Подробнее Запомнить город


Равнение на Кременчуг

03.12.10
размер текста:

Министерство топлива и энергетики делает все от него зависящее, чтобы на отечественном рынке доминировало топливо Кременчугского НПЗ, а водители стройными рядами тянулись к заправкам группы "Приват". Все самые свежие инициативы Минтопэнерго (увеличение ставок акцизов, введение пошлины на импорт нефтепродуктов и продление старых стандартов качества для бензинов и ДТ) подталкивают топливную розницу именно к этому.

Акцизы

Увеличение ставок акцизных сборов на моторные топлива более чем на 30% прописано в новом Налоговом кодексе. И хотя на днях Президент ветировал этот документ, но вряд ли стоит надеяться, что при его доработке ставки уменьшат. Ведь прорехи в бюджете огромные, а за счет роста акцизов на топливо Кабмин надеется собрать до 3 млрд грн. Ради этого с 1 января 2011 года с автомобильных бензинов акциз будет взиматься в размере 182 евро/тонн вместо нынешних 132 евро/тонн, с дизтоплива – 42-90 евро/тонн (сейчас эта "вилка" равна 30-75 евро/тонн). Всего для ДТ существует 4 ставки акциза – в зависимости от количества серы в продукте (чем ниже ее содержание, тем меньше надо платить). Перенести подобную практику и на бензины разработчики Кодекса отказались, хотя торговцы топливом и сейчас, и ранее обращались в профильное ведомство с подобными предложениями. Но Минтопэнерго оставило их без внимания, ведь такой подход чреват сужением базы налогообложения.

По оценкам трейдеров, новые ставки акцизов могут привести к удорожанию топлива в рознице на 40-50 коп./л. Причем бензины и ДП могут резко подорожать не с 1 января, а примерно с весны, когда закончится "мертвый сезон" в топливной торговле. Кроме того, в Минтопэнерго надеются, что трейдеры из группы "Приват" будут играть на понижение цен, поскольку они обладают дополнительным запасом прочности по сравнению с другими владельцами АЗС-сетей.

В частности, Кременчугский НПЗ имеет возможность беспрепятственно забирать с ежемесячных аукционов нефть отечественной добычи по цене на 100-150 долл./тонн (то есть на 15-20%) дешевле, чем она продается на зарубежных рынках. Правительство эту несправедливую аукционную схему ломать не спешит, благодаря чему заправки Укрнафты и другие приватовские сети могут торговать горючим по цене на 25-30 коп. ниже, чем у конкурентов. Следовательно, и акцизный удар для них менее болезнен. Если же одновременно с новыми ставками акцизного сбора в силу вступят и пошлины на импорт нефтепродуктов, то топливный ритейл Привата даже окажется с прикупом.

Пошлина

В 2010 году ситуация в стране такова, что свыше 40% ее нужд в нефтепродуктах удовлетворяется за счет импорта. При этом в бесспорные лидеры среди зарубежных поставщиков сегодня вышел Мозырьский НПЗ, на который уже приходится почти половина всего ввезенного в Украину бензина и дизтоплива. По итогам 2010 года на украинском рынке белорусы рассчитывают продать 1,8 млн тонн нефтепродуктов, тогда как емкость самого рынка не дотягивает и до 10 млн тонн. Успешная экспансия "сябров" обусловлена двумя основными факторами.

Во-первых, Мозырь производит хорошее низкосернистое топливо, которое, соответственно, облагается налогом по самой низкой ставке. Во-вторых, на заводе появились лишние объемы сравнительно дешевого сырья, благодаря белорусско-венесуэльскому энергетическому сотрудничеству, и около 90% произведенного из него топлива Мозырьский НПЗ направляет на самый близкий рынок – украинский.

Таким образом, введение пошлин на уровне 120 евро/тонн, как это предлагает наше Министерство топлива и энергетики, прежде всего грозит превратиться в забор между Беларусью и Украиной. Данное решение, естественно, затронет и другие импортные потоки – из Литвы, Румынии, России. Но Мозырьский НПЗ пострадает больше всех. Из-за дополнительного налога ввозить в Украину произведенное топливо ему станет невыгодно. С другой стороны, потеряв такую крупную сбытовую площадку, Минск может отказаться от транзита венесуэльской нефти через Украину. Тогда недозаработанные деньги уже придется считать в Киеве. Впрочем, потери в этом случае понесут госбюджет и госкомпании, а не группа "Приват". Ей-то как раз и нужно, чтобы с рынка ушел такой сильный конкурент, как Мозырьский НПЗ.

