Подробнее Запомнить город


LNG двух морей

23.11.10
размер текста:

Сегодня на нашем континенте только страны Центральной Европы еще не покупают природный газ в сжиженном виде. Но скоро ситуация изменится. За строительство первого терминала по приему LNG-газа на Балтике взялась Польша, на Черном море соорудить подобный объект задумала Украина. У этих проектов много общего, однако есть и отличия.

Польская проба

Сегодня Польша испытывает такую же зависимость от российской газовой трубы, как и Украина. Страна потребляет порядка 14 млрд куб. м газа в год,  добывая самостоятельно лишь 4 млрд куб. м. Все остальное приходится экспортировать из России (за исключением мелких поставок из Украины, Германии, Норвегии). Чтобы выполнить требование Евросоюза об обязательной диверсификации источников энергоносителей, в Варшаве еще несколько лет назад приняли политическое решение обустроить комплекс по приему сжиженного природного газа на Балтийском побережье. В экономическую плоскость оно перекочевало после подписания долгосрочного контракта с компанией Qatargas, что повлекло за собой масштабную новостройку в порту с трудно произносимым названием Свиноуйсьце.

Упомянутый контракт заключен еще в прошлом году и предусматривает, начиная с 2014 года, поставку в Польшу 1 млн тонн LNG (примерно 1,4 млрд куб. м после регазификации) ежегодно в течение 20 лет. В условиях документа прописано, что даже если Польша к 2014 году не успеет построить собственный газовый порт, ее национальная нефтегазовая компания PGNiG должна выбирать законтрактованный объем на ближайшем к стране LNG-терминале в бельгийском Зеебрюгге. Долгосрочная цена закупки газа в контракте не установлена. Она будет согласована Qatargas и PGNiG ближе к моменту поставок.

Свиноуйсьце – это город-спутник крупного польского порта на Балтике Щецина. Он расположен на двух островах непосредственно на входе в Щецинский залив, совсем рядом с немецкой границей. Так что гипотетически местный порт может получать сжиженный газ и для нужд Германии.

Инфраструктуру для приема LNG здесь решили создать по принципу внутреннего порта, что предполагает сооружение у берега отдельного газового кармашка на площади 130 га. Он будет ограничен 3-километровым Г-образным волнорезом, переходящим в причал, у стенки которого и должны швартоваться суда – на расстоянии 800 м от берега. От причалов газ собираются перекачивать по трубопроводам на берег, где разместят резервуары для его хранения и мощности по превращению LNG в обычный природный газ. По плану порт в Свиноуйсьце должен принимать суда-газовозы объемом 200 тыс. куб. м и осадкой до 13 м. Мощности комплекса рассчитаны на перевалку 5 млрд куб. м газа в год с возможностью увеличения их до 7,5 млрд куб. м.

Комплексный проект газового порта для Польши разработала канадская компания SNC Lavalin, а подрядчиком по строительству на тендере избран консорциум из 4 участников, представляющих Польшу, Италию, Францию и Канаду. Сметная стоимость непосредственно газового комплекса оценивается в чуть менее 700 млн евро. Но еще около 1 млрд евро придется вложить в портовую инфраструктуру. Со всеми работами польское правительство планирует уложиться до 30 июня 2014 года. В сентябре в Свиноуйсьце начались геодезические работы, еще до конца года должны быть заложены фундаменты под резервуары и закуплен специальный никелированный лист для их возведения. Следующие фазы таковы: 2012 – строительство резервуарного парка и прокладка газопроводов к танкерному причалу, 2013 – подсоединение терминала к польской наземной газотранспортной сети, первая половина 2014 – наладка и испытание всей системы.

Но для желающих последовать примеру Польши самым животрепещущим остается вопрос: как финансируется эта затея в Свиноуйсьце? Надо отметить, что строительство осуществляется в четыре как бы разрозненных этапа. За новый волнорез, подводные и дноуглубительные работы отвечает морской департамент Польши, за причалы и эстакады под разгрузку LNG – дирекция портов Щецин и Свиноуйсьце, за сам комплекс по накоплению и ректификации газа – специально созданная компания Polskie LNG (с доминирующим государственным капиталом), а за смычку терминала с ГТС – оператор польских наземных газопроводов Gaz-System. Такое разделение труда имеет свои преимущества, поскольку распределяет финансовую нагрузку между несколькими субъектами. Однако не исключены и риски: если затормозит кто-то один, может остановиться весь проект.

