Подробнее Запомнить город


Таможня доит добро

29.11.10
размер текста:

По подсчетам объединения "Металлургпром", в 2010 году отечественные предприятия ГМК уже переплатили 300 млн грн. за импортное сырье по вине таможенников. Наблюдавшиеся и раньше факты завышения таможенной стоимости товаров сотрудниками ГТСУ сегодня приобрели массовый характер. Это чувствуют на себе не только металлурги, но и субъекты ВЭД из других отраслей. У происходящего два объяснения: запредельно высокие задания по сбору таможенных платежей, спускаемые сверху, и пресловутый человеческий фактор на местах.

Самым резонансным конфликтом года между металлургами и таможенниками стало возбуждение в сентябре уголовного дела по факту контрабанды коксующегося угля комбинатом "ArcelorMittal Кривой Рог". Если вкратце, то перепалка возникла из-за того, что АМКР попытался ввезти в Украину 67,6 тыс. тонн угля стоимостью 107,5 млн грн., а таможенная экспертиза пришла к выводу, что этот товар должен стоить 203 млн грн. В результате судно со спорным грузом было задержано в Одесском порту, а в дирекции криворожского комбината глотали валидол сразу по двум причинам: во-первых, на территории предприятия прошли следственные действия, во-вторых, под угрозой остановки оказалось все производство.

Однако этот конфликт – только вершина айсберга. Большинство подобных инцидентов предприятия предпочитают не выносить на широкую публику. Но это не означает, что их нет. По словам генерального директора Металлургпрома Василия Харахулаха, бывали случаи, когда импортерам завышали стоимость на целых 600%. Косвенным следствием такой скрупулезности таможенников стали и систематические задержки грузов на границе на 7-10 дней. Чтобы доказать свою правоту, металлургам приходится отправлять на таможенные посты кипы дополнительных справок, причем зачастую у них требуют и документацию, которая носит конфиденциальный характер. Но даже это далеко не всегда помогает.

Ранее подобные претензии к ГТСУ высказывало и еще одно отраслевое объединение – Украинская ассоциация производителей ферросплавов (УкрФА). Летом текущего года входящие в ее состав предприятия добились от зарубежных поставщиков марганцевой руды ценовых скидок, однако Гостаможслужба настаивала на том, чтобы сырье и дальше оформлялось при ввозе по старой цене. Для украинских ферросплавщиков такой подход означал потерю 60 долл. на каждой тонне. По словам руководителя УкрФА Сергея Кудрявцева, действия таможенников сводили на нет длительные переговоры членов Ассоциации с зарубежными партнерами и их усилия по снижению себестоимости производства ферросплавов.

Официально в Гостаможслужбе утверждают, что они просто ведут борьбу с "серыми" схемами ввоза в страну товаров по заниженной стоимости. Цель, в общем-то, благородная. Но усердие таможенников таково, что они  способны легко выплеснуть с водой и младенца. По оценкам заместителя главы ГТСУ Степана Дериволкова, за три квартала 2010 года сумма доначислений импортерам налогов благодаря усилению контроля за достоверностью декларирования товаров и введению единого механизма определения таможенной стоимости составила 15 млрд грн. Всего же в бюджет за этот период перечислено около 35 млрд грн., что на 38% больше, чем за январь-сентябрь предыдущего года. С большой долей правдоподобности можно предположить, что почти весь этот прирост как раз и стал результатом политики тотального завышения стоимости ввозимых товаров. Таможня, откровенно говоря, прибегала к ней и в предыдущие годы, но в 2010 превратила ее в систему. По неофициальной информации, перед ГТСУ поставили цель увеличить сбор средств в бюджет на 20 млрд грн. относительно показателей прошлого года, вот она и не выбирает средства.

В поисках консенсуса в 2010 году были проведены несколько совместных совещаний руководства Государственной таможенной службы с представителями Минпромполитики и объединения "Металлургпром". На одном из них, еще 10 июня, металлурги в пух и прах разнесли порядок определения таможенной стоимости импортируемых товаров, изложенный в приказе ГТСУ №506 от 29 мая 2009 года, отмечая, что он создает возможности для разночтений и различной трактовки его норм на региональных таможнях. На последнем заседании (27 октября) представителей ГМК проинформировали, что Гостаможслужба 19 октября издала новый приказ по этому поводу, а к нему Методические рекомендации относительно порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Украины для собственных нужд товаропроизводителей.

По оценкам В.Харахулаха, новый документ позволяет снизить напряженность в отношениях отраслевиков и таможенников, но далеко не до нулевого уровня. На его взгляд, развитие темы должно найти свое отражение в разрабатываемой сегодня Концепции реформирования деятельности таможенной службы Украины. На ноябрьском балансовом совещании в Днепропетровске В.Харахулах снова обрушился на таможенников с критикой, заявляя, что по ряду вопросов Металлургпром нашел взаимопонимание с ГТСУ, но это были единичные случаи.

В целом политика завышения таможенной стоимости импортируемых товаров не искоренена. Подобной точки зрения придерживаются и в Министерстве промышленной политики. Да, в последнее время региональные таможни несколько смягчили свое отношение к импортерам, но проблема продолжает оставаться крайне острой. Крупные метпредприятия страны, все без исключения, ежемесячно теряют миллионы гривен из-за немотивированных таможенных платежей.

Со своей стороны, пресс-служба Гостаможслужбы заверяет, что Методические рекомендации от 19 октября исключают какой бы то ни было субъективизм должностных лиц ведомства при исполнении ими своих служебных обязанностей. Ведь в них четко определены условия, при которых может быть затребован дополнительный документ, а также перечень документов, которые таможенники не имеют права требовать у декларанта. Правда, в этом перечне пунктов гораздо меньше, чем в том, где объясняется, что и когда должен подавать импортер на дополнительный запрос таможенной службы. Иначе говоря, наиболее допекающие металлургам нормы остаются в силе.

Например, если иностранный продавец и украинский покупатель являются связанными лицами, то у них таки могут потребовать предоставить калькуляции на покупаемый товар. В случае же, если стороной внешнеэкономического контракта выступает не фирма-производитель, а ее представительство, торговый дом и т. п., Гостаможслужба оставила за собой право запрашивать у импортера дополнительно каталоги, спецификации, прейскуранты (прайс-листы) на закупаемый товар непосредственно от производителя. Как отмечают в Металлургпроме, иногда эти документы в принципе невозможно представить. Например, далеко не каждый из зарубежных производителей согласен открывать свою калькуляцию украинским таможенникам, считая запрашиваемую информацию коммерческой тайной. В конце концов, он и не обязан этого делать. Но в итоге страдают украинские покупатели.

Кроме того, в рекомендациях предусмотрено целых 8 причин, по которым таможенная стоимость импортированных товаров не может быть принята по цене, обозначенной в договоре. Последняя из них годится фактически на все случаи жизни и звучит так: "Наличие сомнений относительно достоверности сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости". Подобная формулировка дает таможенным органам зацепку, позволяющую, как и раньше, тормозить любой ввозимый товар. И тогда уже импортеру приходится выбирать, что ему дороже – нервы или деньги, то есть долго и хлопотно доказывать, что ты не контрабандист, или же, скрепя сердце, доплатить все, что требуют таможенники, лишь бы оставили в покое.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 3

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!