Подробнее Запомнить город


Таможня доит добро

29.11.10
размер текста:

По подсчетам объединения "Металлургпром", в 2010 году отечественные предприятия ГМК уже переплатили 300 млн грн. за импортное сырье по вине таможенников. Наблюдавшиеся и раньше факты завышения таможенной стоимости товаров сотрудниками ГТСУ сегодня приобрели массовый характер. Это чувствуют на себе не только металлурги, но и субъекты ВЭД из других отраслей. У происходящего два объяснения: запредельно высокие задания по сбору таможенных платежей, спускаемые сверху, и пресловутый человеческий фактор на местах.

Самым резонансным конфликтом года между металлургами и таможенниками стало возбуждение в сентябре уголовного дела по факту контрабанды коксующегося угля комбинатом "ArcelorMittal Кривой Рог". Если вкратце, то перепалка возникла из-за того, что АМКР попытался ввезти в Украину 67,6 тыс. тонн угля стоимостью 107,5 млн грн., а таможенная экспертиза пришла к выводу, что этот товар должен стоить 203 млн грн. В результате судно со спорным грузом было задержано в Одесском порту, а в дирекции криворожского комбината глотали валидол сразу по двум причинам: во-первых, на территории предприятия прошли следственные действия, во-вторых, под угрозой остановки оказалось все производство.

Однако этот конфликт – только вершина айсберга. Большинство подобных инцидентов предприятия предпочитают не выносить на широкую публику. Но это не означает, что их нет. По словам генерального директора Металлургпрома Василия Харахулаха, бывали случаи, когда импортерам завышали стоимость на целых 600%. Косвенным следствием такой скрупулезности таможенников стали и систематические задержки грузов на границе на 7-10 дней. Чтобы доказать свою правоту, металлургам приходится отправлять на таможенные посты кипы дополнительных справок, причем зачастую у них требуют и документацию, которая носит конфиденциальный характер. Но даже это далеко не всегда помогает.

Ранее подобные претензии к ГТСУ высказывало и еще одно отраслевое объединение – Украинская ассоциация производителей ферросплавов (УкрФА). Летом текущего года входящие в ее состав предприятия добились от зарубежных поставщиков марганцевой руды ценовых скидок, однако Гостаможслужба настаивала на том, чтобы сырье и дальше оформлялось при ввозе по старой цене. Для украинских ферросплавщиков такой подход означал потерю 60 долл. на каждой тонне. По словам руководителя УкрФА Сергея Кудрявцева, действия таможенников сводили на нет длительные переговоры членов Ассоциации с зарубежными партнерами и их усилия по снижению себестоимости производства ферросплавов.

Официально в Гостаможслужбе утверждают, что они просто ведут борьбу с "серыми" схемами ввоза в страну товаров по заниженной стоимости. Цель, в общем-то, благородная. Но усердие таможенников таково, что они  способны легко выплеснуть с водой и младенца. По оценкам заместителя главы ГТСУ Степана Дериволкова, за три квартала 2010 года сумма доначислений импортерам налогов благодаря усилению контроля за достоверностью декларирования товаров и введению единого механизма определения таможенной стоимости составила 15 млрд грн. Всего же в бюджет за этот период перечислено около 35 млрд грн., что на 38% больше, чем за январь-сентябрь предыдущего года. С большой долей правдоподобности можно предположить, что почти весь этот прирост как раз и стал результатом политики тотального завышения стоимости ввозимых товаров. Таможня, откровенно говоря, прибегала к ней и в предыдущие годы, но в 2010 превратила ее в систему. По неофициальной информации, перед ГТСУ поставили цель увеличить сбор средств в бюджет на 20 млрд грн. относительно показателей прошлого года, вот она и не выбирает средства.

В поисках консенсуса в 2010 году были проведены несколько совместных совещаний руководства Государственной таможенной службы с представителями Минпромполитики и объединения "Металлургпром". На одном из них, еще 10 июня, металлурги в пух и прах разнесли порядок определения таможенной стоимости импортируемых товаров, изложенный в приказе ГТСУ №506 от 29 мая 2009 года, отмечая, что он создает возможности для разночтений и различной трактовки его норм на региональных таможнях. На последнем заседании (27 октября) представителей ГМК проинформировали, что Гостаможслужба 19 октября издала новый приказ по этому поводу, а к нему Методические рекомендации относительно порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Украины для собственных нужд товаропроизводителей.

