Подробнее Запомнить город


Украинский ГМК: итоги кризисного ноября

10.12.08
размер текста:

Ноябрь традиционно является последним в году активным месяцем на рынке металлопродукции. В нынешних условиях на него возлагались особые надежды, поскольку после неожиданного обвала в октябре, результаты деятельности ГМК в ноябре должны были дать ответы на ряд ключевых вопросов, а именно является ли кризис временным, и насколько глубоким он окажется.

Украинский рынок металлопродукции, как и глобальный, подвержен циклическим и сезонным колебаниям. Традиционно наиболее активная фаза приходиться на май-июль, вслед за чем, начинается затишье (август) и даже падение (сентябрь), обусловленное как культурными, так и сугубо экономическими факторами. Тем не менее, в октябре снова начинается оживление, которое длиться до середины декабря, после чего до марта на рынке начинаются так называемые «зимние каникулы».

По такому сценарию на рынке металлопродукции начинался текущий год. После зимней спячки начался резкий подъем цен на сталь. Стоимость многих видов продукции за несколько месяцев выросла почти в два раза. При этом особенно росли цены на заготовку (в Иране достигали 1400 долл./тонну), и длинномерный прокат (в Северной Африке переваливал за 1500 долл./тонну). Указанное оживление на рынке было обусловлено строительным бумом в нефтегазовых странах Северной Африки и Ближнего Востока. Напомним, что за последние три года цена нефти выросла более чем в три раза и долгое время держалась на уровне свыше 100 долл./баррель, что обусловило колоссальный приток валюты в нефтедобывающие регионы. По мере ослабления доллара, правительства стран-нефтетрейдеров, золотовалютные запасы которых, преимущественно, размещены в американской валюте, решили направить их значительную часть в инфраструктурные проекты, что и создало ажиотаж на рынке металлопродукции данного региона.

Именно длинномерный прокат и полуфабрикаты (прежде всего, заготовка) являются сильными позициями украинской металлургии. В данном сегменте рынка основным фактором конкурентоспособности является цена, поэтому максимизировать доходы можно путем экстенсивного наращивания выпуска продукции, не прибегая к затратным мероприятиям повышения качества. К слову, именно в период получения металлургами свердоходов, начали снижаться инвестиции в модернизацию. Данный факт можно объяснить не столько недальновидностью менеджмента украинских меткомпаний, сколько тем, что они попросту перенаправили финансовые ресурсы на пополнение оборотного капитала, пытаясь заработать на благоприятной конъюнктуре рынка.

В августе-сентябре, в связи с Олимпийскими играми в Китае и Рамаданом в мусульманских странах, рынок традиционно плавно начал проседать. Говорить о кризисе начали только тогда, когда в октябре, несмотря на всеобщее оптимистическое ожидание, цены продолжили падение. При этом по мере осознания того, что наступает кризис, предприятия пытались оперативно распродать накопившиеся запасы, что в конечном итоге окончательно обвалило цены. В октябре цена заготовки на Лондонской бирже упала ниже 300 долл./тонну. В реальных контрактах, стоимость была немного выше - 400-450 долл./тонну.

В сложившей ситуации на рынке смог остаться тот, кто сумел минимизировать себестоимость продукции так, чтобы терпеть, по меньшей мере, относительно небольшие убытки. На руку конкурентам украинских производителей сыграло мощное лобби в их правительствах. С помощью административных мер они добились оперативного «замораживания» и даже снижения цен на сырье (лом, уголь, кокс) и сопутствующие тарифы (газ, электроэнергия, перевозки и пр.). Так, по данным анализа «Укрпромвнешэкспертизы», себестоимость стальной продукции в КНР снизилась с 700 долл./тонну в августе до 510 долл./тонну в октябре (благодаря снижению цен на уголь и кокс), в Турции – с 624 долл./тонну до 430 долл./тонну (за счет снижения цен на металлолом), в РФ – с 560 долл./тонну до 390 долл./тонну. За тот же период украинские металлурги сумели снизить себестоимость 1 тонны металлопродукции с 650 долл./тонну только до 550 долл./тонну.

