Подробнее Запомнить город


Медный грош

10.12.10
размер текста:

Медь, наряду с золотом, платиной, нефтью и кукурузой, обладает сегодня самым высоким потенциалом удорожания на мировых рынках. Таков прогноз авторитетной компании Goldman Sachs. Для украинской промышленности по переработке медного лома и производству медных сплавов это может означать наступление эпохи Ренессанса. Но предоставленным шансом нужно еще суметь воспользоваться.

Пророчества Goldman Sachs уже начали сбываться. В 2010 году производство меди и спрос на нее в мире практически сравнялись, тогда как годом ранее разрыв составлял примерно 1 млн тонн (произведено было 18,2 млн тонн рафинированной меди, а потреблено 17,3 млн тонн). Более того, уже во II квартале текущего года на рынке стал ощущаться легкий голод на красный металл. А в 2011, по расчетам аналитиков International Copper Study Group, сигналы медного дефицита станут регулярными. Мировое потребление меди может превысить объемы ее выпуска более чем на 435 тыс. тонн, что неминуемо подхлестнет цены и в итоге они даже способны превысить максимум 2008 года – 1,937 долл./кг. В 2010 году на Чикагской товарной бирже цены на медь в течение трех кварталов выросли на 12,5%, достигнув отметки 1,75 долл./кг.

Украина никогда не относилась к числу акул мировой медной металлургии, но в регионе СНГ она всегда ходила в лидерах по потреблению меди на душу населения. Сейчас этот показатель опустился ниже 1 кг и в 7-8 раз отстает от подобных цифр в странах Западной Европы. В то же время отечественные мощности по производству меди и ее производных загружены не более чем на 35%. Одна из ключевых причин этого – ырьевая. Рудная медь в стране практически не добывается, хотя отдельные ее залежи имеются (например, на Волыни), а заготовка лома и отходов уже пятый год держится на уровне ниже 70 тыс. тонн в год. Это вдвое ниже, чем, например, в 2000 году, и при том, что круг отечественных предприятий, работающих с медным ломом, понемногу расширяется.

Флагман отрасли, Артемовский завод по обработке цветных металлов (АЗОЦМ), один способен перерабатывать в 2 раза больше сырья, чем накапливается за год на украинских вторметовских складах. Правда, пока только гипотетически. Проектные мощности завода рассчитаны на выпуск 120 тыс. тонн круглого и плоского проката из меди, а также 60 тыс. тонн медной катанки. Впрочем, в прошлом году ему удалось обработать всего 34 тыс. тонн лома. В 2010 продуктивность предприятия выросла на треть, так что по итогам года уровень сырьевой загрузки составит примерно 45 тыс. тонн. Но, кроме АЗОЦМ, в этом же сегменте работают ныне и более мелкие переработчики: например, Запорожский завод цветных сплавов, Константиновский завод металлургического оборудования, одесское предприятие "Панком-ЮН". Им вместе по силам произвести 18-20 тыс. тонн катодной меди марок М00, М0, М1 из лома и отходов.

По оценкам специалистов Донецкого НИИ цветных металлов, в ближайшей и среднесрочной перспективе предпосылок для существенного увеличения заготовки медного лома внутри страны нет, тогда как потребление медной продукции в Украине будет расти. Ориентировочно – 4-6% в год. А это значит, что субъектам национальной цветной металлургии пора искать варианты довоза сырья из-за рубежа. Хотя при нынешнем мировом спросе на медь успех подобной затеи возможен только при государственной поддержке.
 
Основным источником сырьевой подпитки могла бы быть Россия. Тем более что украинские медепрокатчики зачастую находятся ближе к ломозаготовительным базам цветных металлов на юге и западе РФ, чем сами россияне. Ведь большинство российских объектов цветной металлургии (Кировский, Ревдинский, Каменск-Уральский заводы, ГЗОЦМ "Сплав") расположены на Урале или вблизи него. С другой стороны, сегодня у соседей спрос на медь, как и по всему миру, резво стремится вверх. И промышленность на это уже отреагировала. За январь-октябрь 2010 года российский цветмет изготовил рафинированной меди на 6,8% больше, чем за аналогичный прошлогодний период, медной проволоки – больше на 32,2%, плоского проката – на 36,5%, а фольги – на все 87,8%. Поэтому свободного сырьевого ресурса на рынке России не так уж и много. А в близлежащих Беларуси и Молдове медный лом востребован меньше, но и объемы сбора его невелики.

Свой рынок от вывоза этого продукта Украина защищает посредством  экспортной пошлины. Но в связи со вступлением Украины во Всемирную торговую организацию уже в 2012 году ее ставка должна уменьшиться вдвое: с нынешних 30% таможенной стоимости до 15%. Кроме того, Кабмин лицензирует и экспорт полуфабрикатов и изделий из цветных и легированных металлов, изготовленных с использованием металлолома, в частности рафинированную и нерафинированную медь, медные сплавы, порошки, прутки, бруски, профили и т.п. Благодаря таким "ситам-шлюзам" национальная индустрия, в том числе такие важные отрсли, как ВПК, электроника и связь, пока не испытывали существенной нехватки красного металла.

Но чтобы и впредь обезопасить их от подобных рисков, специалисты ДонНИИЦветмет предлагают создать в стране режим максимального благоприятствования импорту медесодержащего сырья. А в глобальном аспекте – разработать стратегию дальнейшего развития медной  промышленности Украины. Подобная концепция уже появлялась в 1990 годах, но сейчас она безнадежно устарела.

Цены на цветной металлом пока и в Украине, и в соседних странах находятся на паритетном уровне. В то же время за счет ввезенных ресурсов можно увеличить отечественную переплавку меди на 60-100 тыс. тонн в год, чтобы выходить на внешние рынки с уже готовой продукцией. Подобная перспектива больше всего радует уже упоминавшийся АЗОЦМ. Он недавно закончил обновление производства водопроводных и кондиционных медных труб, установив китайское прокатно-волочильное оборудование. А теперь начинает техническое перевооружение прокатного цеха со сметой в почти 7 млн долл. По подсчетам заводских специалистов, реализация данной программы позволит увеличить объемы выпуска проката более чем в два раза – с 331 до 695 тонн в месяц. При этом на выходе АЗОЦМ должен получать продукцию, которая по своим качественным характеристикам полностью пригодна для продажи на европейских рынках.

Летом на завод уже поступили 52 млн грн. из кредитной линии Укрсоцбанка на 280 млн грн., открытой еще в 2008 году. Вероятно, эти деньги как раз и предназначены для поддержки прокатных новаций в Артемовске. Поэтому финансовую сторону модернизации можно считать закрытой. Относительно же укрепления сырьевых тылов на АЗОЦМ все же надеются на поддержку правительства. В конце концов Артемовский завод цветных металлов совсем не чужой для первого вице-премьера Андрея Клюева, ведь работает он под руководством донецкого ОАО "Укрподшипник".

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!