Подробнее Запомнить город


Правительство должно поддержать промышленников – Кинах

08.12.08
размер текста:

В сложившихся кризисных условиях правительство должно поддержать отечественный бизнес. Такое мнение в интервью "Минпрому" высказал президент Украинского союза промышленников и предпринимателей, народный депутат от Партии регионов, глава подкомитета по вопросам оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны, министр промышленности и предпринимательства в Оппозиционном правительстве Анатолий Кинах.

Кроме того он рассказал, почему кризис так сильно ударил по Украине, как нам лучше всего распорядится кредитом МВФ, а также заявил, что коалиция между БЮТ и ПР сможет реализовать необходимый комплекс антикризисных мер.

- Анатолий Кириллович, почему мировой кризис так болезненно ударил по Украине?

- Во-первых, все условия для углубления промышленного и социально-экономического кризиса в Украине были сформированы задолго до того, как мы ощутили влияние мирового финансового кризиса. Начнем с того, что мы до сегодняшнего дня так и не приняли Налогового кодекса, который мог бы осуществлять стимулирующую роль в плане модернизации экономики. Также был в очередной раз введен мораторий на земельные отношения, что очень негативно с точки зрения привлечения инвестиций. Практически заблокирована пенсионная реформа, а это не только социальная защита граждан, но и существенный источник для внутренних инвестиций. Отрицательное влияние оказывали и несовершенство корпоративного законодательства, а также неразвитость фондового рынка.

К этим проблемам в текущем году добавилась крайне популистская и несбалансированная бюджетная и социально-экономическая политика, реализуемая правительством. По сути госбюджет-2008 стал обслуживать первый этап президентской избирательной кампании и разрушил даже те слабые результаты, достигнутые ранее. Например, только отменой налогового векселя с одновременным наращиванием долга по негативному сальдо НДС зарубили многие инвестиционные проекты, потому что не всякий инвестор отважится при растамаживании оборудования заплатить сразу 20% его стоимости. Были еще и такие немаловажные проблемы как попытка борьбы с инфляцией при помощи стерилизации гривневой массы, что сразу резко усилило проблему доступа к кредитным ресурсам, повысило их стоимость для предприятий. Или же искусственная ревальвация гривны, что в первом полугодии резко ударило по украинским экспортерам в т.ч. и по металлургам, да и по простым гражданам.

Вот именно сочетание всех этих факторов и привело к тому, что когда до нас докатилась волна снижения конъюнктуры на мировых рынках на наш традиционный экспорт, Украина оказалась в числе "лидеров" по глубине падения экономики.

- Как сейчас государству поддержать металлургов в условиях падения цен и спроса на мировых рынках?

- А что делает весь мир в этой ситуации? Все страны сегодня задействовали мощные пакеты, направленные на то, чтобы не допустить охлаждения экономик. В первую очередь это меры, направленные на развитие и защиту внутренних рынков, снижение фискального давления и доступа к кредитным ресурсам. В частности, Федеральная резервная система США приняла решение снизить учетную ставку до 1%, европейцы собираются снизить ее до 2%, а японцы даже с 0,5 до 0,25%. В Великобритании снижают ставку НДС с 17,5 до 15%. Россия снижает налог на прибыль с 24 до 20%, а для малого и среднего бизнеса с 15 до 5%.

Нам сейчас также нужно разработать ряд комплексных антикризисных мероприятий на основе согласованных действий правительства, НБУ и парламента. В т.ч. это требует и принятия специальных законов. Я помню в 1998-99 гг., когда металлургический комплекс Украины был в сложном положении в связи с плохой конъюнктурой на внешних рынках, мы приняли тогда специальный закон об эксперименте в ГМК, где резко снизили фискальную нагрузку, дали возможность направлять часть прибыли предприятий на их реконструкцию и развитие. Поэтому сейчас нужно именно в таком плане заниматься проблемами ГМК. И никакие текущие меморандумы эту задачу не решат. Это трата времени и сил, тем более меморандумы не выполняются в массовом порядке в частности по возврату НДС, да и по ряду других параметров.

Также сегодня крайне важно активизировать внутренний рынок в плане его платежеспособности и развития. Все-таки поставка 75% всей продукции на экспорт – это очень высокий уровень внешней зависимости. И поэтому сегодня как никогда надо начинать реализацию серьезных инфраструктурных проектов, в частности связанных с проведением Евро-2012. Также нам необходимо всеми силами стимулировать реализацию строительных программ, повышать платежеспособность внутреннего рынка.

