Подробнее Запомнить город


Коррупционные хитросплетения

28.10.10
размер текста:

Борьба с глобальным потеплением и сокращением выбросов парниковых газов в атмосферу в украинских реалиях может превратиться в очередной механизм получения коррупционных доходов государственными чиновниками. Это может произойти совсем скоро с подачи ряда народных депутатов, которые внесли на рассмотрение парламента законопроект №7231 "О регулировании в сфере энергосбережения" и уже добились его принятия 21 октября в первом чтении.

Казалось бы, документом декларируется вполне благородная цель: совершенствование законодательного регулирования ограничения и сокращения антропогенных выбросов, включая парниковые газы. Для этого определяются основные принципы государственной политики регулирования выбросов и поглощения парниковых газов: система государственного управления и полномочия центральных органов исполнительной власти в данной сфере, порядок создания и функционирования национальной системы наблюдения. Также определяются порядок сбора, передачи и обработки информации, необходимой для оценки и контроля выбросов парниковых газов.

Все это, безусловно, необходимо внедрять в Украине, до сих пор не имеющей правового механизма для функционирования полноценного внутреннего рынка по торговле квотами на выброс парниковых газов. В свою очередь, существование такого рынка позволит улучшить экологическую ситуацию в стране, а также будет способствовать техническому и технологическому переоснащению промпредприятий, их дальнейшему инновационному развитию.

Вот только инструменты, которыми авторы законопроекта №7231 собираются этого добиваться, заставляют экспертов усомниться в чистоте намерений. Так, ст.12 и 13 данного законопроекта предусматривают возможность создания коммерческих предприятий для выполнения функций, которые относятся к компетенции органов исполнительной власти.

Речь идет о делегировании Национальному агентству экологических инвестиций права создать либо привлечь юрлицо в качестве технического администратора для обеспечения деятельности Национального кадастра. Таким образом, между операторами установок по выбросу и НАЭИ появляется посредник, взимающий плату за оказание административных услуг.

Кроме того, ст.20 законопроекта предусмотрена возможность запрета использования технологий на всех предприятиях. Надо признать, что это выглядит логично и целесообразно для новых производств. Однако распространение данной нормы на уже действующие предприятия на практике означает лишь появление рычагов административного и финансового давления на них. А вот желаемое улучшение экологической ситуации таким образом не будет достигнуто.

Ст.31 ограничивается право торговли квотами на парниковые выбросы непосредственно между операторами установок. Вместо этого авторы законопроекта предлагают предусмотреть возможность купли-продажи только на фондовой бирже с детальным описанием требований к ней – что может рассматриваться как лоббирование интересов конкретной торговой площадки. Этот раздел действительно выписан очень подробно, в то время как, например, в ст.38 определена лишь одна отрасль, попадающая под систему торговли выбросами, – авиационные перевозки, и нет ни одной ссылки на другие отрасли.

Для сравнения: в европейской системе торговли выбросами парниковых газов предприятие имеет право выбирать, на какой бирже продать излишек выбросов либо вообще реализовать их напрямую другой компании. В связи с этим представляется логичным, что законопроект перед его рассмотрением парламентом во втором чтении должен быть приближен к нормам директив Еврокомиссии 2003/87/ЕС и 2009/29/ЕС, регламентирующих европейскую систему торговли выбросами.

Помимо этого, законопроект "О регулировании в сфере энергосбережения" отводит слишком короткий срок на подготовку и внедрение системы внутренней торговли выбросами парниковых газов. Исходя из документа, она должна начать функционировать уже с 1 января 2013 года, то есть через два года. Между тем в том же Европейском Союзе создание аналогичной системы торговли правами на выбросы парниковых газов заняло 7 лет: в 1998 году было принято соответствующее решение, а в 2005 году начала действие пилотная фаза торговли.

Поэтому совершенно очевидно, что законопроект все же должен учитывать статус Украины как страны с переходной экономикой и предусматривать достаточное время для создания, подготовки, внедрение системы торговли. Следует позаботиться и о возможностях подготовки для операторов установок к обязательному сокращению выбросов парниковых газов.

Вызывают недоумение и положения ст.22, которыми, по сути, ограничивается дальнейший рост производства на предприятиях. Действительно, если украинские парламентарии будут создавать ограничения для экономического роста своей же страны – это выглядит, по меньшей мере, странно. На самом деле законопроект должен обеспечивать интересы операторов установок, то есть украинского бизнеса, предоставив ему возможность углеродно-нейтрального роста объемов производства, то есть со значительным улучшением удельных показателей выбросов парниковых газов на единицу продукции.

