Подробнее Запомнить город


Возмещай и властвуй

18.06.10
размер текста:

Начавшееся на прошлой неделе ограничение поставок природного газа крупным промпредприятиям уже в который раз актуализировало всеукраинскую проблему невозмещения налога на добавленную стоимость.

Но погашать свою задолженность по данному налогу "живыми деньгами" украинское правительство не хочет. Взамен экспортерам предлагают облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ), повторяя, по сути, схему шестилетней давности. Только вот нынешний масштаб проблемы с невозмещением НДС намного значительнее, чем в 2004 году. А условия доходности по "реинкарнированным" НДС-облигациям – куда как скромнее.

Долговые ямы

Конечно, с формальной точки зрения государственное предприятие "Газ Украины" (дочерняя компания НАК "Нафтогаз Украины") право. За поставленный ресурс необходимо платить вовремя. И так, мол, слишком долго терпели: за два прошлых года и четыре месяца этого общий газовый долг украинской промышленности вырос до 4,9 млрд грн. (с почти 365 млн грн. в 2008 году). А суммарная задолженность "Газу Украины" со стороны крупнейших неплательщиков – ММК им.Ильича, ДМК им.Дзержинского, концерна "Стирол" и Алчевского меткомбината – сегодня составляет более 900 млн грн.

В свое оправдание руководство промпредприятий выдвигает такой же весомый аргумент. Требуя погашения задолженности за поставленный газ, само государство не спешит возвращать экспортный НДС. Госдолг перед украинскими промышленными экспортерами по этой позиции достигает не менее впечатляющих показателей, а сумма невозрата НДС тоже демонстрирует стойкую тенденцию к увеличению.

Так, по майской информации Государственной налоговой администрации Украины, по состоянию на 1 мая 2010 года общий объем невозмещенного НДС составил 27,3 млрд грн. И хотя, по словам зампреда ГНАУ Алексея Любченко, по сравнению с 1 апреля данная сумма уменьшилась на 1,1 млрд грн., в целом с начала года показатель невозврата существенноувеличился. 1 января 2010 года он был куда меньше – 21,8 млрд грн.

Примерную долю  в этом объеме промышленных экспортеров озвучил в конце марта министр промполитики Украины Дмитрий Колесников. По его словам, на тот момент задолженность государства по экспортному НДС составляла более 5,5 млрд грн. металлургическим предприятиям и около 1,2 млрд грн. – химическим. (По другим расчетам, на 1 апреля сумма невозмещенного металлургам НДС равнялась 4,5 млрд грн.).

На сегодня  среди метпредприятий наибольший объем невозмещения сформировался у МК "АрселорМиттал Кривой Рог". В начале июня его генеральный директор Жан Жуэ говорил о более чем 300 млн долл. (около 2,5 млрд грн.) НДС-задолженности государства. Аналогичная ситуация сложилась и на Мариупольском меткомбинате им.Ильича, представители которого не раз заявляли о 1,8 млрд грн. невозмещенного налога на добавленную стоимость. А просроченная сумма невозврата НДС у первого предприятия сейчас составляет не менее 40%, у второго – свыше 80%.

"Однако в данном случае следует обращать внимание не только на максимальные объемы задолженности государства перед крупными меткомбинатами. У небольших производителей металлопродукции суммы невозврата НДС могут исчисляться "всего лишь" миллионами, но при этом доходить и до 90% от объема продаж", – подчеркивает Нина Чечель, заместитель генерального директора по вопросам экономики ОП "Металлургпром". И добавляет: "Невозмещение НДС опасно тем, что явно способствует "вымыванию" оборотных средств. И в этом отношении ситуация складывается критическая. Некоторые предприятия вынуждены останавливать расчеты".

Последнее обстоятельство особо акцентируют на ММК им.Ильича, где из-за дефицита "оборотки" уже нарастили задолженность перед поставщиками до 1 млрд грн. (включая неплатежи по газу на сумму примерно 305 млн грн.). Ограничение подачи природного газа здесь восприняли не только как реальную угрозу по остановке основных производств, но и как шанс для "взаимозачетного возмещения" НДС. В конце прошлой недели генеральный директор ММК им.Ильича Владимир Бойко специально обращался в Кабинет министров по данному вопросу. Его предложение сводилось к тому, чтобы погасить долг предприятия перед ДК "Газ Украины" вычетом 0,3 млрд грн. из общей сумму невозвращенного предприятию НДС.

