Подробнее Запомнить город


Выгодные излишки

06.12.10
размер текста:

Производство ЖРС в Украине превышает потребности отечественной металлургии, однако мировая конъюнктура на рынке этого сырья способствует экспорту продукции украинских ГОКов.

По данным ассоциации горнорудных предприятий "Укррудпром", в январе-сентябре 2010 года горнодобывающие предприятия Украины экспортировали 24,7 млн тонн железорудного сырья (ЖРС), что на 24,2% выше показателей аналогичного периода 2009 года. В частности, экспорт железорудного концентрата (ЖРК) вырос на 21,8% – до 11,2 млн тонн, окатышей – на 20,5%, до 8,4 млн тонн, аглоруды – на 21,7%, до 4,4 млн тонн, агломерата в 5,6 раза – до 724,9 тыс. тонн.

Рост экспортных поставок в текущем году стал продолжением тенденции, наметившейся в 2009 году, когда украинские горно-обогатительные комбинаты (ГОКи) увеличили экспорт ЖРС до 28,6 млн тонн, что на 27,1% больше аналогичного показателя 2008 года.

Такие показатели неудивительны, с учетом того, что Украина является одним из мировых лидеров по запасам железной руды, и иностранные металлургические компании и трейдеры проявляют интерес к отечественному сырью. Кроме того, такая ситуация привлекательна и для ГОКов, чьи мощности существенно превышают потребность местной металлургии. Это обусловлено как историческими факторами (некоторые горнодобывающие предприятия изначально строились для удовлетворения потребностей иностранных компаний), так и сокращением объемов производства чугуна и стали в Украине в 1990 и 2000 годах.

Главным драйвером увеличения мирового спроса на ЖРС, в том числе и украинского производства, являются китайские меткомпании, которые вот уже несколько лет ведут торговые войны с австралийскими и бразильскими добытчиками руды. "Металлургия КНР слишком зависима от поставок ЖРС из Австралии и Бразилии. Китайские металлурги хотят диверсифицировать источники сырья и ищут потенциальных поставщиков по всему миру, в том числе в Украине", – говорит аналитик ИК BG Capital Евгений Дубогрыз.

По словам одного из отраслевых экспертов, пожелавшего остаться неназванным, в текущем году украинские ГОКи просто-таки осаждали делегации из Китая. Однако большинство их запросов не получили реакции со стороны отечественных компаний.

Объяснить это можно тем фактом, что, по признанию самих горных компаний, поставки в Юго-Восточную Азию для них менее выгодны в сравнении с Украиной и Европой. При отгрузке ЖРС отечественным меткомбинатам практически отсутствуют затраты на логистику, а при экспорте они обычно ложатся на плечи поставщика, тем самым увеличивая риски и снижая прибыльность.

Однако, как уже говорилось, внутренний рынок ограничен и украинским рудокопам приходится искать потребителей в других регионах. Лидером экспорта является Ferrexpo, компания-акционер Полтавского ГОКа. "Это предприятие изначально было ориентировано на поставки ЖРС в страны соцлагеря. После развала СССР ГОК частично переориентировался на продажи окатышей в Западную Европу", – говорит Е.Дубогрыз.

Сегодня среди крупнейших потребителей Ferrexpo – Voestalpine AG (Австрия) и US Steel Kosice (Словакия), с которыми у предприятия заключены долгосрочные контракты. С австрийской компанией Полтавский ГОК сотрудничает уже около 20 лет, и совсем недавно между ними был подписан 10-летний контракт на ежегодную поставку около 3 млн тонн окатышей. "Самое главное для нас, что объем этого контракта увеличен с 2 млн тонн до 2,7 млн тонн", – так прокомментировал событие акционер Ferrexpo Константин Жеваго.

Отметим, что незадолго до этого менеджмент Voestalpine решил отказаться от строительства собственного завода по производству окатышей на месторождении Erzberg (Австрия). Причина – ужесточение правил регулирования выбросов газов в ЕС, которые вступают в силу с 2013 года. А ведь еще в апреле текущего года компания намеревалась снизить зависимость от импорта ЖРС и анонсировала проект завода мощностью 1,4 млн тонн окатышей, который должен был заработать в 2013 году.

