Подробнее Запомнить город


Неинертный газ

10.03.10
размер текста:

Для Украины наступает новая эра: в связи с приходом на пост Президента Украины Виктора Януковича страну ожидает счастливое газовое будущее с низкими ценами. По крайней мере, такую PR-кампанию проводит команда нового Президента.

И действительно, Виктор Янукович положил начало новым отношениям с Россией. Ранее несговорчивые северные соседи якобы готовы снизить цену на газ для Украины, а Президент Украины вроде как не против допуска россиян к управлению отечественной газотранспортной системой. В итоге, с одной стороны, Украина все же добьется снижения запредельных цен на газ, но с другой – приблизит РФ к своей газотранспортной системе, о стратегической важности которой говорили все предыдущие руководители страны.

Настораживает, что Россия удивительно быстро согласилась пересмотреть кабальный газовый контракт с Украиной. Помнится, в прошлом году экс-президент Виктор Ющенко несколько раз давал указания Юлии Тимошенко переписать его. Цена российского газа была слишком велика, что стало причиной серьезных финансовых проблем не только у НАК "Нафтогаз Украины", но и у всей страны.

Следует напомнить, что в прошлом году для расчетов за импортируемый у РФ газ были использованы не только средства МВФ, но даже проводилась денежная эмиссия. Однако потуги Ю.Тимошенко результатов не дали. Россия неизменно утверждала, что действующий контракт ее вполне устраивает и пересмотру не подлежит. Поэтому в прошлом году Украина ежемесячно платила за российский газ от 500 до 900 млн долл.

Позже встал вопрос: зачем Украине такие большие объемы газа в условиях спровоцированной кризисом неполной загрузки промышленных мощностей? Огромные расходы на оплату газа вынудили украинское правительство начать переговоры с Россией об уменьшении объемов закупок. РФ отнеслась к этой идее без энтузиазма, однако особого выбора у нее не было, так как Украина поставила этот вопрос фактически в виде ультиматума. Чтобы еще более не накалять напряженных отношений с одним из крупнейших потребителей газа, Россия пошла на уступки.

У российских властей, похоже, не было другого разумного варианта, потому что газовый контракт с Украиной, пописанный правительством Ю.Тимошенко, действительно был слишком жестким, а цены на газ – одними из самых высоких в Европе. Так, в первом квартале прошлого года цена газа для Украины составляла 360 долл./тыс. куб. м, во втором – 270,95 долл./тыс. куб. м, в третьем – 198,34 долл./тыс. куб. м, в четвертом – 208 долл./тыс. куб. м. Таким образом, среднегодовая цена, исходя из объемов закупки газа, составляла 228 долл./тыс. куб. м.

Следует отметить, что цена газа для Украины в первом квартале 2010 года составляет 305,2 долл./тыс. куб. м. Текущая цена была увеличена для Украины в обмен на уменьшение объема закупок газа ниже уровня, предусмотренного в контракте. Поэтому неудивительно, что еще в середине февраля регионал Николай Азаров, которому пророчат должность премьер-министра, заявил, что нынешняя цена на газ для Украины неприемлема. "Будем договариваться с Россией о более приемлемой цене, нынешняя для Украины неподъемна", – заявлял он.

Тем не менее, в прошлом году Украина отпраздновала две маленькие газовые победы: вопреки контракту добилась уменьшения объемов закупок газа, а также увеличения ставки транзита российского газа по своей территории с 1,7 долл./куб. м на 100 км в прошлом году до 2,78 долл./куб м в текущем году.

Каким же образом команда нового Президента планирует снизить цену на газ для Украины, чтобы промышленники получили более дешевый ресурс? Одним из наиболее правдоподобных вариантов является допуск россиян к газотранспортной системе Украины в обмен на уменьшение цены на газ. К слову, стоимость украинской ГТС наше правительство оценивает в 25,1 млрд долл. Допуск в данном случае рассматривается как участие россиян в управлении украинской ГТС. Однако эту идею раскритиковали как экс-президент, так и недавно отставленный премьер-министр. Виктор Ющенко, в частности, заявил, что Виктор Янукович близок к сдаче национальных интересов, а Юлия Тимошенко призвала не допустить россиян к украинской ГТС.

Все предыдущие годы украинские власти твердили о том, что в случае допуска россиян к нашей ГТС Украина станет зависимой от "Газпрома" в стратегическом плане. Другими словами, "Газпром" в любой момент сможет перекрыть трубу, оставив Украину без газа. Именно поэтому приватизация украинской ГТС запрещена законом. Но, как уже упоминалось ранее, украинское законодательство можно обойти. В частности, новая власть не собирается продавать нашу ГТС. Формат сотрудничества в газовой сфере носит характер совместного управления системой.

Чтобы понять, действительно ли команда нового Президента "сливает" национальные интересы Украины, следует учитывать несколько важных обстоятельств. Первое – это необоснованно высокая цена газа для Украины. Ее необходимо срочно менять, так как она крайне негативно сказывается на рентабельности работы промышленников. Второе – это ветхость отечественной ГТС. В прошлом году Юлия Тимошенко пыталась привлечь средства для модернизации системы. Она обращалась и к ЕС, и к России, и к Японии, однако получить средства ни у одной из сторон так и не получилось. А нашу ГТС срочно необходимо обновлять, так как ее пропускная способность с каждым годом снижается, и уже через несколько лет она может полностью выйти из строя. Тогда Украина останется вообще без своего национального интереса. А так как собственных средств у Украины нет и не предвидится, то их необходимо привлекать на стороне. И, наконец, третьим обстоятельством является планомерное строительство Россией трубопроводов в обход Украины. Если Россия построит Северный и Южный потоки, то стратегическая важность украинской ГТС просто пропадет. В результате, Украина останется наедине со своим обесцененным национальным достоянием. А тот факт, что Россия не собирается отказываться от строительства газопроводов в обход Украины, в очередной раз недавно подтвердил глава "Газпрома" Алексей Миллер. "Проекты Северный поток и Южный поток изменены не будут", – заявлял он.

