Подробнее Запомнить город


Почти китайский марганец

09.12.10
размер текста:

Проект разработки Великотокмакского месторождения марганцевых руд, который в течение 10 лет безуспешно пытались реализовать отечественные инвесторы, теперь намерена осуществить китайская корпорация "Хунсин". Реализация этих планов может поколебать доминирующую позицию группы "Приват" на украинском ферросплавном рынке.

Недавно руководство торгово-промышленной корпорации (ТПК) "Хунсин" заявило о готовности приступить к реализации проекта освоения Великотокмакского месторождения марганцевых руд общей стоимостью 500 млн долл. Сейчас ТПК "Хунсин", с 1999 года осваивающая марганцевые месторождения, а также занятая производством и сбытом электролитического марганца, поставляет на внешние рынки 120 тыс. тонн этой продукции в год и занимает второе место в мире по объемам ее реализации.

Токмакский проект, стоимость активов которого уже превышает 400 млн долл., инвестор планирует реализовать в 5 этапов в течение 10 лет. Первый из них предполагает строительство горно-обогатительного комбината (ГОКа) с объемом добычи 1 млн тонн марганцевой руды в год, а также – завода по производству электролитического марганца на уровне 20 тыс. тонн в год. Объем средств, которые будут вложены в возведение этих мощностей, достигнет 80 млн долл. Как заверил председатель ТПК "Хунсин" Ли Сылянь, "в настоящее время компания владеет наиболее передовыми технологиями по производству электролитического марганца, что на фоне грядущей благоприятной рыночной конъюнктуры является залогом успешного воплощения этого проекта".

Расхождение интересов

Напомним, что в Украине сосредоточено 32% общемировых залежей марганцевых руд. Наша страна располагает крупнейшим в мире Никопольским марганцевым бассейном, на территории Днепропетровской и Запорожской областей, в котором сконцентрировано 2,25 млрд тонн марганцевых руд, а также Федоровским месторождением, захватывающим Днепропетровскую и Херсонскую области, с ресурсом 700 млн тонн. Никопольский бассейн включает пока не осваиваемое, как и Федоровское, Великотокмакское месторождение, потенциал которого равен 1,5 млрд тонн, или 70% всех отечественных запасов. А также Никопольское месторождение, которое разрабатывают Марганецкий и Орджоникидзевский ГОКи, входящие в состав группы "Приват".

Еще в советские времена на этом местрождении предусматривалось запустить не менее 9 горнорудных предприятий, но к концу 1980 годов было построено только одно – Таврический ГОК. Однако уже в 1995 году оно было признано убыточным и закрыто, а в 1997 его имущество было передано на баланс специально созданного для этого государственного предприятия (ГП) "Стептехсервис". В 2000 году оно было преобразовано в закрытое акционерное общество (ЗАО), 51,25% уставного фонда которого оказались в руках контролируемой ИСД компании "Визави", а 48,75% – остались в собственности государства.

Инвестор рассчитывал, что сможет наладить выпуск руды на протяжении года, а по истечении трех лет – довести объемы ее добычи до 600 тыс. тонн в год. При этом переработка сырья должна была осуществляться в доменной печи Краматорского металлургического завода. Однако вскоре владельцем госпакета акций ЗАО "Стептехсервис" стало ОАО "Запорожский завод ферросплавов" (ЗЗФ) и, в конечном счете, – группа "Приват". Длительное время совладельцы Стептехсервиса вели переговоры о совместной работе, но прийти к соглашению так и не смогли. Проект был заморожен, и, наконец, в 2008 году Министерство охраны окружающей природной среды Украины лицензию на разработку руды у этого предприятия изъяло.

В июне 2008 года Запорожский областной совет принял решение создать коммунальное предприятие (КП) "Степногорский ГОК". Согласно уставу основным видом его деятельности должны были стать геологоразведочные работы, а также – добыча и обогащение марганцевой и железной руды, в том числе – на тех 9 полях марганцевых месторождений, лицензией на освоение которых ранее обладало ЗАО "Стептехсервис". Предполагалось, что первоначально контрольный пакет акций СГОКа останется в коммунальной собственности, а около 49% уставного фонда предприятия перейдут во владение частной компании, которая впоследствии сможет увеличить свою долю до 100%.

Все это было сделано в расчете на сотрудничество с российскими производителями ферросплавов, с которыми представители Запорожского облсовета вели продолжительные переговоры. Тем не менее россияне от участия в этом проекте отказались, и уже в августе 2008 года руководство облсовета подписало соглашение о его реализации с консорциумом в лице ИСД и ОАО "ArcelorMittal Кривой Рог". Так же, как и ныне корпорация "Хунсин", партнеры заявляли о готовности инвестировать в разработку Великотокмакского месторождения не менее 500 млн долл. На эти средства планировалось ввести в эксплуатацию ГОК,  построить ферросплавный завод с объемами производства на уровне 350 тыс. тонн продукции в год. Однако, в отличие от нынешнего китайского инвестора, ИСД и "ArcelorMittal" были уверены, что смогут реализовать этот проект за 5-7 лет.

