Подробнее Запомнить город


Равнение на Кременчуг

03.12.10
размер текста:

Министерство топлива и энергетики делает все от него зависящее, чтобы на отечественном рынке доминировало топливо Кременчугского НПЗ, а водители стройными рядами тянулись к заправкам группы "Приват". Все самые свежие инициативы Минтопэнерго (увеличение ставок акцизов, введение пошлины на импорт нефтепродуктов и продление старых стандартов качества для бензинов и ДТ) подталкивают топливную розницу именно к этому.

Акцизы

Увеличение ставок акцизных сборов на моторные топлива более чем на 30% прописано в новом Налоговом кодексе. И хотя на днях Президент ветировал этот документ, но вряд ли стоит надеяться, что при его доработке ставки уменьшат. Ведь прорехи в бюджете огромные, а за счет роста акцизов на топливо Кабмин надеется собрать до 3 млрд грн. Ради этого с 1 января 2011 года с автомобильных бензинов акциз будет взиматься в размере 182 евро/тонн вместо нынешних 132 евро/тонн, с дизтоплива – 42-90 евро/тонн (сейчас эта "вилка" равна 30-75 евро/тонн). Всего для ДТ существует 4 ставки акциза – в зависимости от количества серы в продукте (чем ниже ее содержание, тем меньше надо платить). Перенести подобную практику и на бензины разработчики Кодекса отказались, хотя торговцы топливом и сейчас, и ранее обращались в профильное ведомство с подобными предложениями. Но Минтопэнерго оставило их без внимания, ведь такой подход чреват сужением базы налогообложения.

По оценкам трейдеров, новые ставки акцизов могут привести к удорожанию топлива в рознице на 40-50 коп./л. Причем бензины и ДП могут резко подорожать не с 1 января, а примерно с весны, когда закончится "мертвый сезон" в топливной торговле. Кроме того, в Минтопэнерго надеются, что трейдеры из группы "Приват" будут играть на понижение цен, поскольку они обладают дополнительным запасом прочности по сравнению с другими владельцами АЗС-сетей.

В частности, Кременчугский НПЗ имеет возможность беспрепятственно забирать с ежемесячных аукционов нефть отечественной добычи по цене на 100-150 долл./тонн (то есть на 15-20%) дешевле, чем она продается на зарубежных рынках. Правительство эту несправедливую аукционную схему ломать не спешит, благодаря чему заправки Укрнафты и другие приватовские сети могут торговать горючим по цене на 25-30 коп. ниже, чем у конкурентов. Следовательно, и акцизный удар для них менее болезнен. Если же одновременно с новыми ставками акцизного сбора в силу вступят и пошлины на импорт нефтепродуктов, то топливный ритейл Привата даже окажется с прикупом.

Пошлина

В 2010 году ситуация в стране такова, что свыше 40% ее нужд в нефтепродуктах удовлетворяется за счет импорта. При этом в бесспорные лидеры среди зарубежных поставщиков сегодня вышел Мозырьский НПЗ, на который уже приходится почти половина всего ввезенного в Украину бензина и дизтоплива. По итогам 2010 года на украинском рынке белорусы рассчитывают продать 1,8 млн тонн нефтепродуктов, тогда как емкость самого рынка не дотягивает и до 10 млн тонн. Успешная экспансия "сябров" обусловлена двумя основными факторами.

Во-первых, Мозырь производит хорошее низкосернистое топливо, которое, соответственно, облагается налогом по самой низкой ставке. Во-вторых, на заводе появились лишние объемы сравнительно дешевого сырья, благодаря белорусско-венесуэльскому энергетическому сотрудничеству, и около 90% произведенного из него топлива Мозырьский НПЗ направляет на самый близкий рынок – украинский.

Таким образом, введение пошлин на уровне 120 евро/тонн, как это предлагает наше Министерство топлива и энергетики, прежде всего грозит превратиться в забор между Беларусью и Украиной. Данное решение, естественно, затронет и другие импортные потоки – из Литвы, Румынии, России. Но Мозырьский НПЗ пострадает больше всех. Из-за дополнительного налога ввозить в Украину произведенное топливо ему станет невыгодно. С другой стороны, потеряв такую крупную сбытовую площадку, Минск может отказаться от транзита венесуэльской нефти через Украину. Тогда недозаработанные деньги уже придется считать в Киеве. Впрочем, потери в этом случае понесут госбюджет и госкомпании, а не группа "Приват". Ей-то как раз и нужно, чтобы с рынка ушел такой сильный конкурент, как Мозырьский НПЗ.

