Подробнее Запомнить город


Транспортники не спешат снижать тарифы

04.12.08
размер текста:

Диктатуре транспортной отрасли, похоже, приходит конец. Время, когда портовики и железнодорожники не справлялись с наплывом заказов, не особо беспокоясь об их своевременном выполнении, проходит. Тотальный спад спроса на украинские экспортные товары вынуждает предприятия снижать отгрузку своей продукции за рубеж. Опасаясь падений объемов грузопотока, морпорты и «Укразализныця» на время перестали повышать тарифы, однако и снижать их пока не планируют.
Политика ключевых транспортных игроков для экспортеров – морских портов и железной дороги, пока является непредсказуемой и маловнятной. Государственная собственность и монополизм не дает возможности развиваться конкуренции и устанавливать рыночные расценки на транспортные услуги.

На сегодняшний день транспортный монополист «Укрзализныця» напрямую подчинена Минтранссвязи и устанавливает тарифы на свои услуги по указке министерства. Морские торговые порты находится в государственной собственности и пока не подлежит приватизации. Управление портами и их тарифная политика также координируется из Киева, а проявлять тарифную гибкость чиновникам как-то не к лицу. Кроме того, нужно все больше наполнять Госбюджет, чего требуют от всех более-менее прибыльных госпредприятий в Минфине. Недобор 1 млрд грн. в казне от работы налоговой может только усилить прессинг Минфина на морпорты и железную дорогу.

Морпорты хотят удержать тарифы

Крупнейшие морские порты страны подчинены государству. Среди них 3 крупнейших порта так называемой «Большой Одессы» (Одесский МТП, Южный и Ильичевск), а также Херсонский и Мариупольский морские торговые порты. Еще год назад они входили в госкорпорацию «Укрморпорт», однако в конце пришлого года Кабмин ее ликвидировал. Руководители портов должны были самостоятельно добывать себе деньги, плюс – пополнять государственный бюджет. Они устанавливают тарифы исходя из предписаний Минтранссвязи.

С начала года Минтранссвязи начал резко повышать расценки за услуги портов, мотивируя это тем, что они в 2-3 раза ниже, чем в России и Румынии. Министр транспорта и связи Иосиф Винский еще в середине года заявил, что повышение тарифов оправдано. Мол, производители повышают цены на свою продукцию, тогда как порты годами не меняли тарифы и даже снижали их для стимулирования грузооборота. По словам начальника морского торгового порта «Южный» Юрия Крука, в 1996 г. тонна переработки металла в порту стоила $11,5-12, а в этом году - только $7,3. И то, последняя цена, как отметил Ю.Крук, была повышена в 2007 г.

Как результат, Минтранссвязи повысил сквозную аккордную ставку (стоимость услуги экспедитора при организации перевозки "от двери до двери" по специальным тарифам) на 58% для судов, и на 22% - для грузовых работ, тем самым, отказавшись от идеи осуществлять платежи в евро, а не в долларе. Это, по словам перевозчиков, могло бы повысить портовые расценки в 1,5 раза в результате разницы курса доллара-евро. Поэтому, прикусив губу, они согласились на новые правила.

Однако осеннее снижение цен на металл и спад спроса на него на мировых рынках вынудили портовиков на время отказаться от дальнейшего поднятия аккордных ставок, в частности, на 19% на грузовые работы.

Портовые сборы составляют не более 5% от стоимости фрахта, и ранее повышение расценок не особо беспокоило перевозчиков, которые увеличивали контейнерные отгрузки на 25% в год. Однако резкий спад экспортных заказов снизил их выручку, и вынудил перевозчиков повышать цены на свои услуги для заказчиков. Кроме того, ни заказчиков, ни перевозчиков не устраивало качество перевалки грузов, медлительность служб и загруженность портов. Поэтому некоторые из них стали выбирать небольшие частные причалы (к примеру, зерновые), либо отгружать в соседних странах – в России (Новороссийск) или Румынии (Констанца).

Украинские же порты пока не знают, когда смогут разгрузить свои склады, которые сейчас переполнены вследствие массовых отказов от товаров контрагентов, но снижать тарифы не собираются, аргументируя это тем, что в течение многих лет они были заниженными.

Однако не учитывать мировые тенденции нельзя. Только по направлению Индия-Европа ставки на перевозку контейнеров упали почти на 30%, а в направлении Китай (Гонконг)- Европа – упали на 70%. Это вынуждает ведущие порты мира снижать тарифы, которые напрямую зависят от стоимости фрахта. И если порты продолжат повышение цен при низком сервисе, то часть экспортеров переориентируется на другие страны, либо начнет создавать свои порты.
Украинские порты пока только ухудшают свою привлекательность для грузоотправителей. В середине года были введены более жесткие условия оформления таможенных грузов и пропуска на припортовые таможенные комплексы, что еще более снизило интенсивность грузооборота.

Главную надежду портовики и предприятия возлагают на возможную в 2009 г. приватизацию портов, а также планы Минтранссвязи передать в 2009 г. тарифную политику в руки самих портов, исходя из «экономических оснований». Тарифная независимость портов позволит им конкурировать друг с другом за перевозчиков, сделав расценки рыночно обоснованными.

