Подробнее Запомнить город


Железный занавес для украинского металла

23.12.08
размер текста:

Нормализация ситуации в украинском ГМК невозможна без восстановления позиций на внешних рынках. Однако, после вступления в ВТО, Украина не смогла оперативно демонтировать большинство торговых барьеров, а новая волна протекционизма и вовсе грозит закрытием большинства рынков для украинской металлопродукции.

После оживления металлургии в первой половине нынешнего десятилетия, украинские предприятия за счет конкурентоспособной себестоимости продукции, обусловленной низкой оплатой труда и дотационной стоимостью ресурсов, начали стремительно завоевывать внешние рынки. Пытаясь защитить внутренний рынок от навала дешевой продукции, подрывающей позиции национальных производителей, большинство экономически развитых стран, справедливо обвиняя украинских металлургов в демпинге, оперативно возвели торговые барьеры в форме квот, импортных, компенсационных, антидемпинговых и пр. пошлин. В настоящее время против металлургической продукции из Украины действуют свыше 30 мер подобного плана.

До последнего времени, несмотря на то, что на экспортные поставки приходиться свыше 75% производимого в Украине металла, торговые ограничения не оказывали критического влияния. Традиционно основными позициями внешних поставок являются полуфабрикаты (прежде всего, квадратная заготовка и слябы) длинномерный (арматура, катанка) и плоский прокат (горячекатаный, холоднокатаный, толстолистовой и нержавеющий). Низкокачественный украинский прокат не пользуется особой популярностью в ЕС и США, поэтому уменьшение присутствия на этих рынках для них не было критичным. Правда, передельная металлургия развитых стран активно потребляет украинские полуфабрикаты, однако большинство их видов не попадали под ограничения, поэтому национальные предприятия свободно их экспортировали.

Американский рынок был закрыт для украинской продукции еще в начале десятилетия. Под ограничения попали основные статьи украинского металлопроката – г/к рулоны и толстый лист, арматура и катанка. Заградительные пошлины колебались от 40% до 238%, что девальвировало основной козырь украинских металлургов – более низкие цены. Срок действия большинства из импортных пошлин на украинскую металлопродукции истекал в 2006-07 гг. Очевидно, это послужило одним из факторов того, что срок вступления Украины в ВТО был оттянут на начало 2008 года. До этого времени, американские регуляторы сумели оперативно продлить действие заградительных барьеров еще на 5 лет, оттянув тем самым приток украинского металла на свою территорию.

На данный момент американский рынок фактически закрыт для украинской металлопродукции. Заградительные пошлины на катанку составляют 116,37%, арматуру 41,49%-41,69%, толстолистовую сталь - 81,43%–237,91%, г/к плоский прокат - 62,5%. Достаточно непростая ситуация и в других североамериканских странах. В Мексике и Канаде сохраняется ряд импортных пошлин на украинскую продукцию (в основном лист), однако их стало намного меньше, после того как в 2007-2008 гг. истекли сроки установленных торговых барьеров для длинномерного проката.

ЕС закрыл рынок для украинского проката еще в 1997 году, установил режим квотирования поставок. Только в середине 2008 года, после вступлении страны в ВТО, Украина получила доступ к европейским рынкам, однако воспользоваться отрывшимися возможностями она попросту не сумела. Кризис в ГМК вынуждает страны закрывать внутренние рынки для конкурентов с тем, чтобы поддержать собственных производителей. В октябре Еврокомиссия инициировала антидемпинговое расследование в отношении импорта труб происхождением из Украины, Беларуси и Турции.

16 ноября ЕС ввел пошлину на китайскую стальную проволоку в размере 52,2% на шесть месяцев, с возможностью продления на пять лет. В середине ноября ассоциация европейских металлургов Eurofer открыто обратилась в Еврокомиссию с требованием дополнительно усилить меры против импорта металлопродукции. В декабре Еврокомиссия сообщила, что намерена сохранить антидемпинговую пошлину на сварные железные трубы и трубы из нелегированной стали, импортируемые из Украины на уровне 44,1%, правда при этом снизить пошлину для предприятий "Интерпайпа" до 10,7%, который, единственный, все это время сотрудничал с ЕК.