Стандарты

Итак, разрозненные действия начинают потихоньку складываться в комбинацию. Ведомство Юрия Бойко двусечной фискальной косой пытается расчищать поле, на котором Игорь Коломойский смог бы развернуться во всю свою нефтяную ширь. С помощью высоких акцизов будут обескровлены мелкие АЗС-сети, которые не смогут долго держать нулевую или минусовую маржу. Посредством пошлин в маргинальный сегмент "топлива для богатых" будут загнаны импортные бензины и дизтопливо. И в такой ситуации на внутреннем рынке начнет безоговорочно доминировать кременчугское топливо. Но чтобы ни один комар не подточил носа о такую рыночную трансформацию, необходим еще один шаг – сохранить действие старых национальных стандартов (ДСТУ) на бензины и дизтопливо. Иначе вся затея с захватом рынка окажется на грани провала. Поэтому Минтопэнерго настойчиво давит на Госпотребстандарт, чтобы тот продлил действие ДСТУ десятилетней давности еще на годик-другой.

Первый раз их пытались упразднить еще в 2008 году, но, вняв стенаниям украинских нефтепереработчиков, отложили "час Х" на три года. Теперь
истекает и этот срок, а особого технологического прогресса в отрасли нет. Минтопэнерго, отстаивая ДСТУ 1999 и 2001 годов, прикрывается заботой о государственном Шебелинском ГПЗ, который еще не готов работать по новому стандарту. Но реально не готовы к этому и два западноукраинских нефтеперерабатывающих завода. Да и неоднократно упомянутый Кременчугский НПЗ, хотя и заявляет, что уже способен производить все топливо в соответствии с европейским стандартом Евро-4, еще не доказал это на практике. Серьезное перевооружение на Укртатнафте не проводилось, потому обеспечивать заявленное качество по всей линейке производимого топлива и в постоянном режиме предприятию будет крайне трудно. Чтобы не напрягать Кременчугский НПЗ и его владельцев, Минтопэнерго и лоббирует пролонгацию устаревших ДСТУ, для которых потолком является давно забытый в Европе стандарт Евро-2.

Последствия

Теперь остается лишь спрогнозировать, каким может оказаться кумулятивный эффект, если сработают сразу все три перечисленных фактора. О том, что топливо на заправках станет дороже, говорить не стоит. Это очевидно. Вопрос в оправданности подобной жертвы. Поддержат ли предложенные Минтопэнерго меры отечественного производителя? Да, но лишь одного. Преисполнены ли они заботы об отечественном потребителе? Категорически нет. Модель дальнейшего развития событий примерно такова.

Кременчугский НПЗ почувствует себя хозяином положения и основным ценообразователем на рынке. Комфортнее станет работать и Шебелинскому ГПЗ (но его доля на рынке незначительна, а основной контингент клиентов – аграрии). Зато Лисичанский нефтеперерабатывающий завод, весьма вероятно, полностью перейдет на толлинговые отношения с материнским холдингом ТНК-ВР, что на практике означает сокращение отчислений в украинский бюджет. Одесский же НПЗ Лукойла может и вовсе не выйти из нынешнего ремонта, поскольку все трубопроводные пути поставки туда сырья сейчас перекрыты. А получать нефть по морю через Новороссийск и Одессу – это повышать затратность производства в ситуации, когда конкурентная среда на украинском рынке постоянно ухудшается.

Если добавить к сказанному прогнозируемое сокращение объемов экспорта топлива, то получим все предпосылки к возвращению Украины в начало 2000 годов, когда ввозные нефтепродукты еще облагались пошлиной, а рынок периодически обжигали вспышки дефицита бензинов и ДТ. При всем желании одному Кременчугскому НПЗ (даже с сателлитами) проглотить этот пирог не по силам.

Как уже отмечалось, внутренний рынок потребляет около 10 млн тонн светлых нефтепродуктов в год. В 2010 году кременчугская Укртатнафта произведет несколько больше 2 млн тонн бензинов и ДТ. Даже если предположить, что в тепличных условиях завод поднатужится и выдаст еще 1 млн этой продукции, а группе "Приват" удастся загрузить российским сырьем свои Дрогобычский и Надворнянский НПЗ (в текущем году, кстати, такие попытки оказались безуспешными), пропасть между спросом и потреблением останется очень широкой – несколько миллионов тонн. И если импортеры топлива не захотят ее засыпать ввиду экономической нецелесообразности операций по ввозу, образовавшийся вакуум заполнят "бодяга" и "контрабас", то есть нефтепродукты низкого качества или поставленные по теневым схемам.