Доблестная «Укрзализныця» решила обождать

Монопольный железнодорожный перевозчик – «Укрзализныця» уже в октябре текущего года также начал испытывать серьезные трудности с грузооборотом. Объем перевозок продукции металлургического сырья сократился на 43%, металлопродукции – на 53%. Как считают эксперты, доходы монополиста в результате экономического кризиса могут сократиться на 25-30%. Но рост тарифов на грузовые ж/д перевозки обеспечивает львиную долю прибыли Минтранса. Поэтому идти на понижение транспортники не собираются.

В этом году металлургам пришлось серьезно уступить своими доходами, ведь тарифы на услугу монополиста росли каждый квартал. К примеру, в феврале стоимость выросла на 12%. Также были уменьшены скидки к тарифам за использование частного вагонного парка. С 1 апреля тарифы опять увеличились еще на 17%, с 1 июля - на 3% и так далее.

Таким образом, с начала года тарифы возросли в среднем на 45%, что является рекордом за последнее десятилетие. При том, что больше всего (на 48-50%) расценки поднялись на особо важные для промышленников грузы – руду, строймтареиалы, кокс, цемент. Самая доходная продукция для «Укрзализныци» - уголь, подорожал на 37,6%.

Впрочем, на октябрьское повышение (почти 10%) пришлось наложить мораторий ввиду кризиса, и дальнейший ценовой вал был остановлен, но надолго ли? Еще в сентябре Минтранссвязи был вынужден пойти на попятную, введя скидку на перевозку руды, железорудных концентратов и известняка флюсового на 10% и 9% соответственно.

В октябре был введен мораторий на повышение ж/д тарифов, однако, всего лишь на месяц. В ноябре тарифы не изменились. Железнодорожники обещают не повышать далее тарифы, однако требуют от металлургов снижения цен на металл, который нужен им для собственных потребностей. Металлурги заявляют, что не могут этого сделать, так как их поставщики не понижают стоимость сырья.

Не исключено, что Минтранссвязи с помощью возобновления повышения тарифов попытается попросту наказать металлургов, если те не согласятся понизить для них цены на металл. Не стоит забывать, что в этом году 90% поступлений Минтранссвязи от повышений тарифов пришлось именно на железную дорогу.

В такой ситуации можно дать осторожный прогноз, что промышленные предприятия начнут увеличивать собственный вагонный парк, максимально снизив зависимость от «Укрзализныци», либо частично перейдут на другие виды транспорта в тех отраслях, где это возможно. В таком случае железнодорожники рискуют еще более сократить свои доходы от перевозки промышленных грузов.




... ...
 


Комментарии
комментариев: 2

...
Новости партнеров


Статьи
05.04.21, Василий Январев
В декабре 2020 года у Часовоярского огнеупорного комбината сменился собственник – им стал крупнейший в Украине производитель и экспортер глины группа компаний VESCO. О том, что даст компании эта покупка, влиянии коронакризиса на рынок глины, инвестициях в производство и планах на будущее, а также о том, как из глины, добываемой в разных карьерах, сделать продукт премиум-класса в интервью МинПрому рассказал генеральный директор VESCO Евгений Цымарман.
25.03.21, Ярослав Ярош
10 марта Европарламент большинством голосов поддержал резолюции о введении на всей территории ЕС механизма таможенной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism). Выражаясь более понятно, речь идет о дополнительном налогообложении товаров, производство которых сопряжено с выбросами углеводорода в атмосферу. Ожидаемо новый налог сильнее всего ударит по импорту в ЕС из третьих стран. И Украина наряду с Китаем и Россией находится в самой высокой группе риска.
15.03.21, Ярослав Ярош
В декабре прошлого года Украина возбудила антидемпинговое расследование относительно проката из углеродистой стали с покрытием происхождением из Китая. Окончательные результаты расследования ожидаются под занавес 2021-го. Но украинские производители не хотят еще целый год терпеть убытки из-за китайского импорта. Поэтому настаивают не введении предварительных антидемпинговых пошлин уже весной.
11.03.21, Василий Январев
Несмотря на беспрецедентно жесткие условия Антимонопольного комитета "Метинвест" приобрел крупнейшего украинского производителя коксующегося угля, что значительно усилит вертикальную интеграцию холдинга. В свою очередь предприятия Покровской угольной группы получат необходимые инвестиции для развития добычи, которые станут гарантией стабильной работы на несколько десятков лет. Для региона же стабильная работа и развитие Покровского означают рост занятости и увеличение поступлений в местный бюджет.
02.03.21, Василий Январев
1 марта в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5175 о продлении пошлины на экспорт металлолома еще на 5 лет. Именно об этом просили металлурги украинских законодателей еще в середине февраля. Ведь, пошлина будет действовать еще полгода, а ее непролонгация грозит крайне тяжелыми последствиями для отечественной металлургии в частности и экономики в целом.
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.
09.02.21, Ярослав Ярош
Новоизбранный президента США Джо Байден начал свою каденцию с того, что отменил десяток решений своего предшественника. Но это не означает, что под снос пойдет все, что соорудил Дональд Трамп. Стена на границе с Мексикой, возможно, и рухнет, на забор, который оградил Штаты от импорта стали и других товаров может устоять. Слишком много лоббистов его подпирает.
29.01.21, Дмитрий Наталуха
В понедельник президент США Джо Байден подписал указ, обязывающий Федеральное правительство покупать больше продукции американского производства. Этим указом фактически существенно расширяется сфера действия и нормы знаменитого закона "покупай американское"
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!