Подробнее Запомнить город


ТЭК-2009: груз вчерашних проблем

26.12.08
размер текста:

На Новый год принято желать, чтобы все проблемы остались в году уходящем. Но сколько бы не выпили под разукрашенной елкой украинские энергетики, это не улучшит ситуацию в отрасли. Проблемой №1 остается угроза дефолта для НАК "Нафтогаз Украины".

Формальными основаниями для этого являются непредоставление компанией финплана, а также отчетности по международным финансовым стандартам еще за 2007 год - и, как следствие, отсутствие итоговых данных международного аудита за указанный период. Напомним, что в 2008 году проблема была снята за счет предоставления госгарантий по кредитам "Нафтогаза" на сумму свыше 2 млрд долл. Однако совсем скоро наступает срок подачи отчетности уже за 2008 год. Это означает, что вопрос технического дефолта компании опять стоит в повестке дня.

Почему "Нафтогаз" скрывает истинное финансовое положение, догадаться несложно: негативный аудиторский вывод повлечет требование кредиторов о досрочном погашении обязательств. А в том, что заключение будет негативным, сомневаться не приходится – о непрозрачности финансовых отношений между входящими в холдинг компаниями, об их перекрестном субсидировании и неэффективном использовании средств говорится, в частности, в докладе ГлавКРУ, направленном в Кабмин в начале 2008 года.

Остался неурегулированным и, таким образом, перешел в 2009 год корпоративный конфликт вокруг Кременчугского НПЗ, в результате которого в 2008 году переработка нефти на предприятии снизилась на 52,6% по сравнению с предыдущим периодом - до 2,51 млн тонн (данные за 11 мес). Впрочем, неутешительно выглядит ситуация и в целом по отрасли: по сравнению с 2007 годом загрузка украинских НПЗ снизилась с 25,7 до 19,2% от проектной мощности.

При этом простои возросли с 922 до 936 дней. И хотя потребление топлива не уменьшалось, его дефицита на рынке не наблюдалось - поскольку шло замещение импортом нефтепродуктов, который, по данным Минтопэнерго, в 2008 году возрос по сравнению с предыдущим периодом в два раза. Есть все основания полагать, что в 2009 году этот процесс продолжится – поскольку выпуск в Украине топлива с конкурентным качеством и ценой требует масштабной и дорогостоящей модернизации.

Так, только на Дрогобычском НПЗ программа внедрения гидроочистки и изомеризации бензиновых фракций оценивается в 860 млн долл. Собственники заводов и в более благополучные времена не хотели проводить реконструкцию производства, так сказать, на общих основаниях, требуя налоговых льгот. Теперь же, в период кризиса, реализация инвестпроектов невозможна из-за дороговизны кредитов. Впрочем, желаемых преференций нефтепромышленники все равно не получили. И пока ничего не указывает на изменения в подходе к этому вопросу правительства и парламента.

Актуальным для 2009 года будет еще один вопрос, не решенный в 2008-ом: где взять нефть под аверсное использование трубопровода "Одесса-Броды"? Энергетические саммиты в Киеве, Вильнюсе и Польше на уровне глав заинтересованных государств, поездка В.Ющенко в Баку – все это имело место в 2008 году. Был даже предложен практический вариант, предусматривающий участие в проекте некоей оффшорной кипрской компании в качестве финансового гаранта. Однако в итоге вариант был отброшен в результате категоричной позиции Ю.Тимошенко, запретившей ОАО "Укртранснефть" подписывать какие-либо соглашения по "Одесса-Броды" без согласования с Кабмином. В ответ В.Ющенко потребовал от правительства представить собственные предложения – но их так и не последовало.

На протяжении 2008 года постоянно переносились сроки проведения донорской конференции по участию в модернизации украинской ГТС, оцениваемой в 2,5 млрд долл. Естественно, что теперь она планируется на 2009 год – пока что на февраль. Точно также была перенесена и приватизация энергокомпаний, как распределяющих, так и генерирующих. Правда, здесь уже экономический кризис послужит не тормозом, а катализатором процесса. Поскольку наполнять бюджет надо, а как это сделать в условиях падения производства во всех отраслях и предоставления налоговых льгот? Распродажа госактивов и кредиты международных финансовых организаций, третьего не дано. Поэтому вероятность энергоприватизации в 2009 году следует расценивать как "очень высокую". Брокеры утверждают, что это поможет в 1,5-2 раза поднять рыночную стоимость акций энергокомпаний и фондовый рынок в целом, вернув к нему интерес инвесторов. Других явных преимуществ от этого пока что не просматривается.

Возможно, это связано с действующей в Украине моделью энергорынка, в значительной мере утратившей былую эффективность. Руководство Минтопэнерго обещает в 2009 году как минимум на 10% перевести оптовый рынок электроэнергии на модель прямых договоров. Представители НАК "ЭКУ" и НАЭК "Энергоатом" сомневаются в реалистичности этих планов. По их мнению, такое возможно не раньше 2010-2011 гг. Напомним, что в 2008 году внести изменения в правила работы ОРЭ министерству не удалось. Но это, в принципе, не критично для ТЭКа.

Иное дело газораспределительные сети. Точнее, степень их износа, чреватая техногенными катастрофами. Как известно, первый тревожный звонок для властей прозвучал 13 октября 2007 года, когда в результате взрыва бытового газа в жилом доме в Днепропетровске погибли 23 человека, а более 400 получили травмы различной тяжести. Однако с тех пор Кабмину, Минтопэнерго, Фонду госимущества и Нацкомиссии регулирования электроэнергетики так и не удалось найти действенный механизм для "стимулирования" частных собственников облгоргазов к инвестициям в обновление распределительных сетей.

Справедливости ради следует сказать, что их износ в газораспределяющих компаниях, подконтрольных "Нафтогазу Украины", то есть государству, столь же высок. И 17 января 2008 года днепропетровская трагедия едва не повторилась в Черновцах: там из-за технической неисправности газ среднего давления попал в бытовые приборы жилого дома, что привело к утечке газа в квартирах и создало угрозу взрыва газовоздушной смеси. К сожалению, подобные инциденты возможны и в 2009 году.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!