Таможня доит добро

Публікації

По подсчетам объединения "Металлургпром", в 2010 году отечественные предприятия ГМК уже переплатили 300 млн грн. за импортное сырье по вине таможенников. Наблюдавшиеся и раньше факты завышения таможенной стоимости товаров сотрудниками ГТСУ сегодня приобрели массовый характер. Это чувствуют на себе не только металлурги, но и субъекты ВЭД из других отраслей. У происходящего два объяснения: запредельно высокие задания по сбору таможенных платежей, спускаемые сверху, и пресловутый человеческий фактор на местах.

Самым резонансным конфликтом года между металлургами и таможенниками стало возбуждение в сентябре уголовного дела по факту контрабанды коксующегося угля комбинатом "ArcelorMittal Кривой Рог". Если вкратце, то перепалка возникла из-за того, что АМКР попытался ввезти в Украину 67,6 тыс. тонн угля стоимостью 107,5 млн грн., а таможенная экспертиза пришла к выводу, что этот товар должен стоить 203 млн грн. В результате судно со спорным грузом было задержано в Одесском порту, а в дирекции криворожского комбината глотали валидол сразу по двум причинам: во-первых, на территории предприятия прошли следственные действия, во-вторых, под угрозой остановки оказалось все производство.

Однако этот конфликт – только вершина айсберга. Большинство подобных инцидентов предприятия предпочитают не выносить на широкую публику. Но это не означает, что их нет. По словам генерального директора Металлургпрома Василия Харахулаха, бывали случаи, когда импортерам завышали стоимость на целых 600%. Косвенным следствием такой скрупулезности таможенников стали и систематические задержки грузов на границе на 7-10 дней. Чтобы доказать свою правоту, металлургам приходится отправлять на таможенные посты кипы дополнительных справок, причем зачастую у них требуют и документацию, которая носит конфиденциальный характер. Но даже это далеко не всегда помогает.

Ранее подобные претензии к ГТСУ высказывало и еще одно отраслевое объединение – Украинская ассоциация производителей ферросплавов (УкрФА). Летом текущего года входящие в ее состав предприятия добились от зарубежных поставщиков марганцевой руды ценовых скидок, однако Гостаможслужба настаивала на том, чтобы сырье и дальше оформлялось при ввозе по старой цене. Для украинских ферросплавщиков такой подход означал потерю 60 долл. на каждой тонне. По словам руководителя УкрФА Сергея Кудрявцева, действия таможенников сводили на нет длительные переговоры членов Ассоциации с зарубежными партнерами и их усилия по снижению себестоимости производства ферросплавов.

Официально в Гостаможслужбе утверждают, что они просто ведут борьбу с "серыми" схемами ввоза в страну товаров по заниженной стоимости. Цель, в общем-то, благородная. Но усердие таможенников таково, что они  способны легко выплеснуть с водой и младенца. По оценкам заместителя главы ГТСУ Степана Дериволкова, за три квартала 2010 года сумма доначислений импортерам налогов благодаря усилению контроля за достоверностью декларирования товаров и введению единого механизма определения таможенной стоимости составила 15 млрд грн. Всего же в бюджет за этот период перечислено около 35 млрд грн., что на 38% больше, чем за январь-сентябрь предыдущего года. С большой долей правдоподобности можно предположить, что почти весь этот прирост как раз и стал результатом политики тотального завышения стоимости ввозимых товаров. Таможня, откровенно говоря, прибегала к ней и в предыдущие годы, но в 2010 превратила ее в систему. По неофициальной информации, перед ГТСУ поставили цель увеличить сбор средств в бюджет на 20 млрд грн. относительно показателей прошлого года, вот она и не выбирает средства.

В поисках консенсуса в 2010 году были проведены несколько совместных совещаний руководства Государственной таможенной службы с представителями Минпромполитики и объединения "Металлургпром". На одном из них, еще 10 июня, металлурги в пух и прах разнесли порядок определения таможенной стоимости импортируемых товаров, изложенный в приказе ГТСУ №506 от 29 мая 2009 года, отмечая, что он создает возможности для разночтений и различной трактовки его норм на региональных таможнях. На последнем заседании (27 октября) представителей ГМК проинформировали, что Гостаможслужба 19 октября издала новый приказ по этому поводу, а к нему Методические рекомендации относительно порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Украины для собственных нужд товаропроизводителей.

