Подробнее Запомнить город


Кризис и железорудные рынки: анализ и прогноз

29.12.08
размер текста:

Железорудная продукция (ЖРП) представляет собой крупнейший рынок металлургического сырья в Украине. Так, по результатам 2007 года отечественное производство одной только подготовленной ЖРП (а это агломерат и окатыши) составило в общей сложности более 72 млн тонн (данные объединения "Металлургпром").

Понятно, что в нынешнем году итоги будут скромнее – так, в январе-ноябре 2008 года украинское производство подготовленного железорудного сырья сократилось (в сравнении с 11 месяцами прошлого года) на 9%, до 59,8 млн тонн, в том числе агломерата – на 11%, до 40,5 млн тонн, окатышей – на 5%, до 19,3 млн тонн. Тогда как в 2007 году прирост выпуска по агломерату составил относительно 2006 года почти 5% (до почти 50 млн тонн), по окатышам – 7,2% (до более чем 22 млн тонн).

Падение спроса на ЖРП (вызванное общемировым снижением металлопотребления) рано или поздно должно было привести к стабилизации и снижению цен на нее. Уже в ноябре металлургические компании инициировали переговоры по снижению цен и к началу декабря были достигнуты некоторые результаты. Так, заключенные в начале 2008 года годовые и даже многолетние контракты ныне существенно дополнены договоренностями поставщиков и потребителей о ежемесячном уточнении цен на ЖРП. По словам председателя правления Мариупольского металлургического комбината им. Ильича Владимира Бойко, "сейчас весь мир останавливает действие контрактов в годичном исчислении и переходит на гораздо более короткие – сами же видите, насколько сложно прогнозировать развитие ситуации".

После стабилизации спроса на металлопродукцию операторы предполагают, что рынок снова вернется к более "длинным" контрактам, в докризисный период составлявшим базу купли-продажи ЖРП на основных международных рынках. При этом специалисты центра "Держзовнишинформ" сообщают, что сегодня на международном рынке обсуждается идея фиксации цен каждый квартал. Так, для определения стоимости предлагается использовать индекс, получаемый на основании контрактной цены последнего прошедшего квартала, а также спотовых (краткосрочных) котировок железорудного сырья и металлопродукции. По имеющимся оценкам, база для подобного расчета будет отработана не ранее 2010 года, после чего переход на описанные принципы станет технически возможным, в том числе – и для рынка Украины.

В целом аналитики считают, что одним из эффектов кризиса для рынков ЖРП и для отношений между ее поставщиками и покупателями стало некоторое ослабление позиций первых. Так, если ранее, в условиях недостатка качественного железорудного сырья по всему миру, производители ЖРП были в выигрышной позиции относительно потребителей, то теперь козыри "рударей" ослабли.

Уже в декабре 2008 года стало известно, что КНР собирается обратиться к ведущим глобальным поставщикам ЖРП с просьбой о снижении цен на 82% в следующем финансовом году (относительно уровня контрактов 2008 года), в связи с падением стоимости металлопродукции до уровня 1994 года. Впрочем, отраслевые специалисты полагают, что столь серьезного ценового снижения все же не произойдет, и расценивают подобные заявления китайских предприятий как очередную попытку давления на железорудные компании. В числе минус-факторов для такой попытки – то, что горнорудные компании (в отличие от металлопроизводителей) могут сокращать и даже останавливать свое производство без особого технологического вреда для него.

В общем, аналитики сходятся во мнении, что реальное падение контрактной цены на ЖРП по договорам на следующий год составит от 25% до 40% (по разным видам продукции) от цены, зафиксированной на 2008 год. Причем крупнейшие мировые производители ЖРП стараются затягивать переговоры, надеясь на улучшение рыночной конъюнктуры к лету следующего года.

Сложность прогноза ситуации привела и к тому, что впервые за все годы после "перестройки" отечественное отраслевое металлургическое объединение – "Металлургпром" - пока что не смогло рассчитать традиционный годовой баланс потребления ЖРП (и кокса) в стране на 2009 год. А объемы металлопроизводства продолжают снижаться. В ноябре 2008 года украинские метпредприятия уменьшили выплавку чугуна относительно планового среднемесячного объема на 41%, или на 1,9 млн тонн, до 1,3 млн тонн; стали – на 42%, или на 2,2 млн тонн, до 1,6 млн тонн; проката – на 45%, или на 1,8 млн тонн, до 1,5 млн тонн. По состоянию на середину декабря из находящейся на балансе в Украине 41 доменной печи работало 25, из 21 конвертера – 12, из 42 мартеновских печей – 14. Все это, мягко говоря, не способствует стабилизации ценовой конъюнктуры внутреннего рынка железорудного сырья.

Логично, что подобное положение с внутренним спросом стимулирует рудные компании активизировать экспорт – хотя и на внешних рынках ситуация далека от идеальной. И все же, по данным Минпромполитики, в январе-ноябре 2008 года экспортные продажи отечественной ЖРП – в сравнении с аналогичным периодом 2007 года – увеличились на 10% и достигли 20,6 млн тонн. В том числе, по данным ассоциации "Укррудпром", экспорт железорудного концентрата вырос на 43,1% - до 6 млн тонн, окатышей – на 1,3%, до 8,2 млн тонн, аглоруды – упал на 0,3%, до 6,5 млн тонн.

Наиболее оптимистичные прогнозы говорят о том, что международные металлорынки стабилизируются во второй половине 2009 года. Менее оптимистичные – что относительная стабилизация наступит не ранее 2010 года. Раньше ли, позже ли это приведет и к нормализации обстановки на аффилированных рынках металлургического сырья. Но ясно одно: в краткосрочной перспективе эти рынки уже не будут такими, как в 2006-07 гг. И если в Украине и в мире снова возникнет дефицит ЖРП – то никак не ранее 2010 года. Все это усложняет работу украинской железорудной промышленности – но, в известной мере, упрощает бизнес в сфере черной металлургии.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!