Подробнее Запомнить город


Кокс на вырост

02.12.10
размер текста:

Умеренное восстановление производства в отечественной металлургии благоприятно сказывается на коксохимической отрасли, увеличивая спрос на ее продукцию. Так, за 11 месяцев этого года производство валового кокса 6% влажности в Украине увеличилось на 6,8% в сравнении с аналогичным периодом 2009, до 16,893 млн тонн. А всего по итогам нынешнего года инвесткомпания Dragon Capital ожидает роста объемов выпуска валового кокса в Украине до 19,2 млн тонн против 17,3 млн тонн в прошлом году.

Аналитик Dragon Capital Александр Макаров прогнозирует, что данная тенденция сохранится и в 2011 году, причем выпуск валового кокса достигнет 20,1 млн тонн. Благодаря этому станет возможным дополнительный ввод в эксплуатацию ныне свободных мощностей на 2 млн тонн из 4,3 млн тонн, находящихся сейчас в режиме вынужденного простоя.

Локомотивом роста для украинских коксохимиков будет выплавка чугуна, которая по итогам 11 месяцев увеличилось на 7% по сравнению с тем же периодом 2009 года, до 24,919 млн тонн. По итогам года ожидается, что данный показатель вырастет до 26,9 млн тонн против 25,7 млн тонн в прошлом году. Соответственно, в 2011 эксперт ожидает выплавки чугуна в объеме 30,1 млн тонн.

Как отмечает А.Макаров, росту потребления кокса металлургами также поможет повсеместно реализуемый перевод доменных печей с природного газа на пылеугольное топливо. Напомним, что для замены природного газа на ПУТ необходимы дополнительные 60 кг доменного кокса на одну тонну чугуна.

Увеличение выпуска кокса, в свою очередь, приведет к дальнейшему росту импорта коксующихся углей, используемых при его производстве, с 7,5 млн тонн в пересчете на концентрат в 2009 году до 8,5 млн тонн по итогам текущего и до 9,5 млн тонн – в 201. При этом российские поставщики, на долю которых сейчас приходится около 90% всего объема ввозимого коксующегося угля, и далее сохранят доминирующее положение среди импортеров.

Увеличению объемов импорта также будет способствовать снижение добычи отечественными предприятиями, прежде всего в госсекторе. Напомним, что по итогам прошлого года производство коксующегося угля в Украине сократилось на 3,8%, до 25,8 млн тонн. А в нынешнем году прогнозируется уменьшение показателя еще на 2%, до 25,3 млн тонн.

Это означает, что в следующем году за счет импортного концентрата украинские коксохимики будут покрывать примерно треть своих сырьевых потребностей. Тем не менее поставки отечественного концентрата на коксохимзаводы тоже вырастут – до 16,7 млн тонн в текущем году по сравнению с 16,1 млн тонн в 2009 году и до 18,5 млн тонн – в 2011.

Такое значительное увеличение показателя ожидается за счет запуска в эксплуатацию второй очереди шахты "Красноармейская-Западная №1", одного из крупнейших в Украине производителей коксующегося угля, входящего в структуру группы "Донецксталь" предпринимателя Виктора Нусенкиса. Таким образом, высокие расходы на транспортировку российского коксующегося угля и дефицит на внутреннем рынке Украины позволят местным участникам рынка и в дальнейшем чувствовать себя достаточно комфортно.

По оценкам Dragon Capital, в Украине самая низкая себестоимость угольного концентрата у объединения "Павлоградуголь" – 59 долл./тонн (без учета амортизационных отчислений). Далее следуют Красноармейская-Западная №1 – 67 долл./тонн, объединение "Краснодонуголь" – 106 долл./тонн и шахта им.Засядько – 117 долл./тонн. А наиболее высокие расходы на выходе получаются у ГП "Макеевуголь" – 202 долл./тонн.

Таким образом, себестоимость украинского угольного концентрата в целом по отрасли составляла 137 долл./тонн при его цене 165-175 долл. тонн в III квартале нынешнего года. Тем не менее у 2,1 млн тонн произведенного концентрата, или 27% от общего объема, расходы оказались выше рыночной стоимости.

В то же время у крупнейшего в Российской Федерации производителя коксующегося угля ОАО "Шахта "Распадская" этот показатель составляет 24 долл./тонн, а у ОАО "Воркутауголь" – 62 долл./тонн. Однако с учетом расходов на транспортировку до границы Украины себестоимость получается уже 69 долл./тонн и 84 долл./тонн соответственно. Благодаря этому обстоятельству в следующем году на украинских КХЗ прогнозируется сохранение соотношения отечественного и импортного сырья, сопоставимое с 2007 годом.

