Подробнее Запомнить город


Акцизом по бездорожью и разгильдяйству

24.12.08
размер текста:

Премьер-министр Юлия Тимошенко не так давно заявила, что если частные заводы и фабрики начнут в условиях экономического спада массово увольнять сотрудников, то работу этим людям даст государство. Например, позовет их строить дороги. В Кабмине уже придумали, где взять денег на такое строительство. 24 декабря Верховная Рада поддержала в первом чтении правительственный законопроект, предполагающий увеличение ставок акцизных сборов на моторные бензины на 83,3%, на дизтопливо - более чем в 2 раза. Собранные благодаря росту акцизов средства должны пойти на обустройство отечественных автомагистралей в преддверии Евро-2012.

Не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы догадаться: принятие закона о новых акцизных ставках автоматически приведет к подорожанию нефтепродуктов на внутреннем рынке. Ведь топливные трейдеры посчитают несправедливым нести дополнительное налоговое бремя самостоятельно, и переложат его по большей
части на владельцев транспорта. В последней декаде декабря мы имели возможность наблюдать, как, появившись еще только в виде проекта, акцизные нововведения уже повернули топливный ценовой маятник в обратную сторону. И хотя начавшееся подорожание бензинов и дизтоплива на фоне дальнейшего
падения мировых цен на нефть торговцы топливом объясняют исключительно нестабильностью валютного курса в стране, реально они уже закладывают в цену риск утяжеления налоговой составной.

В принципе это логично: за надлежащее состояние дорог, прежде всего, должен платить тот, кто по ним ездит. В этом случае бензин с ДТ выступают лишь как инструменты взимания дополнительных сборов с водителей. Но в случае с увеличением акцизных ставок слишком режет ухо непоследовательность украинского правительства. Да и сомнения одолевают, что собранные таким образом деньги действительно попадут к автодорожникам в полном масштабе, а не какими-то  крохами.

Стоит напомнить, что 27 октября Юлия Тимошенко, ее первый зам Александр Турчинов и еще несколько высокопоставленных чиновников провели большую встречу с крупнейшими украинскими нефтетрейдерами, где пообещали акцизы не трогать, если цены на заправках к 1 декабря упадут на 1 гривню за литр. Топливные операторы свое слово худо-бедно сдержали. Кабмин фактически нарушил договоренность. Конечно, можно сколько угодно аргументировать, что цены на топливо объективно должны были упасть, что украинские акцизы -- и так самые низкие в Европы, но если в правительстве это знали, то почему не преодолели искушение искупаться в лучах дешевой рекламы, преподнося падение цен на заправках, как собственную заслугу, а их рост -- как сговор АЗС-владельцев.

Подобной полуправдой нашпигована и пояснительная записка к акцизному законопроекту, подготовленная Министерством финансов Украины. Согласно его  данным, минимальный акциз на бензины в странах ЕС составляет 273 евро за тонну, в Беларуси колеблется в пределах 221-314 евро за тонну, в России - 74-101 евро за тонну. Однако, сказав "а", надо произнести и "б". В Украине, действительно, налоговая доля в цене топлив чуть ли не самая низкая на континенте, но и таких дешевых нефтепродуктов за границей почти нигде не найдешь, за исключением, пожалуй, России. При нынешнем валютном курсе литр А-95 стоит у нас меньше, чем пол евро. Для сравнения, в Польше - порядка 80 евроцентов. Недавно специалисты киевской консалтинговой компании UPECO посчитали, сколько бы стоила тонна А-95 и дизтоплива на смежных с Украиной рынках, если из отпускной цены изъять все налоги и сборы. Вот что получилось: Беларусь -- 807$ за тонну А-95 и 695$ за тонну ДТ, Румыния -- 724$ и 863$ соответственно, Литва -- 620$ и 756$, Болгария -- 963$ и 800$. Украинские показатели ничуть не выпадают из этого контекста: 693$ за тонну 95-го бензина, 706$ -- за тонну дизтоплива. В данное время конкретные цены, естественно, могли изменится, но пропорция в целом сохраняется.

Другое дело, что ставки акцизов не менялись в Украине с 1 января 2003 года, тогда как цены на топливо за этот же период выросли в 3 раза. Таким  образом, доля акцизного сбора в цене 1 литра бензина уменьшилась с 14 -17% до 5%. Теперь же, в случае увеличения акцизов, она повысится, согласно расчетам Минфина, до 8%.

Если говорить о точных цифрах, то ставки акцизного сбора на бензины моторные (А-76 -- А-98) повышаются с 60 евро до 110 евро за тонну. В сегменте дизтоплива рост предполагается еще больше: для ДТ с содержанием серы более 2% -- с 45 до 95 евро за тонну; с содержанием серы от 0,035% до 0,2% -- с 35 до 85 евро за тонну; с содержанием серы от 0,005% до 0,035% -- с 30 до 80 евро за тонну; с содержанием серы не более 0,005% -- с 20 до 70 евро за тонну.

