Подробнее Запомнить город


ИСД тонет в Гданьске

16.12.08
размер текста:

Крупнейшая в Польше судоверфь, откуда начал свой победный поход против коммунизма самый знаменитый электрик в мире Лех Валенса и которая сейчас находится под контролем украинской корпорации "Индустриальный союз Донбасса", оказалась на грани банкротства. И хотя вначале декабря правительство в Варшаве бросило утопающему гданьскому предприятию спасательный круг, очень скоро чиновники из Брюсселя могут его отобрать.

Под нажимом Евросоюза польский сейм принял 8 декабря закон о приватизации судостроительной отрасли страны. Согласно этому закону уже в следующем году на открытые торги должны быть выставлены верфи в Гдыне и Щецине, где государству принадлежат контрольные пакеты акций. Однако с Гданьской судоверфью ситуация сложнее. Там польские власти через Агентство развития промышленности имеют влияние лишь примерно на 17% акций. Остальное сосредоточила в своих руках компания ISD Polska. Исходя из этой диспозиции, представители Еврокомиссии настаивают на открытии против верфи в Гданьске процедуры банкротства. После ее завершения предприятие можно будет продать по-новому.

Чем же так проштрафилась "колыбель "Солидарносци" перед евробюрократами? Основных претензии две. Во-первых, в Еврокомиссии считают, что в 2004-2007 годах, уже после вступления Польши в ЕС, Гданьская верфь получала государственную финансовую помощь, что расценивается как нарушение конкурентного законодательства. Во-вторых, процедура приватизации этой корабельни в 2007 году квалифицируется как не полностью прозрачная. Дело в том, что контрольный пакет акций верфи был продан, если можно так выразиться, на конкурсе с ограниченным участием. Фактически это была не продажа, а дополнительная эмиссия акций, поэтому право на их первоочередное приобретение получили акционеры верфи. Эмиссию скупила ИСД, нарастив тем самым свою долю в гданьском предприятии с 5% до более чем 80%.

В "Индустриальном союзе Донбасса" считают, что придирки Еврокомиссии - это проявление банального лоббизма. Влиятельные судостроительные компании из Норвегии или Германии не желают, чтобы корабельная отрасль в Польше поднялась. Им выгоднее производить здесь полуфабрикат, то есть корпуса судов, которые они впоследствии "нафаршируют" автоматикой и электроникой и продадут как готовый продукт. Не зря же еще в 2007 году Еврокомиссия требовала от инвестора Гданьской верфи либо вернуть полученные в предыдущие годы дотации в польскую госказну (речь шла, как минимум о 10 миллионах евро), либо закрыть два из трех имеющихся на предприятии стапелей. Первое предложение было заведомо невыполнимым, второе - выполнить-то было можно, но это на корню убивало надежду на возрождение верфи. Тогда ИСД еще в качестве потенциального инвестора обе рекомендации отвергала, и ее в целом поддержали польские власти, где почти весь 2007 год доминировали выходцы из профсоюза "Солидарносць" братья Лех и Ярослав Качиньские.

Но после переформатирования в конце прошлого года польской правительственной коалиции и избрания премьер-министром Дональда Туска отношение к балтийским верфям в Варшаве стало более прохладным. Зато более чутким польский кабинет стал к требованиям Брюсселя. В результате Щецинская и Гдыньская верфи в срок до мая 2009 года таки пойдут с молотка, а Гданьской - придется взять на себя самоограничения в выпуске продукции. Стоит напомнить, что когда "Индустриальный союз Донбасса" заходил на эту верфь, он обещал вывести ее в тройку лучших в своей отрасли на европейском континенте и производить до 14 больших судов в год. Сейчас о таких амбициях пришлось забыть. Дело, начатое евробюрократами, довершил экономический кризис. Ныне речь идет о том, чтобы не упасть ниже планки в 22 тыс. тонн использованной стали в год. А из такого количества исходного материала получается не более 2 мощных кораблей или 5 небольших контейнеровозов длиной до 150 метров.

