Подробнее Запомнить город


Энергоэффективная удавка

12.10.10
размер текста:

Повышение энергоэффективности отечественной экономики – одна из первоочередных задач, стоящих перед властью и бизнесом. Как заявил в середине сентября премьер-министр Николай Азаров, энергоемкость экономики Украины превышает показатель Турции в 3,3 раза, Германии – в 3 раза, Польши – в 2,3 раза, а Китая и Южной Кореи – в 2 раза. "Это очень существенный разрыв, который значительно ослабляет конкурентоспособность украинских товаров по сравнению с иностранными. Даже на нашем внутреннем рынке", – констатировал глава правительства.

Высокая энергоемкость ВВП ложится тяжелым бременем на экономику, особенно учитывая факт ее внешней энергетической зависимости. В сложившихся условиях государство должно найти эффективные механизмы снижения энергозатрат, но, к сожалению, в некоторых случаях лекарство оказывается хуже болезни.

Речь идет о проекте постановления Кабинета министров "Об утверждении Порядка нормирования существенных затрат и стандартизации использования топливно-энергетических ресурсов", который разработан Национальным агентством Украины по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов (НАЭР).

Для начала необходимо отметить, что сам по себе закон "Об энергосбережении", на который ссылается разработчик проекта постановления, писался для и под НАЭР. Именно поэтому он предусматривает такое понятие, как нормирование удельных затрат топливно-энергетических ресурсов.

В мировой практике, в частности, в законодательстве Европейского Союза и РФ, нормирование затрат ТЭР является промежуточным действием руководства предприятий в деле снижения энергоемкости производства. Данные нормы утверждаются без участия государственных органов, а государство включается в процесс ограничения затрат ТЭР в контексте регулирования экологических стандартов работы предприятий. Как правило, в стоимость ТЭР входит экологическая надбавка с целью стимулирования более эффективного использования ТЭР и как следствие сокращения выбросов. То есть энергоэффективность является самоцелью для предприятий, а не для государства, и не должна быть объектом государственного регулирования и контроля.

В то же время разработанный НАЭР проект постановления явно направлен на создание дополнительных регуляторных барьеров для промышленных предприятий. В частности, проектом постановления не предусмотрен порядок доказательства предприятием обоснованности превышения норм расхода ТЭР. Опасность этого пробела дополнительно усиливается пунктом 1.4, который устанавливает, что нормированию подлежат не только основные, но и вспомогательные производственные процессы, а также пунктом 1.6, предусматривающим нормирование производных энергоносителей, самостоятельно произведенных предприятием. Очевидно, что применение этих норм на практике сделает невозможным корректное нормирование расхода ТЭР и создаст основу для коррупционных действий со стороны контролирующих органов.

Кроме того, пункт 5.2 проекта постановления устанавливает, что определение существенных расходов ТЭР должно происходить с учетом плановых мероприятий по экономии энергоресурсов. Таким образом, даже частичное невыполнение подобных мероприятий станет причиной применения к предприятиям штрафных санкций.

Обращает на себя и намерение НАЭР распространить правила практически на все субъекты хозяйствования. В частности, документом предлагается снизить норму годового потребления ТЭР предприятием, на которое распространяется действие порядка о нормировании, с 10 тыс. тонн условного топлива до 1 тыс. тонн, а порог необходимости утверждения норм профильным ведомством – с 10 тыс. тонн до 3 тыс. тонн. Реализация этой нормы приведет к существенным усложнениям в работе малых и средних промышленных предприятий, которые не являются большими потребителями ТЭР.

Есть в документе и другие лазейки, с помощью которых предприятия можно будет обвинить в нарушении требований к нормированию. Так, в пункте 7.9 содержится требование к предприятиям отдельно разрабатывать нормы расхода ТЭР на изготовление неосновной продукции (например, тепловой энергии и кислорода) и не включать в состав норм затрат на производство основной продукции. Однако пункт 7.3. определяет, что нормированию подлежат все виды продукции из расчета охвата нормированием не менее 95% каждого из видов потребляемых ТЭР. В условиях технологического процесса, например, металлургического предприятия, где неосновные виды продукции используются в производстве основных товаров, наличие этих двух положений приведет к невозможности корректного недублированного нормирования ТЭР.

Отдельно необходимо обратить внимание на тот факт, что разработчиками проекта, в нарушение решений Комитета по экономическим реформам при Президенте Украины о дерегуляции бизнеса, создаются дополнительные организации для "оказания услуг предприятиям", а именно: "специализированные организации, аттестованные НАЭР", выводы которых, наряду с выводами с инспекции по энергосбережению, будут основанием для пересмотра удельных затрат ТЭР. Стоит отметить, что подобные организации уже сегодня выходят с предложениями к промышленным предприятиям по проведению на коммерческой основе энергетического аудита, экспертизы, разработки новых норм удельных затрат. В частности, такой организацией является "Научно-экспертный центр НАЭР".