На это в Кабмине пока не сказали ни да, ни нет. И тому есть свое объяснение. Правительство уже утвердило собственную схему погашения госзадолженности по экспортному НДС. И места для оперативных долговых взаимозачетов в ней не предусмотрено. Как, впрочем, и для денежного возмещения.

Бумажные ценности

О том, что простых путей с возвратом НДС правительство искать не намерено, премьер-министр Украины Николай Азаров дал понять экспортерам еще в апреле. "Сейчас долги по НДС – свыше 30 млрд грн. Можем мы отдать "живыми деньгами" при таких доходах в бюджет или нет? Давайте откровенно скажем – очень бы хотели, но реально не можем", – откровенно заявил тогда глава Кабмина. При этом его возмутил тот факт, что с начала года объем заявленных к возмещению средств вырос более чем на 10 млрд грн.

В тот же период было объявлено о проверках законности заявленных сумм по возврату НДС и планах Кабмина относительно специальных ОВГЗ для погашения задолженности. Многие аналитики сразу же заговорили о 2004 годе и выпущенных тогда по инициативе Николая Азарова НДС-облигациях. Последние эмитировались тоже на 5 лет, но с доходностью около 10%; всего подобных ОВГЗ было выпущено почти на 2 млрд грн.

Этих ожиданий (а для многих – и опасений) нынешнее правительство не обмануло. 12 мая Кабмин принял постановление № 368 «О выпуске облигаций внутреннего государственного займа для возмещения сумм налога на добавленную стоимость».

Документ предусматривает следующие условия эмиссии НДС-облигаций. Номинальная стоимость облигации составляет 1 тыс. грн. Погашение осуществляется путем проведения каждые полгода выплат по основной сумме долга в размере 10% номинальной стоимости ОВГЗ. Купонный период облигации составляет 6 месяцев, ставка доходности – 5,5% годовых. Начисление доходов по ОВГЗ производится каждые 6 месяцев в течение срока обращения этих ценных бумаг (ЦБ), исходя из их амортизационной стоимости.

Документ особо оговаривает, что возврат налога облигациями возможен лишь для тех сумм, которые задекларированы к возмещению до 1 мая 2010 года, подтверждены по результатам проверок и не возмещены на дату вступления в силу Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2010 год". Итогом применения такой формулы стало то, что к моменту публикации постановления Кабмина №368 общая сумма признанного к возврату НДС существенно сжалась. В начале июня вице-премьер-министр Сергей Тигипко заявил, что проверку и подтверждение налоговых органов на 1 мая прошли 23 млрд грн. (заявки на еще около 10 млрд грн. оказались "за бортом возмещения" и рассматриваются сейчас как сомнительные).

По металлургическим предприятиям Украины общий объем подтвержденного к возмещению НДС также уменьшился по сравнению с ранее объявленным. По состоянию на 1 мая эта сумма составила 3,19 млрд грн., сообщила МинПрому Нина Чечель. Она высказала мнение о том, что правительственный механизм возмещения экспортного НДС за счет ОВГЗ будет востребован заводами и комбинатами отрасли лишь отчасти. "Те метпредприятия, у которых образовались очень крупные суммы невозмещения, вполне могут пойти на частичное погашение облигациями. С тем, чтобы в дальнейшем реализовать их на рынке и за счет этого пополнить оборотные средства", – полагает она.

Анонсируя ценно-бумажный метод погашения задолженности, С.Тигипко особо отметил, что "жесткая ситуация с бюджетом и проблемы нереформированной экономики" не позволили правительству установить годовую ставку доходности выше 5,5%. И призвал получателей НДС-облигаций не спешить с их продажей. Причем, по мнению вице-премьера, ожидать больших дисконтов по этим ЦБ не следует. В подтверждение он привел в пример 2004 год, когда "дисконт уже через два месяца после выпуска облигаций был всего 12%".

Впрочем, рыночные эксперты высказываются по этому поводу несколько иначе. Аналитик Phoenix Capital Александр Лозовой считает, что государство при выпуске указанных ОВГЗ фактически одалживает у компаний (с подтвержденной задолженностью по НДС) на льготных условиях – под 5,5% годовых. "Хотя рыночная доходность по государственному долгу на данный момент существенно выше. Чтобы рассчитаться по НДС-обязательствам "живыми деньгами", правительству пришлось бы выпустить пятилетние ОВГЗ на соответствующую сумму с доходностью около 15-18%. В нынешней же ситуации компании-экспортеры вынуждены будут продавать полученные облигации при существенном дисконте к их номинальной стоимости", – убежден эксперт.

