Подробнее Запомнить город


Правительство должно поддержать промышленников – Кинах

08.12.08
размер текста:

В сложившихся кризисных условиях правительство должно поддержать отечественный бизнес. Такое мнение в интервью "Минпрому" высказал президент Украинского союза промышленников и предпринимателей, народный депутат от Партии регионов, глава подкомитета по вопросам оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны, министр промышленности и предпринимательства в Оппозиционном правительстве Анатолий Кинах.

Кроме того он рассказал, почему кризис так сильно ударил по Украине, как нам лучше всего распорядится кредитом МВФ, а также заявил, что коалиция между БЮТ и ПР сможет реализовать необходимый комплекс антикризисных мер.

- Анатолий Кириллович, почему мировой кризис так болезненно ударил по Украине?

- Во-первых, все условия для углубления промышленного и социально-экономического кризиса в Украине были сформированы задолго до того, как мы ощутили влияние мирового финансового кризиса. Начнем с того, что мы до сегодняшнего дня так и не приняли Налогового кодекса, который мог бы осуществлять стимулирующую роль в плане модернизации экономики. Также был в очередной раз введен мораторий на земельные отношения, что очень негативно с точки зрения привлечения инвестиций. Практически заблокирована пенсионная реформа, а это не только социальная защита граждан, но и существенный источник для внутренних инвестиций. Отрицательное влияние оказывали и несовершенство корпоративного законодательства, а также неразвитость фондового рынка.

К этим проблемам в текущем году добавилась крайне популистская и несбалансированная бюджетная и социально-экономическая политика, реализуемая правительством. По сути госбюджет-2008 стал обслуживать первый этап президентской избирательной кампании и разрушил даже те слабые результаты, достигнутые ранее. Например, только отменой налогового векселя с одновременным наращиванием долга по негативному сальдо НДС зарубили многие инвестиционные проекты, потому что не всякий инвестор отважится при растамаживании оборудования заплатить сразу 20% его стоимости. Были еще и такие немаловажные проблемы как попытка борьбы с инфляцией при помощи стерилизации гривневой массы, что сразу резко усилило проблему доступа к кредитным ресурсам, повысило их стоимость для предприятий. Или же искусственная ревальвация гривны, что в первом полугодии резко ударило по украинским экспортерам в т.ч. и по металлургам, да и по простым гражданам.

Вот именно сочетание всех этих факторов и привело к тому, что когда до нас докатилась волна снижения конъюнктуры на мировых рынках на наш традиционный экспорт, Украина оказалась в числе "лидеров" по глубине падения экономики.

- Как сейчас государству поддержать металлургов в условиях падения цен и спроса на мировых рынках?

- А что делает весь мир в этой ситуации? Все страны сегодня задействовали мощные пакеты, направленные на то, чтобы не допустить охлаждения экономик. В первую очередь это меры, направленные на развитие и защиту внутренних рынков, снижение фискального давления и доступа к кредитным ресурсам. В частности, Федеральная резервная система США приняла решение снизить учетную ставку до 1%, европейцы собираются снизить ее до 2%, а японцы даже с 0,5 до 0,25%. В Великобритании снижают ставку НДС с 17,5 до 15%. Россия снижает налог на прибыль с 24 до 20%, а для малого и среднего бизнеса с 15 до 5%.

Нам сейчас также нужно разработать ряд комплексных антикризисных мероприятий на основе согласованных действий правительства, НБУ и парламента. В т.ч. это требует и принятия специальных законов. Я помню в 1998-99 гг., когда металлургический комплекс Украины был в сложном положении в связи с плохой конъюнктурой на внешних рынках, мы приняли тогда специальный закон об эксперименте в ГМК, где резко снизили фискальную нагрузку, дали возможность направлять часть прибыли предприятий на их реконструкцию и развитие. Поэтому сейчас нужно именно в таком плане заниматься проблемами ГМК. И никакие текущие меморандумы эту задачу не решат. Это трата времени и сил, тем более меморандумы не выполняются в массовом порядке в частности по возврату НДС, да и по ряду других параметров.

Также сегодня крайне важно активизировать внутренний рынок в плане его платежеспособности и развития. Все-таки поставка 75% всей продукции на экспорт – это очень высокий уровень внешней зависимости. И поэтому сегодня как никогда надо начинать реализацию серьезных инфраструктурных проектов, в частности связанных с проведением Евро-2012. Также нам необходимо всеми силами стимулировать реализацию строительных программ, повышать платежеспособность внутреннего рынка.