Также необходимо временно ввести действие принципа "без потерь", или право операторов установок, объемы выбросов которых в отчетном периоде ниже установленных объемов, реализовать избыток прав на выбросы при соблюдении свободы торговли этими правами. Кроме того, действие закона "О регулировании в сфере энергосбережения" не должно распространяться на установки, объем выбросов которых не превышает 20 тыс. тонн эквивалента диоксида углерода.

И, наконец, хочется еще раз отметить, что Украине нужен закон, который бы регламентировал выбросы парниковых газов и улучшил экологическую ситуацию в стране. Однако проект закона №7231 в том виде, в котором он есть в настоящий момент, будет способствовать лишь  дополнительному административному и финансовому давлению на отечественный бизнес и создавать ограничение для экономического роста. Поэтому законопроект нуждается в значительной доработке.

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
19.07.18, Ярослав Ярош
В конце прошлого года Украина ввела 5-летние антидемпинговые пошлины на импорт стальных прутков из России в размере 15,21%. Вскоре подобная "стена" должна вырасти и на границах с Беларусью и Молдовой. Министерство экономического развития и торговли Украины начало антидемпинговое расследование против прутка, происходящего из названных стран. Как и в первом случае, инициатором санкций выступил комбинат "Арселор Миттал Кривой Рог".
13.07.18, Ярослав Ярош
Во многосерийном баттле за контроль над компанией "Укрнафта" между государством и группой "Приват" открыт новый фронт. На этот раз в городе Каменском Днепропетровской области. Командующий приватовской армией Игорь Коломойский решил остановить одно из крупнейших химических предприятий Украины – объединение "Днипроазот". Но хлопнуть при этом дверью так, чтобы окна задрожали по всей стране. Причем здесь "Укрнафта"? В течение 7 последних лет "Днипроазот" находился у нее на иждивении.
09.07.18, Василий Январев
После введения Межведомственной комиссией по международной торговле квот на импорт серной кислоты обсуждение данного вопроса перенеслось из МЭРТ в Государственную регуляторную службу. На прошедшем на днях в ГРС совещании схлестнулись представители производителей и потребителей кислоты, причем аргументы последних оказались гораздо сильнее.
05.07.18, Ярослав Ярош
Газотранспортная система Украины похожа на перезревшую невесту. Когда ее трубы добивались, Киев медлил. Сегодня он готов отдать ГТС хоть в аренду, хоть в концессию, хоть в совместное владение, но очередь из претендентов уже не стоит. Есть риск, что через два года вся эта огромная система общей длинной в 38 тыс. км газопроводов будет обслуживать исключительно внутренний рынок Украины. А это уже мало кому интересно.
02.07.18, Максим Полевой
Ведущие железорудные производители мира готовят к работе новые месторождения взамен выбывающих – на фоне нестабильности рыночных ожиданий в связи с начатыми США торговыми войнами.
27.06.18, Игорь Воронцов
Наиболее масштабные сделки в европейской металлургии оказались под угрозой срыва из-за слишком строгого следования демократическим процедурам, при которых все имеют не только собственное мнение, но еще и голос с правом "вето". Закономерно, что при таком раскладе шансы продавцов и покупателей ударить по рукам уменьшаются – время работает против них. Да и вообще у любого делового энтузиазма есть предел. Как и у обычного человеческого терпения.
21.06.18, Анна Ганзенко
В мае Кабинет министров одобрил Национальную транспортную стратегию Украины до 2030 года. О необходимости разработки такого основополагающего документа говорили уже давно, ведь транспортная отрасль, несмотря на все еще весомый вклад в формирование отечественного ВВП (около 6%), по-прежнему находится в глубоком и затяжном падении.
18.06.18, Ярослав Ярош
Администрация США решила больше не откладывать введение защитных мер против экспорта из ЕС и NAFTA, так что с 1 июня стальная продукция из этих регионов должна облагаться 25-процентной пошлиной. Две недели спустя Евросоюз решился на ответные санкции. Вслед за Канадой, Индией, Китаем и некоторыми другими странами. Маховик торговой войны набирает глобальные обороты, так что и украинским производителям будет трудно от него уклониться.
14.06.18, Игорь Воронцов
Ситуация на украинском рынке металлолома становится все горячее, по мнению участников III научно-технической конференции, организованной ассоциацией "УАВтормет" и прошедшей в Киеве 12 июня. Однако летняя жара здесь ни при чем – растет конкуренция за ограниченный объем ресурса. За него борются несколько категорий потребителей: украинские металлурги, литейщики и зарубежные металлурги.
12.06.18, Павел Вернивский
На прошлой неделе Верховная Рада все же одобрила закупку 55 французских вертолетов на сумму 555 млн евро. Это решение украинских политиков еще раз доказывает, что власть взяла курс на деиндустриализацию экономики страны, а также самоустранение государства от функции главного субъекта экономического развития.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!