Благодаря протекционистским мерам, ЕС выровнял стальной баланс. По оценочным данным, импорт в этом году упадет не менее чем на 30%, и вряд ли превысит 35 млн тонн, по сравнению с рекордными 49 млн тонн в прошлом году. Стоит отметить тот факт, что сокращение поставок украинского металла происходит более плавно, чем у конкурентов.

Закрытие рынка ЕС и продление действий пошлин в США для украинской металлопродукции не столь критичны, как начинающаяся волна антидемпинговых расследований в Азии, Северной Африке и РФ, которые являются основными рынками сбыта украинской металлопродукции на данный момент. В частности, в декабре власти Индии начали масштабное антидемпинговое расследование в отношении импорта горячекатаного стального проката, который используется в строительной и автомобильной отраслях промышленности. Объектами расследования выступают рулоны, листы, плиты, полосы и другие плоские изделия из горячекатаной стали завезенные из пятнадцати стран мира, в том числе и из Украины. По данным "Держзовнишинформа", по итогам 9 месяцев нынешнего года украинские предприятия экспортировали в Индию около 235 тыс. тонн горячекатаного проката. Основными поставщиками являлись Алчевский металлургический комбинат, "Азовсталь", ММК им. Ильича, "Донецксталь".

Под угрозой находится и российский рынок. Сейчас большинство статей украинского экспорта и так подпадают под различные формы ограничений: добровольное ограничение поставок, квоты, пошлины, политические запреты, и пр. Однако российские металлурги в последнее время активно выпрашивают у правительства едва ли не абсолютного закрытия доступа на рынок для импорта, прежде всего, из Китая и Украины. Пока что российское правительство не прибегает к таким мерам, очевидно, пытаясь сбить цены на металлопродукцию на внутреннем рынке, которые, несмотря на кризис, продолжают оставаться достаточно высокими.

Между тем, после шокирующего падения производства готового проката в ноябре, которое составило 44%, правительство РФ, скорее всего, перейдет к политике агрессивного протекционизма. К слову, в ближайшее время должны быть оглашены результаты защитного расследования в отношении импорта нержавеющих труб, в том числе из Украины. Расследование длится с декабря 2007 г., и может завершиться введением торговых ограничений на поставки в Россию продукции холдинга "Сентравис".

Сейчас наиболее доступными для Украины являются рынки Азии и Северной Африки. Здесь многие страны, в частности, Вьетнам, Иран, Израиль, Пакистан, ОАЭ, Катар и пр., в 2007-2008 гг. из-за существенного превышение спроса над внутренним предложением, практически полностью отменили импортные пошлины на всю стальную продукцию.

Как отмечают обозреватели, в данных регионах продолжается реализация большинства инфраструктурных проектов, поэтому спрос на металлопродукцию снижается меньшими темпами, чем в других частях света. Однако украинцы здесь проигрывают рынок по сугубо экономическим причинам. Благодаря современным технологиям и энергоэффективному производству, конкуренты предлагают более качественную продукцию по более низким ценам.

Таким образом, над украинским металлом все сильнее вырисовывается перспектива потери внешних рынков. Внутреннее потребление не способно будет поглотить и 30% от этих объемов. Даже в случае существенного расширения финансирования крупных инфраструктурных проектов, что маловероятно, Украина не сможет потребить весь произведенный в ней металл. Для предотвращения критических последствий, потребуется синхронная политика властей по защите торговых интересов украинских предприятий за рубежом, и металлургов по повышению эффективности производства. Реализация, как первого, так и второго из условий нормализации ситуации, сейчас, кажется, весьма проблематичным.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 2

...
Новости партнеров


Статьи
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!