Но даже такая скромная производительность лучше, чем полная остановка верфи. Закрытие предприятия - это 2,5 тыс. потенциальных безработных, уже заявивших о готовности пойти маршем на Варшаву. ИСД постоянно акцентировала на этом аргументе, ведя на протяжении последних месяцев непростые переговоры с правительством Дональда Туска. В целом они завершились успешно для украинской корпорации. Вначале декабря официальная Варшава не только направила на визирование в Брюссель подготовленный вместе с ИСД план реструктуризации Гданьской верфи, но и согласилось выделить для нее еще 150 млн злотых (почти 40 млн евро) госкредита с возвратом аж в 2019 году.

Пресс-секретарь компании ISD Polska Яцек Ленский объяснил, что такая государственная поддержка вполне обоснована. Ведь когда шли только переговоры о покупке украинским инвестором данного судостроительного актива, то сумму дотаций для Гданьской верфи, которую согласно требованиям ЕС предстояло вернуть, польские чиновники оценивали в 60 млн злотых. На самом же деле эта цифра превышает 100 млн злотых. Кроме того, до ИСД Гданьская верфь несколько лет находилась под управлением государственной верфи, работающей в соседней Гдыне. И эти несколько лет нанесли гданьской компании значительный ущерб, покрывать который придется новому владельцу.

Правда, определенные обязательства уступка со стороны команды Туска накладывает и на украинскую корпорацию. В частности ее "дочка" – ISD Polska должна инвестировать в Гданьскую верфь 600 млн злотых, сосредоточившись не только на традиционном строительстве судов, но и на освоении новых видов продукции - мостовых конструкций и опор для ветровых электростанций. Кроме того, без одобрения подконтрольного правительству Агентства развития промышленности (остающегося миноритарием Гданьской верфи) основной акционер не имеет теперь права закрыть компанию, поменять ее устав или уменьшить уставный фонд. Наконец, еще одним обязательством со стороны ISD Polska должно стать сохранение на верфи определенного количества рабочих мест. Об окончательной цифре владелец с правительством еще не договорились, но маловероятно, что все из нынешних 2,5 тыс. работников предприятия останутся при деле. По крайней мере, до тех пор, пока кризис не отступит.

Несмотря на трудные времена, терять польскую верфь в "Индустриальном союзе Донбасса" совсем не намерены. Для корпорации именно в Гданьске заканчивается одна из самых логически выстроенных производственных цепочек. Алчевские слябы, ченстоховский стальной лист, гданьские суда - что еще нужно для полного цикла? В самом начале 2000-х годов ИСД пыталась создать подобную схему у себя на родине на базе Черноморского судостроительного завода (Николаев), но безуспешно. По словам Александра Пилипенко, вице-президента "Индустриальной группы" (компании, управляющей активами ИСД) и главы наблюдательного совета ISD Polska, корпорация предлагала взять на себя долги ЧСЗ, сохранить на нем рабочие места и инвестировать как минимум 150 млн долл. США в производство, но не платить при этом еще и за акции завода, поскольку актив весьма проблемный.
Фонд госимущества на такой вариант не согласился. Как следствие, окно к морю ИСД пришлось рубить через Балтику. Но вдоволь насладиться морским воздухом корпорация так и не успела.

