Подробнее Запомнить город


Энергоэффективная удавка

12.10.10
размер текста:

Повышение энергоэффективности отечественной экономики – одна из первоочередных задач, стоящих перед властью и бизнесом. Как заявил в середине сентября премьер-министр Николай Азаров, энергоемкость экономики Украины превышает показатель Турции в 3,3 раза, Германии – в 3 раза, Польши – в 2,3 раза, а Китая и Южной Кореи – в 2 раза. "Это очень существенный разрыв, который значительно ослабляет конкурентоспособность украинских товаров по сравнению с иностранными. Даже на нашем внутреннем рынке", – констатировал глава правительства.

Высокая энергоемкость ВВП ложится тяжелым бременем на экономику, особенно учитывая факт ее внешней энергетической зависимости. В сложившихся условиях государство должно найти эффективные механизмы снижения энергозатрат, но, к сожалению, в некоторых случаях лекарство оказывается хуже болезни.

Речь идет о проекте постановления Кабинета министров "Об утверждении Порядка нормирования существенных затрат и стандартизации использования топливно-энергетических ресурсов", который разработан Национальным агентством Украины по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов (НАЭР).

Для начала необходимо отметить, что сам по себе закон "Об энергосбережении", на который ссылается разработчик проекта постановления, писался для и под НАЭР. Именно поэтому он предусматривает такое понятие, как нормирование удельных затрат топливно-энергетических ресурсов.

В мировой практике, в частности, в законодательстве Европейского Союза и РФ, нормирование затрат ТЭР является промежуточным действием руководства предприятий в деле снижения энергоемкости производства. Данные нормы утверждаются без участия государственных органов, а государство включается в процесс ограничения затрат ТЭР в контексте регулирования экологических стандартов работы предприятий. Как правило, в стоимость ТЭР входит экологическая надбавка с целью стимулирования более эффективного использования ТЭР и как следствие сокращения выбросов. То есть энергоэффективность является самоцелью для предприятий, а не для государства, и не должна быть объектом государственного регулирования и контроля.

В то же время разработанный НАЭР проект постановления явно направлен на создание дополнительных регуляторных барьеров для промышленных предприятий. В частности, проектом постановления не предусмотрен порядок доказательства предприятием обоснованности превышения норм расхода ТЭР. Опасность этого пробела дополнительно усиливается пунктом 1.4, который устанавливает, что нормированию подлежат не только основные, но и вспомогательные производственные процессы, а также пунктом 1.6, предусматривающим нормирование производных энергоносителей, самостоятельно произведенных предприятием. Очевидно, что применение этих норм на практике сделает невозможным корректное нормирование расхода ТЭР и создаст основу для коррупционных действий со стороны контролирующих органов.

Кроме того, пункт 5.2 проекта постановления устанавливает, что определение существенных расходов ТЭР должно происходить с учетом плановых мероприятий по экономии энергоресурсов. Таким образом, даже частичное невыполнение подобных мероприятий станет причиной применения к предприятиям штрафных санкций.

Обращает на себя и намерение НАЭР распространить правила практически на все субъекты хозяйствования. В частности, документом предлагается снизить норму годового потребления ТЭР предприятием, на которое распространяется действие порядка о нормировании, с 10 тыс. тонн условного топлива до 1 тыс. тонн, а порог необходимости утверждения норм профильным ведомством – с 10 тыс. тонн до 3 тыс. тонн. Реализация этой нормы приведет к существенным усложнениям в работе малых и средних промышленных предприятий, которые не являются большими потребителями ТЭР.

Есть в документе и другие лазейки, с помощью которых предприятия можно будет обвинить в нарушении требований к нормированию. Так, в пункте 7.9 содержится требование к предприятиям отдельно разрабатывать нормы расхода ТЭР на изготовление неосновной продукции (например, тепловой энергии и кислорода) и не включать в состав норм затрат на производство основной продукции. Однако пункт 7.3. определяет, что нормированию подлежат все виды продукции из расчета охвата нормированием не менее 95% каждого из видов потребляемых ТЭР. В условиях технологического процесса, например, металлургического предприятия, где неосновные виды продукции используются в производстве основных товаров, наличие этих двух положений приведет к невозможности корректного недублированного нормирования ТЭР.

Отдельно необходимо обратить внимание на тот факт, что разработчиками проекта, в нарушение решений Комитета по экономическим реформам при Президенте Украины о дерегуляции бизнеса, создаются дополнительные организации для "оказания услуг предприятиям", а именно: "специализированные организации, аттестованные НАЭР", выводы которых, наряду с выводами с инспекции по энергосбережению, будут основанием для пересмотра удельных затрат ТЭР. Стоит отметить, что подобные организации уже сегодня выходят с предложениями к промышленным предприятиям по проведению на коммерческой основе энергетического аудита, экспертизы, разработки новых норм удельных затрат. В частности, такой организацией является "Научно-экспертный центр НАЭР".

Таким образом, данный проект постановления полностью не отвечает позиции руководства государства о дерегуляции экономики, содержит ряд несоответствий действующему законодательству, а также ряд менее значительных, однако, не менее существенных недостатков.

Данный порядок создает широкое поле для коррупционных злоупотреблений и ставит под угрозу эффективную работу тысяч промышленных (черной и цветной металлургии, машиностроения, химического и горнодобывающего комплексов и т.д.), коммунальных и энергетических предприятий.

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.
21.12.18, Ярослав Ярош
В 2018 г. большая приватизация снова провалена. И несостоявшиеся торги по "Центрэнерго" – как кислая вишенка на этом приевшемся торте. Правительство, возможно, даже отправит в отставку и. о. главы Фонда госимущества Виталия Трубарова. Не особо веря, что кадровые перестановки кардинально изменят ситуацию. Ведь у предшественника Трубарова тоже ничего не получилось. Да и накануне избирательной кампании в стране на эту стратегическую должность придется искать такого же временщика. Серьезные ставки пойдут уже после выборов.
18.12.18, Василий Январев
В уходящем году украинский горно-металлургический комплекс демонстрирует на первый взгляд неплохие показатели: производство увеличивается, финансовые показатели предприятий улучшаются. Но все это достигнуто в первую очередь за счет экспорта – внутренний рынок остается традиционно слабым, и это таит для отечественной металлургии немалые риски.
13.12.18, Игорь Воронцов
Металлургические предприятия КНР радикально улучшили свое финансовое положение по итогам января-сентября. Это позволяет китайцам упрочить мировое лидерство по объемам стальной выплавки. Причем секрет их успеха очень прост. Но далеко не все могут идти таким путем.
07.12.18, Ярослав Ярош
В 2018 г. Украина выйдет на третье место в Европе по потреблению сжиженного газа (LPG) на автотранспорте, обогнав Италию и отставая только от Польши и Турции. Емкость внутреннего рынка в денежном эквиваленте уже подобралась к 1 млрд долл. Но не стоит торопиться с фанфарами. Топливные трейдеры отмечают, что LPG-рынок в стране приближается к потолку, а платой за стремительный рост четырех прошедших лет стала его скрытая уязвимость – слишком разросшийся теневой сектор и слишком большая зависимость от России.
04.12.18, Игорь Воронцов
ПАО "Укрзализныця" анонсировала планы очередного многоэтапного повышения своих тарифов на грузоперевозки в 2019 г. В случае поддержки данной инициативы правительством ситуация в промышленности серьезно ухудшится и сама компания в итоге лишь потеряет объемы перевозок. Но монополист в своих решениях не привык руководствоваться ни рыночной логикой, ни государственными интересами, ни просто здравым смыслом.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!