Подробнее Запомнить город


Проблемные госконцерны

01.12.08
размер текста:

Давно планируемое создание госконцерна "Титан Украины" опять находится под угрозой срыва из-за позиции Фонда госимущества. Об этом изданию сообщил источник в Минпромполитики. По его словам, в настоящее время приватизационное ведомство предпринимает усилия, направленные на продление арендного договора по двум сырьедобывающим предприятиям, Вольногорскому и Иршанскому ГОКам, без которых создание государственной вертикально-интегрированной компании в титановой отрасли становится невозможным.

Сейчас оба ГОКа находятся в аренде у ЗАО "Крымский титан", входящего в подконтрольный Дмитрию Фирташу австрийский Ostchem holding. Срок аренды истекает в 2009 г. Указанные предприятия добывают сырье, а также получают из него ильменит и рутил. Последний служит полуфабрикатом для производства губчатого титана, которым занимается Запорожский титано-магниевый комбинат. Из ильменита на "Крымском титане" производят титановые красители, а также минеральные удобрения.

Следует отметить, что аналогичное производство существует у ГАК "Титан", которая находится в Армянске на одной промышленной площадке с "Крымским титаном". И Минпромполитики еще с 2006 г. планировало создать концерн, объединив в нем все госпредприятия, задействованные в титановом цикле. Это уже названные Вольногорский и Иршанский ГОКи, ЗТМК, ГАК "Титан", а также ОАО "Сумыхимпром" и два профильных государственных института: сумский ГНИИ МИНДИП и запорожский ГНИПИ "Титан". Предполагалось, что новое объединение сможет в дальнейшем освоить на базе ЗТМК выпуск продукции более высоких переделов – металлического титана и титанового проката объемом 2 тыс. тонн в год. В конце концов, в этом заключается сама философия любой крупной вертикально-интегрированной компании – сконцентрировать свои финансовые потоки, материальные и интеллектуальные ресурсы для завоевания более конкурентных позиций на рынке и возможности самостоятельно диктовать остальным правила игры. Однако не сложилось…

В начале 2008 г. Минпромполитики подало в Кабмин проект устава госконцерна "Титан Украины". Однако этот документ так до сих пор и не был утвержден. В качестве причины собеседник издания назвал отсутствие согласования документа все тем же Фондом госимущества. "А в случае включения в состав объединения акционерного общества обязательно требуется согласование в Фондом. Однако он так и не представил своих предложений по концерну" - сообщил источник в Минпромполитики. По его словам, вместо этого ФГИУ готовит для правительства предложения по продлению арендного договора с "Крымским титаном".

Понятно, что без участия базовых ресурсных предприятий вполне перспективное объединение теряет всякий смысл. Следует также отметить, что это не первый неудачный опыт правительства в целом и Минпромполитики в частности. Также еще в 2006 г. ведомством были разработаны концепции по созданию госконцернов "Бронетехника" и "Энергомаш". Однако эти планы остались на бумаге. Основным препятствием для создания "Бронетехники" стали финансовые проблемы на харьковском заводе им.Малышева, которые до настоящего времени так и не были решены. И не была проведена реструктуризация предприятия, что позволило бы эти финансовые проблемы обойти. А без завода им. Малышева "Бронетехника" - это примерно то же, что и "Титан Украины" без ГОКов.

Что же касается "Энергомаша", то сегодня никто не может сказать, а будет ли он вообще создан. Поскольку в итоге не было утверждено его окончательной концепции, так как в Минпромполитики не смогли определиться с составом его участников. Например, один из вариантов предусматривал включение в его состав харьковского "Турбоатома". Против этого активно выступило Минтопэнерго, успевшее включить его в 2007 г. в состав своего отраслевого концерна "Укратомпром"… который в итоге был ликвидирован в 2008 г. В качестве причины были названы некорректно прописанные имущественные отношения, якобы позволявшие отчуждение третьими лицами. Впрочем, довольно скоро вместо "Укратомпром" при последнем правительстве создали новый госконцерн "Ядерное топливо Украины".

Однако на прошлой неделе в ходе межведомственного совещания в Кабмине Ю.Тимошенко несколько неожиданно заявила о необходимости присоединения предприятия, строящегося на базе Новоконстантиновского месторождения урановых руд, к НАЭК "Энергоатом". "Было бы целесообразно обеспечить реализацию таких масштабных инвестпрограмм на базе мощных предприятий, которые могут осуществлять такое финансирование" - сказала она. И поручила Минтопэнерго подготовить обоснование для такого присоединения. Между тем и "Энергоатом", и дирекция предприятия на базе Новоконстантиновского месторождения сегодня входят в "Ядерное топливо Украины" в качестве самостоятельных хозсубъектов. Означает ли премьерское поручение, что атомный госконцерн прекратит существование в ближайшее время? Не исключено.

Не менее сложная судьба получилась у авиационного гособъединения "Антонов". Оно после создания в 2007 г. столкнулось с непреодолимыми сложностями в финансовых взаимоотношениях его участников. И было в итоге полностью переформатировано – включая не только смену руководства, но и утверждение Кабмином нового устава уже для госконцерна "Авиация Украины". Однако, как оказалось, новое гособъединение в полном объеме унаследовало все старые проблемы корпорации "Антонов". Подтверждением тому стали иски и судебные разбирательства между АНТК им.Антонова и "Авиацией Украины", которые не закончились до сих пор. По словам министра промполитики В.Новицкого, это не влияет на хоздеятельность концерна. Но при этом уж точно и не стимулирует ее.



... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!