Подробнее Запомнить город


ИСД тонет в Гданьске

16.12.08
размер текста:

Крупнейшая в Польше судоверфь, откуда начал свой победный поход против коммунизма самый знаменитый электрик в мире Лех Валенса и которая сейчас находится под контролем украинской корпорации "Индустриальный союз Донбасса", оказалась на грани банкротства. И хотя вначале декабря правительство в Варшаве бросило утопающему гданьскому предприятию спасательный круг, очень скоро чиновники из Брюсселя могут его отобрать.

Под нажимом Евросоюза польский сейм принял 8 декабря закон о приватизации судостроительной отрасли страны. Согласно этому закону уже в следующем году на открытые торги должны быть выставлены верфи в Гдыне и Щецине, где государству принадлежат контрольные пакеты акций. Однако с Гданьской судоверфью ситуация сложнее. Там польские власти через Агентство развития промышленности имеют влияние лишь примерно на 17% акций. Остальное сосредоточила в своих руках компания ISD Polska. Исходя из этой диспозиции, представители Еврокомиссии настаивают на открытии против верфи в Гданьске процедуры банкротства. После ее завершения предприятие можно будет продать по-новому.

Чем же так проштрафилась "колыбель "Солидарносци" перед евробюрократами? Основных претензии две. Во-первых, в Еврокомиссии считают, что в 2004-2007 годах, уже после вступления Польши в ЕС, Гданьская верфь получала государственную финансовую помощь, что расценивается как нарушение конкурентного законодательства. Во-вторых, процедура приватизации этой корабельни в 2007 году квалифицируется как не полностью прозрачная. Дело в том, что контрольный пакет акций верфи был продан, если можно так выразиться, на конкурсе с ограниченным участием. Фактически это была не продажа, а дополнительная эмиссия акций, поэтому право на их первоочередное приобретение получили акционеры верфи. Эмиссию скупила ИСД, нарастив тем самым свою долю в гданьском предприятии с 5% до более чем 80%.

В "Индустриальном союзе Донбасса" считают, что придирки Еврокомиссии - это проявление банального лоббизма. Влиятельные судостроительные компании из Норвегии или Германии не желают, чтобы корабельная отрасль в Польше поднялась. Им выгоднее производить здесь полуфабрикат, то есть корпуса судов, которые они впоследствии "нафаршируют" автоматикой и электроникой и продадут как готовый продукт. Не зря же еще в 2007 году Еврокомиссия требовала от инвестора Гданьской верфи либо вернуть полученные в предыдущие годы дотации в польскую госказну (речь шла, как минимум о 10 миллионах евро), либо закрыть два из трех имеющихся на предприятии стапелей. Первое предложение было заведомо невыполнимым, второе - выполнить-то было можно, но это на корню убивало надежду на возрождение верфи. Тогда ИСД еще в качестве потенциального инвестора обе рекомендации отвергала, и ее в целом поддержали польские власти, где почти весь 2007 год доминировали выходцы из профсоюза "Солидарносць" братья Лех и Ярослав Качиньские.

Но после переформатирования в конце прошлого года польской правительственной коалиции и избрания премьер-министром Дональда Туска отношение к балтийским верфям в Варшаве стало более прохладным. Зато более чутким польский кабинет стал к требованиям Брюсселя. В результате Щецинская и Гдыньская верфи в срок до мая 2009 года таки пойдут с молотка, а Гданьской - придется взять на себя самоограничения в выпуске продукции. Стоит напомнить, что когда "Индустриальный союз Донбасса" заходил на эту верфь, он обещал вывести ее в тройку лучших в своей отрасли на европейском континенте и производить до 14 больших судов в год. Сейчас о таких амбициях пришлось забыть. Дело, начатое евробюрократами, довершил экономический кризис. Ныне речь идет о том, чтобы не упасть ниже планки в 22 тыс. тонн использованной стали в год. А из такого количества исходного материала получается не более 2 мощных кораблей или 5 небольших контейнеровозов длиной до 150 метров.

