Подробнее Запомнить город


Без особых оснований

07.12.10
размер текста:

В ближайшем будущем Украина и Азербайджан могут серьезно обосноваться на европейском нефтяном рынке: Украина – в качестве крупного транспортировщика сырья, Азербайджан – в качестве крупнейшего поставщика черного золота. Этому будет способствовать увеличение спроса на азербайджанскую нефть у стран Евросоюза, а также достройка нефтепровода Одесса – Броды до польского города Гданьска. На данный момент в транспортировке азербайджанской нефти через Украину заинтересованы Беларусь, Польша и Литва.

Семь лет назад…

Идея достройки нефтепровода Одесса – Броды, запуска второй очереди трубопровода уже не нова, хотя на сегодня очень актуальна. Следует напомнить, что изначальная идея строительства нефтепровода Одесса – Броды заключалась в поставках каспийской нефти в Европу. Нефть по трубопроводу должна была качаться в аверсном режиме, то есть из Одессы в Броды и далее в направлении стран Евросоюза. Именно с такой целью его начал строить бывший президент Украины Леонид Кучма в 1996 году.

А причиной для постройки нефтепровода стало заявление россиян. В 1995 году Кремль заявил, что снизит поставки нефти в Украину и установит определенный лимит. В результате подобных мер со стороны России украинские НПЗ остались бы без нефти. Это и побудило украинское правительство к постройке трубопровода, с помощью которого можно было диверсифицировать поставки каспийской нефти в Украину.

Однако вскоре после запуска нефтепровода, который был запущен в мае 2002 года, палки в колеса украинским нефтяникам начали вставлять россияне, давая "чересчур экономически выгодные" советы. Россияне, в частности, начали убеждать Л.Кучму, что нефтепровод следует запустить в реверсном режиме и качать российскую нефть в Одессу. Если быть точнее, то через год после запуска нефтепровода эту идею Л.Кучме начали подкидывать компании "ЮКОС" и "ЛУКойл". В противном случае, убеждали наше правительство вице-президент ЮКОСа Михаил Елфимов и президент ЛУКойла Вагит Аликперов, украинский нефтепровод будет простаивать минимум три года. Вскоре Кабмин сдался и нефтепровод Одесса – Броды начал качать нефть в реверсном режиме.

Евросоюз в этом отношении, как обычно, занял вялую позицию: мол, они бы хотели, но… В то время Евросоюз не воспринимал Украину как надежное инвестиционное государство, в принципе также, как и поставщики нефти – Казахстан и Азербайджан. Хотя со стороны азиатских стран это выглядело смешно. Поэтому грандиозные планы Евросоюза и каспийских стран так и остались планами. Но если решения Казахстана напрямую зависели от решений России, что наблюдается и сегодня, то планы Азербайджана носили более независимый характер.

Планы стран Евросоюза действительно казались многообещающими. Как уже отмечалось, нефтепровод Одесса – Броды протяженностью 674 км и нефтетерминал Южный в 40 км от Одессы был задуман как часть евроазиатского нефтетранспортного коридора для транспортировки каспийской и казахской нефти. Конечными потребителями должны были стать нефтеперерабатывающие заводы Восточной и Центральной Европы. Более того, планировалось, что после достройки нефтепровода до польского города Гданьска можно будет организовать поставки нефти в Норвегию, Швецию, Финляндию и Данию. Забегая наперед, следует отметить, что достройка нефтепровода Одесса – Броды угрожает России потерей рынка Северной Европы и актуальности строительства балтийского нефтепровода.

Эта угроза была более чем реальной. В случае достройки Украиной второй очереди Одесса – Броды, что увеличит мощность трубопровода до 45 млн тонн, на рынок Европы попадает легкая и малосернистая каспийская нефть. В результате каспийская нефть вытеснит с рынка неконкурентоспособную российскую нефть Urals, стоимость ежегодных поставок которой составляла 10 млрд долл. Следственно, российский участок нефтепровода "Дружба" и балтийская трубопроводная система станут неактуальны.

Именно поэтому страны Евросоюза так стремились продолжить достройку украинского нефтепровода до польского порта Гданьска. Однако по причине слабой настойчивости их планы так и остались планами. Кроме того, поставщики нефти – Казахстан и Азербайджан – дальше взаимных деклараций также не пошли.

