Подробнее Запомнить город


Акцизом по бездорожью и разгильдяйству

24.12.08
размер текста:

Премьер-министр Юлия Тимошенко не так давно заявила, что если частные заводы и фабрики начнут в условиях экономического спада массово увольнять сотрудников, то работу этим людям даст государство. Например, позовет их строить дороги. В Кабмине уже придумали, где взять денег на такое строительство. 24 декабря Верховная Рада поддержала в первом чтении правительственный законопроект, предполагающий увеличение ставок акцизных сборов на моторные бензины на 83,3%, на дизтопливо - более чем в 2 раза. Собранные благодаря росту акцизов средства должны пойти на обустройство отечественных автомагистралей в преддверии Евро-2012.

Не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы догадаться: принятие закона о новых акцизных ставках автоматически приведет к подорожанию нефтепродуктов на внутреннем рынке. Ведь топливные трейдеры посчитают несправедливым нести дополнительное налоговое бремя самостоятельно, и переложат его по большей
части на владельцев транспорта. В последней декаде декабря мы имели возможность наблюдать, как, появившись еще только в виде проекта, акцизные нововведения уже повернули топливный ценовой маятник в обратную сторону. И хотя начавшееся подорожание бензинов и дизтоплива на фоне дальнейшего
падения мировых цен на нефть торговцы топливом объясняют исключительно нестабильностью валютного курса в стране, реально они уже закладывают в цену риск утяжеления налоговой составной.

В принципе это логично: за надлежащее состояние дорог, прежде всего, должен платить тот, кто по ним ездит. В этом случае бензин с ДТ выступают лишь как инструменты взимания дополнительных сборов с водителей. Но в случае с увеличением акцизных ставок слишком режет ухо непоследовательность украинского правительства. Да и сомнения одолевают, что собранные таким образом деньги действительно попадут к автодорожникам в полном масштабе, а не какими-то  крохами.

Стоит напомнить, что 27 октября Юлия Тимошенко, ее первый зам Александр Турчинов и еще несколько высокопоставленных чиновников провели большую встречу с крупнейшими украинскими нефтетрейдерами, где пообещали акцизы не трогать, если цены на заправках к 1 декабря упадут на 1 гривню за литр. Топливные операторы свое слово худо-бедно сдержали. Кабмин фактически нарушил договоренность. Конечно, можно сколько угодно аргументировать, что цены на топливо объективно должны были упасть, что украинские акцизы -- и так самые низкие в Европы, но если в правительстве это знали, то почему не преодолели искушение искупаться в лучах дешевой рекламы, преподнося падение цен на заправках, как собственную заслугу, а их рост -- как сговор АЗС-владельцев.

Подобной полуправдой нашпигована и пояснительная записка к акцизному законопроекту, подготовленная Министерством финансов Украины. Согласно его  данным, минимальный акциз на бензины в странах ЕС составляет 273 евро за тонну, в Беларуси колеблется в пределах 221-314 евро за тонну, в России - 74-101 евро за тонну. Однако, сказав "а", надо произнести и "б". В Украине, действительно, налоговая доля в цене топлив чуть ли не самая низкая на континенте, но и таких дешевых нефтепродуктов за границей почти нигде не найдешь, за исключением, пожалуй, России. При нынешнем валютном курсе литр А-95 стоит у нас меньше, чем пол евро. Для сравнения, в Польше - порядка 80 евроцентов. Недавно специалисты киевской консалтинговой компании UPECO посчитали, сколько бы стоила тонна А-95 и дизтоплива на смежных с Украиной рынках, если из отпускной цены изъять все налоги и сборы. Вот что получилось: Беларусь -- 807$ за тонну А-95 и 695$ за тонну ДТ, Румыния -- 724$ и 863$ соответственно, Литва -- 620$ и 756$, Болгария -- 963$ и 800$. Украинские показатели ничуть не выпадают из этого контекста: 693$ за тонну 95-го бензина, 706$ -- за тонну дизтоплива. В данное время конкретные цены, естественно, могли изменится, но пропорция в целом сохраняется.