Олег Дорожовец

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
09:40 | 03.12.2010
Аноним
Правильно, у кого есть деньги на хорошие машины, тот и дорогой бензин купит. А вы, босота, на "шестерках" и "копейках", только небо коптите.

...
Новости партнеров


Статьи
11.07.19, Ярослав Ярош
1 июля Украина завершила самый быстротечный и самый массовый по количеству претендентов конкурс для частных добытчиков. 9 газоносных блоков получили своих потенциальных хозяев, проявивших готовность работать с государством на условиях раздела продукции. Но если раньше Киеву удавалось подписывать СРП с мировыми грандами, такими как Shell, Chevron, Eni, то сейчас список победителей не настолько звездный. В нем преимущественно отечественные компании, а также иностранцы из второго эшелона. Кабмин уже не может позволить себе переборчивость. На страну надвигается реальный дефицит природного газа.
04.07.19, Василий Январев
Нарастивший объемы производства после вынужденного простоя в 2017 году Днепровский металлургический комбинат столкнулся с новой угрозой – 31 мая Хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства предприятия по иску компании "Технобудмонтаж Груп". Впрочем, у меткомбината есть все возможности пройти этот непростой период, не теряя объемы производства и не сокращая производственный персонал.
02.07.19, Павел Вернивский
Одно из первых важных сообщений, прозвучавших от команды президента Владимира Зеленского, – работа с Международным валютным фондом будет продолжена. При этом почти каждый политик, пытаясь убедить народ в необходимости работы с МВФ, говорит людям: другой альтернативы нет. Но действительно ли это так?
20.06.19, Василий Январев
На шахтоуправлении "Покровское" входит в финальную фазу крупнейший в угледобывающей отрасли страны инвестиционный проект. Компания готова вложить более 160 млн долл. в разработку нового угольного блока №11. Строительные работы стартовали на этом блоке еще в 2011 г., но у прежнего хозяина Виктора Нусенкиса не хватило ресурсов, чтобы завершить начатое. Приход на "Покровское" в качестве владельца холдинга "Метинвест" дал проекту второе дыхание.
14.06.19, Игорь Воронцов
Банкротство второго по величине стального производителя Великобритании, официально объявленное 22 мая, наглядно показывает, к чему приводят необдуманные регуляторные решения правительства страны. Это хороший повод задуматься и для украинских высокопоставленных чиновников: ведь всегда лучше учиться на чужих ошибках, чем самим наступать на грабли.
10.06.19, Игорь Воронцов
Импорт известкового камня в Украину растет опережающими темпами по сравнению с показателями местных добывающих предприятий. Отрасль находится под воздействием ряда общеэкономических негативных факторов, которые сохранятся и в текущем году. Несмотря на это, планы отдельных производителей на 2019 г. довольно оптимистичны. Они надеются расширить долю рынка, потеснив импортеров. Хотя последним пока удается наращивать объемы поставок.
06.06.19, Ярослав Ярош
Холдинг Виктора Пинчука взялся системно блокировать проникновение чужеродного импорта на внутренний рынок труб. В январе 2019-го "Интерпайп" добился от Антимонопольного комитета решения, которым был разблокирован доступ компании для ряда тендеров ДК "Укргазвыдобування". В мае он получил поддержку и со стороны Минэкоразвития. Межведомственная комиссия по международной торговле начала антидемпинговое расследование в отношении импорта стальных бесшовных горячедеформированных труб из Китая.
30.05.19, Игорь Воронцов, Виктория Финчук
Начавшийся спад в жилищном строительстве негативно сказался на загрузке мощностей украинской цементной промышленности. Основные надежды предприятий связаны с планами правительства по масштабному строительству цементобетонных дорог. Это может стать драйвером роста для всей украинской экономики – поскольку одно рабочее место в дорожном строительстве создает 12 рабочих мест в смежных отраслях. А при строительстве цементобетонных дорог создается 20 рабочих мест, по подсчетам ассоциации "Укрцемент".
21.05.19, Игорь Воронцов
Металлургические предприятия Китая наращивают стальную выплавку стремительными темпами. По итогам апреля показатель повысился на 12,7% по сравнению с тем же месяцем 2018 года, до 85,03 млн тонн. В целом за январь-апрель прирост составил 10,1%, до 314,96 млн тонн.
17.05.19, Ярослав Ярош
За последнюю декаду апреля российской "Транснефти" удалось загрязнить ядовитой хлорорганикой около 6000 км трубопроводной системы "Дружба". Только по предварительным подсчетам российские потери составят свыше 1 млрд долл. Как говорится, и диверсантов не надо. Украина же на истории с грязной нефтью может даже подзаработать в краткосрочной перспективе, хотя потерять – в длинной.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!