Бизнес Жеваго пошел на поправку

Публікації

Минувший год для бизнесмена Константина Жеваго прошел неважно. В частности, венгерские власти создали серьезные финансовые трудности для реализации его проекта Vorskla Steel Hungary, а судьба болгарского меткомбината Kremikovtzi, в приобретении которого заинтересован украинский бизнесмен, так окончательно и не решилась. Более того, острая нехватка оборотных средств на фоне продолжающегося кризиса серьезно усугубляла ситуацию. Однако прошлый год также отметился для Жеваго и одной позитивной тенденцией: его компания Ferrexpo подорожала на Лондонской фондовой бирже более чем в 7 раз.

Наиболее актуальную проблему своей компании – реализацию проекта Vorskla Steel Hungary Константину Жеваго так и не удалось решить. В прошлом году новое венгерское правительство повысило цену на земельный участок под проект будущего меткомбината по производству проката. Меткомбинат должен был стать частью большого технопарка, который венгерские власти намерены построить в городе Захонь, сразу на украинско-венгерской границе. Константина Жеваго не устроил новый ценовой порог, поэтому он приступил к переговорам с венгерскими властями, которые пока не увенчались успехом. Более того, на данный момент переговоры приостановлены, так как Жеваго дали понять, что до парламентских выборов, которые должны состояться в Венгрии весной этого года, никто вести переговоры не будет. Поэтому на данный момент компания Жеваго занимается поиском подрядчика и проводит инжиниринг.

На производственной площадке, по словам Константина Жеваго, уже начали прокладывать электричество, газ и железную дорогу, что является самой капиталоемкой инфраструктурой – около трети затрат по общей смете проекта строительства. Большую часть затрат занимает проектное структурирование, которое компания Vorskla Steel намерена провести с экспортными иностранными агентствами. Однако из-за кризиса Константин Жеваго вынужден был отодвинуть проект на 2-3 года, а теперь – и на все 7-8 лет. Напомним, что около двух лет Константин Жеваго потратил на согласование документации и получение разрешения для строительства своего завода. В результате венгерское правительство в июле 2009 года выделило 170 га земли компании Vorskla Steel AG под строительство меткомбината. Стоимость его строительства оценивалась в 650 млн евро, тогда как в 2006 году его стоимость оценивалась в 300 млн евро. Максимальная производительность комбината должна составить 6 млн т проката в год. Компания планировала начать реализацию проекта в первой половине 2009 года и закончить его за 2,5 года, запустив одновременно с заводом "Ворскласталь" в городе Комсомольске.

Однако на этом, похоже, неприятности Константина Жеваго в бизнесе пока закончились. Так как по результатам прошлого года акции его горнорудной компании Ferrexpo plc на Лондонской бирже подорожали почти на 750%. Этот результат является одним из самых высоких показателей роста стоимости среди всех 1120 бумаг, находящихся в листинге на Лондонской бирже. Однако, по мнению аналитиков, данное подорожание ценных бумаг компании связано с низкой сравнительной базой, обусловленной предыдущим глубоким падением акций Ferrexpo. Так, по сравнению с первоначальной стоимостью размещения в 2007 году в размере 8,2 доллара за 1 акцию в 2008 году акции компании Константина Жеваго подешевели до 1,4 доллара, а к началу 2009 года упали до 0,4 доллара за 1 акцию.

Поэтому, несмотря на рост, акции компании еще не достигли докризисной цены, однако уже уместно говорить о том, что в скором будущем компания все же может прийти к этому показателю. Росту акций компании в прошлом году способствовал ряд обстоятельств. К примеру, на рост котировок в I квартале 2009 года повлияла информация о скупке акций Ferrexpo группой Приват, которая на тот момент сумела сконцентрировать около 10% уставного фонда компании. Ferrexpo plc котируется на Лондонской фондовой бирже с июня 2007 года под тиккером FXPO. Украинский бизнесмен Константин Жеваго владеет 51% Ferrexpo plc, 25% принадлежит компании RPG Industries SE (RPGI), являющейся мажоритарным акционером крупнейшей в Центральной Европе угольной компании New World Resources N.V. (NWR, Нидерланды).

В то же время объемы производства на ОАО "Полтавский горно-обогатительный комбинат", который контролирует компания Ferrexpo plc, в прошлом году были сокращены даже в сравнении с 2008 годом. Так, в 2009 году ПГОК сократил производство товарных окатышей на 3% по сравнению с 2008 годом – до 8,76 млн т. Напомним, что ПГОК специализируется на добыче железной руды карьерным способом и производстве железорудных окатышей. Основными потребителями его продукции являются компании из стран Центральной и Восточной Европы, а также Турции и Китая.

Новый год Полтавский ГОК начал с увеличения объемов производства продукции и добычи сырья. Так, в январе 2010 года ПГОК нарастил производство окатышей из собственного сырья и по толлингу на 49,1% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года – до 760,7 тыс. т. Также был увеличен выпуск из собственного сырья окатышей с 62% содержанием железа на 45,9% – до 394,2 тыс. т, и на 44,3% с 65% содержанием железа – до 346,4 тыс. т. Кроме того, в январе предприятие нарастило добычу железной руды на 33,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 2,508 млн т, при этом производство железорудного концентрата возросло на 41,3% – до 923,4 млн т.