Странно, что подобная дифференциация не распространяется на бензины. Некоторые из игроков рынка нефтепродуктов видят в этом, как и во всем законе, реверанс в сторону отечественных НПЗ, чей бензин в целом уступает по качеству импортному. Для них дифференциация акцизных ставок невыгодна, зато их увеличение может стать определенным стимулом в работе. После курсового падения гривны импорт нефтепродуктов и так уже стал менее рентабельным, чем летом и в первые месяцы осени. Если сейчас еще и вырастут ставки акцизов, то объемы импорта, вероятно, упадут, а некоторые импортеры вообще уйдут с рынка. Их нишу придется заполнять продуктом  от национального производителя.

Однако для нефтетрейдеров, не имеющих собственных перерабатывающих мощностей, а живущих исключительно с перепродажи топлив, акцизные изменения вызывают мелкую нервную дрожь. "На фоне существенного снижения потребления нефтепродуктов (за октябрь-ноябрь 2008 года оно упало на 15% по сравнению с показателями за аналогичный прошлогодний период) увеличение акциза будет одним из факторов оказывающих негативное влияние на скорость оборачиваемости средств и объемы продаж компаний, которым в условиях курсовой нестабильности и так крайне сложно планировать свою выручку", - комментируют нововведение в одной из крупнейших топливных компаний страны. Иными словами, у трейдеров сейчас и так "напряженка" с оборотными средствами, а увеличенные акцизы вымоют их, чуть ли не дочиста.

Если переносить предложенные правительством ставки на цену литра нефтепродуктов автоматически, то бензин должен подорожать на 55 копеек, дизтопливо - на
68-83 (в зависимости от сорта). Но, скорее всего, уровень роста, как прогнозируют трейдеры, будет несколько ниже - от 20-30 до 45-50 копеек. В данном случае весьма важно курсовое соотношение гривны к евро, ведь ставки акциза номинированы в европейской валюте. Кстати, в октябрьских договоренностях между  нефтетрейдерами и Кабмином четко было зафиксировано, что держать низкие цены на топливо они способны лишь в случае, когда власти смогут удержать курсовую планку на уровне не выше 6 гривен за доллар.

Похоже, за 4 последних года, худшего времени для введения более высоких ставок акцизов Кабмин не нашел бы при всем желании. Даже на летнем пике стоимости нефтепродуктов такая мера была бы воспринята не столь болезненно - в высоких ценах акцизы бы просто растворились. Но чем-то накачивать прохудившийся бюджет нужно именно сейчас, вот в ведомстве Виктора Пинзеныка и вспомнили под конец года об акцизном насосе. Ожидаемый под воздействием нового закона годовой приток 4 миллиардов гривен - это не слабая подмога для бюджета. До дорог она, может, и не доберется, но на погашения социальных выплат - сгодится еще как.

Кстати, под лозунгом "За красивые дороги!" Кабинет Министров протягивает через Верховную Раду еще один подобный акцизный закон. Он касается увеличения ставок акцизных сборов на автомобили и их комплектующие. За счет этих сборов планируется собрать еще порядка 3 миллиардов гривен. Несмотря даже на протесты Минпромполитики, который утверждает, что это и будет ценой обелиска на могиле отечественного автопрома, живущего, прежде всего, за счет сборки новых машин из импортных полуфабрикатов.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
18.03.19, Ярослав Ярош
Более 10 лет руководство комбината "ArcelorMittal Кривой Рог" вело разговоры о строительстве новой агломерационной фабрики на предприятии. Но в начале 2019-го из дирекции АМКР прилетели другие вводные. Комбинат решил отказаться от прежней идеи. Теперь вместо новой аглофабрики должна появиться фабрика по окомкованию ЖРС. Такой объект, согласно предварительным расчетам, и экологичнее, и экономически выгоднее. Но при этом реконструкция обогатительного хозяйства на АМКР затянется и подорожает.
01.03.19, Игорь Воронцов
Наметившийся рост мировых цен на стальной лом угрожает стабильности работы украинских металлургических предприятий, обеспечивающих сотни тысяч рабочих мест и 25% валютных поступлений в страну. Ответом на вызов является законопроект №9474, принятый Верховной Радой 28 февраля за основу и в целом и направленный президенту Украины. Если он последует примеру законодателей и не станет затягивать с подписанием важного для отрасли документа, можно будет считать, что у металлургов есть сырье, а у бюджета – рост налоговых поступлений.
27.02.19, Ярослав Ярош
Глобальные торговые войны на стальном рынке украинскую металлургию пока особо не подкосили. Наоборот, по данным Министерства экономического развития и торговли, экспорт стальной продукции из страны вырос на 14,9%, или на 1,5 млрд долл. в денежном выражении, а по некоторым товарным позициям показал лучшие результаты с 2014 года.
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!