьючерсных контрактов между национальной компанией "Энергоатом" и крупными промышленными предприятиями страны. Суть новинки была такова: ты платишь за электричество не по факту, а вперед, но зато по более низкому тарифу. Самое интересное, что именно Запорожский алюминиевый комбинат поддался тогда на правительственное предложение - только вот "Энергоатом" подкачал, не обеспечив ритмичных поставок электроэнергии на ЗАЛК. Возможно, сегодня настало время повторить эксперимент. Тем более что в Запорожье работают не только уникальные комбинаты цветной металлургии, но и крупнейшая в Украине АЭС. И если ЗАЛК с ЗТМК закроются, то на Запорожской атомной станции, скорее всего, придется приостановить один из блоков – продавать вырабатываемую электроэнергию будет некому.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.
10.08.20, Ярослав Ярош
Если говорить о государственно-частном партнерстве в бизнесе, то компания "Укрнафта" является классическим примером, как не надо делать. Имея 50%+1 акцию в "Укрнафте", государство не только не способно ею управлять, но и ежегодно теряет миллиарды гривен, уходящих на счета миноритарных акционеров – юридических лиц из условной группы "Приват" Игоря Коломойского.
20.07.20, Ярослав Ярош
Украина владеет одними из богатейших в мире месторождений титановых руд. Но так и научилась эффективно торговать этим сырьем. Закрытость рынка создает благодатные условия для "схематоза". Ни одна из команд, управляющих государственными титановыми активами, не сумела удержаться от такого искушения. В том числе и та, что сейчас у руля.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!