Более того, необходимо принять меры, направленные на защиту внутреннего рынка. Крайне важно не допускать, чтобы на внутренний рынок попадала та продукция, которую мы способны вырабатывать сами. А если что-то потребляем по импорту, то надо смотреть с точки зрения реализации импортозамещающих программ. И в конечном итоге переходить на свою продукцию с не меньшими параметрами по качеству и ценовым характеристикам с тем, чтобы создавать рабочие места на своей территории.

Параллельно во внешнеэкономической политике необходимо искать новые рынки сбыта и отстаивать наши позиции на традиционных рынках. Например, наши производители слабо представлены в Африке и в Южной Америке, а мы вполне можем там работать. И в этом плане государство должно проводить серьезную политику с точки зрения страхования экспортных контрактов, доступа экспортеров к кредитным ресурсам, а так же иной, вплоть до дипломатической, поддержки.
Ну, и конечно государство должно помочь металлургам в сохранении кадров. Сейчас, когда многие трудовые коллективы находятся в сложнейшем положении – вынужденные отпуска, неполная рабочая неделя и даже сокращения – необходимо очень серьезно пересматривать государственные программы занятости, объединять усилия с работодателями, чтобы при государственной поддержке не терялся кадровый потенциал.

- Как Вы относитесь к попыткам Кабмина установить процедуру государственного регулирования цен на продукцию ГМК, которая реализуется на внутреннем рынке?

- Здесь нужно выделить два аспекта. Во-первых, наш системный бизнес пока еще, к сожалению, не вышел на уровень понимания, что все взаимозависимы и если будет плохо у металлургов, то будет плохо и у коксохимиков и у тех, кто занимается добычей рудного сырья. Поэтому отечественному бизнесу нужно искать баланс интересов. А государство должно, безусловно, контролировать эти процессы, это его функция. Но не грубым административным вмешательством, а методами близкими к функциональным на основе технико-экономического анализа и законов рынка. Намерение правительства установить для всех рентабельность в 10% это, конечно, минус. Может быть, кому-то нужно оставить рентабельность не менее 15%, а кому-то достаточно и 8%. То есть данные планы нужно серьезно доработать в плане их обоснованности, адресности и прогноза последствий.

- Как Вы считаете, девальвация гривны сильно помогла экспортерам?

- Конечно же, девальвация гривны позитивна в плане интересов украинских экспортеров – это в какой-то степени даст возможность снизить негативное влияние от снижения цен и спроса на внешних рынках. Однако хочу отметить, что экспортеры более заинтересованы в прогнозируемой, стабильной ситуации. То, что происходит сегодня в вопросах валютно-курсовой политики, иначе как бессистемным хаосом с элементами коррупции не назовешь. Курс денежной единицы должен быть интегральным показателем состояния товарного и платежного баланса, конкурентоспособности экспортера, платежеспособности внутреннего рынка, мировых финансовых тенденций и на выходе он должен быть адекватен этим процессам.

- Какие риски несет взятый нами кредит МВФ и как нам лучше использовать эти средства?

- По моему глубокому убеждению, принимать решение о сотрудничестве в рамках кредита stand by без анализа условий, на которых он предоставлялся, я считаю недопустимым. Но, к сожалению, эти условия никто не рассматривал так, как это необходимо по процедуре, а они очень, мягко говоря, спорны. Главная проблема в том, что МВФ хочет, чтобы Украина действовала практически противоположными методами по сравнению с теми, которые сегодня реализует весь мир. В частности, условия МВФ предполагают не допустить снижения ставки рефинансирования НБУ, не расширять денежную массу, не использовать методы государственного протекционизма, одномоментно повысить тарифы ЖКХ, заморозить социальные стандарты и т.д.

Во-вторых, для нас очень важна эффективность использования кредитных ресурсов. Стоит отметить, что в Украине такая структура внешнего долга - он составляет порядка 100 млрд долл. из которых 14,2 млрд долл. – это государственный долг, а остальное – корпоративный. И если по государственному долгу эта цифра по отношению к ВВП во всем мире считается приемлемой и даже низкой, то по корпоративному долгу у нас возникли огромные проблемы, потому что он вырос до критических масштабов за последние два-три года, а по своей структуре почти весь был направлен на потребительское кредитование. Более того, около 28 млрд долл. заимствований корпоративного сектора необходимо вернуть в течение ближайшего года.

