Подробнее Запомнить город


Неинертный газ

10.03.10
размер текста:

Для Украины наступает новая эра: в связи с приходом на пост Президента Украины Виктора Януковича страну ожидает счастливое газовое будущее с низкими ценами. По крайней мере, такую PR-кампанию проводит команда нового Президента.

И действительно, Виктор Янукович положил начало новым отношениям с Россией. Ранее несговорчивые северные соседи якобы готовы снизить цену на газ для Украины, а Президент Украины вроде как не против допуска россиян к управлению отечественной газотранспортной системой. В итоге, с одной стороны, Украина все же добьется снижения запредельных цен на газ, но с другой – приблизит РФ к своей газотранспортной системе, о стратегической важности которой говорили все предыдущие руководители страны.

Настораживает, что Россия удивительно быстро согласилась пересмотреть кабальный газовый контракт с Украиной. Помнится, в прошлом году экс-президент Виктор Ющенко несколько раз давал указания Юлии Тимошенко переписать его. Цена российского газа была слишком велика, что стало причиной серьезных финансовых проблем не только у НАК "Нафтогаз Украины", но и у всей страны.

Следует напомнить, что в прошлом году для расчетов за импортируемый у РФ газ были использованы не только средства МВФ, но даже проводилась денежная эмиссия. Однако потуги Ю.Тимошенко результатов не дали. Россия неизменно утверждала, что действующий контракт ее вполне устраивает и пересмотру не подлежит. Поэтому в прошлом году Украина ежемесячно платила за российский газ от 500 до 900 млн долл.

Позже встал вопрос: зачем Украине такие большие объемы газа в условиях спровоцированной кризисом неполной загрузки промышленных мощностей? Огромные расходы на оплату газа вынудили украинское правительство начать переговоры с Россией об уменьшении объемов закупок. РФ отнеслась к этой идее без энтузиазма, однако особого выбора у нее не было, так как Украина поставила этот вопрос фактически в виде ультиматума. Чтобы еще более не накалять напряженных отношений с одним из крупнейших потребителей газа, Россия пошла на уступки.

У российских властей, похоже, не было другого разумного варианта, потому что газовый контракт с Украиной, пописанный правительством Ю.Тимошенко, действительно был слишком жестким, а цены на газ – одними из самых высоких в Европе. Так, в первом квартале прошлого года цена газа для Украины составляла 360 долл./тыс. куб. м, во втором – 270,95 долл./тыс. куб. м, в третьем – 198,34 долл./тыс. куб. м, в четвертом – 208 долл./тыс. куб. м. Таким образом, среднегодовая цена, исходя из объемов закупки газа, составляла 228 долл./тыс. куб. м.

Следует отметить, что цена газа для Украины в первом квартале 2010 года составляет 305,2 долл./тыс. куб. м. Текущая цена была увеличена для Украины в обмен на уменьшение объема закупок газа ниже уровня, предусмотренного в контракте. Поэтому неудивительно, что еще в середине февраля регионал Николай Азаров, которому пророчат должность премьер-министра, заявил, что нынешняя цена на газ для Украины неприемлема. "Будем договариваться с Россией о более приемлемой цене, нынешняя для Украины неподъемна", – заявлял он.

Тем не менее, в прошлом году Украина отпраздновала две маленькие газовые победы: вопреки контракту добилась уменьшения объемов закупок газа, а также увеличения ставки транзита российского газа по своей территории с 1,7 долл./куб. м на 100 км в прошлом году до 2,78 долл./куб м в текущем году.

Каким же образом команда нового Президента планирует снизить цену на газ для Украины, чтобы промышленники получили более дешевый ресурс? Одним из наиболее правдоподобных вариантов является допуск россиян к газотранспортной системе Украины в обмен на уменьшение цены на газ. К слову, стоимость украинской ГТС наше правительство оценивает в 25,1 млрд долл. Допуск в данном случае рассматривается как участие россиян в управлении украинской ГТС. Однако эту идею раскритиковали как экс-президент, так и недавно отставленный премьер-министр. Виктор Ющенко, в частности, заявил, что Виктор Янукович близок к сдаче национальных интересов, а Юлия Тимошенко призвала не допустить россиян к украинской ГТС.

