Подробнее Запомнить город


ИСД тонет в Гданьске

16.12.08
размер текста:

Крупнейшая в Польше судоверфь, откуда начал свой победный поход против коммунизма самый знаменитый электрик в мире Лех Валенса и которая сейчас находится под контролем украинской корпорации "Индустриальный союз Донбасса", оказалась на грани банкротства. И хотя вначале декабря правительство в Варшаве бросило утопающему гданьскому предприятию спасательный круг, очень скоро чиновники из Брюсселя могут его отобрать.

Под нажимом Евросоюза польский сейм принял 8 декабря закон о приватизации судостроительной отрасли страны. Согласно этому закону уже в следующем году на открытые торги должны быть выставлены верфи в Гдыне и Щецине, где государству принадлежат контрольные пакеты акций. Однако с Гданьской судоверфью ситуация сложнее. Там польские власти через Агентство развития промышленности имеют влияние лишь примерно на 17% акций. Остальное сосредоточила в своих руках компания ISD Polska. Исходя из этой диспозиции, представители Еврокомиссии настаивают на открытии против верфи в Гданьске процедуры банкротства. После ее завершения предприятие можно будет продать по-новому.

Чем же так проштрафилась "колыбель "Солидарносци" перед евробюрократами? Основных претензии две. Во-первых, в Еврокомиссии считают, что в 2004-2007 годах, уже после вступления Польши в ЕС, Гданьская верфь получала государственную финансовую помощь, что расценивается как нарушение конкурентного законодательства. Во-вторых, процедура приватизации этой корабельни в 2007 году квалифицируется как не полностью прозрачная. Дело в том, что контрольный пакет акций верфи был продан, если можно так выразиться, на конкурсе с ограниченным участием. Фактически это была не продажа, а дополнительная эмиссия акций, поэтому право на их первоочередное приобретение получили акционеры верфи. Эмиссию скупила ИСД, нарастив тем самым свою долю в гданьском предприятии с 5% до более чем 80%.

В "Индустриальном союзе Донбасса" считают, что придирки Еврокомиссии - это проявление банального лоббизма. Влиятельные судостроительные компании из Норвегии или Германии не желают, чтобы корабельная отрасль в Польше поднялась. Им выгоднее производить здесь полуфабрикат, то есть корпуса судов, которые они впоследствии "нафаршируют" автоматикой и электроникой и продадут как готовый продукт. Не зря же еще в 2007 году Еврокомиссия требовала от инвестора Гданьской верфи либо вернуть полученные в предыдущие годы дотации в польскую госказну (речь шла, как минимум о 10 миллионах евро), либо закрыть два из трех имеющихся на предприятии стапелей. Первое предложение было заведомо невыполнимым, второе - выполнить-то было можно, но это на корню убивало надежду на возрождение верфи. Тогда ИСД еще в качестве потенциального инвестора обе рекомендации отвергала, и ее в целом поддержали польские власти, где почти весь 2007 год доминировали выходцы из профсоюза "Солидарносць" братья Лех и Ярослав Качиньские.

Но после переформатирования в конце прошлого года польской правительственной коалиции и избрания премьер-министром Дональда Туска отношение к балтийским верфям в Варшаве стало более прохладным. Зато более чутким польский кабинет стал к требованиям Брюсселя. В результате Щецинская и Гдыньская верфи в срок до мая 2009 года таки пойдут с молотка, а Гданьской - придется взять на себя самоограничения в выпуске продукции. Стоит напомнить, что когда "Индустриальный союз Донбасса" заходил на эту верфь, он обещал вывести ее в тройку лучших в своей отрасли на европейском континенте и производить до 14 больших судов в год. Сейчас о таких амбициях пришлось забыть. Дело, начатое евробюрократами, довершил экономический кризис. Ныне речь идет о том, чтобы не упасть ниже планки в 22 тыс. тонн использованной стали в год. А из такого количества исходного материала получается не более 2 мощных кораблей или 5 небольших контейнеровозов длиной до 150 метров.

