Подробнее Запомнить город


Лом остается дома

10.11.10
размер текста:

Если в 2010 году статистика еще зафиксирует рост экспорта лома из Украины в пределах нескольких процентов, то в 2011 ожидается значительное сокращение вывоза металлургического вторсырья. На это есть как минимум три объективные причины.

2009 год проходил под звездой гиперактивности украинских экспортеров лома. Объем экспортных контрактов, по сравнению с показателями предыдущего года, вырос более чем на 40%, несмотря даже на то, что цена лома на внешних рынках была, пожалуй, самой низкой за всю последнюю пятилетку. В году текущем все происходит с точностью до наоборот. Цены на лом выросли примерно на треть, а экспорт лома топчется на месте.

Ассоциация "УАВтормет" и операторы рынка называют несколько разные цифры, но полностью сходятся в прогнозе: если по итогам 2010 года Украине и удастся перекрыть прошлогодний показатель экспорта лома, то всего на 1-2%. Так, по подсчетам президента Всеукраинской ассоциации вторичных металлов Валентина Куличенко, этот показатель вырастет с 883 тыс. тонн до примерно 900 тыс. тонн. Владимир Бублей, генеральный директор компании "Керамет" (одного из основных операторов в отрасли), чуть более оптимистичен, ожидая прироста экспорта с 950 до 960 тыс. тонн.

Согласно же правительственным данным за три первых квартала 2010 за границу ушло всего 528 тыс. тонн лома, что означает 11% отставание от прошлогоднего графика и вызывает серьезные сомнения в том, что за оставшиеся до Нового года месяцы экспорт сможет пересечь хотя бы до 900-тысячный рубеж. Судя по всему, его нынешний потолок находится примерно на этом уровне, ударившись о который, ломовый ком покатится вниз.

Теперь самое время рассмотреть причины, вызвавшими такой отскок. Их можно сформулировать так: 1) активизация на внутреннем рынке лома традиционных металлургических групп; 2) ввод или ожидание ввода в эксплуатацию новых сталеплавильных мощностей, рассчитанных на потребление лома; 3) фискальные нововведения, предусмотренные в правительственном проекте Налогового кодекса.

Осенью стало заметным значительное увеличение поставок металлолома на украинские предприятия по сравнению с летними цифрами. Так, если в июне-августе объем поставок на крупнейшие сталеплавильные комбинаты и заводы страны суммарно составлял 370-380 тыс. тонн в месяц, то в сентябре он увеличился до 469 тыс. тонн, в октябре – до 502 тыс. тонн. И тем не менее ряд металлургов все равно сетовали на нехватку лома или нерегулярность его поступлений.

Первые признаки ломодефицита уже дали толчок процессу интеграции сталеплавильных и ломозаготовительных компаний. В составе крупных холдингов украинского ГМК появились собственные металлоломные трейдеры либо же на эту деятельность были переориентированы уже существующие структуры. Как считает В.Бублей, такую интеграцию можно считать первым шагом к укрупнению украинского рынка заготовки лома. А сейчас он серьезно раздроблен между тысячами мелких игроков.

Сегмент же потребления, наоборот, достаточно узок. Лом в серьезных количествах в Украине закупает всего десяток компаний. Причем около 80% заготовленного и реализованного в стране лома расходится по трем основным источникам: 41% забирают предприятия группы "Метинвест" (включая теперь и ММК им.Ильича), 28% – Индустриальный союз Донбасса, 11% – ArcelorMittal Кривой Рог. Эти цифры отражают структуру распределения лома внутри страны в 2010 году. Но уже через год она может несколько видоизмениться, ведь тройку лидеров наверняка попытаются потеснить и испытанные бойцы-одиночки, такие как Днепроспецсталь или ДЭМЗ, и новые охотники за ломовым сырьем. Правда, "живых" новичков на ломовом пятачке пока гораздо меньше, чем нарисованных на бумаге.

Так, за последние годы в Украине появились лишь два новых электросталеплавильных производства: завод "Электросталь" в Курахово и "Азовэлектросталь" в Мариуполе. Сейчас они потребляют порядка 700 тыс. тонн лома в год, потенциально – могли бы и в 2 раза больше, но при полной загрузке. Вместе с тем, еще по крайней мере 5 электропечных проектов, также нацеленных на переработку лома, задекларированы, но находятся на той стадии, о которой говорят: "Из большой тучи – мелкий дождь". Инициаторы этих проектов замахивались суммарно на ежегодную переработку 5-6 млн тонн лома (кстати, таких дополнительных объемов в стране не существует физически), но более или менее близок к реализации лишь один из них.

Речь идет о заводе "Днепросталь", который группа "Интерпайп" строит на базе Нижнеднепровского трубопрокатного завода. Он рассчитан на производство 1,35 млн тонн стали и переработку до 2 млн тонн лома. При оптимистическом развитии событий Днепросталь будет введен в эксплуатацию уже в 2011 году, при реалистическом – в 2012. И одного этого запуска достаточно, чтобы с внутренним спросом на лом возникла напряженность, даже со скидкой на то, что сразу на всех парах завод не заработает.

Потенциально опередить Днепросталь может Донецксталь Виктора Нусенкиса, где хозяин уже давно мечтает установить современную электродуговую печь мощностью 1,5 млн тонн стали в год, но никак не насобирает на нее денег. Хотя под саму печку все уже в Донецке готово: и промплощадка, и  предварительный контракт с немецкой Siemens. Не хватает только одного – 700-800 млн долл. А вот контуры новых электросталезаводов в Кременчуге (группа "Феррэкспо"), Белой Церкви ("Еврофинанс"), Мариуполе ("АГ Стил") пока в большей мере нарисованы вилами по воде.

