Кадры решают не все

Публікації

Маловероятно, что, получая образование в университете Калькутты, студент Лакшми Миттал изучал такие предметы, как история КПСС и теория марксизма-ленинизма. Несмотря на это, владелец крупнейшего в мире стального концерна четко придерживается принципа, сформулированного в 1935 году первым секретарем ЦК ВКП (б) И.Сталиным – "Кадры решают все". Соответственно, за все неудачи и провалы отвечают те же самые кадры, или, выражаясь более современно, топ-менеджмент.

Видимо, исходя из этих соображений, Л.Миттал в июле решил расстаться с генеральным директором своего украинского актива, крупнейшего в стране криворожского горно-металлургического комбината "ArcelorMittal Кривой Рог" Жаном Жуэ. Действительно, формальных поводов для претензий к его руководству у Л.Миттала хватало. Достаточно вспомнить, что по итогам 2009 года АМКР снизил выплавку стали на 18,9% в сравнении с предыдущим периодом, до 5,05 млн тонн, чугуна – на 21,6%, до 4,42 млн тонн, выпуск готового проката – на 20%, до 4,49 млн тонн.

Радикально ухудшились и финансовые показатели. Выручка предприятия уменьшилась на 35,7%, до 14,98 млрд грн., а чистый убыток составил 120,03 млн грн. против чистой прибыли в 4,676 млрд грн., полученной годом ранее. Все это привело к невыполнению запланированной на 2009 год инвестпрограммы по модернизации производственных мощностей объемом в 130 млн долл.

Кроме того, недовольство собственника вызывала растущая задолженность со стороны госбюджета перед АМКР по возмещению НДС. К концу июня этот показатель, напомним, превысил 1 млрд грн., в связи с чем свободный операционный поток АМКР приходилось поддерживать, очевидно, за счет средств холдинга "ArcelorMittal".

В штаб-квартире концерна это расценивали как неспособность Ж.Жуэ наладить эффективное взаимодействие с местными властями. А его жалобы на постоянные проверки комбината различными контролирующими инстанциями только укрепляли руководство ArcelorMittal в этом убеждении.

Тот факт, что французу в 2009 году удалось договориться с Фондом госимущества Украины об отсрочке выполнения инвестобязательств на период финансово-экономического кризиса, просто не учитывался. Как и улучшение производственных показателей за первое полугодие, когда выплавка стали на комбинате выросла на 33,9%, до 3,072 млн тонн, чугуна – на 31,3%, до 2,662 млн тонн, выпуск готового проката – на 23,3%, до 2,62 млн тонн. Наличие крупных сумм невозмещенного НДС у других предприятий украинского ГМК также не рассматривалось как смягчающее обстоятельство.

Поэтому, осознав, что бизнес в Украине требует подходов, несколько отличающихся от тех, которым учат выпускников Сорбонны, Гарварда и Кембриджа, Л.Миттал решил сделать ставку на человека, хорошо разбирающегося в специфике на постсоветском пространстве – и владеющего при этом западными технологиями менеджмента.

Но теперь индийский миллиардер пошел от обратного, вспомнив о принципах своего американского коллеги Генри Форда, который еще в 1930 годах был глубоко убежден, что настоящему менеджеру абсолютно все равно, чем управлять – хоть автомобильным заводом, хоть кинотеатром. И потому новым генеральным директором АМКР Л.Миттал поставил человека, который до этого никогда не сталкивался с металлургией.

Его предыдущим местом работы является лесопромышленная компания Mondi Europe&International, где Ринат Старков был директором по логистике. Еще раньше он работал генеральным директором Сыктывкарского лесопромышленного комбината, где и получил богатый опыт взаимодействия с местными властями по различным конфликтным вопросам.

Характерно, что одно из немногочисленных интервью Р.Старкова в местной прессе, датированное январем 2005 года, так и называлось: "Мы не хотим быть богатыми мальчиками, на которых повесят все проблемы республики". Теперь для Л.Миттала это имело гораздо большее значение, чем 30-летний опыт работы Ж.Жуэ в металлургии. Кстати, для французского специалиста это кадровое решение оказалось настолько чувствительным ударом, что он решил уйти не только с АМКР, но и вообще из ArcelorMittal.