По оценкам В.Харахулаха, новый документ позволяет снизить напряженность в отношениях отраслевиков и таможенников, но далеко не до нулевого уровня. На его взгляд, развитие темы должно найти свое отражение в разрабатываемой сегодня Концепции реформирования деятельности таможенной службы Украины. На ноябрьском балансовом совещании в Днепропетровске В.Харахулах снова обрушился на таможенников с критикой, заявляя, что по ряду вопросов Металлургпром нашел взаимопонимание с ГТСУ, но это были единичные случаи.

В целом политика завышения таможенной стоимости импортируемых товаров не искоренена. Подобной точки зрения придерживаются и в Министерстве промышленной политики. Да, в последнее время региональные таможни несколько смягчили свое отношение к импортерам, но проблема продолжает оставаться крайне острой. Крупные метпредприятия страны, все без исключения, ежемесячно теряют миллионы гривен из-за немотивированных таможенных платежей.

Со своей стороны, пресс-служба Гостаможслужбы заверяет, что Методические рекомендации от 19 октября исключают какой бы то ни было субъективизм должностных лиц ведомства при исполнении ими своих служебных обязанностей. Ведь в них четко определены условия, при которых может быть затребован дополнительный документ, а также перечень документов, которые таможенники не имеют права требовать у декларанта. Правда, в этом перечне пунктов гораздо меньше, чем в том, где объясняется, что и когда должен подавать импортер на дополнительный запрос таможенной службы. Иначе говоря, наиболее допекающие металлургам нормы остаются в силе.

Например, если иностранный продавец и украинский покупатель являются связанными лицами, то у них таки могут потребовать предоставить калькуляции на покупаемый товар. В случае же, если стороной внешнеэкономического контракта выступает не фирма-производитель, а ее представительство, торговый дом и т. п., Гостаможслужба оставила за собой право запрашивать у импортера дополнительно каталоги, спецификации, прейскуранты (прайс-листы) на закупаемый товар непосредственно от производителя. Как отмечают в Металлургпроме, иногда эти документы в принципе невозможно представить. Например, далеко не каждый из зарубежных производителей согласен открывать свою калькуляцию украинским таможенникам, считая запрашиваемую информацию коммерческой тайной. В конце концов, он и не обязан этого делать. Но в итоге страдают украинские покупатели.

Кроме того, в рекомендациях предусмотрено целых 8 причин, по которым таможенная стоимость импортированных товаров не может быть принята по цене, обозначенной в договоре. Последняя из них годится фактически на все случаи жизни и звучит так: "Наличие сомнений относительно достоверности сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости". Подобная формулировка дает таможенным органам зацепку, позволяющую, как и раньше, тормозить любой ввозимый товар. И тогда уже импортеру приходится выбирать, что ему дороже – нервы или деньги, то есть долго и хлопотно доказывать, что ты не контрабандист, или же, скрепя сердце, доплатить все, что требуют таможенники, лишь бы оставили в покое.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 3
15:46 | 29.11.2010
Beshketnuk
Упразднение таможни только откроет дорогу контрабандистам, которые своим нелегальным товаром нанесут непоправимый вред нашей экономике. Уж если бороться с "серыми" импортерами, как декларирует наша доблесная таможня, так бороться справедливыми методами. Почему не развивается тема с "белыми" и "зелеными" списками импортеров, в которое входили бы законопослушные субъекты ВЭД? Тогда будьте добры, пресуйте тех субъектов, кто не входит в списки, и все. А все потому, что самой таможне не выгодно такое положение дел. А как же при этом выполнять бешенные планы поступлений в бюджет? Как же при этом выполнять бешенные планы поступлений в карман? Все происходит так, как и всегда в нашей стране - вроде и знают, как правильно, но не делают, так как им самим это не выгодно...
13:17 | 29.11.2010
NR1
Давайте упраздним, не вопрос. Только как будем после этого закрывать дыру в бюджете?
10:12 | 29.11.2010
sergant
А кому вообще нужна таможня??? Не проще было бы её упразднить?? Коррупции меньше стало бы.






















скачать опера бесплатно























windows media player 12 скачать бесплатно

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!