Более того, необходимо принять меры, направленные на защиту внутреннего рынка. Крайне важно не допускать, чтобы на внутренний рынок попадала та продукция, которую мы способны вырабатывать сами. А если что-то потребляем по импорту, то надо смотреть с точки зрения реализации импортозамещающих программ. И в конечном итоге переходить на свою продукцию с не меньшими параметрами по качеству и ценовым характеристикам с тем, чтобы создавать рабочие места на своей территории.

Параллельно во внешнеэкономической политике необходимо искать новые рынки сбыта и отстаивать наши позиции на традиционных рынках. Например, наши производители слабо представлены в Африке и в Южной Америке, а мы вполне можем там работать. И в этом плане государство должно проводить серьезную политику с точки зрения страхования экспортных контрактов, доступа экспортеров к кредитным ресурсам, а так же иной, вплоть до дипломатической, поддержки.
Ну, и конечно государство должно помочь металлургам в сохранении кадров. Сейчас, когда многие трудовые коллективы находятся в сложнейшем положении – вынужденные отпуска, неполная рабочая неделя и даже сокращения – необходимо очень серьезно пересматривать государственные программы занятости, объединять усилия с работодателями, чтобы при государственной поддержке не терялся кадровый потенциал.

- Как Вы относитесь к попыткам Кабмина установить процедуру государственного регулирования цен на продукцию ГМК, которая реализуется на внутреннем рынке?

- Здесь нужно выделить два аспекта. Во-первых, наш системный бизнес пока еще, к сожалению, не вышел на уровень понимания, что все взаимозависимы и если будет плохо у металлургов, то будет плохо и у коксохимиков и у тех, кто занимается добычей рудного сырья. Поэтому отечественному бизнесу нужно искать баланс интересов. А государство должно, безусловно, контролировать эти процессы, это его функция. Но не грубым административным вмешательством, а методами близкими к функциональным на основе технико-экономического анализа и законов рынка. Намерение правительства установить для всех рентабельность в 10% это, конечно, минус. Может быть, кому-то нужно оставить рентабельность не менее 15%, а кому-то достаточно и 8%. То есть данные планы нужно серьезно доработать в плане их обоснованности, адресности и прогноза последствий.

- Как Вы считаете, девальвация гривны сильно помогла экспортерам?

- Конечно же, девальвация гривны позитивна в плане интересов украинских экспортеров – это в какой-то степени даст возможность снизить негативное влияние от снижения цен и спроса на внешних рынках. Однако хочу отметить, что экспортеры более заинтересованы в прогнозируемой, стабильной ситуации. То, что происходит сегодня в вопросах валютно-курсовой политики, иначе как бессистемным хаосом с элементами коррупции не назовешь. Курс денежной единицы должен быть интегральным показателем состояния товарного и платежного баланса, конкурентоспособности экспортера, платежеспособности внутреннего рынка, мировых финансовых тенденций и на выходе он должен быть адекватен этим процессам.

- Какие риски несет взятый нами кредит МВФ и как нам лучше использовать эти средства?

- По моему глубокому убеждению, принимать решение о сотрудничестве в рамках кредита stand by без анализа условий, на которых он предоставлялся, я считаю недопустимым. Но, к сожалению, эти условия никто не рассматривал так, как это необходимо по процедуре, а они очень, мягко говоря, спорны. Главная проблема в том, что МВФ хочет, чтобы Украина действовала практически противоположными методами по сравнению с теми, которые сегодня реализует весь мир. В частности, условия МВФ предполагают не допустить снижения ставки рефинансирования НБУ, не расширять денежную массу, не использовать методы государственного протекционизма, одномоментно повысить тарифы ЖКХ, заморозить социальные стандарты и т.д.

Во-вторых, для нас очень важна эффективность использования кредитных ресурсов. Стоит отметить, что в Украине такая структура внешнего долга - он составляет порядка 100 млрд долл. из которых 14,2 млрд долл. – это государственный долг, а остальное – корпоративный. И если по государственному долгу эта цифра по отношению к ВВП во всем мире считается приемлемой и даже низкой, то по корпоративному долгу у нас возникли огромные проблемы, потому что он вырос до критических масштабов за последние два-три года, а по своей структуре почти весь был направлен на потребительское кредитование. Более того, около 28 млрд долл. заимствований корпоративного сектора необходимо вернуть в течение ближайшего года.