Стандарты

Итак, разрозненные действия начинают потихоньку складываться в комбинацию. Ведомство Юрия Бойко двусечной фискальной косой пытается расчищать поле, на котором Игорь Коломойский смог бы развернуться во всю свою нефтяную ширь. С помощью высоких акцизов будут обескровлены мелкие АЗС-сети, которые не смогут долго держать нулевую или минусовую маржу. Посредством пошлин в маргинальный сегмент "топлива для богатых" будут загнаны импортные бензины и дизтопливо. И в такой ситуации на внутреннем рынке начнет безоговорочно доминировать кременчугское топливо. Но чтобы ни один комар не подточил носа о такую рыночную трансформацию, необходим еще один шаг – сохранить действие старых национальных стандартов (ДСТУ) на бензины и дизтопливо. Иначе вся затея с захватом рынка окажется на грани провала. Поэтому Минтопэнерго настойчиво давит на Госпотребстандарт, чтобы тот продлил действие ДСТУ десятилетней давности еще на годик-другой.

Первый раз их пытались упразднить еще в 2008 году, но, вняв стенаниям украинских нефтепереработчиков, отложили "час Х" на три года. Теперь
истекает и этот срок, а особого технологического прогресса в отрасли нет. Минтопэнерго, отстаивая ДСТУ 1999 и 2001 годов, прикрывается заботой о государственном Шебелинском ГПЗ, который еще не готов работать по новому стандарту. Но реально не готовы к этому и два западноукраинских нефтеперерабатывающих завода. Да и неоднократно упомянутый Кременчугский НПЗ, хотя и заявляет, что уже способен производить все топливо в соответствии с европейским стандартом Евро-4, еще не доказал это на практике. Серьезное перевооружение на Укртатнафте не проводилось, потому обеспечивать заявленное качество по всей линейке производимого топлива и в постоянном режиме предприятию будет крайне трудно. Чтобы не напрягать Кременчугский НПЗ и его владельцев, Минтопэнерго и лоббирует пролонгацию устаревших ДСТУ, для которых потолком является давно забытый в Европе стандарт Евро-2.

Последствия

Теперь остается лишь спрогнозировать, каким может оказаться кумулятивный эффект, если сработают сразу все три перечисленных фактора. О том, что топливо на заправках станет дороже, говорить не стоит. Это очевидно. Вопрос в оправданности подобной жертвы. Поддержат ли предложенные Минтопэнерго меры отечественного производителя? Да, но лишь одного. Преисполнены ли они заботы об отечественном потребителе? Категорически нет. Модель дальнейшего развития событий примерно такова.

Кременчугский НПЗ почувствует себя хозяином положения и основным ценообразователем на рынке. Комфортнее станет работать и Шебелинскому ГПЗ (но его доля на рынке незначительна, а основной контингент клиентов – аграрии). Зато Лисичанский нефтеперерабатывающий завод, весьма вероятно, полностью перейдет на толлинговые отношения с материнским холдингом ТНК-ВР, что на практике означает сокращение отчислений в украинский бюджет. Одесский же НПЗ Лукойла может и вовсе не выйти из нынешнего ремонта, поскольку все трубопроводные пути поставки туда сырья сейчас перекрыты. А получать нефть по морю через Новороссийск и Одессу – это повышать затратность производства в ситуации, когда конкурентная среда на украинском рынке постоянно ухудшается.

Если добавить к сказанному прогнозируемое сокращение объемов экспорта топлива, то получим все предпосылки к возвращению Украины в начало 2000 годов, когда ввозные нефтепродукты еще облагались пошлиной, а рынок периодически обжигали вспышки дефицита бензинов и ДТ. При всем желании одному Кременчугскому НПЗ (даже с сателлитами) проглотить этот пирог не по силам.