Тогда, напомним, на Алчевсккоксе и Запорожкоксе оно составило 49% к 51%, на Днепрококсе, Баглейкоксе и Днепродзержинском КХЗ – 56% к 44%, на Макеевкоксе и Ясиновском КХЗ – 71% к 29%, на Авдеевском КХЗ – 88% к 12%, на коксохимическом заводе, входящем в структуру меткомбината "ArcelorMittal Кривой Рог", – 71% к 29%. Одновременно металлурги будут увеличивать импорт готового кокса до 600 тыс. тонн в нынешнем году против 200 тыс. тонн в 2009 году и далее до 800 тыс. тонн в 2011 году. Вместе с тем сами украинские КХЗ в 2011 году смогут существенно нарастить объем своих поставок на внешние рынки благодаря решению Китая повысить заградительную пошлину на вывоз кокса до 40%.

Как известно, ранее КНР обеспечивала до 50% мировых потребностей в коксе. "Поэтому сейчас, в связи с введением лицензирования экспорта кокса и повышением вывозной пошлины до 40%, остальные экспортеры получили невиданный бонус", – отметил А.Макаров, выступая на международной конференции "Рынки металлургического сырья" в Алуште, организованной днепропетровской компанией "Бизнес-форум".

По его оценкам, выпуск кокса в КНР сейчас обходится в 221 долл./тонн, что делает его самым дешевым в мире, особенно в связи с внутренним перепроизводством. Однако дополнительные расходы ведут к повышению его экспортной стоимости до абсолютно нереальных для рынка 443 долл./тонн, из которых 104 долл./тонн приходится на экспортную пошлину, 70 долл./тонн – на получение лицензии, 38 долл./тонн – на НДС, с возвратом которого у производителей есть проблемы, и, наконец, еще 10 долл./тонн добавляет транспортировка.

Причем невозврат НДС в данном случае является дополнительным рычагом воздействия на производителей со стороны китайских властей, провозгласивших ограничение экспорта сырьевых товаров государственной политикой. При этом уже в текущем году в условиях прогнозируемого увеличения мирового производства чугуна на 16%, до 1,04 млрд тонн, на внешних рынках будет все острее ощущаться дефицит кокса.

Этому способствует и нехватка мощностей: ведьтолько в 2009 году в мире были выведены из эксплуатации батареи по производству 12 млн тонн кокса в год. И такой процесс продолжится, поскольку сейчас средний возраст коксовых батарей в мире (без учета Китая) составляет 24 года.

Поэтому по итогам текущего года ожидается наращивание экспорта кокса из Украины до 1,7 млн тонн против 0,9 млн тонн в 2009 году и далее до 2,2 млн тонн в 2011 году. Этому будет в значительной мере способствовать благоприятная ценовая динамика, которую прогнозируют отраслевые эксперты. По расчетам Dragon Capital, средняя стоимость кокса в Украине в следующем году повысится до 307 долл./тонн по сравнению с 290 долл./тонн в нынешнем году – при базовом сценарии, учитывающем невысокий темп восстановления спроса на сталь в мире.

В то же время компания допускает, что по оптимистичным расчетам мировые цены на кокс в 2011 году могут превысить отметку 400 долл./тонн, достигнув тем самым докризисного уровня. Повышению цен на продукцию коксохимиков будет способствовать и удорожание сырьевого компонента. Так, увеличение стоимости коксующегося угля в 2011 году ожидается в Украине до 173 долл./тонн против 164 долл./тонн в 2010.

"Дешевого угля не будет", – подчеркивает А.Макаров. И добавляет, что, несмотря на более низкое качество украинского коксующегося угля, обусловленное повышенным содержанием серы, цены на него зачастую приближаются к мировым. При этом следует отметить, что в следующем году компания Nomura прогнозирует рост цен на коксующийся уголь до 241 долл./тонн по сравнению со 191 долл./тонн в текущем.

Что же касается ввода в строй новых мощностей, то он, скорее всего, будет отставать от вывода отработавших свой срок агрегатов. Это объясняется высокой стоимостью большинства проектов. К примеру, в следующем году запланировали запуск новой коксовой батареи чешская компания Trinecke Zelezarne – производительностью 350 тыс. тонн, российские Северсталь – 700 тыс. тонн и Мечел – 470 тыс. тонн, американский SunCok – 550 тыс. тонн. А японская корпорация Nippon Stеel уже в 2013 году намерена начать эксплуатацию новой батареи мощностью 1 млн тонн кокса в год.

При этом в пересчете на готовую продукцию затраты на строительство новой коксовой батареи для Trinecke Zelezarne составят 314 долл./тонн, для Северстали – 343 долл./тонн, для Nippon Stеel – 640 долл./тонн, для SunCok – и вовсе 691 долл./тонн. Относительно небольшие затраты будут только у Мечела – 96 долл./тонн. Для сравнения: в Украине в 2006-2007 годах были введены в эксплуатацию новые батареи на АМКР и Алчевском КХЗ мощностью 1,1 и 1 млн тонн соответственно. При этом затраты компаний составили 182 долл./тонн и 140 долл./тонн.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!