Возвращение к розовой мечте

В ноябре текущего года вопрос о диверсификации поставок каспийской нефти в страны Европы вновь стал актуальным и был поднят правительствами ряда стран. После того как Украина и Россия не нашли понимания в вопросах транзита российской нефти, а также после заявления российского оператора "Транснефти" о том, что со следующего года, возможно, будет полностью прекращен транзит российской нефти через территорию Украины, Кабмин начал искать выход из ситуации.

Как уже известно, на руку Украине сыграл конфликт между Беларусью и Россией, в результате которого Беларусь обратилась за помощью к Украине в вопросах транзита нефти. Как наиболее рентабельный маршрут венесуэльской нефти из Одессы на белорусские НПЗ был выбран нефтепровод Одесса – Броды, на котором была осуществлена успешная пробная прокачка в аверсном режиме. После этого активизировался Азербайджан, который выразил заинтересованность в поставках нефти в Украину и транзите нефти в Европу.

Вслед за президентом Азербайджана в Украину с двухдневным визитом решил наведаться министр промышленности и энергетики Натик Алиев. Министр Н.Алиев намерен провести переговоры с первым вице-премьером Андреем Клюевым и главой Минтопэнерго Юрием Бойко. Позиция Азербайджана на этот раз четкая: страна заинтересована в увеличении поставок нефти на украинский рынок и в европейские страны. В этом плане Азербайджан рассматривает Украину и как потребителя, и как транзитера, так как маршрут доставки азербайджанской нефти в Европу через нефтепровод Одесса – Броды сейчас более рентабелен, чем маршрут через Черное море и пролив Босфор.

Более того, Беларусь также заинтересована в увеличении транзита азербайджанской нефти через территорию Украина, так как намерена заменить венесуэльскую нефть каспийской, чтобы повысить рентабельность своих заводов. Поэтому заинтересованных в поставках азербайджанской нефти на данный момент достаточно.

Однако главная новость заключается в том, что свою заинтересованность в поставках каспийской нефти через Украину выразила Польша. Следует напомнить, что сразу после запуска нефтепровода Одесса – Броды в 2002 году Польша вела переговоры с Украиной о достройке нефтепровода Одесса – Броды до польского города Плоцк, где далее по существующему нефтепроводу нефть могла бы доставляться в порт Гданьск. В то время общая стоимость проекта с закачкой технической нефти оценивалась в 490 млн долл.

Борьба за трубу

Однако такое количество желающих получать нефть через территорию Украины не смогут удовлетворить мощности украинского нефтепровода. Поэтому потенциальные страны-потребители начали борьбу за право пользование нефтепроводом. Высокую активность в этом плане проявила Польша. Маршалок Сената Польши Богдан Борусевич для этого встретился с украинским премьер-министром Николаем Азаровым. Во время встречи он заявил, что считает перспективной достройку нефтепровода Одесса – Броды до Гданьска.

По словам Б.Борусевича, в связи с вероятным сокращением поставок российской нефти по нефтепроводу "Дружба" реализация достройки украинского нефтепровода и поставки азербайджанской нефти являются очень актуальными вопросами для Польши. В результате Польша и Азербайджан провели заседание польско-азербайджанской комиссии по вопросам экономического сотрудничества при участии вице-премьера Польши Вальдемара Павляка. На заседании было принято решение о включении проекта продолжения нефтепровода Одесса – Броды до польского города Плоцк в список программы "Восточного партнерства".

Данная программа увеличивает возможность выделения финансирования нефтепровода из средств Евросоюза, которые могут быть использованы для строительства на украинской территории. У Польши есть средства в размере около 160 млн долл. для строительства нефтепровода на своей территории. Помимо продолжения строительства нефтепровода до Гданьска, Польша также заинтересована в строительстве ветки до литовского НПЗ Orlen Lietuva (Мажейкяйский НПЗ). В группу Orlen Lietuva входит нефтекомплекс, состоящий из Мажейкяйского НПЗ, Бутингского терминала и Биржайского нефтепровода, а также компании Ventus nafta, Торгового дома Mazeikiu nafta, Paslaugos tau, Emas, Naftel.