Все предыдущие годы украинские власти твердили о том, что в случае допуска россиян к нашей ГТС Украина станет зависимой от "Газпрома" в стратегическом плане. Другими словами, "Газпром" в любой момент сможет перекрыть трубу, оставив Украину без газа. Именно поэтому приватизация украинской ГТС запрещена законом. Но, как уже упоминалось ранее, украинское законодательство можно обойти. В частности, новая власть не собирается продавать нашу ГТС. Формат сотрудничества в газовой сфере носит характер совместного управления системой.

Чтобы понять, действительно ли команда нового Президента "сливает" национальные интересы Украины, следует учитывать несколько важных обстоятельств. Первое – это необоснованно высокая цена газа для Украины. Ее необходимо срочно менять, так как она крайне негативно сказывается на рентабельности работы промышленников. Второе – это ветхость отечественной ГТС. В прошлом году Юлия Тимошенко пыталась привлечь средства для модернизации системы. Она обращалась и к ЕС, и к России, и к Японии, однако получить средства ни у одной из сторон так и не получилось. А нашу ГТС срочно необходимо обновлять, так как ее пропускная способность с каждым годом снижается, и уже через несколько лет она может полностью выйти из строя. Тогда Украина останется вообще без своего национального интереса. А так как собственных средств у Украины нет и не предвидится, то их необходимо привлекать на стороне. И, наконец, третьим обстоятельством является планомерное строительство Россией трубопроводов в обход Украины. Если Россия построит Северный и Южный потоки, то стратегическая важность украинской ГТС просто пропадет. В результате, Украина останется наедине со своим обесцененным национальным достоянием. А тот факт, что Россия не собирается отказываться от строительства газопроводов в обход Украины, в очередной раз недавно подтвердил глава "Газпрома" Алексей Миллер. "Проекты Северный поток и Южный поток изменены не будут", – заявлял он.

Поэтому первоочередной задачей нового Президента стало урегулирование газовых вопросов. Именно их В.Янукович планировал обсудить во время своего визита в Москву 5 марта. "Я обязательно подниму эти вопросы. Что касается цены на газ, она должна быть справедливой для Украины. А в целом, безусловно, этот вопрос можно и нужно рассматривать в большом комплексе вопросов, которые касаются поставок газа. Это и создание газотранспортного консорциума, это и доступ Украины к газовым российским и среднеазиатским месторождениям, это и участие Украины в строительстве новых газопроводов, которые, кстати, идут в обход Украины. То есть мы видим, что Украина должна быть полноценным партнером во всех газовых вопросах с Россией и Евросоюзом", – сказал Виктор Янукович.

Судя по словам В.Януковича, в модернизации ГТС планируется задействовать три вида ресурсов: собственный ресурс, а также ресурсы ЕС и России. "Главная цель, которую мы ставим перед собой, – это надежные поставки газа через территорию Украины в необходимых объемах. Потому я считаю, что Украина может в ближайшей перспективе прокачивать около 200 млрд куб. м газа в Европу. Сегодня Украина не прокачивает и 100 млрд. Мы получим ответ на этот вопрос, если объединим усилия поставщика газа – России, потребителя – Евросоюза и транзитера – Украины. И от этого все три стороны выигрывают. А Украина должна получить стабильные поставки в тех объемах, о которых я говорил. Нас это полностью устраивает. Это и будет наш национальный интерес", – подчеркнул В.Янукович.

"Газпром", узнав о планах нового украинского Президента, согласился выслушать конкретные предложения украинской стороны. Однако А.Миллер сразу подчеркнул, что Россия не собирается пересматривать газовые контракты с Украиной. "Надо сначала выслушать конкретные предложения Украины, но договор, подписанный в прошлом году, абсолютно надёжный, прозрачный, и нас вполне удовлетворяет", – заявил он.

