Подробнее Запомнить город


Медный грош

10.12.10
размер текста:

Медь, наряду с золотом, платиной, нефтью и кукурузой, обладает сегодня самым высоким потенциалом удорожания на мировых рынках. Таков прогноз авторитетной компании Goldman Sachs. Для украинской промышленности по переработке медного лома и производству медных сплавов это может означать наступление эпохи Ренессанса. Но предоставленным шансом нужно еще суметь воспользоваться.

Пророчества Goldman Sachs уже начали сбываться. В 2010 году производство меди и спрос на нее в мире практически сравнялись, тогда как годом ранее разрыв составлял примерно 1 млн тонн (произведено было 18,2 млн тонн рафинированной меди, а потреблено 17,3 млн тонн). Более того, уже во II квартале текущего года на рынке стал ощущаться легкий голод на красный металл. А в 2011, по расчетам аналитиков International Copper Study Group, сигналы медного дефицита станут регулярными. Мировое потребление меди может превысить объемы ее выпуска более чем на 435 тыс. тонн, что неминуемо подхлестнет цены и в итоге они даже способны превысить максимум 2008 года – 1,937 долл./кг. В 2010 году на Чикагской товарной бирже цены на медь в течение трех кварталов выросли на 12,5%, достигнув отметки 1,75 долл./кг.

Украина никогда не относилась к числу акул мировой медной металлургии, но в регионе СНГ она всегда ходила в лидерах по потреблению меди на душу населения. Сейчас этот показатель опустился ниже 1 кг и в 7-8 раз отстает от подобных цифр в странах Западной Европы. В то же время отечественные мощности по производству меди и ее производных загружены не более чем на 35%. Одна из ключевых причин этого – ырьевая. Рудная медь в стране практически не добывается, хотя отдельные ее залежи имеются (например, на Волыни), а заготовка лома и отходов уже пятый год держится на уровне ниже 70 тыс. тонн в год. Это вдвое ниже, чем, например, в 2000 году, и при том, что круг отечественных предприятий, работающих с медным ломом, понемногу расширяется.

Флагман отрасли, Артемовский завод по обработке цветных металлов (АЗОЦМ), один способен перерабатывать в 2 раза больше сырья, чем накапливается за год на украинских вторметовских складах. Правда, пока только гипотетически. Проектные мощности завода рассчитаны на выпуск 120 тыс. тонн круглого и плоского проката из меди, а также 60 тыс. тонн медной катанки. Впрочем, в прошлом году ему удалось обработать всего 34 тыс. тонн лома. В 2010 продуктивность предприятия выросла на треть, так что по итогам года уровень сырьевой загрузки составит примерно 45 тыс. тонн. Но, кроме АЗОЦМ, в этом же сегменте работают ныне и более мелкие переработчики: например, Запорожский завод цветных сплавов, Константиновский завод металлургического оборудования, одесское предприятие "Панком-ЮН". Им вместе по силам произвести 18-20 тыс. тонн катодной меди марок М00, М0, М1 из лома и отходов.

По оценкам специалистов Донецкого НИИ цветных металлов, в ближайшей и среднесрочной перспективе предпосылок для существенного увеличения заготовки медного лома внутри страны нет, тогда как потребление медной продукции в Украине будет расти. Ориентировочно – 4-6% в год. А это значит, что субъектам национальной цветной металлургии пора искать варианты довоза сырья из-за рубежа. Хотя при нынешнем мировом спросе на медь успех подобной затеи возможен только при государственной поддержке.
 
Основным источником сырьевой подпитки могла бы быть Россия. Тем более что украинские медепрокатчики зачастую находятся ближе к ломозаготовительным базам цветных металлов на юге и западе РФ, чем сами россияне. Ведь большинство российских объектов цветной металлургии (Кировский, Ревдинский, Каменск-Уральский заводы, ГЗОЦМ "Сплав") расположены на Урале или вблизи него. С другой стороны, сегодня у соседей спрос на медь, как и по всему миру, резво стремится вверх. И промышленность на это уже отреагировала. За январь-октябрь 2010 года российский цветмет изготовил рафинированной меди на 6,8% больше, чем за аналогичный прошлогодний период, медной проволоки – больше на 32,2%, плоского проката – на 36,5%, а фольги – на все 87,8%. Поэтому свободного сырьевого ресурса на рынке России не так уж и много. А в близлежащих Беларуси и Молдове медный лом востребован меньше, но и объемы сбора его невелики.

Свой рынок от вывоза этого продукта Украина защищает посредством  экспортной пошлины. Но в связи со вступлением Украины во Всемирную торговую организацию уже в 2012 году ее ставка должна уменьшиться вдвое: с нынешних 30% таможенной стоимости до 15%. Кроме того, Кабмин лицензирует и экспорт полуфабрикатов и изделий из цветных и легированных металлов, изготовленных с использованием металлолома, в частности рафинированную и нерафинированную медь, медные сплавы, порошки, прутки, бруски, профили и т.п. Благодаря таким "ситам-шлюзам" национальная индустрия, в том числе такие важные отрсли, как ВПК, электроника и связь, пока не испытывали существенной нехватки красного металла.

Но чтобы и впредь обезопасить их от подобных рисков, специалисты ДонНИИЦветмет предлагают создать в стране режим максимального благоприятствования импорту медесодержащего сырья. А в глобальном аспекте – разработать стратегию дальнейшего развития медной  промышленности Украины. Подобная концепция уже появлялась в 1990 годах, но сейчас она безнадежно устарела.

Цены на цветной металлом пока и в Украине, и в соседних странах находятся на паритетном уровне. В то же время за счет ввезенных ресурсов можно увеличить отечественную переплавку меди на 60-100 тыс. тонн в год, чтобы выходить на внешние рынки с уже готовой продукцией. Подобная перспектива больше всего радует уже упоминавшийся АЗОЦМ. Он недавно закончил обновление производства водопроводных и кондиционных медных труб, установив китайское прокатно-волочильное оборудование. А теперь начинает техническое перевооружение прокатного цеха со сметой в почти 7 млн долл. По подсчетам заводских специалистов, реализация данной программы позволит увеличить объемы выпуска проката более чем в два раза – с 331 до 695 тонн в месяц. При этом на выходе АЗОЦМ должен получать продукцию, которая по своим качественным характеристикам полностью пригодна для продажи на европейских рынках.

Летом на завод уже поступили 52 млн грн. из кредитной линии Укрсоцбанка на 280 млн грн., открытой еще в 2008 году. Вероятно, эти деньги как раз и предназначены для поддержки прокатных новаций в Артемовске. Поэтому финансовую сторону модернизации можно считать закрытой. Относительно же укрепления сырьевых тылов на АЗОЦМ все же надеются на поддержку правительства. В конце концов Артемовский завод цветных металлов совсем не чужой для первого вице-премьера Андрея Клюева, ведь работает он под руководством донецкого ОАО "Укрподшипник".

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
10:52 | 15.12.2010
Игревская Л.В.
Уважаемый Ярош! Если Вы помещаете статью на такую актуальную тему, то проверяйте данные. Фраза "... и в итоге они (цены) даже способны превысить максимум 2008 года – 1,937 долл./кг. В 2010 году на Чикагской товарной бирже цены на медь в течение трех кварталов выросли на 12,5%, достигнув отметки 1,75 долл./кг." выглядит, по крайней мере странно, так как среднегодовая цена 2008 г. катодной меди на Лондонской бирже металлов составляла 6956 долл./т, или. 6,956 долл./кг; 1,56 долл./кг медь стоила в 2001 г. За 11 месяцев 2010 г. ее цена поднялась до 7388 долл/т.

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!