Пока президент компании Polskie LNG Збигнев Рапцяк утверждает, что проблем с финансированием у строителей газового терминала нет. Весьма позитивным сигналом для них стало решение Европейской комиссии предоставить безвозмездную помощь этому проекту в объеме 80 млн евро. Причем этот подарок от ЕС может быть и не последним. Polskie LNG подала заявку на еще более чем 100 млн евро поддержки в рамках евросоюзовской программы развития инфраструктуры и окружающей среды. Кроме того, компания весной 2010 года подписала соглашение с группой польских и иностранных банков о выкупе ее облигаций на сумму порядка 1 млрд евро, а позже договорилась о привлечении еще 200 млн евро у ЕБРР. Суммарно этого должно хватить. А если и останутся какие-то финансовые бреши или в ходе строительства стоимость работ возрастет, эту разницу Польша вполне способна покрыть из госбюджета.

Украинский колорит

В Украине за продвижение проекта строительства LNG-терминала резво взялось недавно созданное Государственное агентство по управлению национальными проектами. Минтопэнерго, первым выступившее с такой инициативой, оказалось как бы не у дел. Хотя, возможно, Юрию Бойко даже выгодно отойти в тень. Реально "командовать парадом" все равно будет он, а новый орган послужит витриной, отражающей только поверхностную часть этого процесса. Пока LNG-проект успел обзавестись всего двумя вещами: директором – им стал бывший руководитель Киевского метрополитена Петр Мирошников, и тоненькой брошюркой об основных принципах реализации задуманного.

Но даже сейчас уже можно начинать играть в игру "Найди 10 отличий от терминала в Свиноуйсьце". Первый принципиальный момент заключается в том, что в Госагентстве по нацпроектам более склонны рассматривать строительство газового терминала как частный бизнес-проект, где государству отводится в основном функция патронажа. В Польше, напомним, ведущую роль играет национальная компания. В презентационных материалах, подготовленных украинскими чиновниками, также учитывается возможность создания международного консорциума с мажоритарным участием государства. Но есть и второй сценарий, где последнему в консорциуме отводится не больше 5-10%.

Руководитель рабочей группы по подготовке национальных проектов Владислав Каськив в одном из недавних интервью дал понять, что является сторонником как раз второго варианта. По его мнению, хотя этот проект с точки зрения национальных интересов и стратегический, но тратить на него бюджетные деньги не стоит. Возможно, это просто от бедности. Ведь по предварительным расчетам, сам терминал обойдется в 750 млн долл.,  инфраструктура – еще в 400-600 млн долл. (в зависимости от месторасположения). Самостоятельно найти такие средства как бюджету, так и Нафтогазу будет затруднительно. А кредитными обязательствами они и так связаны по рукам и ногам, причем пик выплат придется на 2013-2014 годы – предположительно самый разгар строительства LNG-терминала.

Второе существенное отличие – несколько иной алгоритм развития проекта. Если в Польше сначала появился контракт с Катаром, а уже под него стали создавать мощности по приему LNG и его регазификации, то в Украине все происходит наоборот. Согласно графику, представленному правительству В.Каськивым, международный консорциум для строительства терминала предполагается создать уже в следующем году, а заключать контракты на поставку сжиженного газа – лишь в 2012-2013.

У кого конкретно будет закупаться ресурс, в Украине пока не знают (самыми перспективными источниками видятся Египет и Азербайджан), но зато знают, сколько его понадобится. В проектной документации намерены исходить из объема 10 млрд куб. м газа в год (5 млрд – первая очередь, еще 5 млрд – вторая). Таким образом, первый черноморский LNG-комплекс по своей мощности должен превзойти балтийского первенца. Правда, готов к труду и обороне он будет позже – примерно на рубеже 2015-2016 годов.