При этом бывший председатель правления НАК "Нафтогаз Украины" Олег Дубина отметил, что, учитывая нынешнюю невысокую транзитную загрузку газотранспортной системы Украины, идея газотранспортного консорциума уже устарела. Газотранспортный консорциум, по словам Дубины, был нужен в 2003 году для строительства новой ветки магистрального газопровода с пропускной способностью около 30 млрд куб. м туркменского газа в год и с выходом в Европу. А при нынешней транзитной загрузке ГТС, полагает О.Дубина, это устаревшая идея. Напомним, что Виктор Янукович планирует довести прокачку газа по территории Украины до 200 млрд. куб. м, что на сегодняшний день выглядит фантастически. Олег Дубина считает, что планы по увеличению мощности ГТС Украины без учета потребностей Европейского Союза в российском газе являются недальновидными. "Сегодня никто даже не говорит о потенциально обещанных финансовыми евроинститутами миллиардах долларов на реконструкцию украинской ГТС. Потому что увеличивать мощность нашей ГТС без учета планов ЕС по закупке российского газа и планов Газпрома – виртуальная затея", – сказал он.

Но, несмотря на это, глава "Газпрома" Алексей Миллер довольно быстро отказался от своих первоначальных слов и практически согласился переписать контракт с Украиной.

Как бы там ни было, однако визит украинского Президента в Москву таки дал определенные результаты. Российская сторона уже морально готова к пересмотру газовых контрактов, что предусматривает снижение цены на газ для Украины. Украинская сторона рассчитывает на цену в пределах 205-210 долл./ тыс. куб. м.

Однако очень похоже, что пересмотр действующих контрактов актуален, только если будет создан газотранспортный консорциум на базе украинской ГТС. В частности, Россия предложила следующий вариант собственности: они согласны войти в долю совместно с ЕС и Украиной. Только в этом случае Россия намерена инвестировать в украинскую ГТС. Россияне отметили, что пропускная способность украинской трубы со времен Союза снизилась более чем в 2,5 раза, и это их абсолютно не устраивает.

Вторым обстоятельством, которое необходимо для того, чтобы Украина получила газ по сниженным ценам, является новое правительство. Российский премьер-министр Владимир Путин пообещал вернуться к этому вопросу после того, как в Украине будет сформирован новый Кабмин.

Эксперты считают, что цена в 205-210 долл./тыс. куб. м газа для Украины является вполне адекватной. К примеру, такую же цену платит Германия, а Беларусь – вдвое меньше. Аналитики склоняются к мнению, что Янукович сможет добиться выполнения поставленных задач, так как Россия не рискнет потерять рынок в 10-12 млрд долл. Поэтому "Газпром" вынужден будет пойти навстречу Украине.

Если же новому украинскому правительству таки удастся добиться снижения цены на газ до 205 долл./тыс. куб. м, получить доступ к российским и среднеазиатским газовым месторождениям, принять участие в строительстве российских газопроводов, модернизировать собственную ГТС, при этом не потеряв над ней контроль, то его можно будет смело назвать самым успешным правительством за последние 20 лет. Хотя в таком случае нельзя забывать и о таких, напрямую не связанных с газовой тематикой, проблемных вопросах в украинско-российских отношениях как статус русского языка на территории Украины и базирование Черноморского флота РФ после 2017 года.

Тарас ЖИРОШ

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 10
18:27 | 13.12.2013
Jun
Articles like this really grease the shafts of knelwodge. http://hycnecvydz.com [url=http://aizcqkmab.com]aizcqkmab[/url] [link=http://omixowbya.com]omixowbya[/link]
06:49 | 11.12.2013
Srinivas
This is crytsal clear. Thanks for taking the time!
14:04 | 10.12.2013
Ankur
Alaoazaam-informatikn found, problem solved, thanks! http://jjaekw.com [url=http://etlgvucup.com]etlgvucup[/url] [link=http://khkuvxw.com]khkuvxw[/link]
09:17 | 10.12.2013
Angle
God, I feel like I shluod be takin notes! Great work
07:44 | 10.12.2013
Rahul
Way to use the internet to help people solve prelobms!
07:00 | 10.12.2013
Day
Grade A stuff. I'm unqtseuionably in your debt.
03:55 | 10.12.2013
Mami
Please teach the rest of these internet hoognlais how to write and research! http://xcxpya.com [url=http://izfyvp.com]izfyvp[/url] [link=http://nrzlynneoq.com]nrzlynneoq[/link]
02:06 | 10.12.2013
Yuzzi
This is way better than a brick & mortar esitmltshbena. http://nlwnjndant.com [url=http://zzwsht.com]zzwsht[/url] [link=http://sskefwdx.com]sskefwdx[/link]
18:54 | 08.12.2013
Muhammad
Woot, I will cetlainry put this to good use!
08:56 | 08.12.2013
Luiisa
Good to find an expert who knows what he's talknig about!

