Подробнее Запомнить город


Украинская промышленность возвращается в 90-е

17.12.08
размер текста:

Едва украинская промышленность достигла советского уровня производства, как ей снова угрожает обвал, глубина которого может достичь показателей конца 90-х. При этом месячные темпы падения производства в октябре-ноябре текущего года были даже выше темпов спада промышленности в самые трудные времена прошлого десятилетия.

Объемы промышленного производства в Украине продолжают резко сокращаться. Промышленность падает четвертый месяц подряд (в августе сокращение составило -0,5%, в сентябре - 4,5%, в октябре -19,8%), однако в ноябре снижение было беспрецедентно глубоким. По сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, производство обвалилось на рекордные 28,6%. Более того, по сравнению с октябрем промышленность дополнительно снизилось на 15,2%, что свидетельствует о том, что "дно" еще не достигнуто. Из-за резко отрицательных показателей работы в октябре-ноябре, промышленность уже пошла в минус по результатам года – 0,7% за 11 мес., хотя еще в октябре этот показатель был положительным +2,2%.

Стремительное падение демонстрируют все отрасли. Максимальный спад был зафиксирован в добывающей промышленности в секторе добычи полезных ископаемых, кроме энергетических. В сравнении с ноябрем прошлого года, производство здесь сократилось на 60%, что в принципе закономерно в условиях обвала спроса на ЖРС, а также тех ископаемых, которые используются в производстве строительных материалов. Значительно меньшими темпами (около 7%) снижается добыча энергетических полезных ископаемых. Скорее всего, худшие времена в данном секторе попросту отсрочены на зиму. Падение цен на нефть при негибкой системе рентных платежей в Украине и комплекс сезонных факторов приведет к падению объемов добычи в Украине нефти. В то же время, отопительный сезон поддержит спрос на газ и уголь, что позволит данным отраслям более спокойно пережить зиму. А вот дальнейшие перспективы отрасли остаются туманными, поскольку "легшим" металлургам и химикам не нужны будут энергоносители, а теплокомунэнерго и в лучшие времена характеризовались слабой платежной дисциплиной. Поставки же газа населению, и вовсе осуществляются по цене, ниже себестоимости добычи.

Особое опасение вызывает тот факт, что опережающими темпами падают те сегменты экономики, которые обеспечивают львиную долю экспорта и валютной выручки. К стагнирующим четвертый месяц подряд – металлургии и химии, в ноябре присоединилось машиностроение, объем производства в котором в ноябре сократился почти на 40% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. При этом производство транспортных средств в ноябре упало почти в два раза. Это связано, прежде всего, со снижением объемов производства в автопроме. В сравнении с ноябрем прошлого года, производство легковых автомобилей, автобусов и тракторов сократилось на 61,1%, 40% и 70% соответственно. При этом если падение в сегменте автобусов и тракторов обусловлено объективными экономическими факторами (проблемы с ликвидностью в сельскохозяйственном секторе, снижение государственного и муниципального финансирования модернизации транспорта и пр.), то производители легковых машин попросту потеряли рынок из-за неспособности конкурировать с иномарками после снижения импортной пошлины на их ввоз с 25% до 10%. В частности, крупнейший автопроизводитель Украины - Запорожский автомобильный завод, из-за отсутствия спроса на свою продукции, в ноябре 2008 года сократил выпуск автомобилей в 4,2 раза по сравнению с ноябрем 2007 года. Третья компания по объемам выпуска легковых машин - "Еврокар" сокращает объемы производства на 50%.

Для того, чтобы поддержать национальные автокорпорации, Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №3379 (автор – С.Терехин), в котором предусмотрено введение дополнительной надбавки к таможенной пошлине в размере 12%. Таким образом, суммарный показатель пошлины составит 22%. Даная мера, позволит поддержать на плаву украинский автопром, но снова деформирует авторынок Украины, что, в конечном итоге, негативно отобразится на рядовых потребителях.

Между тем, как показывает практика, кроме как закрывать рынки, украинская власть никаких конструктивных антикризисных мер предложить не может. Практика меморандумов оказалась провальной, о чем свидетельствует тот факт, что национальная химия и металлургия, на поддержку которых они были ориентированы, являются мировыми лидерами по падению производства. Те же законодательные новшества, которые предлагают (снижение ставки налога на прибыль, которая реинвестируется в модернизацию, или увеличение норм амортизации), не понятно на кого направлены. Такие меры традиционно используются в благоприятные времена с целью стимулирования переоснащения основных фондов промышленных предприятий. В условиях кризиса, вряд ли, может вообще идти речь о какой-либо существенной модернизации.

