Долгоиграющий окатыш

Публікації

К концу 2010 года компания Ferrexpo, контролирующая Полтавский ГОК, перевела около 90% своих внешнеэкономических операций по продаже железорудных окатышей на долгосрочные контракты. Причем в условиях высокого спроса на руду гарантировать украинскому комбинату стабильные заказы на много лет вперед готовы не только традиционные клиенты в Европе, но и новые – из Китая и Японии.

По оценкам ассоциации "Укррудпром", в сегменте производства железорудных окатышей отечественная экономика уже вернулась на докризисный уровень. За 11 месяцев 2010 года произведено 22,3 млн тонн окатышей, из которых около 9 млн тонн – продукция Полтавского ГОКа. Во втором полугодии cреднемесячный уровень выпуска этого продукта на предприятии приближался к 840 тыс. тонн, а доля окатышей с 65% содержанием железа – к 40% от всех произведенных объемов. По этим критериям позиции ГОК выглядят даже устойчивее, чем в 2007 году – самом благоприятном для украинского ГМК.

Ввиду удачной рыночной конъюнктуры Ferrexpo смогла значительно упрочить свое финансовое положение, которое еще год назад было довольно проблемным, и подписать целую серию долгосрочных контрактов на сбыт. Они обеспечат ей стабильность в будущем и дадут возможность с большой степенью определенности разрабатывать инвестиционные и производственные программы. В частности, компания Константина Жеваго стала ключевым поставщиком окатышей для австрийской сталелитейной компании Voest Аlpine на период до 2020 года, а также обзавелась 10-летними контрактами с китайской Jiangsu Shagang (четвертая по величине металлургическая компания в КНР) и японской JFE Steel (пятая по объемам выплавки стали в мире).

Правда, если в договоре с австрийцами речь идет о продаже 3 млн тонн окатышей в год, то в двух последних случаях объем на порядок меньше – около 300 тыс. тонн ежегодно в Страну восходящего солнца и примерно столько же в Поднебесную. Однако на Полтавском ГОКе не исключают, что в ближайшее время с металлургами Юго-Восточной Азии могут быть заключены новые контракты. К тому же объемы уже подписанных контрактов по мере надобности можно будет менять в сторону увеличения.

Voest Аlpine – давний партнер Ferrexpo. Еще во времена СССР она закупала полтавские окатыши. Поэтому подписание долгоиграющего контракта с этой австрийской компанией стало приятным, но ожидаемым фактом. В итоге отгрузки украинского железорудного сырья в адрес Voest Аlpine могут возрасти на 20%. Тем более что Ferrexpo готовится оптимизировать схему его транспортировки, ради чего были куплены 100% акций австрийской компании Helogistics Holdings, которая занимается водными перевозками по Дунаю. В перспективе это означает, что железнодорожная составная при транспортировке окатышей в Европу может быть сведена до минимума. Из стоящего при Полтавском ГОКе днепровского порта Комсомольск баржами товар можно сплавлять в Черное море, а оттуда через Измаил его по Дунаю будет сопровождать к конечному потребителю уже Helogistics.

Свои транспортные преимущества Ferrexpo старается использовать и для завоевания рубежей в регионе Юго-Восточной Азии. Ведь если сотрудничество с Voest Аlpine важно для К.Жеваго как главный источник текущей прибыли, то рынки Китая, Японии, Кореи крайне привлекательны в стратегическом плане. Причем бронировать места здесь желательно заранее, пока в той же КНР не реализовали уже утвержденную  правительством программу усиленной разработки собственных железорудных залежей.

Определенные шансы у Ferrexpo есть. Во-первых, китайские металлурги в последние годы с трудом находят общий язык с "большой рудной тройкой" (Vale, Rio Tinto, BHP), чем нередко пользуются внекартельные рудопроизводители, к которым относится и Полтавский ГОК. Во-вторых, плечо поставки окатышей в порты Шанхая или Гонконга из Украины гораздо короче, чем из Бразилии и Канады (правда, гораздо длиннее, чем из Австралии). Так, если из Южного до Шанхая нужно преодолеть всего 8,4 тыс. морских миль, то из бразильского Тубарао – 10,9 тыс., из канадского Севен-Айлендс – более 11 тыс. В-третьих, за последние три года Ferrexpo осуществило ряд пробных поставок окатышей в Китай, Японию, Индию, зарекомендовав себя надежным партнером. Нынешнее, более тесное, сотрудничество с Jiangsu Shagang и JFE Steel должно еще больше укрепить это реноме. К тому же в обозримом будущем Полтавский ГОК обещает обеспечивать всех без исключения заказчиков и более качественной продукцией. С 2013 года на предприятии планируют выпускать окатыши исключительно с 65% содержанием железа.