...
Новости партнеров


Статьи
12.04.19, Игорь Воронцов
Южнокорейская корпорация Posco, пятый по величине стальной производитель в мире, в начале текущего года объявила об отказе от крупных инвестиций за рубежом, завершив десятилетие активной экспансии на внешних рынках.
09.04.19, Ярослав Ярош
НАК "Нафтогаз Украины" и ПАО "Укрнафта" начали процесс цивилизованного развода, в финале которого государство должно выйти из акционеров "Укрнафты", а бизнес-группа Игоря Коломойского оформить над ней полный контроль, в т. ч. и де-юре. Переход может затянуться на несколько лет, но первый шаг уже сделан. 28 марта акционеры "Укрнафты" и руководство НАК "Нафтогаз Украины" согласовали механизм взаимного очищения от долгов. Как часто бывает в подобных случаях, в конце многоходовки денег недосчитается бюджет.
03.04.19, Игорь Воронцов
Экологический налог в Украине регулярно повышается, но экологическая обстановка как минимум не становится лучше. Несмотря на уменьшение числа действующих промышленных предприятий, уровень вредных выбросов остается стабильно высоким. Почему так происходит, и что с этим делать?
29.03.19, Ярослав Ярош
За последний год Одесский припортовый завод не удалось ни продать, ни запустить. В начале 2019 г. ОПЗ нашел для себя очередного сомнительного партнера, обещавшего обеспечить предприятие природным газом. Но это партнерство заблокировала НАК "Нафтогаз Украины", которая, возможно, сама готова оформить опеку над припортовым.
25.03.19, Павел Вернивский
В развитых странах доля сектора услуг в ВВП давно доминирует, и промышленность, на первый взгляд, оказалась на вторых ролях, что дало возможность экономистам заявить о вступлении общества в новую стадию – постиндустриальную. Но если внимательно присмотреться, то можно заметить, что промышленность никуда не делась, просто косвенно занятые в ней работники де-факто учитываются по другой статье.
18.03.19, Ярослав Ярош
Более 10 лет руководство комбината "ArcelorMittal Кривой Рог" вело разговоры о строительстве новой агломерационной фабрики на предприятии. Но в начале 2019-го из дирекции АМКР прилетели другие вводные. Комбинат решил отказаться от прежней идеи. Теперь вместо новой аглофабрики должна появиться фабрика по окомкованию ЖРС. Такой объект, согласно предварительным расчетам, и экологичнее, и экономически выгоднее. Но при этом реконструкция обогатительного хозяйства на АМКР затянется и подорожает.
01.03.19, Игорь Воронцов
Наметившийся рост мировых цен на стальной лом угрожает стабильности работы украинских металлургических предприятий, обеспечивающих сотни тысяч рабочих мест и 25% валютных поступлений в страну. Ответом на вызов является законопроект №9474, принятый Верховной Радой 28 февраля за основу и в целом и направленный президенту Украины. Если он последует примеру законодателей и не станет затягивать с подписанием важного для отрасли документа, можно будет считать, что у металлургов есть сырье, а у бюджета – рост налоговых поступлений.
27.02.19, Ярослав Ярош
Глобальные торговые войны на стальном рынке украинскую металлургию пока особо не подкосили. Наоборот, по данным Министерства экономического развития и торговли, экспорт стальной продукции из страны вырос на 14,9%, или на 1,5 млрд долл. в денежном выражении, а по некоторым товарным позициям показал лучшие результаты с 2014 года.
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!