Тенденция по увеличению объемов производства продукции может сохраниться и в последующие месяцы при условии наличия спроса на потребительских рынках. Это даст предпосылки для дальнейшего роста акций компании Ferrexpo plc на Лондонской бирже. В результате бумаги компании Константина Жеваго в ближайшем будущем могут достичь докризисных цен, что вернет кредит доверия со стороны финансовых учреждений и даст возможность привлечения новых займов для пополнения оборотных средств.

Тем временем бизнесмен получил возможность преуспеть еще в одной сфере – автомобилестроении. В частности, его холдинговая компания "АвтоКрАЗ" получила предложение от властей Индонезии создать сборочное производство автомобилей КрАЗ в этой стране. ХК "АвтоКрАЗ" в 2009 году сократила реализацию в 5 раз по сравнению с предыдущим периодом, до 654 автомобилей. Предприятие специализируется на производстве большегрузных автомобилей, имеет статус спецэкспортера продукции двойного назначения.

"Учитывая, что поставленные в конце 2008 года для индонезийской полиции и миротворческих контингентов Индонезии полноприводные автомобили хорошо себя зарекомендовали, и нареканий на их работу не было, мы с оптимизмом смотрим на расширение поставок автотехники КрАЗ в Индонезию", – сказал посол республики Индонезия в Украине Нининга Сунингсиха Рохадиата. Следует отметить, что АвтоКрАЗ в начале 2008 года выиграл тендер на поставку 20 автомобилей КрАЗ-6322 различных модификаций для индонезийской полиции, контингент которой находится в Судане в составе миротворческой миссии ООН.

По словам посла, который 28 января посетил предприятие, он намерен всячески содействовать установлению прямых коммерческих отношений АвтоКрАЗа с индонезийскими компаниями для совместного продвижения автомобилей КрАЗ не только для миротворческих миссий Индонезии, но и обеспечения потребности горнодобывающих и лесозаготовительных компаний в грузовых автомобилях повышенной проходимости. В результате автомобилестроительный бизнес Жеваго может существенно пойти в рост за счет создания нового производства по сборке тяжелой техники в Индонезии, что даст возможность компании в скором времени выйти из кризиса.

Но не все так гладко по всем направлениям бизнеса Жеваго. В конце 2008 года болгарский меткомбинат Kremikovtzi был признан судом города Софии банкротом после дефолта по погашению облигаций выпуска 2006 года в объеме 325 млн евро. А в начале февраля текущего года стало известно, что городской суд Софии запретил кредиторам Kremikovtzi рассматривать план его санации. Такое решение принято в связи с позицией правительства Болгарии, которое запретило Болгаргазу и Национальной электрической компании предоставлять предприятию рассрочку по долгам. При этом на долю двух госкомпаний приходится около 450 млн евро, а общий долг комбината – 800 млн евро. В свою очередь, правительство Болгарии вынуждено было принимать жесткие меры, поскольку не видело слаженности в действиях остальных инвесторов Kremikovtzi. Решение о спасении комбината кредиторы должны были принять еще в ноябре прошлого года. Тогда держатели еврооблигаций не смогли достичь компромисса по поводу будущего стального гиганта. Одни кредиторы требовали немедленного возврата вложенных средств, другие предполагали возврат долга в виде акций предприятия. Одними из крупнейших кредиторов комбината являются структуры украинского предпринимателя Константина Жеваго. На их долю приходится около трети всей задолженности болгарского производителя стали по еврооблигациям. Ранее К.Жеваго настаивал на сохранении Kremikovtzi как единого производственного комплекса. Но в нынешних условиях он может рассчитывать и на покупку части предприятия. В первую очередь, владелец группы Финансы и кредит наиболее заинтересован в приобретении доменного, сталеплавильного и прокатного цехов комбината.

Максим Гачев

Новини

26 Грудня 2023

Австралійська залізорудна промисловість шукає шляхи пристосування до зеленого переходу

Грузія посилить санкції за забруднення Чорного моря

Centravis зупинило виробництво продукції

Тайвань з початку року збільшив імпорт металобрухту на 19%

Уряд вніс до Ради законопроєкт про мобілізацію

Maersk готується поновити рух суден Червоним морем

З початку війни бізнес отримав 173,5 млрд грн пільгових кредитів

За дев’ять місяців 2022 року банки отримали 130 млрд грн прибутку

25 Грудня 2023

Туреччина стала нетто-імпортером сталі вперше з 2015 року

Споживання сталі в Чехії впало до десятирічного мінімуму

В портах Великої Одеси за добу розвантажують майже тисячу вагонів з зерном

Росіяни вкрали 8 млн тонн зерна на окупованих територіях України

Укрнафта запустила нову свердловину глибиною майже 3000 метрів

Автогаз на АЗС подешевшав ще на 40 копійок

Інвестиції в інфраструктуру Дунайських портів становили 100 млн доларів

Ключовий рудний порт Австралії знизив перевалку до 505 млн тонн

ВСІ НОВИНИ ⇢