Поскольку этот кредит должен быть направлен на рефинансирование и на поддержку курса национальной валюты, нам сейчас необходимо раскрыть портфель корпоративного долга, четко увидеть общую задолженность, ее структуру и возможности участников рынка самостоятельно обслуживать свои долговые обязательства. Приоритеты в рефинансировании должны получить компании, серьезно влияющие на социально-экономическую ситуацию в стране. Прочие организации должны быть во второй очереди или же сами искать выход из ситуации.

У нас, к сожалению, пока нет четкой программы обслуживания корпоративной составляющей внешнего долга. И возникает ситуация непрозрачности, коррупции и неэффективности использования финансовых ресурсов НБУ. Например, в ноябре в рамках рефинансирования в банковскую систему было направлено около 40 млрд грн. Из них в реальный сектор практически ничего не пошло, и вся денежная масса была направлена на межбанковский валютный рынок, что еще более усугубило положение гривны. Эффективность такого рефинансирования не то, что низкая – она отрицательная.

- Реально ли сейчас наполнить стабфонд за счет приватизации и продажи государственных ценных бумаг?

- У нас вызывает серьезную тревогу, что в конечной редакции стабфонд планируется наполнять за счет приватизации и размещения ценных бумаг правительства. По моему мнению, это абсолютно нереально, поскольку в условиях кризиса, когда резко снижается стоимость акций, распродавать за бесценок объекты типа Одесского припортового завода или "Укртелекома" в корне неправильно. Более того, если даже пойти на данный шаг, то с учетом необходимых процедур деньги будут появляться не раньше чем через полгода, а кризисные проблемы нужно решать уже сегодня.

То есть без надежных источников наполнения стабфонд не сработает. Поэтому мы предлагаем направить туда сверхплановую прибыль НБУ или же остатки на счетах Госказначейства. Также в стабфонд могут быть направлены средства, полученные от Мирового банка, оптимизации, усиления инвестиционной, инновационной политики на 2009 год.

- Как Вы считаете, есть ли в кризисе позитивные стороны?

- Я уверен, что кризис, кроме проблематики, имеет и позитивную сторону в том плане, что он должен заставить нас еще более объективно и профессионально дать оценку нашему реальному состоянию. Поставить диагноз и на его основе, понимая насколько актуальны и остры эти вопросы, решать их, в том числе не декларативно, а облекая в конкретные формы и направления. Вот тут надо сделать все, чтобы мы перешли в такую фазу борьбы с кризисом, когда мы становимся умнее, опытнее понимаем наши приоритеты и актуальность решения той или иной задачи. Я бы очень хотел, чтобы мы вышли из кризиса в таком состоянии.

Но тут все будет зависеть от того, насколько будут консолидированы наши действия. Все кризисные проблемы можно решать только на стыке объединения усилий законодательной, исполнительной власти и бизнеса. Другого не бывает. И тут Украине надо перестать заниматься политическими авантюрами, противостоянием, циничной борьбой за стартовые позиции в будущих избирательных кампаниях и в условиях кризиса максимально сделать все, чтобы объединить и политическую волю, и интеллект, и ресурсы, и я уверен, что мы справимся.

- ПР приняла решение проводить переговоры по созданию коалиции. По Вашему мнению, коалиция ПР и БЮТ смогла бы реализовать необходимые антикризисные меры?

- Я думаю что да и это не худший вариант – ПР и БЮТ. Но для этого надо, чтобы субъекты этой коалиции четко обозначили приоритеты, по которым мы должны работать. Борьба за портфели и болезненные воспоминания о прошлом должны уйти на второй план. Если нам удастся выйти на высокий уровень понимания совместных задач, то, безусловно, это даст результат. Идут уже официальные переговоры, и я думаю, что в ближайшие дни будет ясно. И хотя мы еще не знаем результата, понятно одно – попытка объединить борьбу с кризисом с дестабилизацией политической системы, с авантюрными досрочными выборами загонит страну в тупик. Потому что никто не будет заниматься кризисом, если впереди будут маячить досрочные выборы.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 26

Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!