Подробнее Запомнить город


Большие маневры

11.11.10
размер текста:

Украина активно маневрирует в экономическом плане между Западом и Востоком – Европейским Союзом и Российской Федерацией. Причем объектами торгов являются наиболее стратегические секторы: атомный, энергетический и нефтегазовый. Россия активно предлагает Украине слияние и сотрудничество в формате стран СНГ, Евросоюз – в европейском формате. Украину же полностью устраивает трехсторонний формат с участием обеих конкурирующих сторон, ведь в подобном случае Украина получает двойную выгоду.

Энергетические партнеры

Украина готова к открытому диалогу о сотрудничестве во всех отраслях экономики. Именно такую политику ведет нынешнее правительство под руководством Николая Азарова. Причем на данный момент Украина нашла общий язык со многими странами. Единственная, с кем возникли некоторые недопонимания, – это Россия. К примеру, недавний вопрос о транзите нефти через территорию Украины так и не был решен. Также Россия не желает пересматривать газовые контракты с Украиной, более того, цена на российский газ в IV квартале текущего года немного выросла.

В то же время со стороны РФ поступает масса предложений о сотрудничестве, однако пока они не находят отклика у украинского правительства, потому что крайне невыгодны для Украины. Тем не менее Россия не намерена проигрывать последний "рубеж", которым и является Украина, Евросоюзу. Поэтому на все предложения Евросоюза к Украине Россия отвечает встречным предложением, причем сначала на крайне выгодных условиях. Однако, когда дело доходит до стола переговоров, все российские выгоды для Украины быстро растворяются в воздухе. Так, например, произошло с транзитом российской нефти через территорию Украины.

Таким образом, Россия постепенно начинает терять рычаги давления на соседние страны в энергетическом и нефтегазовом секторах. К примеру, Украина и Беларусь нашли общий язык в вопросе транзита нефти, обойдя Россию стороной. Кроме того, в последнее время Украина получила ряд предложений о сотрудничестве в нефтегазовом секторе от Ирана и Азербайджана. В частности, Украина и Иран заинтересованы в развитии нефте- и газодобывающих отраслей, о чем недавно сообщил посол Ирана в Украине Акбар Гасеми-Алиабади. Иран хотел бы поставлять нефть в Украину, что может действительно стать толчком к дальнейшему развитию нефтеперерабатывающих заводов страны, большинство из которых сегодня простаивает из-за отказа российских нефтяников поставлять нефть.

Кроме того, в поставках нефти и газа в Украину и развитии нефтегазовых проектов также заинтересованы Сирия и Азербайджан. В частности, Украина рассчитывает на участие своих предприятий в освоении месторождений нефти в Сирии. "Украинские предприятия рассчитывают на поддержку сирийской стороны во время проведения тендера на участие в освоении месторождений нефти и других минеральных ресурсов", – сообщил недавно первый вице-премьер-министр Андрей Клюев.

А во время последнего визита в Украину президента Азербайджана Ильхама Алиева обсуждался вопрос о поставках азербайджанской нефти в Украину. Президент Украины Виктор Янукович заявил, что правительство готово запустить нефтепровод Одесса – Броды в аверсном режиме и наполнить его азербайджанской нефтью. Кроме того, Украина надеется на поставки азербайджанского газа для LNG-терминала, которой будет построен на берегу Черного моря.

Ну и наконец Евросоюз, заинтересованный в бесперебойном транзите российского газа в Европу, не закрывает вопрос о модернизации украинской ГТС. Это поддерживает и Россия, однако как-то вяло. Подобная позиция России и стала причиной того, что Украина подписала в этом году протокол о присоединении к договору об учреждении Энергетического сообщества.

Между двумя сообществами

Основной принцип Энергетического сообщества – это взаимовыручка всех членов Сообщества. Другими словами, в случае возникновения форс-мажора Украина может обратиться за помощью к Венгрии, Болгарии, Румынии и другим соседним европейским странам. Хотя, как подчеркивают эксперты, толку от этих соседей будет мало, и в роли помощника будет выступать в основном именно Украина. С другой стороны, мы получим значительный объем инвестиций как в модернизацию ГТС, так и в ЛЭП, потому что по нормам ЕС они уже находятся в технически непригодном состоянии. К примеру, износ ГТС, построенной 30 лет назад, составляет более 50%, что вызывает приступы паники у европейцев.