Строгая женщина по имени Неели Кроэс, комиссар ЕС по вопросам конкуренции, может захлопнуть эту форточку еще до нового года. Если возглавляемый ею комитет отвергнет план реструктуризации Гданьской верфи, то избежать ее банкротства практически невозможно. Ожидается, что свой приговор легендарному судостроительному предприятию Польши Еврокомиссия вынесет в течение месяца. Но поскольку на Европу уже надвигаются Рождественские праздники, то ожидание может и несколько затянуться. Сама госпожа Кроэс пожелала предварительно посетить лично все три польские судостроительные компании на Балтике. Однако ее визит в Гданьск, Гдыню и Щецин, запланированный на первую декаду декабря, был отложен. Как заявил на днях один из лидеров местной "Солидарносци", может это и к лучшему, ведь гарантировать безопасность дамы на территории верфей профсоюзы не берутся.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
21.09.18, Ярослав Ярош
Фонд госимущества намерен до конца текущего года продать контрольный пакет акций электрогенерирующей компании "Центрэнерго" и таким образом хоть чуть-чуть наполнить бюджет по статье "Поступления от приватизации". Конкурса с нетерпением ждут украинские "угольные генералы", заинтересованные в закрытии сделки еще до президентских выборов. Но они же могут и сорвать продажу, пытаясь помешать друг другу.
19.09.18, Павел Вернивский
Недавняя новость: Беларусь отказалась от кредитов Международного валютного фонда. Возможно, многим данный факт не покажется чем-то особенным, но можно вспомнить и Польшу, которая приняла аналогичное решение годом ранее. Почему же мы так зависим от этой организации? Если названные страны отказались от кредитов МВФ, способна ли и Украина поступить так же? И если подобное невозможно сегодня, то как сделать это реальным в будущем?
17.09.18, Игорь Воронцов
Скупка наличной валюты населением через официальные обменные пункты в августе вернулась к кризисным значениям января-февраля 2015 г. Означает ли это, что всем нам следует готовиться к обвалу курса гривны, МинПром выяснил с помощью экспертов.
14.09.18, Максим Полевой
У "Днепроспецстали" в 2018 году возникли трудности из-за ослабления спроса, подорожания сырья и энергоносителей. Это привело к росту импорта нержавейки в Украину, тем более что ее мировое производство активно растет.
10.09.18, Игорь Воронцов
Серьезные изменения наметились в стальном балансе Турции, а это один из наиболее важных рынков сбыта для украинских металлургов. Смогут ли они воспользоваться благоприятной ситуацией, станет ясно ближе к концу года. Тем более что по-прежнему существует ряд внутренних факторов, сдерживающих развитие отрасли.
07.09.18, Анна Ганзенко
Очередная эпопея с доставкой по Днепру херсонских арбузов киевским покупателям снова напомнила, что отрасль речных грузовых перевозок в Украине еще существует. Однако беспристрастная статистика свидетельствует, что небывалый общественный интерес к барже с арбузами, за передвижением которой и в прошлом, и в этом году, следили чуть ли не все ведущие масс-медиа страны, так и не смог убедить законодателей своевременно предоставить отрасли более комфортные условия для возрождения былого потенциала.
05.09.18, Игорь Воронцов
Новое падение курса гривны в этом году началось даже раньше, чем в прошлом. При этом Национальный банк Украины традиционно рапортует, что фундаментальных причин для обесценивания гривны нет. Тем не менее она уже благополучно потеряла 10% своей стоимости за последние 1,5 недели.
03.09.18, Ярослав Ярош
В конце августа Украина подала сразу 2 апелляции на решения Всемирной торговой организации: по кейсу DS 499 о поставках железнодорожных вагонов в Россию и по кейсу DS 493 об импорте российской аммиачной селитры. Прецедентов, когда ВТО меняет свое первоначальное мнение, немного. Но время мы потянуть можем, и особенно в споре вокруг удобрений это имеет существенное значение.
29.08.18, Максим Полевой
Европейские чиновники говорят, что ЕС окончательно оправился от последствий экономического кризиса 2008 года. Помешать укреплению тренда могут капризы президента США Дональда Трампа и выход Великобритании из Евросоюза.
23.08.18, Ярослав Ярош
Еще продолжается лето, но уже через два месяца на страну обрушится отопительный сезон. И в правительстве смутно занервничали по поводу запасов топлива на складах. Ведь если с закачкой газа в подземные хранилища все идет по плану, то с накоплением энергетического угля – пора объявлять аврал. Украина серьезно отстает от прошлогоднего графика поставок. В конце июля этот разрыв достигал почти 40%, сейчас сократился до 20-25%, но вряд ли его удастся ликвидировать полностью до первых холодов.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!