Но даже такая скромная производительность лучше, чем полная остановка верфи. Закрытие предприятия - это 2,5 тыс. потенциальных безработных, уже заявивших о готовности пойти маршем на Варшаву. ИСД постоянно акцентировала на этом аргументе, ведя на протяжении последних месяцев непростые переговоры с правительством Дональда Туска. В целом они завершились успешно для украинской корпорации. Вначале декабря официальная Варшава не только направила на визирование в Брюссель подготовленный вместе с ИСД план реструктуризации Гданьской верфи, но и согласилось выделить для нее еще 150 млн злотых (почти 40 млн евро) госкредита с возвратом аж в 2019 году.

Пресс-секретарь компании ISD Polska Яцек Ленский объяснил, что такая государственная поддержка вполне обоснована. Ведь когда шли только переговоры о покупке украинским инвестором данного судостроительного актива, то сумму дотаций для Гданьской верфи, которую согласно требованиям ЕС предстояло вернуть, польские чиновники оценивали в 60 млн злотых. На самом же деле эта цифра превышает 100 млн злотых. Кроме того, до ИСД Гданьская верфь несколько лет находилась под управлением государственной верфи, работающей в соседней Гдыне. И эти несколько лет нанесли гданьской компании значительный ущерб, покрывать который придется новому владельцу.

Правда, определенные обязательства уступка со стороны команды Туска накладывает и на украинскую корпорацию. В частности ее "дочка" – ISD Polska должна инвестировать в Гданьскую верфь 600 млн злотых, сосредоточившись не только на традиционном строительстве судов, но и на освоении новых видов продукции - мостовых конструкций и опор для ветровых электростанций. Кроме того, без одобрения подконтрольного правительству Агентства развития промышленности (остающегося миноритарием Гданьской верфи) основной акционер не имеет теперь права закрыть компанию, поменять ее устав или уменьшить уставный фонд. Наконец, еще одним обязательством со стороны ISD Polska должно стать сохранение на верфи определенного количества рабочих мест. Об окончательной цифре владелец с правительством еще не договорились, но маловероятно, что все из нынешних 2,5 тыс. работников предприятия останутся при деле. По крайней мере, до тех пор, пока кризис не отступит.

Несмотря на трудные времена, терять польскую верфь в "Индустриальном союзе Донбасса" совсем не намерены. Для корпорации именно в Гданьске заканчивается одна из самых логически выстроенных производственных цепочек. Алчевские слябы, ченстоховский стальной лист, гданьские суда - что еще нужно для полного цикла? В самом начале 2000-х годов ИСД пыталась создать подобную схему у себя на родине на базе Черноморского судостроительного завода (Николаев), но безуспешно. По словам Александра Пилипенко, вице-президента "Индустриальной группы" (компании, управляющей активами ИСД) и главы наблюдательного совета ISD Polska, корпорация предлагала взять на себя долги ЧСЗ, сохранить на нем рабочие места и инвестировать как минимум 150 млн долл. США в производство, но не платить при этом еще и за акции завода, поскольку актив весьма проблемный.
Фонд госимущества на такой вариант не согласился. Как следствие, окно к морю ИСД пришлось рубить через Балтику. Но вдоволь насладиться морским воздухом корпорация так и не успела.

Строгая женщина по имени Неели Кроэс, комиссар ЕС по вопросам конкуренции, может захлопнуть эту форточку еще до нового года. Если возглавляемый ею комитет отвергнет план реструктуризации Гданьской верфи, то избежать ее банкротства практически невозможно. Ожидается, что свой приговор легендарному судостроительному предприятию Польши Еврокомиссия вынесет в течение месяца. Но поскольку на Европу уже надвигаются Рождественские праздники, то ожидание может и несколько затянуться. Сама госпожа Кроэс пожелала предварительно посетить лично все три польские судостроительные компании на Балтике. Однако ее визит в Гданьск, Гдыню и Щецин, запланированный на первую декаду декабря, был отложен. Как заявил на днях один из лидеров местной "Солидарносци", может это и к лучшему, ведь гарантировать безопасность дамы на территории верфей профсоюзы не берутся.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.
04.03.20, Василий Январев
Чем лучше развит внутренний рынок стали, тем проще металлургам любой страны переносить периодически повторяющиеся спады на глобальной арене. В Украине с этим традиционно было неважно, а по итогам прошлого года ситуация ухудшилась: потребление металлопродукции сокращается, а импортеры продолжают наращивать свою долю даже на падающем рынке.
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!