Также в критическом состоянии находятся украинские линии электропередач, которые являются "гордостью" государственного импортера электроэнергии в Европу. Износ основных фондов страны постоянно обсуждается на высшем уровне. Поэтому модернизация производственных мощностей, а также повышение конкурентоспособности являются приоритетными задачами украинского правительства. И пока Россия тянет с инвестициями, украинское правительство принялось приводить свою энергетику к европейским нормам.

Одним из таких шагов стало привлечение кредита в размере 175 млн евро. О выделении данного кредита НЭК "Укрэнерго" договорилась с Европейским банком реконструкции и развития. Данные средства будут направлены на строительство линии электропередач 759 кВ "Запорожская АЭС – подстанция Каховская", строительство которой уже одобрил Кабмин. При подписании кредитного соглашения присутствовали министр топлива и энергетики Юрий Бойко, первый вице-президент ЕБРР Варел Фримен и директор Укрэнерго Анатолий Ходаковский.

Кредит, как сообщил Ю.Бойко, предоставлен сроком на 15 лет под 2,2% годовых. Строительство ЛЭП планируют начать уже в следующем году, а введение в эксплуатацию намечено на 2013 год. По словам Ю.Бойко, сооружение данной ЛЭП позволит не только обеспечить электроэнергией южные и восточные регионы страны, но и усилить энергетическую независимость Украины в целом.

Увеличение финансирования со стороны ЕС украинских стратегических объектов во многом зависит от приведения украинского законодательства к нормам ЕС. Одним из требований Евросоюза является увеличение тарифов на электроэнергию и газ. И 1 августа текущего года цены на газ для населения уже были повышены на 50%. Подобного шага Европа ждет от украинского правительства и относительно тарифов на электроэнергию.

Правительство со своей стороны обещало оправдать ожидания ЕС и МВФ. В частности, как заявил заместитель министра топлива и энергетики Никита Константинов, будут постепенно повышаться тарифы на электроэнергию. "Правительство будет постепенно повышать тарифы на электроэнергию, не забывая о социальной защите населения. Есть интегрированный расчет, как это будет происходить. Тариф не повышался с декабря 2008 года, только 1 августа повысился на 50%", – сказал Н.Константинов.

Следует отметить, что Украина в текущем году увеличила потребление электроэнергии. В июле-сентябре оператор магистральных и межгосударственных ЛЭП, НЭК "Укрэнерго" увеличила передачу электроэнергии потребителям Украины по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 6,41%, или на 1845,878 млн кВт/ч, до 30 664,732 млн кВт/ч. Всего в январе-сентябре компания предоставила услуги по передаче электроэнергии на общую сумму 1843,817 млн грн. При этом оплата этих услуг со стороны оптового рынка электроэнергии составила 1,708 млрд грн. (без НДС), что на 13,8% (207,519 млн грн.) больше, чем в январе-сентябре 2009 года.

Повышение цен на электроэнергию позволит улучшить финансовые показатели предприятий топливно-энергетического комплекса. А долги предприятий ТЭК продолжают расти с каждым днем. К примеру, по состоянию на 1 ноября 2010 года задолженность ТЭК без учета долга АЭК "Киевэнерго" перед ГК "Газ Украины" за потребленный с 1 октября 2009 природный газ составляет свыше 1,75 млрд грн. Также продолжают расти кредитные обязательства генерирующих компаний.

Еще одним преимуществом Европейского Энергетического сообщества является либерализация рынка, на которой настаивали участники внутреннего рынка. Однако, как показали реалии, Украина еще не готова к либерализации. В частности, после перехода на прямые договоры по закупке угля теплоэлектростанции отстают от графика накопления угля на своих складах. "Сегодня уже есть отставание по накоплению угля, поэтому вопросы, которые ставятся перед нами и тепловыми станциями, достаточно жесткие. И надо сегодня бросить все силы на закупку угля по прямым договорам", – отметил заместитель министра топлива и энергетики В.Лучников.