Cейчас на неевропейских рынках Ferrexpo уже реализует примерно треть экспортируемых окатышей. При этом на Юго-Восточную Азию приходится около 23% экспорта, на Ближний Восток и Северную Африку – около 10%. Для сравнения: в 2007 году, к примеру, компания продавала 80% своей продукции в Европе. Сегодня украинские окатыши поставляются даже в Индию, хотя та сама владеет значительными запасами железных руд. Однако приоритетами Ferrexpo все-таки являются Китай и Япония. Ведь в ближайшие несколько лет за счет активной разработки Еристовского месторождения компания собирается увеличить производство окатышей до 12-13 млн тонн в год (по итогам 2010 ожидается выпуск чуть менеее 10 млн тонн). Продавать же дополнительные объемы К.Жеваго придется в основном на новых для себя рынках.

Только там есть вполне очевидные предпосылки для роста. Из центральноевропейского рынка после последних сделок с Voest Аlpine и Helogistics группа Ferrexpo и так выжала почти максимум возможного. Разве что можно попробовать пробиться еще на рынок Германии. В Японии же, по оценкам инвестиционной группы ТАСК, доля продаж Ferrexpo до сих пор составляла менее 1% в общем портфеле заказов. Подписание же контракта с JFE Steel способно увеличить эту долю до 4-5% уже в следующем году. Кроме того, цены на окатыши на Дальнем Востоке в настоящее время выше, чем в Европе. Так, если, по данным Dragon Capital, Полтавский ГОК отгружает сейчас свой товар на европейские рынки по 130-135 долл./тонн, то в Японии и Китае ноябрьские цены держались в диапазоне 175-200 долл./тонн. Даже с учетом транспортных издержек экспорт в ЮВА получается более прибыльным для украинской компании. Другое дело, что объемы его пока не столь высоки.

Кроме того, в этом регионе следует ожидать обострения конкуренции между производителями рудного сырья из стран СНГ. Например, на днях российский
холдинг "Металлоинвест" Алишера Усманова заявил, что договорился со второй по величине китайской металлургической группой Baosteel Group о продаже ей в 2011 году 2 млн тонн железорудного концентрата и окатышей. Правда, из КНР подтверждения этой сделки пока не пришло. Но в том, что россияне будут рваться в китайские рудные интенданты, сомневаться не приходится. Правда, для А.Усманова это, хотя и крупная, но пока одноразовая операция, у К.Жеваго же в кармане более скромный, но и более надежный документ.

Очевидно, на спотовых поставках можно заработать быстрее, но наличие долгосрочных контрактов – это страховка от колебаний рыночного маятника.
Ряд аналитиков прогнозирует, что уже в 2013-2014 годах в Юго-Восточной Азии может возникнуть рудный профици. И в таком случае преимущества получат именно те поставщики, которые связали себя договорными узами с местными сталеварами на длинные сроки.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

25 Грудня 2023

Туреччина стала нетто-імпортером сталі вперше з 2015 року

Споживання сталі в Чехії впало до десятирічного мінімуму

В портах Великої Одеси за добу розвантажують майже тисячу вагонів з зерном

Росіяни вкрали 8 млн тонн зерна на окупованих територіях України

Укрнафта запустила нову свердловину глибиною майже 3000 метрів

Автогаз на АЗС подешевшав ще на 40 копійок

Інвестиції в інфраструктуру Дунайських портів становили 100 млн доларів

Ключовий рудний порт Австралії знизив перевалку до 505 млн тонн

Індія збільшує імпорт сталі

Бензин та дизпаливо продовжують дешевшати на заправках

В НБУ бачать можливість для подальшого зниження облікової ставки

Металурги Польщі країни скоротили виробництво сталі на 14,9% 

Українська енергосистема надавала аварійну допомогу Польщі

Польські фермери розблокували один з пунктів пропуску на кордоні з Україною

Україна отримала від Світового банку 1,34 млрд дол допомоги

Перебої в судноплавстві в Червоному морі призвели до подорожчання деяких металів

ВСІ НОВИНИ ⇢