Подробнее Запомнить город


Без божьей помощи

13.12.10
размер текста:

Переговоры Украины и России по вопросам слияния Газпрома и Нафтогаза становятся все более невыгодными для Украины. Так, согласно последней информации Газпром рассчитывает на создание двух совместных предприятий, которые будут заниматься добычей газа на двух крупных украинских месторождениях. Но позиции Газпрома в переговорах ослабевают, ведь, не дождавшись внешних инвестиций в газотранспортную систему, Украина взялась за модернизацию стратегического объекта собственными силами.

Вопросы без ответов

Все больше вопросов вызывает необходимость слияния активов Нафтогаза и Газпрома. Одной из привлекательных сторон данной сделки Украина считала допуск к российским нефтегазоносным месторождениям, второй – российские инвестиции в модернизацию украинской ГТС. Однако в обоих вопросах Украина пока не видит для себя выгоды. Как известно, российские месторождения, которые Газпром намеревался включить в уставный фонд совместного предприятия с условием допуска Нафтогаза к их разработке, оказались нерентабельными. Более того, теперь россияне предложили сосредоточиться на совместной разработке украинских месторождений.

Предметом последних обсуждений представителей Нафтогаза и Газпрома стала добыча газа на украинских месторождениях – структуре Палласа на шельфе Черного моря, а также разработка угольных пластов на территории Украины. Причем инициатива исходила именно от российской стороны. Стороны обсудили возможность данного сотрудничества, однако председатель правления Газпрома Алексей Миллер утверждает, что стороны уже именно договорились о создании двух совместных предприятий.

Однако премьер-министр Украины Николай Азаров подчеркнул, что предложения по созданию совместных предприятий Газпромом и Нафтогазом необходимо рассматривать в общем контексте поставок и транзита российского газа. "Мы ведем переговоры и пытаемся достичь результата, выгодного для Украины. Пока еще процесс создания этих предприятий не прошел юридическую и организационную стадии. Пока еще это на уровне предложений. Задаем вопрос: а почему Россия действует опережающими темпами? Ну это нормальный прием в переговорном процессе, если ты хочешь чего-то добиться", – сказал Н.Азаров.

В каком бы контексте ни рассматривались данные предложения, однако, по мнению экспертов, проекты по созданию совместных предприятий неподъемны ни для Нафтогаза, ни для Газпрома. По словам эксперта Института энергетических исследований Юрия Корольчука, сотрудничество Нафтогаза Украины и Газпрома по освоению структуры Палласа впервые было оформлено в 2007 году. Следует отметить, что перспективная нефтегазоносная структура Палласа находится на границе Украины и России. Около 75% площади – со стороны Украины, 25% – России. Со стороны Нафтогаза проектом занималось ГАО "Черноморнафтогаз", со стороны Газпрома – ООО "Газфлот".

"Но дальше подписей на бумаге дело не пошло. Да в принципе и не могло пойти. Ведь для освоения и начала работ по проекту Палласа на 2007 год нужно было потратить в целом 12 млрд долл. Планировалось, что 6 млрд долл. выделит Нафтогаз, а остальную часть внесут инвесторы. Логично предположить, что инвестором должен был выступить Газфлот. Хотя у Газфлота ни три года назад, ни сегодня не было ни развитого филиала на Черноморском побережье, ни возможности привлечь такие ресурсы", – утверждает эксперт.

По мнению экспертов, в случае юридического оформления совместного предприятия по структуре Палласа Украина должна получить не менее 60% в доле СП. Однако, учитывая амбиции Газпрома, эксперты предполагают, что Нафтогаз может получить даже менее 50%. При этом затраты будут неоправданными. Учитывая доказанные запасы в 160 млрд куб. м газа и 40 млн тонн нефти с конденсатом, ежегодная добыча будет, возможно, на уровне 6 млрд куб. м газа и 2,5 млн тонн нефти с конденсатом. Кроме того, подчеркивают эксперты Института энергетических исследований, у Нафтогаза и Газпрома отсутствуют возможности глубоководного бурения, а лицензия на освоение структуры Палласа с российской стороны принадлежит предпринимателю Владимиру Лисину.

Второе совместное предприятие по добыче газа из угольных пластов также является малоперспективным. Более того, опыта в данном направлении у Нафтогаза нет, а россияне только в этом году впервые приступили к добыче газа из угольных пластов на Кузбассе. Эксперты подчеркивают, что даже при условии параллельной добычи угля, а это условие является необходимым, работа СП будет нерентабельной. Так, в среднем из тонны угля можно будет добывать около 6 куб. м газа. В результате добыча газа из угольных пластов станет очень дорогой. Кроме того, эксперты уверены, что у Нафтогаза не окажется средств на освоение данных месторождений. Впрочем, как и у Газпрома – в связи с финансированием таких крупных проектов, как "Северный поток" и Штокмановское газовое месторождение.

