Подробнее Запомнить город


Лом остается дома

10.11.10
размер текста:

Если в 2010 году статистика еще зафиксирует рост экспорта лома из Украины в пределах нескольких процентов, то в 2011 ожидается значительное сокращение вывоза металлургического вторсырья. На это есть как минимум три объективные причины.

2009 год проходил под звездой гиперактивности украинских экспортеров лома. Объем экспортных контрактов, по сравнению с показателями предыдущего года, вырос более чем на 40%, несмотря даже на то, что цена лома на внешних рынках была, пожалуй, самой низкой за всю последнюю пятилетку. В году текущем все происходит с точностью до наоборот. Цены на лом выросли примерно на треть, а экспорт лома топчется на месте.

Ассоциация "УАВтормет" и операторы рынка называют несколько разные цифры, но полностью сходятся в прогнозе: если по итогам 2010 года Украине и удастся перекрыть прошлогодний показатель экспорта лома, то всего на 1-2%. Так, по подсчетам президента Всеукраинской ассоциации вторичных металлов Валентина Куличенко, этот показатель вырастет с 883 тыс. тонн до примерно 900 тыс. тонн. Владимир Бублей, генеральный директор компании "Керамет" (одного из основных операторов в отрасли), чуть более оптимистичен, ожидая прироста экспорта с 950 до 960 тыс. тонн.

Согласно же правительственным данным за три первых квартала 2010 за границу ушло всего 528 тыс. тонн лома, что означает 11% отставание от прошлогоднего графика и вызывает серьезные сомнения в том, что за оставшиеся до Нового года месяцы экспорт сможет пересечь хотя бы до 900-тысячный рубеж. Судя по всему, его нынешний потолок находится примерно на этом уровне, ударившись о который, ломовый ком покатится вниз.

Теперь самое время рассмотреть причины, вызвавшими такой отскок. Их можно сформулировать так: 1) активизация на внутреннем рынке лома традиционных металлургических групп; 2) ввод или ожидание ввода в эксплуатацию новых сталеплавильных мощностей, рассчитанных на потребление лома; 3) фискальные нововведения, предусмотренные в правительственном проекте Налогового кодекса.

Осенью стало заметным значительное увеличение поставок металлолома на украинские предприятия по сравнению с летними цифрами. Так, если в июне-августе объем поставок на крупнейшие сталеплавильные комбинаты и заводы страны суммарно составлял 370-380 тыс. тонн в месяц, то в сентябре он увеличился до 469 тыс. тонн, в октябре – до 502 тыс. тонн. И тем не менее ряд металлургов все равно сетовали на нехватку лома или нерегулярность его поступлений.

Первые признаки ломодефицита уже дали толчок процессу интеграции сталеплавильных и ломозаготовительных компаний. В составе крупных холдингов украинского ГМК появились собственные металлоломные трейдеры либо же на эту деятельность были переориентированы уже существующие структуры. Как считает В.Бублей, такую интеграцию можно считать первым шагом к укрупнению украинского рынка заготовки лома. А сейчас он серьезно раздроблен между тысячами мелких игроков.

Сегмент же потребления, наоборот, достаточно узок. Лом в серьезных количествах в Украине закупает всего десяток компаний. Причем около 80% заготовленного и реализованного в стране лома расходится по трем основным источникам: 41% забирают предприятия группы "Метинвест" (включая теперь и ММК им.Ильича), 28% – Индустриальный союз Донбасса, 11% – ArcelorMittal Кривой Рог. Эти цифры отражают структуру распределения лома внутри страны в 2010 году. Но уже через год она может несколько видоизмениться, ведь тройку лидеров наверняка попытаются потеснить и испытанные бойцы-одиночки, такие как Днепроспецсталь или ДЭМЗ, и новые охотники за ломовым сырьем. Правда, "живых" новичков на ломовом пятачке пока гораздо меньше, чем нарисованных на бумаге.

Так, за последние годы в Украине появились лишь два новых электросталеплавильных производства: завод "Электросталь" в Курахово и "Азовэлектросталь" в Мариуполе. Сейчас они потребляют порядка 700 тыс. тонн лома в год, потенциально – могли бы и в 2 раза больше, но при полной загрузке. Вместе с тем, еще по крайней мере 5 электропечных проектов, также нацеленных на переработку лома, задекларированы, но находятся на той стадии, о которой говорят: "Из большой тучи – мелкий дождь". Инициаторы этих проектов замахивались суммарно на ежегодную переработку 5-6 млн тонн лома (кстати, таких дополнительных объемов в стране не существует физически), но более или менее близок к реализации лишь один из них.

Речь идет о заводе "Днепросталь", который группа "Интерпайп" строит на базе Нижнеднепровского трубопрокатного завода. Он рассчитан на производство 1,35 млн тонн стали и переработку до 2 млн тонн лома. При оптимистическом развитии событий Днепросталь будет введен в эксплуатацию уже в 2011 году, при реалистическом – в 2012. И одного этого запуска достаточно, чтобы с внутренним спросом на лом возникла напряженность, даже со скидкой на то, что сразу на всех парах завод не заработает.

Потенциально опередить Днепросталь может Донецксталь Виктора Нусенкиса, где хозяин уже давно мечтает установить современную электродуговую печь мощностью 1,5 млн тонн стали в год, но никак не насобирает на нее денег. Хотя под саму печку все уже в Донецке готово: и промплощадка, и  предварительный контракт с немецкой Siemens. Не хватает только одного – 700-800 млн долл. А вот контуры новых электросталезаводов в Кременчуге (группа "Феррэкспо"), Белой Церкви ("Еврофинанс"), Мариуполе ("АГ Стил") пока в большей мере нарисованы вилами по воде.

Впрочем, и без них украинские ломозаготовители чувствуют, что уже в следующем году за отечественный лом может развернуться острая борьба. Чувствуют это и в Кабмине, из-за чего, возможно, и имплантировали в проект Налогового кодекса норму об исключении операций с ломом из объектов обложения налогом на добавленную стоимость. Аналогичное правило уже существовало в Украине в 2007-2008 годах. И именно тогда показатели экспорта лома были как никогда низкими – меньше 700 тыс. тонн в год. В.Куличенко не исключает, что и в 2011 году можно ожидать подобного эффекта: работа ломозаготовительной отрасли станет прозрачнее, ведь у трейдеров теперь не будет оснований требовать у государства возмещения НДС, но вследствие этого и их интерес к продаже лома за рубеж поостынет.

Правда, собственно металлурги в благотворное влияние этой фискальной новации не очень верят. Во-первых, в случае отмены НДС на лом при сохранении НДС на его транспортировку дополнительные потери лягут на их плечи. Во-вторых, торговцы ломом вряд ли откажутся от попыток подтянуть внутренние цены на лом до уровня экспортных, чтобы компенсировать недобор на внешних рынках. Тем более, если спрос на их товар внутри Украины будет повышаться.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!