Подробнее Запомнить город


Проблемные госконцерны

01.12.08
размер текста:

Давно планируемое создание госконцерна "Титан Украины" опять находится под угрозой срыва из-за позиции Фонда госимущества. Об этом изданию сообщил источник в Минпромполитики. По его словам, в настоящее время приватизационное ведомство предпринимает усилия, направленные на продление арендного договора по двум сырьедобывающим предприятиям, Вольногорскому и Иршанскому ГОКам, без которых создание государственной вертикально-интегрированной компании в титановой отрасли становится невозможным.

Сейчас оба ГОКа находятся в аренде у ЗАО "Крымский титан", входящего в подконтрольный Дмитрию Фирташу австрийский Ostchem holding. Срок аренды истекает в 2009 г. Указанные предприятия добывают сырье, а также получают из него ильменит и рутил. Последний служит полуфабрикатом для производства губчатого титана, которым занимается Запорожский титано-магниевый комбинат. Из ильменита на "Крымском титане" производят титановые красители, а также минеральные удобрения.

Следует отметить, что аналогичное производство существует у ГАК "Титан", которая находится в Армянске на одной промышленной площадке с "Крымским титаном". И Минпромполитики еще с 2006 г. планировало создать концерн, объединив в нем все госпредприятия, задействованные в титановом цикле. Это уже названные Вольногорский и Иршанский ГОКи, ЗТМК, ГАК "Титан", а также ОАО "Сумыхимпром" и два профильных государственных института: сумский ГНИИ МИНДИП и запорожский ГНИПИ "Титан". Предполагалось, что новое объединение сможет в дальнейшем освоить на базе ЗТМК выпуск продукции более высоких переделов – металлического титана и титанового проката объемом 2 тыс. тонн в год. В конце концов, в этом заключается сама философия любой крупной вертикально-интегрированной компании – сконцентрировать свои финансовые потоки, материальные и интеллектуальные ресурсы для завоевания более конкурентных позиций на рынке и возможности самостоятельно диктовать остальным правила игры. Однако не сложилось…

В начале 2008 г. Минпромполитики подало в Кабмин проект устава госконцерна "Титан Украины". Однако этот документ так до сих пор и не был утвержден. В качестве причины собеседник издания назвал отсутствие согласования документа все тем же Фондом госимущества. "А в случае включения в состав объединения акционерного общества обязательно требуется согласование в Фондом. Однако он так и не представил своих предложений по концерну" - сообщил источник в Минпромполитики. По его словам, вместо этого ФГИУ готовит для правительства предложения по продлению арендного договора с "Крымским титаном".

Понятно, что без участия базовых ресурсных предприятий вполне перспективное объединение теряет всякий смысл. Следует также отметить, что это не первый неудачный опыт правительства в целом и Минпромполитики в частности. Также еще в 2006 г. ведомством были разработаны концепции по созданию госконцернов "Бронетехника" и "Энергомаш". Однако эти планы остались на бумаге. Основным препятствием для создания "Бронетехники" стали финансовые проблемы на харьковском заводе им.Малышева, которые до настоящего времени так и не были решены. И не была проведена реструктуризация предприятия, что позволило бы эти финансовые проблемы обойти. А без завода им. Малышева "Бронетехника" - это примерно то же, что и "Титан Украины" без ГОКов.

Что же касается "Энергомаша", то сегодня никто не может сказать, а будет ли он вообще создан. Поскольку в итоге не было утверждено его окончательной концепции, так как в Минпромполитики не смогли определиться с составом его участников. Например, один из вариантов предусматривал включение в его состав харьковского "Турбоатома". Против этого активно выступило Минтопэнерго, успевшее включить его в 2007 г. в состав своего отраслевого концерна "Укратомпром"… который в итоге был ликвидирован в 2008 г. В качестве причины были названы некорректно прописанные имущественные отношения, якобы позволявшие отчуждение третьими лицами. Впрочем, довольно скоро вместо "Укратомпром" при последнем правительстве создали новый госконцерн "Ядерное топливо Украины".

Однако на прошлой неделе в ходе межведомственного совещания в Кабмине Ю.Тимошенко несколько неожиданно заявила о необходимости присоединения предприятия, строящегося на базе Новоконстантиновского месторождения урановых руд, к НАЭК "Энергоатом". "Было бы целесообразно обеспечить реализацию таких масштабных инвестпрограмм на базе мощных предприятий, которые могут осуществлять такое финансирование" - сказала она. И поручила Минтопэнерго подготовить обоснование для такого присоединения. Между тем и "Энергоатом", и дирекция предприятия на базе Новоконстантиновского месторождения сегодня входят в "Ядерное топливо Украины" в качестве самостоятельных хозсубъектов. Означает ли премьерское поручение, что атомный госконцерн прекратит существование в ближайшее время? Не исключено.

Не менее сложная судьба получилась у авиационного гособъединения "Антонов". Оно после создания в 2007 г. столкнулось с непреодолимыми сложностями в финансовых взаимоотношениях его участников. И было в итоге полностью переформатировано – включая не только смену руководства, но и утверждение Кабмином нового устава уже для госконцерна "Авиация Украины". Однако, как оказалось, новое гособъединение в полном объеме унаследовало все старые проблемы корпорации "Антонов". Подтверждением тому стали иски и судебные разбирательства между АНТК им.Антонова и "Авиацией Украины", которые не закончились до сих пор. По словам министра промполитики В.Новицкого, это не влияет на хоздеятельность концерна. Но при этом уж точно и не стимулирует ее.



... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!