Подробнее Запомнить город


Коррупционные хитросплетения

28.10.10
размер текста:

Борьба с глобальным потеплением и сокращением выбросов парниковых газов в атмосферу в украинских реалиях может превратиться в очередной механизм получения коррупционных доходов государственными чиновниками. Это может произойти совсем скоро с подачи ряда народных депутатов, которые внесли на рассмотрение парламента законопроект №7231 "О регулировании в сфере энергосбережения" и уже добились его принятия 21 октября в первом чтении.

Казалось бы, документом декларируется вполне благородная цель: совершенствование законодательного регулирования ограничения и сокращения антропогенных выбросов, включая парниковые газы. Для этого определяются основные принципы государственной политики регулирования выбросов и поглощения парниковых газов: система государственного управления и полномочия центральных органов исполнительной власти в данной сфере, порядок создания и функционирования национальной системы наблюдения. Также определяются порядок сбора, передачи и обработки информации, необходимой для оценки и контроля выбросов парниковых газов.

Все это, безусловно, необходимо внедрять в Украине, до сих пор не имеющей правового механизма для функционирования полноценного внутреннего рынка по торговле квотами на выброс парниковых газов. В свою очередь, существование такого рынка позволит улучшить экологическую ситуацию в стране, а также будет способствовать техническому и технологическому переоснащению промпредприятий, их дальнейшему инновационному развитию.

Вот только инструменты, которыми авторы законопроекта №7231 собираются этого добиваться, заставляют экспертов усомниться в чистоте намерений. Так, ст.12 и 13 данного законопроекта предусматривают возможность создания коммерческих предприятий для выполнения функций, которые относятся к компетенции органов исполнительной власти.

Речь идет о делегировании Национальному агентству экологических инвестиций права создать либо привлечь юрлицо в качестве технического администратора для обеспечения деятельности Национального кадастра. Таким образом, между операторами установок по выбросу и НАЭИ появляется посредник, взимающий плату за оказание административных услуг.

Кроме того, ст.20 законопроекта предусмотрена возможность запрета использования технологий на всех предприятиях. Надо признать, что это выглядит логично и целесообразно для новых производств. Однако распространение данной нормы на уже действующие предприятия на практике означает лишь появление рычагов административного и финансового давления на них. А вот желаемое улучшение экологической ситуации таким образом не будет достигнуто.

Ст.31 ограничивается право торговли квотами на парниковые выбросы непосредственно между операторами установок. Вместо этого авторы законопроекта предлагают предусмотреть возможность купли-продажи только на фондовой бирже с детальным описанием требований к ней – что может рассматриваться как лоббирование интересов конкретной торговой площадки. Этот раздел действительно выписан очень подробно, в то время как, например, в ст.38 определена лишь одна отрасль, попадающая под систему торговли выбросами, – авиационные перевозки, и нет ни одной ссылки на другие отрасли.

Для сравнения: в европейской системе торговли выбросами парниковых газов предприятие имеет право выбирать, на какой бирже продать излишек выбросов либо вообще реализовать их напрямую другой компании. В связи с этим представляется логичным, что законопроект перед его рассмотрением парламентом во втором чтении должен быть приближен к нормам директив Еврокомиссии 2003/87/ЕС и 2009/29/ЕС, регламентирующих европейскую систему торговли выбросами.

Помимо этого, законопроект "О регулировании в сфере энергосбережения" отводит слишком короткий срок на подготовку и внедрение системы внутренней торговли выбросами парниковых газов. Исходя из документа, она должна начать функционировать уже с 1 января 2013 года, то есть через два года. Между тем в том же Европейском Союзе создание аналогичной системы торговли правами на выбросы парниковых газов заняло 7 лет: в 1998 году было принято соответствующее решение, а в 2005 году начала действие пилотная фаза торговли.

Поэтому совершенно очевидно, что законопроект все же должен учитывать статус Украины как страны с переходной экономикой и предусматривать достаточное время для создания, подготовки, внедрение системы торговли. Следует позаботиться и о возможностях подготовки для операторов установок к обязательному сокращению выбросов парниковых газов.

Вызывают недоумение и положения ст.22, которыми, по сути, ограничивается дальнейший рост производства на предприятиях. Действительно, если украинские парламентарии будут создавать ограничения для экономического роста своей же страны – это выглядит, по меньшей мере, странно. На самом деле законопроект должен обеспечивать интересы операторов установок, то есть украинского бизнеса, предоставив ему возможность углеродно-нейтрального роста объемов производства, то есть со значительным улучшением удельных показателей выбросов парниковых газов на единицу продукции.

Также необходимо временно ввести действие принципа "без потерь", или право операторов установок, объемы выбросов которых в отчетном периоде ниже установленных объемов, реализовать избыток прав на выбросы при соблюдении свободы торговли этими правами. Кроме того, действие закона "О регулировании в сфере энергосбережения" не должно распространяться на установки, объем выбросов которых не превышает 20 тыс. тонн эквивалента диоксида углерода.

И, наконец, хочется еще раз отметить, что Украине нужен закон, который бы регламентировал выбросы парниковых газов и улучшил экологическую ситуацию в стране. Однако проект закона №7231 в том виде, в котором он есть в настоящий момент, будет способствовать лишь  дополнительному административному и финансовому давлению на отечественный бизнес и создавать ограничение для экономического роста. Поэтому законопроект нуждается в значительной доработке.

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!