Что же касается нового руководителя криворожского комбината, представленного коллективу 4 августа, то начало его работы в этой должности назвать удачным никак нельзя. Так, в августе предприятие сократило объем выплавки стали по сравнению с июлем на 6,1%, до 462 тыс. тонн. По словам Р.Старкова, такой результат связан с неудовлетворительной работой аглофабрики, что привело к дефициту агломерата, необходимого для производства чугуна. Он также пожаловался на "слабость рыночных сигналов" – что можно расценивать как подведение обоснования под дальнейшее снижение объемов производства.

Кроме того, в августе у АМКР произошел очередной конфликт с украинскими метизными заводами, которые обвинили комбинат в задержке с отгрузкой сварочной катанки. По их мнению, затягивание сроков связано с тем, что первоочередными для производителя являются экспортные поставки. В связи с этим ассоциация "Укрметиз" обратила внимание Министерства промышленной политики и профильного объединения "Металлургпром" на недопустимость подобного поведения "ArcelorMittal Кривой Рог".

Далее, в первых числах сентября, Антимонопольный комитет Украины завершил начатое в июле расследование в отношении АМКР, сократившего в текущем году поставки сортового проката Константиновскому метзаводу без объективных, по мнению потребителя, причин. АМКУ подтвердил неправомерность действий криворожского комбината, которому пришлось во избежание крупных штрафных санкций (до 10% от годового оборота) увеличить отгрузки в адрес Константиновского метзавода.

Но и на этом неприятности АМКР не закончились. Уже 10 сентября Государственная таможенная служба сообщила о возбуждении уголовного дела по факту попытки контрабандного ввоза в Украину 67,6 тыс. тонн коксующегося угля для криворожского комбината. Контрабанда выразилась в занижении декларируемой стоимости коксующихся углей при импорте в Украину. Так, по документам, представленным для таможенного оформления, стоимость товара составила 107,5 млн грн.

Вместе с тем экспертиза, проведенная по инициативе Гостаможслужбы, показала, что классификация исследуемого угля отличается от заявленной, а его настоящая рыночная стоимость составляет почти 203 млн грн., или вдвое выше задекларированной. Подобные несоответствия Уголовным кодексом трактуются как попытка избежать уплаты в полном объеме предусмотренных таможенных платежей.

Совершенно очевидно, что это уголовное дело не только ощутимо ударило по деловой репутации АМКР, но еще и сильно осложнило для Р.Старкова дальнейшее общение с украинскими властями. Теперь в случае возникновения какого-либо проблемного вопроса чиновники вплоть до самого высокого уровня всегда смогут сослаться на то обстоятельство, что и сам комбинат не отличается безупречным соблюдением действующего законодательства.

Между тем говорить о том, что "черная полоса" для нового руководителя АМКР закончилась, пока не приходится. Потенциальную угрозу для социальной стабильности на предприятии несет объявленный администрацией второй этап программы сокращения персонала. Профсоюз комбината уже заявил о негативном отношении к данной инициативе. В дальнейшем это может привести к социальному взрыву и забастовке – например, как это произошло в августе на Полтавском ГОКе.

Стоит отметить, что с момента прихода Л.Миттала на криворожский комбинат в октябре 2005 года по 10 февраля нынешнего года штатная численность работников на предприятии уже сократилась с 56 891 до 37 782. При этом несоблюдение договорных сроков поставки метизной продукции украинским потребителям на АМКР объясняют как раз нехваткой персонала – из-за этого, дескать, нет возможности использовать на полную мощность имеющееся оборудование.

Также нельзя забывать и об успевшем стать традиционным конфликте между АМКР и Укрзализныцей в связи с задержкой вагонов на комбинате сверх установленных в договоре сроков. Напомним, что в прошлом году железнодорожники были вынуждены пойти на крайние меры – перестали обслуживать вагоны, которые должны были подаваться на криворожский комбинат. Тогда это привело к блокированию поставок коксующегося угля на АМКР.

И с наступлением осенне-зимних холодов есть основания ожидать повторения подобной ситуации – ведь причины, которые привели к задержкам с перевалкой грузов на комбинате, не устранены. В частности, речь идет об отсутствии дополнительных сушильных мощностей для поступающего угля. А невозможность его быстрой разгрузки администрация объясняла как раз смерзанием угля, имеющего повышенную влажность.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

24 Грудня 2023

Криворізький залізорудний комбінат знизив виробництво аглоруди на 26,1%

ДТЕК розглядає можливість будівництва міні-АЕС на заміну ТЕС

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

В Україні зареєстрували три нових індустріальних парки

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

ВСІ НОВИНИ ⇢