Таким образом, данный проект постановления полностью не отвечает позиции руководства государства о дерегуляции экономики, содержит ряд несоответствий действующему законодательству, а также ряд менее значительных, однако, не менее существенных недостатков.

Данный порядок создает широкое поле для коррупционных злоупотреблений и ставит под угрозу эффективную работу тысяч промышленных (черной и цветной металлургии, машиностроения, химического и горнодобывающего комплексов и т.д.), коммунальных и энергетических предприятий.

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
21.05.19, Игорь Воронцов
Металлургические предприятия Китая наращивают стальную выплавку стремительными темпами. По итогам апреля показатель повысился на 12,7% по сравнению с тем же месяцем 2018 года, до 85,03 млн тонн. В целом за январь-апрель прирост составил 10,1%, до 314,96 млн тонн.
17.05.19, Ярослав Ярош
За последнюю декаду апреля российской "Транснефти" удалось загрязнить ядовитой хлорорганикой около 6000 км трубопроводной системы "Дружба". Только по предварительным подсчетам российские потери составят свыше 1 млрд долл. Как говорится, и диверсантов не надо. Украина же на истории с грязной нефтью может даже подзаработать в краткосрочной перспективе, хотя потерять – в длинной.
07.05.19, Ярослав Ярош
22 апреля Госкомитет по геологии и недрам продал через систему ProZorro 7 лотов на право добычи полезных ископаемых общей стоимостью 143 млн грн. Самые дорогие куски скупили компании, близкие к владельцу крупнейшей украинской сети супермаркетов АТБ Геннадию Буткевичу и немного к министру внутренних дел Арсену Авакову. В корзине их покупок – цирконий, титан, бериллий, графит.
23.04.19, Игорь Воронцов
Проблемы турецкой экономики, а вместе с ними и турецкой металлургии, играют на руку украинским стальным производителям. На фоне падения выплавки в Турции они получили прекрасную возможность увеличить продажи в странах Южной Европы и Ближнего Востока. Конкуренция на этих рынках между украинскими и турецкими металлургами традиционно носит жесткий характер.
19.04.19, Ярослав Ярош
Год спустя после выкупа у российского холдинга Evraz Александр Ярославский завел под единую крышу два своих металлургических актива. Теперь деятельность Днепровского металлургического завода и ГОКа "Сухая Балка" (Кривой Рог) будет координировать управленческая компания DCH Steel Management. Хотя для построения полнокровной горно-металлургической вертикали этого недостаточно. Угледобыча и обогащение руды остаются слабыми звеньями всей конструкции.
12.04.19, Игорь Воронцов
Южнокорейская корпорация Posco, пятый по величине стальной производитель в мире, в начале текущего года объявила об отказе от крупных инвестиций за рубежом, завершив десятилетие активной экспансии на внешних рынках.
09.04.19, Ярослав Ярош
НАК "Нафтогаз Украины" и ПАО "Укрнафта" начали процесс цивилизованного развода, в финале которого государство должно выйти из акционеров "Укрнафты", а бизнес-группа Игоря Коломойского оформить над ней полный контроль, в т. ч. и де-юре. Переход может затянуться на несколько лет, но первый шаг уже сделан. 28 марта акционеры "Укрнафты" и руководство НАК "Нафтогаз Украины" согласовали механизм взаимного очищения от долгов. Как часто бывает в подобных случаях, в конце многоходовки денег недосчитается бюджет.
03.04.19, Игорь Воронцов
Экологический налог в Украине регулярно повышается, но экологическая обстановка как минимум не становится лучше. Несмотря на уменьшение числа действующих промышленных предприятий, уровень вредных выбросов остается стабильно высоким. Почему так происходит, и что с этим делать?
29.03.19, Ярослав Ярош
За последний год Одесский припортовый завод не удалось ни продать, ни запустить. В начале 2019 г. ОПЗ нашел для себя очередного сомнительного партнера, обещавшего обеспечить предприятие природным газом. Но это партнерство заблокировала НАК "Нафтогаз Украины", которая, возможно, сама готова оформить опеку над припортовым.
25.03.19, Павел Вернивский
В развитых странах доля сектора услуг в ВВП давно доминирует, и промышленность, на первый взгляд, оказалась на вторых ролях, что дало возможность экономистам заявить о вступлении общества в новую стадию – постиндустриальную. Но если внимательно присмотреться, то можно заметить, что промышленность никуда не делась, просто косвенно занятые в ней работники де-факто учитываются по другой статье.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!