Но даже такая скромная производительность лучше, чем полная остановка верфи. Закрытие предприятия - это 2,5 тыс. потенциальных безработных, уже заявивших о готовности пойти маршем на Варшаву. ИСД постоянно акцентировала на этом аргументе, ведя на протяжении последних месяцев непростые переговоры с правительством Дональда Туска. В целом они завершились успешно для украинской корпорации. Вначале декабря официальная Варшава не только направила на визирование в Брюссель подготовленный вместе с ИСД план реструктуризации Гданьской верфи, но и согласилось выделить для нее еще 150 млн злотых (почти 40 млн евро) госкредита с возвратом аж в 2019 году.

Пресс-секретарь компании ISD Polska Яцек Ленский объяснил, что такая государственная поддержка вполне обоснована. Ведь когда шли только переговоры о покупке украинским инвестором данного судостроительного актива, то сумму дотаций для Гданьской верфи, которую согласно требованиям ЕС предстояло вернуть, польские чиновники оценивали в 60 млн злотых. На самом же деле эта цифра превышает 100 млн злотых. Кроме того, до ИСД Гданьская верфь несколько лет находилась под управлением государственной верфи, работающей в соседней Гдыне. И эти несколько лет нанесли гданьской компании значительный ущерб, покрывать который придется новому владельцу.

Правда, определенные обязательства уступка со стороны команды Туска накладывает и на украинскую корпорацию. В частности ее "дочка" – ISD Polska должна инвестировать в Гданьскую верфь 600 млн злотых, сосредоточившись не только на традиционном строительстве судов, но и на освоении новых видов продукции - мостовых конструкций и опор для ветровых электростанций. Кроме того, без одобрения подконтрольного правительству Агентства развития промышленности (остающегося миноритарием Гданьской верфи) основной акционер не имеет теперь права закрыть компанию, поменять ее устав или уменьшить уставный фонд. Наконец, еще одним обязательством со стороны ISD Polska должно стать сохранение на верфи определенного количества рабочих мест. Об окончательной цифре владелец с правительством еще не договорились, но маловероятно, что все из нынешних 2,5 тыс. работников предприятия останутся при деле. По крайней мере, до тех пор, пока кризис не отступит.

Несмотря на трудные времена, терять польскую верфь в "Индустриальном союзе Донбасса" совсем не намерены. Для корпорации именно в Гданьске заканчивается одна из самых логически выстроенных производственных цепочек. Алчевские слябы, ченстоховский стальной лист, гданьские суда - что еще нужно для полного цикла? В самом начале 2000-х годов ИСД пыталась создать подобную схему у себя на родине на базе Черноморского судостроительного завода (Николаев), но безуспешно. По словам Александра Пилипенко, вице-президента "Индустриальной группы" (компании, управляющей активами ИСД) и главы наблюдательного совета ISD Polska, корпорация предлагала взять на себя долги ЧСЗ, сохранить на нем рабочие места и инвестировать как минимум 150 млн долл. США в производство, но не платить при этом еще и за акции завода, поскольку актив весьма проблемный.
Фонд госимущества на такой вариант не согласился. Как следствие, окно к морю ИСД пришлось рубить через Балтику. Но вдоволь насладиться морским воздухом корпорация так и не успела.

Строгая женщина по имени Неели Кроэс, комиссар ЕС по вопросам конкуренции, может захлопнуть эту форточку еще до нового года. Если возглавляемый ею комитет отвергнет план реструктуризации Гданьской верфи, то избежать ее банкротства практически невозможно. Ожидается, что свой приговор легендарному судостроительному предприятию Польши Еврокомиссия вынесет в течение месяца. Но поскольку на Европу уже надвигаются Рождественские праздники, то ожидание может и несколько затянуться. Сама госпожа Кроэс пожелала предварительно посетить лично все три польские судостроительные компании на Балтике. Однако ее визит в Гданьск, Гдыню и Щецин, запланированный на первую декаду декабря, был отложен. Как заявил на днях один из лидеров местной "Солидарносци", может это и к лучшему, ведь гарантировать безопасность дамы на территории верфей профсоюзы не берутся.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!