Подробнее Запомнить город


Бензин made in...

25.12.08
размер текста:

В 2008 году украинский рынок топлив перешагнул роковую черту. Сейчас уже более 50% его нужд удовлетворяется за счет импорта. Это свидетельствует о системном кризисе национальной нефтепереработки, начавшемся еще задолго до общемировой рецессии и падения цен на нефть. В потенциале отечественные НПЗ способны обеспечить топливом две такие страны, как Украина, но реально их мощности загружены всего на 40%, а ККД таков, что едва хватает на поддержку штанов.

Владельцы нефтеперерабатывающих предприятий сегодня убиваются, что не чувствуют никакой государственной поддержки своим усилиям модернизировать производство. Но эти слезы не совсем искренни. В первой половине 2000-х у украинской нефтепереработки был свой короткий "золотой век", когда до 2004 года включительно объемы выпуска бензинов и дизтоплива регулярно увеличивались, иногда на 90-100% за год. Но заработанные в этот период средства хозяева НПЗ в лучшем случае бросили на скупку и строительство заправок, в худшем -- перевели в офшоры. Поэтому сейчас украинские заводы не выдерживают конкуренции со своими собратьями не только из соседних стран, но и, например, из далеких Казахстана и Туркменистана. Да что там говорить, в 2008 году на внутреннем рынке даже встречалось топливо происхождением из Турции и Израиля.

По расчетам компании "ТНК-ВР Коммерс", сейчас на тонне переработанной нефти украинский завод зарабатывает в среднем на 17 USD меньше, чем белорусский, и на 30-35 USD меньше, чем европейский или российский. Но пенять в данном случае следует отнюдь не на зеркало, а на собственную физиономию. До переломного 2004 года украинская нефтепереработка не могла нарекать на отсутствие протекционизма со стороны властей. Внутренний рынок был надежно защищен ввозными пошлинами, а налоговая составная в цене отечественных топлив до сих пор остается одной из самых низких на европейском континенте. Отказаться от импортных пошлин правительство вынудили лишь буйно взошедшие в 2005 году ростки топливного дефицита.

Открытие внутреннего рынка вызвало на нем три воистину тектонических сдвига. С одной стороны, ценообразующим фактором на заправках Украины вместо стоимости российской нефти стали котировки топлив на мировых биржах. С другой -- центр прибыльности в топливном бизнесе сместился с НПЗ в розничные АЗС-сети. С третьей --разница в ценах на отечественное и зарубежное топливо очень быстро нивелировалась.

Почему такое возможно, чтобы бензин, изготовленный, допустим, в Румынии, перевезенный через Черное море, растаможенный на границе в конечном итоге
продавался в украинской рознице по той же цене, что и произведенный вот здесь на месте, кременчугский или лисичанский продукт? Ответ один - украинские НПЗ работают неэффективно. Раньше не хотели, теперь не могут.

По данным вице-президента "ТНК-ВР Коммерс" по маркетингу и логистике Феликса Лунева, в 2008 году доходность заводов колеблется в пределах 2-5 долларов на тонне переработанного сырья, а иногда и выпадает в минус.

Все украинские НПЗ поражены так называемой мазутной болезнью, заключающейся в том, что в конечной корзине готовых нефтепродуктов доля мазута слишком высока -- в 2008 году около 26%. За 2007 год они суммарно произвели 3,3 миллиона тонн мазута, в 2008-м ожидается на миллион тонн меньше. Но и это много. Внутренний спрос съедает лишь 300-400 тысяч тонн мазута. Остатки приходится продавать за рубеж по цене, которая, как правило, даже меньше цены сырой нефти. В период низкой стоимости "черного золота" эта разница не столь ощутима, но когда цены держались в диапазоне более 100 USD за баррель, как это наблюдалось в течение почти всего первого полугодия, производство мазута наносило колоссальные убытки украинским НПЗ. Но и приостановить его выработку на заводах невозможно. Выход мазута -- это часть технологического цикла. Не будь ее -- разорвется вся цепочка, и предприятие остановится.