Поскольку этот кредит должен быть направлен на рефинансирование и на поддержку курса национальной валюты, нам сейчас необходимо раскрыть портфель корпоративного долга, четко увидеть общую задолженность, ее структуру и возможности участников рынка самостоятельно обслуживать свои долговые обязательства. Приоритеты в рефинансировании должны получить компании, серьезно влияющие на социально-экономическую ситуацию в стране. Прочие организации должны быть во второй очереди или же сами искать выход из ситуации.

У нас, к сожалению, пока нет четкой программы обслуживания корпоративной составляющей внешнего долга. И возникает ситуация непрозрачности, коррупции и неэффективности использования финансовых ресурсов НБУ. Например, в ноябре в рамках рефинансирования в банковскую систему было направлено около 40 млрд грн. Из них в реальный сектор практически ничего не пошло, и вся денежная масса была направлена на межбанковский валютный рынок, что еще более усугубило положение гривны. Эффективность такого рефинансирования не то, что низкая – она отрицательная.

- Реально ли сейчас наполнить стабфонд за счет приватизации и продажи государственных ценных бумаг?

- У нас вызывает серьезную тревогу, что в конечной редакции стабфонд планируется наполнять за счет приватизации и размещения ценных бумаг правительства. По моему мнению, это абсолютно нереально, поскольку в условиях кризиса, когда резко снижается стоимость акций, распродавать за бесценок объекты типа Одесского припортового завода или "Укртелекома" в корне неправильно. Более того, если даже пойти на данный шаг, то с учетом необходимых процедур деньги будут появляться не раньше чем через полгода, а кризисные проблемы нужно решать уже сегодня.

То есть без надежных источников наполнения стабфонд не сработает. Поэтому мы предлагаем направить туда сверхплановую прибыль НБУ или же остатки на счетах Госказначейства. Также в стабфонд могут быть направлены средства, полученные от Мирового банка, оптимизации, усиления инвестиционной, инновационной политики на 2009 год.

- Как Вы считаете, есть ли в кризисе позитивные стороны?

- Я уверен, что кризис, кроме проблематики, имеет и позитивную сторону в том плане, что он должен заставить нас еще более объективно и профессионально дать оценку нашему реальному состоянию. Поставить диагноз и на его основе, понимая насколько актуальны и остры эти вопросы, решать их, в том числе не декларативно, а облекая в конкретные формы и направления. Вот тут надо сделать все, чтобы мы перешли в такую фазу борьбы с кризисом, когда мы становимся умнее, опытнее понимаем наши приоритеты и актуальность решения той или иной задачи. Я бы очень хотел, чтобы мы вышли из кризиса в таком состоянии.

Но тут все будет зависеть от того, насколько будут консолидированы наши действия. Все кризисные проблемы можно решать только на стыке объединения усилий законодательной, исполнительной власти и бизнеса. Другого не бывает. И тут Украине надо перестать заниматься политическими авантюрами, противостоянием, циничной борьбой за стартовые позиции в будущих избирательных кампаниях и в условиях кризиса максимально сделать все, чтобы объединить и политическую волю, и интеллект, и ресурсы, и я уверен, что мы справимся.

- ПР приняла решение проводить переговоры по созданию коалиции. По Вашему мнению, коалиция ПР и БЮТ смогла бы реализовать необходимые антикризисные меры?

- Я думаю что да и это не худший вариант – ПР и БЮТ. Но для этого надо, чтобы субъекты этой коалиции четко обозначили приоритеты, по которым мы должны работать. Борьба за портфели и болезненные воспоминания о прошлом должны уйти на второй план. Если нам удастся выйти на высокий уровень понимания совместных задач, то, безусловно, это даст результат. Идут уже официальные переговоры, и я думаю, что в ближайшие дни будет ясно. И хотя мы еще не знаем результата, понятно одно – попытка объединить борьбу с кризисом с дестабилизацией политической системы, с авантюрными досрочными выборами загонит страну в тупик. Потому что никто не будет заниматься кризисом, если впереди будут маячить досрочные выборы.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 26

Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!