Собственными силами

Вопрос о финансировании модернизации украинской газотранспортной системы также на данный момент является открытым. Так и не дождавшись конкретных предложений по этому вопросу от России, Украина приступила к модернизации ГТС собственными силами. Следует отметить, что Россия ранее предлагала финансовую помощь в этом вопросе. Однако позже изменила свою точку зрения и сконцентрировалась на проекте "Южный поток", более того, украинская ГТС была названа россиянами бесперспективной.

Оставив демагогию менеджерам Газпрома, Укртрансгаз в текущем году инвестировал в модернизацию украинского газопровода 1,7 млрд грн. Причем, по сравнению с предыдущим годом, объем инвестиций вырос вдвое. В следующем году компания запланировала увеличить объем инвестиций в ГТС до 3,1 млрд грн. Таким образом, украинская компания за счет собственных ресурсов в течение 5-6 лет сможет полностью модернизировать отечественный газопровод. И спекуляции со стороны внешних партнеров относительно помощи в модернизации украинской ГТС можно считать закрытыми.

Так, в 2010 году компания выполнила переоснащение газопроводов. Кроме того, газовый привод компрессорных станций был заменен на электрический, что позволит сэкономить уже в этом году более 500 млн куб. м технического газа. Выделение средств на модернизацию стало возможным благодаря сокращению затрат: закупки технического газа снижены на треть, также прекращено финансирование второстепенных программ.

Помимо этого, компания также увеличила свои доходы за счет увеличения объемов транспортировки газа внутренним потребителям на 11,7%, до 50,4 млрд куб. м, транзита газа – на 1%, до 93 млрд куб. м, подземного хранения газа – на 19%, до 13,1 млрд куб. м.

В следующем году, по прогнозам Минтопэнерго, финансовые результаты обещают быть еще выше. К примеру, доходы от подземного хранения газа должны вырасти до 19,2 млрд грн., тогда как в текущем году составили 15,3 млрд грн., а объем транзита – увеличится до 110 млрд куб. м. Именно поэтому Укртрансгаз намерен увеличить объем инвестиций в модернизацию газотранспортной системы до 3,1 млрд грн. В частности, на модернизацию газопроводов и станций будет выделено 1,22 млрд грн., на реконструкцию компрессорных станций – 1,5 млрд грн., на модернизацию ПХГ – 200 млн грн.

На данный момент в подземных хранилищах газа, емкость которых равна 30 млрд куб. м, находится 23,7 млрд куб. м газа, чего должно хватить в осенне-зимний период для населения не только Украины, но и европейских стран. Однако Украина, по словам министра энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко, намерена увеличить емкость ПХГ на востоке страны. "Мы планируем расширить хранилища в восточной части нашей страны для обеспечения такого же мгновенного реагирования на изменения температур зимой", – сказал Ю.Бойко. Министр утверждает, что увеличение емкости ПХГ на востоке Украины позволит в будущем обеспечить еще более надежное газоснабжение, в частности отечественных промышленных предприятий в зимний период.

Однако проявить инициативу в будущем году намерен и Евросоюз. В частности, по сообщению Ю.Бойко, в следующем году Всемирный банк и ЕБРР намерены выделить на модернизацию украинской ГТС первый транш кредита в размере 308 млн долл. Это стало возможным после того, как Россия гарантировала Украине объем транзита газа в 112 млрд куб. м. "Первый транш ожидаем в середине 2011 года – 308 млн долл. на работы на газопроводе Уренгой – Помары – Ужгород. Это первая часть кредитов Всемирного банка и ЕБРР", – отметил министр.

Хотя необходимости в траншах европейских банков уже нет, ведь, по мнению экспертов, Украина сможет собственными силами провести модернизацию ГТС на протяжении нескольких лет. А внешние займы европейских банков, как впрочем, и аванс Газпрома за транзит газа в размере 1,5 млрд долл., на котором настаивает Минтопэнерго, только ухудшат и без того критическое финансовое положение Нафтогаза. По мнению эксперта Института энергетических исследований Д.Марунича, новое правительство, как и его энергетический блок, провозгласившие курс на финансовое оздоровление Нафтогаза Украины, должны приложить максимум усилий для снижения зависимости компании от кредитных средств. Однако на самом деле все происходит иначе.

Галина Поляница

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.
04.03.20, Василий Январев
Чем лучше развит внутренний рынок стали, тем проще металлургам любой страны переносить периодически повторяющиеся спады на глобальной арене. В Украине с этим традиционно было неважно, а по итогам прошлого года ситуация ухудшилась: потребление металлопродукции сокращается, а импортеры продолжают наращивать свою долю даже на падающем рынке.
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!