Однако виновником отставания в данном случае является государственный оператор "Уголь Украины", который не выполнил показатели отгрузки угля данной группы, закрепленные Прогнозным балансом ГК ТЭС на 2010 – I квартал 2011 года. Поэтому Минтопэнерго рекомендует государственным энергогенерирующим компаниям активизировать закупку угля антрацитовой группы по прямым договорам для сокращения отставания в графиках накопления угля на складах ТЭС.

В частности, по данным Минтопэнерго, за 9 месяцев 2010 года ГП "Уголь Украины" отгрузило ГК ТЭС НАК "Энергетическая компания Украины" 12,2 млн тонн угля, что на 1,129 млн тонн угля, или на 8,5%, меньше, чем предусмотрено балансом. В структуре поставок поставки от ГП "Уголь Украины" составили 70,7%. На 1 октября складские запасы угля составляли 3,58 млн тонн, что на 8%, или на 313,3 тыс. тонн, меньше уровня, предусмотренного Прогнозным балансом.

В пользу Европейского Энергетического сообщества говорит еще один фактор. По словам Ю.Бойко, вступление в ЕЭС позволит украинским энергокомпаниям в будущем выходить на конечных потребителей электроэнергии в Европе. "Членство в Европейском Энергетическом сообществе даст возможность отпускать нашу электроэнергию конечным потребителям без посредников", – сказал министр. Также, по его мнению, членство в организации повышает стоимость активов отечественных энергокомпаний, что поможет привлекать дополнительные финансовые ресурсы.

"Этой осенью мы увеличили экспорт электроэнергии вдвое по сравнению с прошлым годом. Также у нас есть программа по поставкам электроэнергии конечным потребителям в странах наших контрагентов, входящих в Энергетическое сообщество, а не только через продажу электроэнергии на границе, как это было раньше. Уже идут соотвествующие переговоры", – подчеркнул министр.

Россия же не может пообещать Украине подобные перспективы. Хотя не исключено, что со стороны Электроэнергетического совета Содружества, 38 заседание которого недавно состоялось в Киеве, поступит подобное встречное предложение. Однако рассчитывать на реализацию данного проекта по продаже электроэнергии конечным потребителям на просторах СНГ не стоит. Достаточно вспомнить уже имеющийся горький опыт кремлевских обещаний.

Максим Гачев

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 2

...
Новости партнеров


Статьи
26.06.20, Ярослав Ярош
За два первых квартала 2020 г. спрос на сталь в мире фатально просел. За два следующих, есть надежда, он будет восстанавливаться. Но медленно и осторожно. Поэтому по итогам года в минусе окажутся все крупнейшие сталепроизводители за исключением, возможно, Китая. Такие выводы вытекают из последнего отчета ассоциации WorldSteel. Ухудшить и без того сдержанный прогноз может вторая волна коронавируса и желание некоторых участников рынка слишком быстро возобновить производство. Это как в случае с водолазом, опустившимся глубоко на дно - резкое всплытие может его убить.
23.06.20, Василий Январев, Елена Курашина
Необдуманное введение квот на импорт серной кислоты в июле 2018 года резко ухудшило ситуацию для отраслей, использующих ее в своих производственных процессах. Цена на этот ресурс для потребителей выросла более чем вдвое, но самое худшее, что дефицит кислоты грозит масштабными техногенными и экологическими катастрофами на металлургических и коксохимических предприятиях.
12.06.20, Василий Январев, Елена Курашина
Коронавирусный кризис внес серьезные коррективы в украинский рынок труда. На фоне роста безработицы, сокращения зарплат, а также невозможностью для многих заробитчан вернуться на свои рабочие места в странах ЕС конкуренция за хорошие рабочие места в Украине резко обострилась. Особенно в крупных промышленных компаниях, которые держаться на плаву и способны обеспечивать своим сотрудникам приемлемый уровень зарплат.
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!