Подробнее Запомнить город


Газовый кулак

03.12.08
размер текста:

Украинская промышленность оказалась в тисках между политикой и экономикой. "Синее топливо" снова превращается в инструмент жесткого ручного регулирования отношений в базовых отраслях реального сектора. Перспективы отечественной промышленности во многом зависят от того, в чьих руках окажется газовый вентиль.

Вялотекущие переговоры по будущей цене российского газа для Украины снова активизировались. Причем о газовых тарифах в СМИ рассуждают больше политики, чем, собственно, представители крупного отечественного бизнеса. После подписания серии спорных пактов и меморандумов, заметно снизилась и интенсивность двухсторонних контактов правительства с промышленниками.

Тем временем, в Украине произошла цепочка важных но, на первый взгляд, не связанных между собой событий. У страны "внезапно" обнаружился долг перед "Газпромом" за поставленное ранее топливо на сумму более чем 2 млрд долл США. Тарифы на природный газ для предприятий и населения с 1 декабря существенно возросли, хотя Украина получает его еще по "старым" ценам. Национальный банк отпустил гривну в "свободное плавание". Активизировались коалиционные изыскания. Рискнем предположить, что движущей силой указанных выше событий является новая схватка за "национальные интересы", т.е. контроль над финансовыми потоками от реализации природного газа.

Непрозрачный флер

Ни для кого не секрет, что украинская промышленность является одной из наиболее энергоемких в мире. Поскольку в Украине нет крупных месторождений "голубого топлива", то около 70% всего потребляемого на внутреннем рынке газа приходится импортировать, в основном, из России и Туркменистана. Поскольку рынок природного газа в стране фактически монополизирован, тарифы на газ определяются по сложным непрозрачным формулам, на которые могут влиять различные факторы (не всегда экономические). В итоге промышленники вынуждены работать, по сути, с "котом в мешке" и забыть о более-менее достоверном планировании себестоимости своей продукции, а также периодически испытывать не самые приятные ощущения, наблюдая за ежегодным шоу  "угадай цену на газ".
Несмотря на то, что практически все отечественные финансово-промышленные группы имеют мощное лобби во власти, цены на газ "складываются" с минимальным участием промышленников в процессе переговоров. То есть, за кулисами проходят встречи и активные консультации, но внешние газовые рандеву остаются прерогативой НАК "Нафтогаз Украины". Однако, и это еще не "дно" ситуации, потому что за спиной "Нафтогаза" (бывает, даже синхронно) проходят встречи премьеров, профильных министров, руководителей ведомств и даже президентов. Доходило до курьезов, когда результаты деятельности одной делегации перечеркивались договоренностями другой (2006 г. и весна 2008 г.).

Механика газовых переговоров сама по себе достаточно сложна, но в последние годы делается все, чтобы еще более запутать ее. Прорыв в этом направлении был совершен, когда "оранжевая" команда разорвала долгосрочное соглашение с РФ и настояла на пересмотре тарифов на транзит российского газа по украинским трубам.

Восточный МАГНИТизм

Вследствие пресловутого кризиса ряд крупнейших предприятий отечественной промышленности существенно сократили объемы производства и, как следствие, потребления природного газа. Для оставшихся же в рабочем режиме объектов зависимость от тарифов на газ еще более усилилась, поскольку от них напрямую зависит ценовая конкурентоспособность продукции. В таких условиях фактор газовой цены по значимости возрастает многократно. Не случайно большинство стран-партнеров РФ заключили долгосрочные газовые контракты. По такому же пути когда-то пошла и Украина, привязав цену к транзитному тарифу и зафиксировав ее на определенном уровне почти на 10 лет вперед. С одной стороны, критики указывали на несомненные потери государства в сумме около 5 млрд долл. США в год от заниженных ставок на транзит. Но с другой, предшественник Виктора Ющенко на президентском посту прекрасно понимал, насколько важны стабильные цены на газ для развивающейся отечественной экономики. Бросающиеся в глаза потери с лихвой покрывались доходами (и отчислениями в бюджеты всех уровней) предприятий отечественной промышленности. Так что предпосылки для нынешнего кризиса во многом были заложены еще тогда, когда спешно пересматривался долгосрочный контракт с "Газпромом".

После шквальной дискуссии о необходимости снижения энергозависимости экономики Украины практически ничего не было сделано. Более того, газ стал неплохим источником получения политических дивидендов для различных партий и блоков. Например, еще весной Ю.Тимошенко триумфально обещала низкие цены на газ, якобы по результатам прямых договоренностей с "Газпромом", а также полное урегулирование оплаты долгов за ранее потребленные объемы. А сейчас проблема почему-то возникла вновь, причем отягченная немалым долгом, после оглашения которого премьер-министр спешно обратилась во Всемирный банк за новым кредитом.

Угорелые

Несложно заметить, что после инициирования очередного раунда переговоров по цене газа катализатором процесса служит напоминание о долге. Сейчас Ю.Тимошенко изящно переадресовала "счета к оплате" на НАК "Нафтогаз Украины" и РосУкрЭнерго. Но заявления с российской стороны звучат достаточно жесткие и, очевидно, проблему придется решать на высшем уровне. Причем, как и в прошлом году, "под елочкой". Чего, собственно, и добиваются в правительстве.

Ежегодные газовые коллизии наносят огромный ущерб украинской промышленности, но, судя по всему, выгодны как правительству, так и команде президента (Верховная Рада обычно занимает нейтральную позицию). Во-первых, есть повод "засветиться" перед электоратом во время напряженных переговоров с россиянами на предмет взаимовыгодного сотрудничества. Во-вторых, появляется прекрасная возможность держать "в тонусе" отечественных металлургов, химиков и представителей прочих базовых отраслей. Газ превращается в действенный политический рычаг. И в нынешнем сезоне статус газа всячески пытаются еще более повысить. Не исключено, как раз потому, что вынужденное сокращение промышленного производства рикошетит по объемам поставок и косвенно снижает "базу торга".

В РФ, судя по всему, стремятся не к сиюминутным денежным выгодам, а к стратегическим преимуществам в газовых отношениях с Украиной. Скажем, к присутствию на внутреннем украинском рынке и контролю над украинской газотранспортной системой. В случае реализации сценария продаж газа на внутреннем рынке структурами "Газпрома" украинские промышленники получили бы возможность договариваться о газе напрямую. Что касается газотранспортной системы, то ее, безусловно, необходимо сохранить за Украиной, как бы сложно это не было.

Но вариант по-настоящему "прямых" контрактов на поставку газа, похоже, выглядит крайне нежелательным на Печерских холмах. Либерализация газового рынка выбивает из рук власти не только мощный финансовый ресурс, но и рычаг политического воздействия. Отсюда и сложные, запутанные и не всегда понятные самим участникам схемы поставок, неожиданные фирмы-посредники, неопределенность в ценах, игры на валютном рынке и даже оттянутая во времени коалициада (политическая нестабильность формирует удобную почву для всевозможных вариаций и срыва договоренностей). К сожалению, реальность такова, что украинская промышленность в вопросе поставок газа полностью зависима от власти, и неизвестно, что потребуют от промышленников президент или премьер в обмен на топливо по разумным ценам. Так сформировался замкнутый цикл: власть-газ-промышленность-деньги-власть. Но если ранее указанная схема не давала серьезных сбоев, поскольку наблюдался стабильный рост украинского промышленного производства, то в условиях мировой экономической рецессии она может стать губительной для нашей экономики.


... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!