Другое дело, что на большинстве нефтеперерабатывающих предприятий в мире уже давно пошли путем освоения глубоких технологий, для которых мазутный
передел -- это первая ступенька к получению более прибыльных нефтепродуктов. В дальнейшем таких ступенек может быть еще две-три. На хорошо знакомом украинским трейдерам Мажейкяйском НПЗ (Литва), например, вообще уже не производят товарного мазута. Такое же безмазутное производство наблюдается на большинстве НПЗ в странах Евросоюза и Северной Америки.

За примерами, впрочем, можно пройтись и поближе, сравнив два крупнейших в Украине нефтеперерабатывающих завода (Кременчугский и Лисичанский) с двумя
белорусскими (Новополоцким и Мозырьским). Все они были запущены в одно и то же время (60-70-е годы прошлого века), с похожими технологическими
характеристиками и с акцентом на одну и ту же советскую схему, предусматривающую минимум процессов глубинной переработки и максимум мазута на выходе. Держалась такая схема исключительно на дешевом сырье и энергоресурсах. Когда после распада СССР не стало ни того, ни другого, белорусы сумели в довольно сжатые сроки (до конца 90-х годов) управиться с первым этапом модернизации НПЗ, а дальше постепенно наращивать их мощь. В результате сейчас Беларусь перерабатывает примерно вдвое больше нефти, чем Украина, при этом около 80% белорусских нефтепродуктов отправляется на экспорт, и не только к нам, но и на рынки ЕС -- в Польшу, Голландию, Балтию.

Украинским НПЗ, чтобы приблизиться к уровню Мозыря и Новополоцка, необходимо инвестировать в обновление, по самым скромным расчетам, 1 миллиард USD. Это было трудным заданием и 2-3 года назад, а сейчас задача стала почти непосильной. Кредитный рынок замер, а собственной финансовой массы владельцам заводов явно не хватит. С определенной натяжкой можно говорить, что на подножку уходящего поезда успел заскочить Одесский НПЗ, принадлежащий российскому "Лукойлу". Тот три года продержал предприятие на ремонте, но в апреле 2008-го вернул в строй. И хотя мощности завода после этого практически не увеличились, зато глубина переработки стала самой высокой в Украине -- 76% (это на 22% больше, чем до ремонта). Кроме того, Одесский НПЗ сейчас единственный в Украине, кто выпускает все топлива в стандарте Евро-4. Для сравнения напомним, что Евросоюз с 1 января 2009 года переходит на стандарт Евро-5, тогда как дизтопливо западноукраинских НПЗ (Дрогобычского и Надвирненского) зачастую не дотягивает и до Евро-3.

Если вкратце пробежаться по другим нефтеперерабатывающим объектам страны, то Херсонский НПЗ стоит с лета 2005-го. На Кременчугском (ЗАО "Укртатнафта")
дрязги между основными акционерами -- "Татнефтью" и "Нафтогазом Украины" -- привели к тому, что оперативное руководство предприятием перехватила
структура, входящая в группу "Приват" и владеющая в кременчугском ЗАО всего лишь 1% акций с хвостиком. После этого завод стал испытывать не только нехватку денежных ресурсов на развитие, но и сырьевой голод. Лисичанский НПЗ, входящий в группу ТНК-ВР, вроде бы и модернизируется понемногу (за период с 2000 года здесь введено в эксплуатацию 6 новых технологических установок), но до дорогостоящих проектов у российского хозяина завода руки пока не доходят. Наконец, входящий в структуру "Укргазвыдобування" газоперерабатывающий завод в Шебелинке, который также специализируется на выпуске бензинов и дизтоплива, уперся в потолок своих мощностей. Больше чем с 1 миллионом тонн сырья в год ему не справиться, а на строительство дополнительной установки первичной переработки нефти и конденсата у материнской компании Шебелинского ГПЗ просто нет денег. Несмотря даже на то, что производство топлив сейчас приносит "Укргазвыдобуванню" больше прибыли, чем непосредственно добыча углеводородов.

