Болгарская кухня

Публікації

Власти Болгарии намерены в третий раз попробовать продать крупнейший металлургический актив страны – меткомбинат "Кремиковцы". Вопреки ожиданиям ряда экспертов, единственным потенциальным покупателем данного актива может стать украинский бизнесмен Константин Жеваго, хотя и его участие в конкурсе под вопросом. Виной тому – завышенная цена на актив, а также крупные долговые обязательства, которые в несколько раз превышают стоимость самого комбината.

Былая металлургическая гордость Болгарии, комбинат "Кремиковцы", сегодня находится в плачевном состоянии. Болгарские власти самыми разными методами пытаются вернуть комбинат к жизни, однако желающих реанимировать металлургического гиганта не так уж и много. Да и эти немногочисленные смельчаки пока задумчиво чешут затылки.

Деятельность председателя правления комбината Прамода Миттала, одного из семейства Митталов, не принесла существенных результатов. Более того, комбинат серьезно погряз в долгах. Компания П.Миттала Global Steel Holding Ltd (GSHL) выкупила "Кремиковцы" в августе 2005 года у компании Finmetals Holdings Corp. Предыдущий собственник оставил П.Митталу не слишком привлекательный актив: у предприятия были большие долги за энергоносители, поэтому комбинат и выставили на продажу.

В результате GSHL стала собственником 71% акций, еще 25,29% принадлежит болгарскому правительству. Холдинг П.Миттала владеет горнометаллургическими мощностями в Боснии, Индии, Нигерии и других странах. Общий объем производства стали в 2007 году превысил 14 млн тонн, а объем добычи железорудного сырья – 260 млн тонн. Холдинг аффилирован с мировым металлургическим лидером – компанией Mittal Steel.

"Кремиковцы" был основан еще в 1959 году, однако основное производство началось в 1960-1963. Болгарские власти в 1970-1980 годах планировали построить еще ряд новых крупных металлургических комбинатов, однако эти планы так не реализовались. И в стране так и остались три лидера черной металлургии: "Кремиковцы" вблизи Софии, "Стомана Индъстри" – в Пернике и "Промет" – в Бургасе. "Кремиковцы" является основным производителем продукции черных металлов. Планировалось, что комбинат будет работать на своей горнорудной и коксохимической продукции. На данный момент с комбинатом аффилированы несколько компаний, включая ГОК, ферросплавный завод, транспортные и логистические фирмы. "Кремиковцы"  – предприятие полного производственного цикла с проектной мощностью 2,2 млн тонн горячекатаного проката в год. Является крупнейшим металлообрабатывающим предприятием Болгарии, производит листовой, сортовой прокат, ферросплавы, коксохимическую продукцию.

Финансовые проблемы у комбината появились еще до мирового финансового кризиса. Желание продать "Кремиковцы" у П.Миттала возникло еще в начале 2008 года – именно тогда стало известно о его переговорах с представителями украинского бизнеса Вадимом Новинским и Ринатом Ахметовым. В январе 2008 болгарские СМИ распространили информацию о том, что совладельцы Метинвеста провели встречу в Австрии с представителями Global Steel. Ожидалось, что 24 января П.Миттал назовет свою цену после уточнения стоимости земельного участка, принадлежащего комбинату. На тот момент эксперты оценивали капитализацию комбината в 650 млн долл., сегодня цифра иная – 560 млн долл.

Инициатором встречи, согласно информации болгарских СМИ, выступил В.Новинский, акционер Промета. Заинтересованность украинского бизнеса в приобретении болгарского актива является логичной, так как украинские и болгарские металлурги сотрудничают уже давно. Более того, они являются торговыми партнерами: Полтавский ГОК посталяет сырье на "Кремиковцы", а Метинвест поставлял на "Промет" полуфабрикаты.

Пресс-служба комбината тогда опровергла информацию о проведении переговоров с украинскими бизнесменами по покупке комбината, да и сама встреча продолжения не получила. В 2008 году финансовые проблемы комбината стали общеизвестны, а в конце года кредиторы предприятия забили тревогу: болгарский суд признал комбинат банкротом после дефолта по погашению облигаций выпуска 2006 года в объеме 325 млн евро. Чуть позднее городской суд Софии запретил санацию предприятия в связи с позицией правительства, которое запретило Болгаргазу и Национальной электрической компании предоставлять предприятию рассрочку по долгам.

Следует отметить, что общий долг комбината составил 800 млн евро, причем на долю госкомпаний приходилось 450 млн евро. Эту сумму можно смело добавлять к цене актива на торгах, так как будущему владельцу комбината придется решать проблемы его задолженности.

В результате несостоятельность комбината вынудила правительство Болгарии вернуть актив в госсобственность. Хотя кредиторы предприятия и были против, правительство начало добиваться этой цели посредством судебных инстанций. В начале ноября 2010 года куратор по делам банкротства предприятий предложил план восстановления комбината. Было предложено изменить структуру капитала компании: 725 млн долл., долг кредиторам, преобразовать в акции комбината.

Однако акционеры отклонили данное предложение, а 9 ноября истек срок, отведенный на согласование плана спасения предприятия для его кредиторов и акционеров. Решение правительства также было обусловлено и разногласиями между держателями евробондов комбината. Часть кредиторов настаивала на немедленном погашении кредита, другая часть была готова получить свои средства в виде акций комбината. В результате "Кремиковцы" достался крупнейшему кредитору предприятия – болгарскому правительству, которое ранее выделило комбинату 350 млн евро.