Согласно отчетности Ferrexpo в первом полугодии 2010 экспорт окатышей на традиционные для компании рынки (в том числе в Австрию и Словакию) увеличился почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2009 года и составил 67% в общей структуре отгрузок. А вот поставки в Китай существенно сократились. Аналитики объясняют сложившуюся ситуацию тем, что в прошлом году спрос со стороны европейских потребителей под воздействием кризиса существенно сократился и компания была вынуждена переориентировать сбытовые потоки на растущие рынки, такие как Китай, Индия, Турция. А как только металлургия Европы начала оживать, в Ferrexpo предпочли восстановить традиционную структуру сбыта.

Продукция других украинских ГОКов не столь популярна в Европе, что объясняется отсутствием окатышей в товарном портфеле большинства горнодобывающих предприятий. Они предлагают концентрат и аглоруду, которые не востребованы европейскими предприятиями из-за строгих экологических требований, вынуждающих местных металлургов отказываться от "грязного" производства, в первую очередь – от аглофабрик.

Поэтому взгляды большинства украинских ГОКов обращены на восток. В частности, согласно отчетности "Метинвест Холдинга", в структуре продаж горнорудного дивизиона компании в 2009 году 44,6% приходилось на экспорт (в долларах США). При этом наибольшим импортером ЖРС, произведенного на ГОКах группы, стали компании Юго-Восточной Азии (почти 70% от общего объема экспорта). Остальной экспорт пришелся на страны Европы, Ближнего Востока и Северной Африки. В отчетности компании отмечается, что в 2009 году около 67% внешних поставок осуществлялось по долгосрочным контрактам.

Что же касается других производителей ЖРС, то практически все крупнейшие предприятия, в том числе "Сухая Балка" (группа "Евраз"), Южный ГОК (контролируется группой "Смарт" и акционерами Евраза) и даже ArcelorMittal Кривой Рог в текущем году экспортировали свою продукцию. Однако у каждого из них были свои мотивы.

Так, "Сухая Балка" вынуждена экспортировать аглоруду из-за того, что весь добытый объем невозможно потребить на металлургическом предприятии группы – ПАО "Евраз – Днепропетровский МЗ им.Петровского". А в стратегии "ArcelorMittal" украинское предприятие изначально рассматривалось, как поставщик сырья для других металлургических активов. "В текущем году производство концентрата на "ArcelorMittal Кривой Рог" составит около 9 млн тонн, при этом для производства агломерата предприятие использует около 7,3 млн тонн. Около 1,7 млн тонн товарного концентрата экс-Криворожсталь отгрузит другим предприятиям группы "ArcelorMittal", в первую очередь ArcelorMittal Poland (около 1,25 млн тонн) и румынскому ArcelorMittal Galati (300-350 тыс. тонн)", – констатирует Е.Дубогрыз.

Ценовая ситуация на рынке ЖРС и спрос со стороны Китая играют на руку украинским рудокопам. В частности, об увеличении производства в текущем году сообщал Южный ГОК. А Ferrexpo заявила о возобновлении разработки Еристовского месторождения, в которое будет инвестировано 267 млн долл. (в том числе 153 млн долл. в 2011 году). Эти инвестиции позволят уже в 2013 году произвести дополнительно 1,9 млн тонн окатышей. Поэтому в ближайшем будущем объемы экспортных поставок украинского ЖРС, скорее всего не только сохранятся, но и возрастут.

Структура экспорта ЖРС из Украины (январь-октябрь 2010 года)

Страна-импортер Объем поставки, тыс. тонн
Железорудное сырье, всего 27 190,3
Концентрат 12 235,3
Китай 8043,9
Польша 2216,7
Чехия 901,9
Прочие страны 1072,8
Окатыши 9256,9
Австрия 2521
Китай 2117,9
Словакия 1188,9
Сербия 1068,9
Чехия 803,9
Прочие страны 1556,3
Аглоруда 4956
Чехия 1576,2
Польша 1344,2
Словакия 612,2
Австрия 510,2
Прочие страны 913,2
Агломерат 742,1
Китай 382,4
Чехия 314
Прочие страны 45,7
Источник: "Металл-Курьер"

Павел Жданов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!