Как уже отмечалось, внутренний рынок потребляет около 10 млн тонн светлых нефтепродуктов в год. В 2010 году кременчугская Укртатнафта произведет несколько больше 2 млн тонн бензинов и ДТ. Даже если предположить, что в тепличных условиях завод поднатужится и выдаст еще 1 млн этой продукции, а группе "Приват" удастся загрузить российским сырьем свои Дрогобычский и Надворнянский НПЗ (в текущем году, кстати, такие попытки оказались безуспешными), пропасть между спросом и потреблением останется очень широкой – несколько миллионов тонн. И если импортеры топлива не захотят ее засыпать ввиду экономической нецелесообразности операций по ввозу, образовавшийся вакуум заполнят "бодяга" и "контрабас", то есть нефтепродукты низкого качества или поставленные по теневым схемам.

Олег Дорожовец

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
09:40 | 03.12.2010
Аноним
Правильно, у кого есть деньги на хорошие машины, тот и дорогой бензин купит. А вы, босота, на "шестерках" и "копейках", только небо коптите.

...
Новости партнеров


Статьи
24.09.18, Игорь Воронцов
Торговая война США против остального мира, начатая нынешним президентом Дональдом Трампом, вышла на новый уровень после введения с 24 сентября очередной порции тарифных ограничений на импорт китайских товаров стоимостью 200 млрд долл. в год.
21.09.18, Ярослав Ярош
Фонд госимущества намерен до конца текущего года продать контрольный пакет акций электрогенерирующей компании "Центрэнерго" и таким образом хоть чуть-чуть наполнить бюджет по статье "Поступления от приватизации". Конкурса с нетерпением ждут украинские "угольные генералы", заинтересованные в закрытии сделки еще до президентских выборов. Но они же могут и сорвать продажу, пытаясь помешать друг другу.
19.09.18, Павел Вернивский
Недавняя новость: Беларусь отказалась от кредитов Международного валютного фонда. Возможно, многим данный факт не покажется чем-то особенным, но можно вспомнить и Польшу, которая приняла аналогичное решение годом ранее. Почему же мы так зависим от этой организации? Если названные страны отказались от кредитов МВФ, способна ли и Украина поступить так же? И если подобное невозможно сегодня, то как сделать это реальным в будущем?
17.09.18, Игорь Воронцов
Скупка наличной валюты населением через официальные обменные пункты в августе вернулась к кризисным значениям января-февраля 2015 г. Означает ли это, что всем нам следует готовиться к обвалу курса гривны, МинПром выяснил с помощью экспертов.
14.09.18, Максим Полевой
У "Днепроспецстали" в 2018 году возникли трудности из-за ослабления спроса, подорожания сырья и энергоносителей. Это привело к росту импорта нержавейки в Украину, тем более что ее мировое производство активно растет.
10.09.18, Игорь Воронцов
Серьезные изменения наметились в стальном балансе Турции, а это один из наиболее важных рынков сбыта для украинских металлургов. Смогут ли они воспользоваться благоприятной ситуацией, станет ясно ближе к концу года. Тем более что по-прежнему существует ряд внутренних факторов, сдерживающих развитие отрасли.
07.09.18, Анна Ганзенко
Очередная эпопея с доставкой по Днепру херсонских арбузов киевским покупателям снова напомнила, что отрасль речных грузовых перевозок в Украине еще существует. Однако беспристрастная статистика свидетельствует, что небывалый общественный интерес к барже с арбузами, за передвижением которой и в прошлом, и в этом году, следили чуть ли не все ведущие масс-медиа страны, так и не смог убедить законодателей своевременно предоставить отрасли более комфортные условия для возрождения былого потенциала.
05.09.18, Игорь Воронцов
Новое падение курса гривны в этом году началось даже раньше, чем в прошлом. При этом Национальный банк Украины традиционно рапортует, что фундаментальных причин для обесценивания гривны нет. Тем не менее она уже благополучно потеряла 10% своей стоимости за последние 1,5 недели.
03.09.18, Ярослав Ярош
В конце августа Украина подала сразу 2 апелляции на решения Всемирной торговой организации: по кейсу DS 499 о поставках железнодорожных вагонов в Россию и по кейсу DS 493 об импорте российской аммиачной селитры. Прецедентов, когда ВТО меняет свое первоначальное мнение, немного. Но время мы потянуть можем, и особенно в споре вокруг удобрений это имеет существенное значение.
29.08.18, Максим Полевой
Европейские чиновники говорят, что ЕС окончательно оправился от последствий экономического кризиса 2008 года. Помешать укреплению тренда могут капризы президента США Дональда Трампа и выход Великобритании из Евросоюза.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!