Общая глубина падения промышленности по итогам года, даже в случае торможения темпов падения, превысит 5%, однако по пессимистическому сценарию может перевалить за 10%. Стоит также обратить внимание, что в сравнении с октябрем, который многие до последнего времени называли "дном" падения украинской промышленности, положительную динамику не продемонстрировала ни одна отрасль. К тому, что худшее еще впереди, украинское общество готовят и политики. В частности, Министр экономики Украины Богдан Данилишин в статье для "Зеркала недели" прогнозирует, что самым сложным для украинской экономики станет первое полугодие, когда будут сохраняться неблагоприятные для отечественных производителей условия торговли. Развитие экономики в 2009 году, с его слов, будет зависеть от оздоровления внутренних финансовых рынков, стабилизации курса национальной валюты, повышения конкурентоспособности украинской экономики и роста мировой экономики.

Между тем, помимо тяжелых экономических и социальных последствий, спад промпроизводства повлечет за собой невыполнение ряда статей по доходам государственного бюджета. Сейчас правительство компенсирует падение доходов за счет профицита бюджета, полученного в первом полугодии, однако в следующем году этого резерва уже не будет. Последние запасы, аккумулируемые на едином казначейском счете, "съел" принятый Верховной Радой правительственный законопроект изменений в госбюджет на 2008 год, согласно которому за две недели до конца года расходы госбюджета были увеличены на 13,3 млрд грн. При этом инвестиционных вливаний в экономику среди этих расходов найти проблематично. Вместо них предусматриваются дополнительные выделения в этом году Пенсионному фонду в сумме 5,2 млрд грн. для авансового финансирования пенсий в январе и 1,4 млрд грн. для увеличения минимального размера пенсий шахтерам. Кроме того, согласно документу, также увеличивается компенсация НАК "Нафтогаз Украины" разницы между ценами закупки импортного природного газа и его реализации в 2006 году на 3,2 млрд грн.

Очерченные направления расходования денег не внушают оптимизма украинскому бизнесу и иностранным инвесторам. Между тем, темпы падения промышленного производства в ноябре этого года являются беспрецедентными не только в сравнении с результатами благоприятного последнего десятилетия, но и в сравнении с кризисом 1990-х. Устойчивое 30%-ное снижение промпроизводства наблюдалось только в самый тяжелый год для постсоветской украинской экономики за весь период кризиса – 1994 г. К слову, в 90-е годы возвращаются и многие крупнейшие экономики мира. В частности, в октябре объем промышленного производства в еврозоне снизился на 5,3% в годовом исчислении, что является максимальным снижением с июля 1993 года. При этом, промышленное производство в Германии в октябре в годовом исчислении упало на 3,8%, во Франции - на 7,5%, в Италии - на 6,9%. В стадию рецессии вошли также Япония и США.

Во втором полугодии 2008 года отмечено быстрое снижение темпов роста промышленного производства и в стремительно развивающихся странах. В крупнейшей из них – Китае - в июне 2008 года рост промпроизводства составил 16%, в июле - 14,7%, в августе - 12,8%, в сентябре - 11,4%, в октябре - 8,2%. Большинство экспертов уверены, что ноябрьские цифры будут в районе нуля.

Между тем, в отличие от Украины, большинство из указанных стран имеют ряд стабилизационных факторов, которые смягчают последствия кризиса. Во-первых, это низкая доля промышленности в структуре ВВП, а также отсутствие детерминированной связи между нею и сферой услуг. Во-вторых, объемы их внутреннего рынка, позволяют поддерживать промышленность на достаточно высоком уровне, даже в условиях охлаждения мировых рынков. В-третьих, большинство из этих стран, имеют четкое конкурентное преимущество (качество – США, ЕС, дешевизна – РФ и КНР), поэтому именно они все еще сохраняют позиции на внешних рынках, тогда как те страны, которые закрепились только благодаря временному превышению спроса над предложением, вынуждены были их покинуть.

Украине же, с ее гипертрофированной долей промышленности в структуре ВВП, слабым внутреннем потреблением промпродукции, а также отсутствием каких-либо конкурентных преимуществ на внешних рынках, нынешний кризис нанесет полномасштабный урон. В случае дальнейшего отсутствия адекватной государственной антикризисной политики, украинская экономика может снова оказаться в 90-х годах. Между тем, чтобы преодолеть спад производства в прошлом десятилетии потребовалось около 10 лет.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 6

...
Новости партнеров


Статьи
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!