Впрочем, и без них украинские ломозаготовители чувствуют, что уже в следующем году за отечественный лом может развернуться острая борьба. Чувствуют это и в Кабмине, из-за чего, возможно, и имплантировали в проект Налогового кодекса норму об исключении операций с ломом из объектов обложения налогом на добавленную стоимость. Аналогичное правило уже существовало в Украине в 2007-2008 годах. И именно тогда показатели экспорта лома были как никогда низкими – меньше 700 тыс. тонн в год. В.Куличенко не исключает, что и в 2011 году можно ожидать подобного эффекта: работа ломозаготовительной отрасли станет прозрачнее, ведь у трейдеров теперь не будет оснований требовать у государства возмещения НДС, но вследствие этого и их интерес к продаже лома за рубеж поостынет.

Правда, собственно металлурги в благотворное влияние этой фискальной новации не очень верят. Во-первых, в случае отмены НДС на лом при сохранении НДС на его транспортировку дополнительные потери лягут на их плечи. Во-вторых, торговцы ломом вряд ли откажутся от попыток подтянуть внутренние цены на лом до уровня экспортных, чтобы компенсировать недобор на внешних рынках. Тем более, если спрос на их товар внутри Украины будет повышаться.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
19.07.18, Ярослав Ярош
В конце прошлого года Украина ввела 5-летние антидемпинговые пошлины на импорт стальных прутков из России в размере 15,21%. Вскоре подобная "стена" должна вырасти и на границах с Беларусью и Молдовой. Министерство экономического развития и торговли Украины начало антидемпинговое расследование против прутка, происходящего из названных стран. Как и в первом случае, инициатором санкций выступил комбинат "Арселор Миттал Кривой Рог".
13.07.18, Ярослав Ярош
Во многосерийном баттле за контроль над компанией "Укрнафта" между государством и группой "Приват" открыт новый фронт. На этот раз в городе Каменском Днепропетровской области. Командующий приватовской армией Игорь Коломойский решил остановить одно из крупнейших химических предприятий Украины – объединение "Днипроазот". Но хлопнуть при этом дверью так, чтобы окна задрожали по всей стране. Причем здесь "Укрнафта"? В течение 7 последних лет "Днипроазот" находился у нее на иждивении.
09.07.18, Василий Январев
После введения Межведомственной комиссией по международной торговле квот на импорт серной кислоты обсуждение данного вопроса перенеслось из МЭРТ в Государственную регуляторную службу. На прошедшем на днях в ГРС совещании схлестнулись представители производителей и потребителей кислоты, причем аргументы последних оказались гораздо сильнее.
05.07.18, Ярослав Ярош
Газотранспортная система Украины похожа на перезревшую невесту. Когда ее трубы добивались, Киев медлил. Сегодня он готов отдать ГТС хоть в аренду, хоть в концессию, хоть в совместное владение, но очередь из претендентов уже не стоит. Есть риск, что через два года вся эта огромная система общей длинной в 38 тыс. км газопроводов будет обслуживать исключительно внутренний рынок Украины. А это уже мало кому интересно.
02.07.18, Максим Полевой
Ведущие железорудные производители мира готовят к работе новые месторождения взамен выбывающих – на фоне нестабильности рыночных ожиданий в связи с начатыми США торговыми войнами.
27.06.18, Игорь Воронцов
Наиболее масштабные сделки в европейской металлургии оказались под угрозой срыва из-за слишком строгого следования демократическим процедурам, при которых все имеют не только собственное мнение, но еще и голос с правом "вето". Закономерно, что при таком раскладе шансы продавцов и покупателей ударить по рукам уменьшаются – время работает против них. Да и вообще у любого делового энтузиазма есть предел. Как и у обычного человеческого терпения.
21.06.18, Анна Ганзенко
В мае Кабинет министров одобрил Национальную транспортную стратегию Украины до 2030 года. О необходимости разработки такого основополагающего документа говорили уже давно, ведь транспортная отрасль, несмотря на все еще весомый вклад в формирование отечественного ВВП (около 6%), по-прежнему находится в глубоком и затяжном падении.
18.06.18, Ярослав Ярош
Администрация США решила больше не откладывать введение защитных мер против экспорта из ЕС и NAFTA, так что с 1 июня стальная продукция из этих регионов должна облагаться 25-процентной пошлиной. Две недели спустя Евросоюз решился на ответные санкции. Вслед за Канадой, Индией, Китаем и некоторыми другими странами. Маховик торговой войны набирает глобальные обороты, так что и украинским производителям будет трудно от него уклониться.
14.06.18, Игорь Воронцов
Ситуация на украинском рынке металлолома становится все горячее, по мнению участников III научно-технической конференции, организованной ассоциацией "УАВтормет" и прошедшей в Киеве 12 июня. Однако летняя жара здесь ни при чем – растет конкуренция за ограниченный объем ресурса. За него борются несколько категорий потребителей: украинские металлурги, литейщики и зарубежные металлурги.
12.06.18, Павел Вернивский
На прошлой неделе Верховная Рада все же одобрила закупку 55 французских вертолетов на сумму 555 млн евро. Это решение украинских политиков еще раз доказывает, что власть взяла курс на деиндустриализацию экономики страны, а также самоустранение государства от функции главного субъекта экономического развития.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!