По его оценкам, дисконт при продаже НДС-облигаций может составить 20% от номинала. Во многом эта величина будет зависеть от потребности компаний-экспортеров в пополнении оборотных средств. Острая же нехватка таковых у многих экспортеров позволяет прогнозировать то, что большая часть НДС-облигаций попадет на рынок. А с учетом ожидаемой их рыночной доходности до 20%, эти ЦБ станут привлекательным объектом вложения для банков и других инвесторов, уверен представитель Phoenix Capital. "Банки смогут инвестировать в данный инструмент на более длительный срок, снижая таким образом риск ликвидности", – говорит А.Лозовой.

Правительственный порядок выпуска НДС-облигаций предусматривает, что заявки на их получение принимаются до 25 июня. Поэтому эксперты прогнозируют поступление данных ЦБ на рынок уже в следующем месяце.

Налоговая автоматика

Внешне процесс возврата НДС ценными бумагами правительства – дело вполне добровольное. Не хочешь брать облигации – жди "живых денег". Но когда именно таковые появятся для целей возмещения, Кабмин не уточняет. Поэтому большинству экспортеров все же придется довольствоваться ОВГЗ с последующей дисконтной их продажей. Так, заместитель министра финансов Украины Татьяна Ефименко недавно говорила о том, что по предварительным расчетам Кабмин намерен собрать заявок по НДС-ОВГЗ на 15 млрд грн.

Получать экспортный НДС бумагой многих простимулирует еще одна задумка Кабмина – так называемый автоматический возврат данного налога. Сперва его планировали ввести с 1 июля этого года, затем с начала августа. Но в последних числах мая "налоговая морковка" отодвинулась еще дальше. В конце мая Т.Ефименко сообщила о намерении внедрить автоматическое возмещение НДС уже к концу 2010 года. До этого будут разбирать финансовые проблемы, полученные от предшественников. Как справятся, так и запустят НДС-автоматику "для добросовестных плательщиков этого налога".

А вот здесь, как говорится, возможны варианты. Украинские налоговые службы обладают наработанными инструментами для распознавания "недобросовестности" плательщиков. Строптивым припомнить смогут практически все…

Сергей Кукин

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 4

...
Новости партнеров


Статьи
06.07.20, Елена Курашина
Государственный монополист "Укрзализныця" в очередной раз создал проблему для грузоперевозчиков. Причина благая – обеспечение безопасности движения. Но ее формальная реализация уже поставила ряд крупнейших отечественных предприятий на грань остановки.
26.06.20, Ярослав Ярош
За два первых квартала 2020 г. спрос на сталь в мире фатально просел. За два следующих, есть надежда, он будет восстанавливаться. Но медленно и осторожно. Поэтому по итогам года в минусе окажутся все крупнейшие сталепроизводители за исключением, возможно, Китая. Такие выводы вытекают из последнего отчета ассоциации WorldSteel. Ухудшить и без того сдержанный прогноз может вторая волна коронавируса и желание некоторых участников рынка слишком быстро возобновить производство. Это как в случае с водолазом, опустившимся глубоко на дно - резкое всплытие может его убить.
23.06.20, Василий Январев, Елена Курашина
Необдуманное введение квот на импорт серной кислоты в июле 2018 года резко ухудшило ситуацию для отраслей, использующих ее в своих производственных процессах. Цена на этот ресурс для потребителей выросла более чем вдвое, но самое худшее, что дефицит кислоты грозит масштабными техногенными и экологическими катастрофами на металлургических и коксохимических предприятиях.
12.06.20, Василий Январев, Елена Курашина
Коронавирусный кризис внес серьезные коррективы в украинский рынок труда. На фоне роста безработицы, сокращения зарплат, а также невозможностью для многих заробитчан вернуться на свои рабочие места в странах ЕС конкуренция за хорошие рабочие места в Украине резко обострилась. Особенно в крупных промышленных компаниях, которые держаться на плаву и способны обеспечивать своим сотрудникам приемлемый уровень зарплат.
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!