Другое дело, что ставки акцизов не менялись в Украине с 1 января 2003 года, тогда как цены на топливо за этот же период выросли в 3 раза. Таким  образом, доля акцизного сбора в цене 1 литра бензина уменьшилась с 14 -17% до 5%. Теперь же, в случае увеличения акцизов, она повысится, согласно расчетам Минфина, до 8%.

Если говорить о точных цифрах, то ставки акцизного сбора на бензины моторные (А-76 -- А-98) повышаются с 60 евро до 110 евро за тонну. В сегменте дизтоплива рост предполагается еще больше: для ДТ с содержанием серы более 2% -- с 45 до 95 евро за тонну; с содержанием серы от 0,035% до 0,2% -- с 35 до 85 евро за тонну; с содержанием серы от 0,005% до 0,035% -- с 30 до 80 евро за тонну; с содержанием серы не более 0,005% -- с 20 до 70 евро за тонну.

Странно, что подобная дифференциация не распространяется на бензины. Некоторые из игроков рынка нефтепродуктов видят в этом, как и во всем законе, реверанс в сторону отечественных НПЗ, чей бензин в целом уступает по качеству импортному. Для них дифференциация акцизных ставок невыгодна, зато их увеличение может стать определенным стимулом в работе. После курсового падения гривны импорт нефтепродуктов и так уже стал менее рентабельным, чем летом и в первые месяцы осени. Если сейчас еще и вырастут ставки акцизов, то объемы импорта, вероятно, упадут, а некоторые импортеры вообще уйдут с рынка. Их нишу придется заполнять продуктом  от национального производителя.

Однако для нефтетрейдеров, не имеющих собственных перерабатывающих мощностей, а живущих исключительно с перепродажи топлив, акцизные изменения вызывают мелкую нервную дрожь. "На фоне существенного снижения потребления нефтепродуктов (за октябрь-ноябрь 2008 года оно упало на 15% по сравнению с показателями за аналогичный прошлогодний период) увеличение акциза будет одним из факторов оказывающих негативное влияние на скорость оборачиваемости средств и объемы продаж компаний, которым в условиях курсовой нестабильности и так крайне сложно планировать свою выручку", - комментируют нововведение в одной из крупнейших топливных компаний страны. Иными словами, у трейдеров сейчас и так "напряженка" с оборотными средствами, а увеличенные акцизы вымоют их, чуть ли не дочиста.

Если переносить предложенные правительством ставки на цену литра нефтепродуктов автоматически, то бензин должен подорожать на 55 копеек, дизтопливо - на
68-83 (в зависимости от сорта). Но, скорее всего, уровень роста, как прогнозируют трейдеры, будет несколько ниже - от 20-30 до 45-50 копеек. В данном случае весьма важно курсовое соотношение гривны к евро, ведь ставки акциза номинированы в европейской валюте. Кстати, в октябрьских договоренностях между  нефтетрейдерами и Кабмином четко было зафиксировано, что держать низкие цены на топливо они способны лишь в случае, когда власти смогут удержать курсовую планку на уровне не выше 6 гривен за доллар.

Похоже, за 4 последних года, худшего времени для введения более высоких ставок акцизов Кабмин не нашел бы при всем желании. Даже на летнем пике стоимости нефтепродуктов такая мера была бы воспринята не столь болезненно - в высоких ценах акцизы бы просто растворились. Но чем-то накачивать прохудившийся бюджет нужно именно сейчас, вот в ведомстве Виктора Пинзеныка и вспомнили под конец года об акцизном насосе. Ожидаемый под воздействием нового закона годовой приток 4 миллиардов гривен - это не слабая подмога для бюджета. До дорог она, может, и не доберется, но на погашения социальных выплат - сгодится еще как.

Кстати, под лозунгом "За красивые дороги!" Кабинет Министров протягивает через Верховную Раду еще один подобный акцизный закон. Он касается увеличения ставок акцизных сборов на автомобили и их комплектующие. За счет этих сборов планируется собрать еще порядка 3 миллиардов гривен. Несмотря даже на протесты Минпромполитики, который утверждает, что это и будет ценой обелиска на могиле отечественного автопрома, живущего, прежде всего, за счет сборки новых машин из импортных полуфабрикатов.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!