По оценкам В.Харахулаха, новый документ позволяет снизить напряженность в отношениях отраслевиков и таможенников, но далеко не до нулевого уровня. На его взгляд, развитие темы должно найти свое отражение в разрабатываемой сегодня Концепции реформирования деятельности таможенной службы Украины. На ноябрьском балансовом совещании в Днепропетровске В.Харахулах снова обрушился на таможенников с критикой, заявляя, что по ряду вопросов Металлургпром нашел взаимопонимание с ГТСУ, но это были единичные случаи.

В целом политика завышения таможенной стоимости импортируемых товаров не искоренена. Подобной точки зрения придерживаются и в Министерстве промышленной политики. Да, в последнее время региональные таможни несколько смягчили свое отношение к импортерам, но проблема продолжает оставаться крайне острой. Крупные метпредприятия страны, все без исключения, ежемесячно теряют миллионы гривен из-за немотивированных таможенных платежей.

Со своей стороны, пресс-служба Гостаможслужбы заверяет, что Методические рекомендации от 19 октября исключают какой бы то ни было субъективизм должностных лиц ведомства при исполнении ими своих служебных обязанностей. Ведь в них четко определены условия, при которых может быть затребован дополнительный документ, а также перечень документов, которые таможенники не имеют права требовать у декларанта. Правда, в этом перечне пунктов гораздо меньше, чем в том, где объясняется, что и когда должен подавать импортер на дополнительный запрос таможенной службы. Иначе говоря, наиболее допекающие металлургам нормы остаются в силе.

Например, если иностранный продавец и украинский покупатель являются связанными лицами, то у них таки могут потребовать предоставить калькуляции на покупаемый товар. В случае же, если стороной внешнеэкономического контракта выступает не фирма-производитель, а ее представительство, торговый дом и т. п., Гостаможслужба оставила за собой право запрашивать у импортера дополнительно каталоги, спецификации, прейскуранты (прайс-листы) на закупаемый товар непосредственно от производителя. Как отмечают в Металлургпроме, иногда эти документы в принципе невозможно представить. Например, далеко не каждый из зарубежных производителей согласен открывать свою калькуляцию украинским таможенникам, считая запрашиваемую информацию коммерческой тайной. В конце концов, он и не обязан этого делать. Но в итоге страдают украинские покупатели.

Кроме того, в рекомендациях предусмотрено целых 8 причин, по которым таможенная стоимость импортированных товаров не может быть принята по цене, обозначенной в договоре. Последняя из них годится фактически на все случаи жизни и звучит так: "Наличие сомнений относительно достоверности сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости". Подобная формулировка дает таможенным органам зацепку, позволяющую, как и раньше, тормозить любой ввозимый товар. И тогда уже импортеру приходится выбирать, что ему дороже – нервы или деньги, то есть долго и хлопотно доказывать, что ты не контрабандист, или же, скрепя сердце, доплатить все, что требуют таможенники, лишь бы оставили в покое.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

25 Грудня 2023

Туреччина стала нетто-імпортером сталі вперше з 2015 року

Споживання сталі в Чехії впало до десятирічного мінімуму

В портах Великої Одеси за добу розвантажують майже тисячу вагонів з зерном

Росіяни вкрали 8 млн тонн зерна на окупованих територіях України

Укрнафта запустила нову свердловину глибиною майже 3000 метрів

Автогаз на АЗС подешевшав ще на 40 копійок

Інвестиції в інфраструктуру Дунайських портів становили 100 млн доларів

Ключовий рудний порт Австралії знизив перевалку до 505 млн тонн

Індія збільшує імпорт сталі

Бензин та дизпаливо продовжують дешевшати на заправках

В НБУ бачать можливість для подальшого зниження облікової ставки

Металурги Польщі країни скоротили виробництво сталі на 14,9% 

Українська енергосистема надавала аварійну допомогу Польщі

Польські фермери розблокували один з пунктів пропуску на кордоні з Україною

Україна отримала від Світового банку 1,34 млрд дол допомоги

Перебої в судноплавстві в Червоному морі призвели до подорожчання деяких металів

ВСІ НОВИНИ ⇢