К этому времени, вероятно, уже будет приватизирован Одесский припортовый завод, и, скорее всего, он-то и станет самым крупным клиентом нового терминала. Ведь его потенциальные нужды в газовом сырье могут достигать до 2 млрд куб. м в год. А главным претендентом на прием у себя LNG-стройки сейчас является порт Южный, откуда до Припортового рукой подать. Поэтому неудивительно, если и среди будущих владельцев завода, и среди учредителей консорциума, подрядившегося под украинский LNG-терминал, окажутся вдруг одни и те же бизнес-группы.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
16.09.19, Игорь Воронцов
Первое заседание рабочей группы по вопросам ренты на добычу железной руды, которое состоялось 12 сентября в комитете Верховной Рады по налоговой и таможенной политике, выявило ключевые разногласия между представителями бизнеса и авторами скандального законопроекта №1210.
11.09.19, Игорь Воронцов
Украина ранее уже потеряла позиции в высокотехнологичных отраслях, утратив статус развитой индустриальной державы. Теперь предлагается уничтожить еще и горнодобывающую промышленность, на которой во многом базируется вся экономика страны. Соответствующие инициативы содержатся в законопроекте №1210 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины. Автором документа является председатель комитета Верховной Рады по налоговой политике Даниил Гетманцев.
06.09.19, Ярослав Ярош
Польский металлургический комбинат Huta Czestochowa почти 15 лет принадлежал украинской корпорации "Индустриальный союз Донбасса". Но уже в ближайшее время он сменит владельца. И это станет концом целой польской эпохи в истории "ИСД". В общем, не очень успешной эпохи. За последние годы "ИСД" растерял весь пакет своих польских активов. Huta Czestochowa оставалась последней фамильной ценностью, но и она уже долгое время балансировала на грани банкротства. Продан комбинат будет в 5 с лишним раза дешевле, чем Сергей Тарута с партнерами купили его в 2005 г.
02.09.19, Василий Январев
После перезагрузки всех ветвей власти у Украины расширяется "окно возможностей" для диалога с США, в том числе и по промышленным вопросам. Как ожидается, президент Владимир Зеленский осенью может провести ряд встреч с американским лидером Дональдом Трампом. Поэтому украинские металлурги уже обратились к главе государства с просьбой поднять вопрос о замене 25%-ной пошлины на квоты.
09.08.19, Ярослав Ярош
Антимонопольный комитет тоже переобувается. В августе он обнародовал итоги расследования по внутреннему рынку азотных удобрений, следствием чего могло стать даже предписание о необходимости принудительного разделения азотных активов Дмитрия Фирташа (Group DF) в Украине. Конечным выгодополучателем такого решения может оказаться Игорь Коломойский. Хотя кашу заварил и не он. Как минимум – появляется шанс отгрызть часть рынка минудобрений для приватовского "Днипроазота". Как максимум – можно попробовать приобрести за недорого один из химкомбинатов Д.Фирташа.
29.07.19, Ярослав Ярош
На закате своей каденции кабинет Владимира Гройсмана целых два раза сделал хорошо национальной компании "Энергоатом". Он присоединил к ней Восточный горно-обогатительный комбинат, занимающийся добычей урановой руды. И одобрил инвестиционный проект расширения производственных мощностей Новоконстантиновской шахты в Кировоградской области. В случае его реализации добычу урана в Украине можно будет удвоить в 2021 г.
11.07.19, Ярослав Ярош
1 июля Украина завершила самый быстротечный и самый массовый по количеству претендентов конкурс для частных добытчиков. 9 газоносных блоков получили своих потенциальных хозяев, проявивших готовность работать с государством на условиях раздела продукции. Но если раньше Киеву удавалось подписывать СРП с мировыми грандами, такими как Shell, Chevron, Eni, то сейчас список победителей не настолько звездный. В нем преимущественно отечественные компании, а также иностранцы из второго эшелона. Кабмин уже не может позволить себе переборчивость. На страну надвигается реальный дефицит природного газа.
04.07.19, Василий Январев
Нарастивший объемы производства после вынужденного простоя в 2017 году Днепровский металлургический комбинат столкнулся с новой угрозой – 31 мая Хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства предприятия по иску компании "Технобудмонтаж Груп". Впрочем, у меткомбината есть все возможности пройти этот непростой период, не теряя объемы производства и не сокращая производственный персонал.
02.07.19, Павел Вернивский
Одно из первых важных сообщений, прозвучавших от команды президента Владимира Зеленского, – работа с Международным валютным фондом будет продолжена. При этом почти каждый политик, пытаясь убедить народ в необходимости работы с МВФ, говорит людям: другой альтернативы нет. Но действительно ли это так?
20.06.19, Василий Январев
На шахтоуправлении "Покровское" входит в финальную фазу крупнейший в угледобывающей отрасли страны инвестиционный проект. Компания готова вложить более 160 млн долл. в разработку нового угольного блока №11. Строительные работы стартовали на этом блоке еще в 2011 г., но у прежнего хозяина Виктора Нусенкиса не хватило ресурсов, чтобы завершить начатое. Приход на "Покровское" в качестве владельца холдинга "Метинвест" дал проекту второе дыхание.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!