Поэтому первоочередной задачей нового Президента стало урегулирование газовых вопросов. Именно их В.Янукович планировал обсудить во время своего визита в Москву 5 марта. "Я обязательно подниму эти вопросы. Что касается цены на газ, она должна быть справедливой для Украины. А в целом, безусловно, этот вопрос можно и нужно рассматривать в большом комплексе вопросов, которые касаются поставок газа. Это и создание газотранспортного консорциума, это и доступ Украины к газовым российским и среднеазиатским месторождениям, это и участие Украины в строительстве новых газопроводов, которые, кстати, идут в обход Украины. То есть мы видим, что Украина должна быть полноценным партнером во всех газовых вопросах с Россией и Евросоюзом", – сказал Виктор Янукович.

Судя по словам В.Януковича, в модернизации ГТС планируется задействовать три вида ресурсов: собственный ресурс, а также ресурсы ЕС и России. "Главная цель, которую мы ставим перед собой, – это надежные поставки газа через территорию Украины в необходимых объемах. Потому я считаю, что Украина может в ближайшей перспективе прокачивать около 200 млрд куб. м газа в Европу. Сегодня Украина не прокачивает и 100 млрд. Мы получим ответ на этот вопрос, если объединим усилия поставщика газа – России, потребителя – Евросоюза и транзитера – Украины. И от этого все три стороны выигрывают. А Украина должна получить стабильные поставки в тех объемах, о которых я говорил. Нас это полностью устраивает. Это и будет наш национальный интерес", – подчеркнул В.Янукович.

"Газпром", узнав о планах нового украинского Президента, согласился выслушать конкретные предложения украинской стороны. Однако А.Миллер сразу подчеркнул, что Россия не собирается пересматривать газовые контракты с Украиной. "Надо сначала выслушать конкретные предложения Украины, но договор, подписанный в прошлом году, абсолютно надёжный, прозрачный, и нас вполне удовлетворяет", – заявил он.

При этом бывший председатель правления НАК "Нафтогаз Украины" Олег Дубина отметил, что, учитывая нынешнюю невысокую транзитную загрузку газотранспортной системы Украины, идея газотранспортного консорциума уже устарела. Газотранспортный консорциум, по словам Дубины, был нужен в 2003 году для строительства новой ветки магистрального газопровода с пропускной способностью около 30 млрд куб. м туркменского газа в год и с выходом в Европу. А при нынешней транзитной загрузке ГТС, полагает О.Дубина, это устаревшая идея. Напомним, что Виктор Янукович планирует довести прокачку газа по территории Украины до 200 млрд. куб. м, что на сегодняшний день выглядит фантастически. Олег Дубина считает, что планы по увеличению мощности ГТС Украины без учета потребностей Европейского Союза в российском газе являются недальновидными. "Сегодня никто даже не говорит о потенциально обещанных финансовыми евроинститутами миллиардах долларов на реконструкцию украинской ГТС. Потому что увеличивать мощность нашей ГТС без учета планов ЕС по закупке российского газа и планов Газпрома – виртуальная затея", – сказал он.

Но, несмотря на это, глава "Газпрома" Алексей Миллер довольно быстро отказался от своих первоначальных слов и практически согласился переписать контракт с Украиной.

Как бы там ни было, однако визит украинского Президента в Москву таки дал определенные результаты. Российская сторона уже морально готова к пересмотру газовых контрактов, что предусматривает снижение цены на газ для Украины. Украинская сторона рассчитывает на цену в пределах 205-210 долл./ тыс. куб. м.

Однако очень похоже, что пересмотр действующих контрактов актуален, только если будет создан газотранспортный консорциум на базе украинской ГТС. В частности, Россия предложила следующий вариант собственности: они согласны войти в долю совместно с ЕС и Украиной. Только в этом случае Россия намерена инвестировать в украинскую ГТС. Россияне отметили, что пропускная способность украинской трубы со времен Союза снизилась более чем в 2,5 раза, и это их абсолютно не устраивает.

Вторым обстоятельством, которое необходимо для того, чтобы Украина получила газ по сниженным ценам, является новое правительство. Российский премьер-министр Владимир Путин пообещал вернуться к этому вопросу после того, как в Украине будет сформирован новый Кабмин.

Эксперты считают, что цена в 205-210 долл./тыс. куб. м газа для Украины является вполне адекватной. К примеру, такую же цену платит Германия, а Беларусь – вдвое меньше. Аналитики склоняются к мнению, что Янукович сможет добиться выполнения поставленных задач, так как Россия не рискнет потерять рынок в 10-12 млрд долл. Поэтому "Газпром" вынужден будет пойти навстречу Украине.

Если же новому украинскому правительству таки удастся добиться снижения цены на газ до 205 долл./тыс. куб. м, получить доступ к российским и среднеазиатским газовым месторождениям, принять участие в строительстве российских газопроводов, модернизировать собственную ГТС, при этом не потеряв над ней контроль, то его можно будет смело назвать самым успешным правительством за последние 20 лет. Хотя в таком случае нельзя забывать и о таких, напрямую не связанных с газовой тематикой, проблемных вопросах в украинско-российских отношениях как статус русского языка на территории Украины и базирование Черноморского флота РФ после 2017 года.

Тарас ЖИРОШ

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 10

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!