Накануне тендера о своей заинтересованности в проекте заявили и представители группы "Приват". Речь шла, естественно, о расширении сырьевой базы для снабжения входящих в ее состав Запорожского, Стахановского (СЗФ) и, частично, Никопольского ферросплавных заводов (НЗФ). При этом эксперты оценивали шансы группы на получение доступа к Великотокмакскому месторождению достаточно высоко. По их мнению, Приват, в случае необходимости, не только мог оспорить результаты тендера в суде, но и, например, попытаться восстановить лицензию Стептехсервиса или, в крайнем случае, добиться запрета на разработку этого участка месторождения.

Как бы то ни было, но буквально через пару месяцев, с началом глобального кризиса, ситуация радикально изменилась. В декабре 2008 года вице-президент корпорации "ИСД" Александр Пилипенко сообщил о том, что в ближайшие пару лет ИСД не будет финансировать ни освоение Токмака, ни другие новые проекты. А еще через пару месяцев от этой идеи отказалась и группа "Приват". Так, в начале 2009 года подконтрольное ей ООО "Природные ресурсы" получило разрешение Днепропетровского областного совета на разработку Федоровского месторождения марганцевых руд. Одним словом, потенциальные инвесторы переключились на другие сферы, а Токмак остался до поры до времени как бы невостребованным.

Освободившаяся ниша

Наряду с этим не меньший интерес к данному объекту проявляли и представители группы "Финансы и Кредит", в число активов которой входят, в частности, ОАО "Холдинговая компания "АвтоКрАЗ", ОАО "Полтавский ГОК", македонский ферросплавный завод Skopski Legury и крупнейшая в Европе угольная компания New World Resources N.V. Так, в 2005 году группой было создано ООО "Токмакская ферросплавная компания", а уже в 2006 Запорожский облсовет предоставил ему право на освоение Великотокмакского месторождения.

В целом, проект группы общей стоимостью 200 млн долл. подразумевал возведение предприятия по производству ферросплавов с проектной мощностью до 200 тыс. тонн в год на базе входящего в состав ХК "АвтоКрАЗ" Токмакского кузнечно-штамповочного завода. Запуск его первой очереди – цеха по выпуску ферросиликомарганца на уровне 40 тыс. тонн ежегодно – должен был состояться в 2009 году. Но в итоге реализован тоже не был.

Между тем в течение последних двух лет многочисленные конфликты отечественных потребителей марганцевой руды и ферросплавов с группой "Приват", являющейся их главным поставщиком, не затухали. Так, у совладельца НЗФ – корпорации "Интерпайп" – было более чем достаточно поводов для претензий к собственнику украинских марганцевых ГОКов по поводу снабжения предприятия сырьем. А ArcelorMittal Кривой Рог вынуждена была и вовсе разорвать контракт с ЗЗФ и начать импортировать ферромарганец и силикомарганец из стран Евросоюза и Южной Кореи.

Все это означало, что украинские металлурги, заинтересованные в подрыве монополии группы "Приват" на ферросплавном рынке, должны были бы использовать для этого любую возможность и, прежде всего, занять вакантное место инвестора на Токмаке. Очередная такая возможность появилась в ноябре прошлого года, когда Минприроды выставило на аукцион лицензии на освоение трех новых участков Великотокмакского месторождения. Стартовая цена первой составляла 8,16 млн грн., второй – 15,07 млн грн. и третьей – 4,69 млн грн.

Первоначально приобрести этот актив планировал все тот же ИСД, однако вскоре в корпорацию пришел новый инвестор, который  не собирался вкладывать средства еще и в ферросплавную отрасль Украины. Поэтому заявку на участие в аукционе корпорация не подала. Как ни странно, но других претендентов не оказалось. И в результате в конце декабря прошлого года Минприроды назначенные аукционы отменило.

А уже летом нынешнего года представители посольства Украины в КНР официально сообщили о начале работы над созданием украино-китайского совместного предприятия (СП) по добыче и переработке марганцевой руды. При этом они уточнили, что данный проект, общей стоимостью не менее 200-300 млн долл., включает строительство ГОКа, куда в течение 2011 года будет инвестировано 150 млн долл., и, при благоприятной конъюнктуре, возведение ферросплавного завода, которое может состояться в 2012-2013 годах.

В общем, то, что за разработку одного из самых крупных в мире месторождений марганцевых руд могут взяться китайцы, было известно уже несколько месяцев назад. И хотя было совершенно очевидно, что в итоге контроль над всей отраслью может постепенно перейти в руки представителя одной из мощнейших экономик мира, это никак не обеспокоило ни потребителей, ни его потенциальных украинских конкурентов.

Между тем следует учесть, что придя в Украину всерьез и надолго, корпорация "Хунсин" в обозримой перспективе может навязать группе "Приват" жесточайшую конкурентную борьбу как за внутренний, так и за смежные рынки сбыта. Конечно, пока, как дипломатично отметил Ли Сылянь, корпорация намерена наладить лишь производство электролитического марганца, ежегодный дефицит которого в размере 30 тыс. тонн Украина восполняет импортом из Китая. Однако, весьма вероятно, что этим дело не ограничится.

Эксперты ГП "Укрпромвнешэкспертиза" подчеркивают, что сейчас китайские производители, используя кризисную ситуацию, стремятся максимально укрепить свои позиции на мировом рынке ферросплавов в преддверии последующего роста спроса. И, скорее всего, Токмакский проект – лишь один из этапов в реализации данной стратегии. Разумеется, украинские металлурги от этого выиграют. Но эффект был бы несравненно большим, если бы за разработку месторождения все-таки взялся кто-то из них.

Елена Герасимова

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!