Одним из крупнейших держателей евробондов "Кремиковцы" являлся украинский бизнесмен К.Жеваго, который был заинтересован в покупке актива. Изначально К.Жеваго настаивал на сохранении и продаже комбината как единого производственного комплекса. Однако крупная задолженность предприятия изменила его взгляды, ведь в случае покупки предприятия ему предстояло бы выплатить кредиторам большую сумму денег. Поэтому позиция компании бизнесмена изменилась: она выразила желание приобрести лишь доменный, сталеплавильный и прокатный цеха.

Ряд украинских изданий отмечали, что интерес к покупке комбината, помимо К.Жеваго, может возникнуть у Лакшми Миттала. Данный интерес они объясняли родственными связями П.Миттала и Л.Миттала, аффилированностью Global Steel с ArcelorMittal, а также заинтересованностью в покупке этого актива еще до кризиса. Однако, следуя логике, можно опровергнуть данное утверждение. И не только исходя из того, что Л.Миттал не ответил на предложение о покупке комбината. Планы до кризиса и планы после кризиса – абсолютно две разные вещи. "ArcelorMittal" сегодня активно сокращает как производственные мощности, так и количество персонала в странах Евросоюза из-за высокой стоимости производства. Следовательно, никаких причин для его заинтересованности в покупке комбината нет, тем более если учесть большие долги предприятия.

Схожая ситуация и у В.Новинского. В прошлом году Метинвест провел сделку по слиянию с Мариупольским металлургическим комбинатом им.Ильича, поэтому особой необходимости в покупке "Кремиковцы" у группы нет. Заинтересованность же К.Жеваго в покупке предприятия можно объяснить: бизнесмен давно вынашивает планы по созданию цепочки "руда – сталь – прокат". Именно "Кремиковцы" должен занять место прокатного звена в этой цепочке.

Кроме того, целью К.Жеваго является укрепление на рынке Евросоюза. А "Кремиковцы" в этом плане – идеальный вариант: сырье Полтавского ГОКа будет поставляться на болгарский комбинат, а листовой и сортовой прокат производства "Кремиковцы", минуя заградительные пошлины и квоты Евросоюза, будет легко расходиться европейским потребителям. Следует отметить, что у компании Ferrexpo достаточно сильная база европейских потребителей, среди которых и крупная австрийская металлургическая компания Voest-Alpine.

О серьезности намерений закрепиться на рынке Евросоюза говорит и тот факт, что совсем недавно Ferrexpo заключила договор о приобретении 100% акций транспортной компании Helogistics Holdings GmbH (Австрия), а также приобретение существующего банковского долга Helogistics номинальной стоимостью 72,1 млн евро и размером в 28,5 млн евро наличными. Helogistics – одна из крупнейших транспортных компаний, занимающихся перевозками по внутренним водным путям на реке Дунай. Компания транспортирует железорудные окатыши и другие навалочные грузы по Дунаю и Рейну из Измаила (Украина) и Роттердама (Нидерланды) в Северную, Центральную и Восточную Европу. Для одного из основных покупателей Ferrexpo в Центральной Европе компания Helogistics  по результатам 11 месяцев 2010 года перевезла 575 тыс. тонн железорудных окатышей.

Помимо этого, "Кремиковцы" отлично вписывается в планы Ferrexpo по увеличению мощностей Полтавского ГОКа и запуску Еристовского ГОКа. Согласно планам компании к 2014 году выработка руды достигнет своего максимума – 35 млн тонн. В случае же покупки "Кремиковцы", крупного потребителя продукции ПГОКа, Ferrexpo сможет максимально загрузить комбинат своим сырьем.

Однако новый собственник комбината должен четко понимать, что покупает рабочее конкурентоспособное предприятие, а не энергозатратного кота в мешке. А эксперты не уверены в конкурентоспособности "Кремиковцы". Исполнительный директор болгарской Vorskla Виктор Демьянюк так и описал состояние комбината: "Это развалюха, а продается по цене "Мерседеса".

Поэтому большие долги комбината и завышенная цена привели к тому, что потенциальные покупатели проигнорировали два первых публичных аукциона по продаже активов "Кремиковцы". В компании Vorskla Steel Bulgaria утверждают, что уже составлен план по реанимации комбината. К тому же они располагают необходимыми для покупки средствами. Однако руководители компании желают убедиться, что комбинат действительно способен производить конкурентоспособную продукцию.

Первый аукцион по продаже активов комбината состоялся 13 сентября прошлого года. Стартовая цена составила 377 млн долл. На втором аукционе, 5 ноября 2010 года, стартовая цена была снижена на 20% и составила 325 млн долл. Третий аукцион назначен на 7 февраля 2011. Эксперты считают, что на этот раз стартовая цена комбината составит около 290 млн долл. Но вот заинтересует ли подобное предложение инвесторов – прогнозировать пока никто не берется.

Тарас Жирош

МинПром

Новини

24 Грудня 2023

Криворізький залізорудний комбінат знизив виробництво аглоруди на 26,1%

ДТЕК розглядає можливість будівництва міні-АЕС на заміну ТЕС

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

В Україні зареєстрували три нових індустріальних парки

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

ВСІ НОВИНИ ⇢