Президент Киевского международного энергетического клуба "Q-club" Александр Тодийчук отмечает, что Украина теряет сегодня свою нефтеперерабатывающую промышленность, а сама страна превращается в сливную яму для низкокачественных нефтепродуктов украинского и российского производства, которые невозможно продать на рынках ЕС. Наиболее грустно, что объективных предпосылок для прорыва на украинском нефтеперерабатывающем фронте не наблюдается. Даже если парламент примет закон о налоговых льготах на ввоз технологического оборудования и материалов для реконструкции НПЗ, о чем их владельцы неоднократно просили киевскую власть, это уже будет запоздалым решением. Возможно, определенный стимул отрасли могло бы дать изменение акцизной политики по принципу: чем выше экологические и эксплуатационные свойства нефтепродукта, тем ниже ставка акцизного сбора. Только вот у госорганов всегда были проблемы с эффективным контролем качества топлив, реализуемых на АЗС.

По предварительным прогнозам, в 2008 году суммарно отечественные переработчики произведут немногим больше, чем по 3 миллиона бензинов и дизтоплива (что на 25% меньше, чем в прошлом году), тогда как емкость отечественного рынка светлых нефтепродуктов составляет примерно 11 миллионов тонн. То есть сегодня 5 миллионов тонн трейдерам необходимо завозить из-за пределов страны и кривая этого импорта из месяца в месяц стремится вверх. В сегменте дизтоплива более 50% импортных поставок приходится на Россию (группа Уфимских НПЗ и Рязанский НПЗ), в сегменте бензинов лидерство за заводами из трех стран -- Литвы, Румынии и Беларуси. В следующем году, как рассчитывают трейдеры, объем ввезенного топлива превысит 6 миллионов тонн.

Правда, данный расчет строился в контексте дальнейшего роста топливного рынка. Добравшийся до Украины кризис готов внести в сценарий свои
коррективы. Ослабление гривны и начавшееся в ноябре падение спроса на нефтепродукты неожиданно подарили дополнительный шанс украинским НПЗ. Ввозить
бензины с Запада стало куда менее выгодно, чем летом. И на этой волне определенную долю внутреннего рынка национальные производители могут отвоевать, пускай и не в валовом, а в процентном отношении. Но эта победа все равно будет временной, поскольку коренным образом проблемы отрасли она не решит. Качественный прыжок от Евро-3 с натяжкой до Евро-5 украинским НПЗ в краткосрочной перспективе не по силам. Выше головы, как говорится, не прыгнешь. А посему идея строительства в Украине совершенно нового нефтеперерабатывающего завода, изначально располагающего современными технологиями, не столь уж плоха. Если только не пытаться воплотить ее в жизнь за бюджетный счет.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
21:18 | 10.01.2009
ШАМАН
Если только не пытаться воплотить ее в жизнь за бюджетный счет. ЧТОБЫ ОН ОПЯТЬ ЗА ДАРМ А ПОПАЛ К АХМЕТОВЫМ БАЛОГАМ ФИРТАШАМ И Т Д