В результате национальные металлургические компании попросту были вытеснены с рынков. В октябре экспорт проката упал почти на 40% по сравнению с октябрем прошлого года. Падение внешнего спроса на украинскую продукцию, на который приходиться свыше 75% всех заказов, автоматически отобразилось на производственных показателях чермета. В октябре многие предприятия снизили производство на 60-70%, а средняя загрузка мощностей по отрасли упала до 20-25%. При этом в Украине были остановлены 18 из 43 доменных печей и 40 из 63 сталеплавильных агрегатов.

Обвал производства в октябре был самым глубоким за последние десять лет. Между тем многие участники рынка воздерживались от прогнозирования дальнейшего развития ситуации, ссылаясь на то, что все покажет ноябрь. Однако прошедший месяц, хоть и выглядел немного оптимистичнее, чем октябрь, все же продемонстрировал, что кризис быстро не закончится. По сравнению с ноябрем прошлого года, в прошлом месяце выплавка чугуна сократилась на 57% - до 1,2 млн тонн, стали - на 55% до 1,5 млн тонн, выпуск проката - на 51% до 1,5 млн тонн. Кроме того, стоит отметить, что экспорт готового проката упал на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и на приблизительно 25% по сравнению с октябрем.

При этом ноябрь преломил позитивную до этого момента кумулятивную динамику украинского ГМК по всем видам продукции. В общей сложности в январе-ноябре 2008 года производство готового проката, стали и чугуна снизилось на 10% - до 29,6 млн тонн, 35,1 млн тонн и 29,3 млн тонн соответственно, труб – на 8%, до 2,2 млн тонн. При этом выпуск кокса сократился на 4% - до 18 млн тонн. Кроме того, горнорудные предприятия за 11 мес. 2008 года снизили производство железной руды на 5% до 67,5 млн тонн, железорудного концентрата – также на 5% до 53,2 млн тонн. Также сократился выпуск подготовленного железорудного сырья - на 9%, до 59,8 млн тонн, в том числе агломерата – на 11%, до 40,5 млн тонн, окатышей – на 5%, до 19,3 млн тонн.

Результатом падения производства стало не просто снижение загрузки мощностей, но и остановка ряда крупных предприятий. По информации председателя ЦК профсоюза металлургов и горняков Украины Владимира Казаченко, в Украине на сегодня простаивают 9 предприятий ГМК, среди которых Макеевский метзавод, Артемовский завод по обработке цветных металлов, фенольный завода «Инкор», завод «Интерсплав», Запорожский и Стахановский ферросплавные заводы, а также Ингулецкий, Марганецкий и Орджоникидзевский ГОКи.

Остановка предприятий закономерно повлекла за собой повышение социальной напряженности, что обусловлено вынужденными процессами оптимизации численности персонала, урезанием фонда оплаты труда и сокращением трудовой недели. Только за последнюю неделю ноября численность работников, которые находились «в простое», возросла фактически втрое — до 61 тыс. чел. При этом с 21 тыс. до 29 тыс. возросло число работников, переведенных на неполную рабочую неделю.

Таким образом, тотальное ухудшение ситуации в горно-металлургическом комплексе четвертый месяц подряд, два последних из которых, традиционно являлись благоприятными для рынка, свидетельствует, что нынешний спад не будет временным, как это было, к примеру, в 2005 году. Учитывая, что наступает зимний период «затишья», оживления отрасли до начала весны не предвидится. При этом то, как поведет себя рынок весной, все еще трудно предвидеть. Однако позиции украинских металлургов будут во многом зависеть от способности наладить эффективный диалог с органами власти, а также провести необходимые мероприятия, позволяющие минимизировать себестоимость продукции и повысить ее качество.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!