Польская компания PKN Orlen купила 84% акций Мажейкяйского НПЗ еще в 2006 году за 2,34 млрд долл. Через три года компания выкупила у правительства Литвы ее акции и довела свою долю до 100%. На торгах польская компания обошла конкурентов в лице российских ЛУКойла, ТНК-BP, а также казахского КазМунайГаз. В ответ Россия прекратила поставки нефти по нефтепроводу через Беларусь в Мажейкяй, мотивируя остановку неисправностью трубопровода. В связи с этим нефть на завод приходилось завозить морским путем через Бутинге, а экспортировать продукцию железнодорожным транспортом через Клайпедский порт.

Польская компания выставила ультиматум литовскому правительству, требуя решить логистические проблемы завода, из-за которых нефтекомплекс продолжает работать в убыток. В частности, НПЗ платит государственной компании Lietuvos gelezinkeliai высокие железнодорожные тарифы за перевозку нефтепродуктов. Не восстановлен и важный участок железной дороги в направлении латвийской Ренге. В связи с этим компании приходится транспортировать горючее более дорогим обходным путем. Чтобы снизить затраты, компания планировала даже проложить нефтепровод от Мажейкяйского НПЗ до Клайпедского морского порта.

С учетом названных проблем компания Orlen даже планирует продать завод, однако решение по этому вопросу будет окончательно принято в I квартале следующего года. Если польское правительство добьется строительства ветки от нефтепровода Одесса – Плоцк к литовскому заводу, то это, скорее всего, внесет изменения в планы польской компании.

Белорусский фронт

Однако, как уже отмечалось, польские планы идут вразрез с планами Александра Лукашенко, так как производственные мощности нефтепровода не смог удовлетворить столь высокий спрос. Следует напомнить, что начальная мощность нефтепровода Одесса – Броды составляет 9-14,5 млн тонн нефти. А введение в эксплуатацию второй очереди позволяет увеличить мощность до 45 млн тонн, что является прекрасной альтернативой для многих потребителей азербайджанской нефти в этом регионе.

Однако для Беларуси есть еще один вариант – достройка ветки от Приднепровских магистральных трубопроводов в белорусский город Мозырь, и далее в Полоцк. Критическая ситуация на белорусском рынке требует поиска альтернативных путей прокладки нефтепроводов. На территории Украины нефть по Приднепровским магистральным нефтепроводам получают Херсонский НПЗ, Лисичанский НПЗ и Кременчугский НПЗ. Нефть транспортируется с юга на север – от Одессы в сторону Сумской области и далее в Россию.

Постройка нефтепровода с территории Сумской области в направлении Мозырьского НПЗ как раз и является перспективной. Кроме того, далее от белорусского Полоцка существует нефтепровод в страны Балтии, таким образом, можно учесть интерес и PKN Orlen. Эксперты отмечают, что новые схемы строительства нефтепроводов весьма актуальны на сегодня, так как отказ России от использования нефтепровода "Дружба" полностью освобождает это направление. Кроме того, для Украины может стать актуальным направление Дружба – Адрия от пересечения с нефтепроводом Одесса – Броды. Это направление при благоприятной ценовой политике может стать хорошим транзитным коридором в Венгрию, Хорватию, Словакию, Чехию, Словению и Сербию, где стыкуется с нефтепроводом Адрия.

Что касается России, то недавно российское правительство все же заключило контракт с Украиной на транзит нефти. Россия задекларировала транзит 17 млн тонн нефти в год вместо 30 млн тонн, однако при этом гарантии не дает. Сколько действительно транспортирует Россия в следующем году – покажет время, однако с точностью можно сказать, что российские нефтяники сконцентрируются на дальневосточном направлении. Поэтому подписание данного соглашения скорее выгодно России – она будет транспортировать нефть через Украину только по мере необходимости.

Получается, что Украина вновь меньше других преследует свои интересы. Однако если диалог между странами региона и Азербайджаном наладится и придет к логическому завершению, то для транспортировки Украиной российской нефти, перефразируя выражение Владимира Путина в вопросе снижения газовой цены для нашей страны, не будет особых оснований.

Тарас Жирош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
09:10 | 07.12.2010
ДВ
Полуграмотное вуйко, побольше таких и вторая Хранция не за горами.

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!