...
Новости партнеров


Статьи
11.07.19, Ярослав Ярош
1 июля Украина завершила самый быстротечный и самый массовый по количеству претендентов конкурс для частных добытчиков. 9 газоносных блоков получили своих потенциальных хозяев, проявивших готовность работать с государством на условиях раздела продукции. Но если раньше Киеву удавалось подписывать СРП с мировыми грандами, такими как Shell, Chevron, Eni, то сейчас список победителей не настолько звездный. В нем преимущественно отечественные компании, а также иностранцы из второго эшелона. Кабмин уже не может позволить себе переборчивость. На страну надвигается реальный дефицит природного газа.
04.07.19, Василий Январев
Нарастивший объемы производства после вынужденного простоя в 2017 году Днепровский металлургический комбинат столкнулся с новой угрозой – 31 мая Хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства предприятия по иску компании "Технобудмонтаж Груп". Впрочем, у меткомбината есть все возможности пройти этот непростой период, не теряя объемы производства и не сокращая производственный персонал.
02.07.19, Павел Вернивский
Одно из первых важных сообщений, прозвучавших от команды президента Владимира Зеленского, – работа с Международным валютным фондом будет продолжена. При этом почти каждый политик, пытаясь убедить народ в необходимости работы с МВФ, говорит людям: другой альтернативы нет. Но действительно ли это так?
20.06.19, Василий Январев
На шахтоуправлении "Покровское" входит в финальную фазу крупнейший в угледобывающей отрасли страны инвестиционный проект. Компания готова вложить более 160 млн долл. в разработку нового угольного блока №11. Строительные работы стартовали на этом блоке еще в 2011 г., но у прежнего хозяина Виктора Нусенкиса не хватило ресурсов, чтобы завершить начатое. Приход на "Покровское" в качестве владельца холдинга "Метинвест" дал проекту второе дыхание.
14.06.19, Игорь Воронцов
Банкротство второго по величине стального производителя Великобритании, официально объявленное 22 мая, наглядно показывает, к чему приводят необдуманные регуляторные решения правительства страны. Это хороший повод задуматься и для украинских высокопоставленных чиновников: ведь всегда лучше учиться на чужих ошибках, чем самим наступать на грабли.
10.06.19, Игорь Воронцов
Импорт известкового камня в Украину растет опережающими темпами по сравнению с показателями местных добывающих предприятий. Отрасль находится под воздействием ряда общеэкономических негативных факторов, которые сохранятся и в текущем году. Несмотря на это, планы отдельных производителей на 2019 г. довольно оптимистичны. Они надеются расширить долю рынка, потеснив импортеров. Хотя последним пока удается наращивать объемы поставок.
06.06.19, Ярослав Ярош
Холдинг Виктора Пинчука взялся системно блокировать проникновение чужеродного импорта на внутренний рынок труб. В январе 2019-го "Интерпайп" добился от Антимонопольного комитета решения, которым был разблокирован доступ компании для ряда тендеров ДК "Укргазвыдобування". В мае он получил поддержку и со стороны Минэкоразвития. Межведомственная комиссия по международной торговле начала антидемпинговое расследование в отношении импорта стальных бесшовных горячедеформированных труб из Китая.
30.05.19, Игорь Воронцов, Виктория Финчук
Начавшийся спад в жилищном строительстве негативно сказался на загрузке мощностей украинской цементной промышленности. Основные надежды предприятий связаны с планами правительства по масштабному строительству цементобетонных дорог. Это может стать драйвером роста для всей украинской экономики – поскольку одно рабочее место в дорожном строительстве создает 12 рабочих мест в смежных отраслях. А при строительстве цементобетонных дорог создается 20 рабочих мест, по подсчетам ассоциации "Укрцемент".
21.05.19, Игорь Воронцов
Металлургические предприятия Китая наращивают стальную выплавку стремительными темпами. По итогам апреля показатель повысился на 12,7% по сравнению с тем же месяцем 2018 года, до 85,03 млн тонн. В целом за январь-апрель прирост составил 10,1%, до 314,96 млн тонн.
17.05.19, Ярослав Ярош
За последнюю декаду апреля российской "Транснефти" удалось загрязнить ядовитой хлорорганикой около 6000 км трубопроводной системы "Дружба". Только по предварительным подсчетам российские потери составят свыше 1 млрд долл. Как говорится, и диверсантов не надо. Украина же на истории с грязной нефтью может даже подзаработать в краткосрочной перспективе, хотя потерять – в длинной.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!