Подробнее Запомнить город


Бизнес Жеваго пошел на поправку

05.02.10
размер текста:

Минувший год для бизнесмена Константина Жеваго прошел неважно. В частности, венгерские власти создали серьезные финансовые трудности для реализации его проекта Vorskla Steel Hungary, а судьба болгарского меткомбината Kremikovtzi, в приобретении которого заинтересован украинский бизнесмен, так окончательно и не решилась. Более того, острая нехватка оборотных средств на фоне продолжающегося кризиса серьезно усугубляла ситуацию. Однако прошлый год также отметился для Жеваго и одной позитивной тенденцией: его компания Ferrexpo подорожала на Лондонской фондовой бирже более чем в 7 раз.

Наиболее актуальную проблему своей компании – реализацию проекта Vorskla Steel Hungary Константину Жеваго так и не удалось решить. В прошлом году новое венгерское правительство повысило цену на земельный участок под проект будущего меткомбината по производству проката. Меткомбинат должен был стать частью большого технопарка, который венгерские власти намерены построить в городе Захонь, сразу на украинско-венгерской границе. Константина Жеваго не устроил новый ценовой порог, поэтому он приступил к переговорам с венгерскими властями, которые пока не увенчались успехом. Более того, на данный момент переговоры приостановлены, так как Жеваго дали понять, что до парламентских выборов, которые должны состояться в Венгрии весной этого года, никто вести переговоры не будет. Поэтому на данный момент компания Жеваго занимается поиском подрядчика и проводит инжиниринг.

На производственной площадке, по словам Константина Жеваго, уже начали прокладывать электричество, газ и железную дорогу, что является самой капиталоемкой инфраструктурой – около трети затрат по общей смете проекта строительства. Большую часть затрат занимает проектное структурирование, которое компания Vorskla Steel намерена провести с экспортными иностранными агентствами. Однако из-за кризиса Константин Жеваго вынужден был отодвинуть проект на 2-3 года, а теперь – и на все 7-8 лет. Напомним, что около двух лет Константин Жеваго потратил на согласование документации и получение разрешения для строительства своего завода. В результате венгерское правительство в июле 2009 года выделило 170 га земли компании Vorskla Steel AG под строительство меткомбината. Стоимость его строительства оценивалась в 650 млн евро, тогда как в 2006 году его стоимость оценивалась в 300 млн евро. Максимальная производительность комбината должна составить 6 млн т проката в год. Компания планировала начать реализацию проекта в первой половине 2009 года и закончить его за 2,5 года, запустив одновременно с заводом "Ворскласталь" в городе Комсомольске.

Однако на этом, похоже, неприятности Константина Жеваго в бизнесе пока закончились. Так как по результатам прошлого года акции его горнорудной компании Ferrexpo plc на Лондонской бирже подорожали почти на 750%. Этот результат является одним из самых высоких показателей роста стоимости среди всех 1120 бумаг, находящихся в листинге на Лондонской бирже. Однако, по мнению аналитиков, данное подорожание ценных бумаг компании связано с низкой сравнительной базой, обусловленной предыдущим глубоким падением акций Ferrexpo. Так, по сравнению с первоначальной стоимостью размещения в 2007 году в размере 8,2 доллара за 1 акцию в 2008 году акции компании Константина Жеваго подешевели до 1,4 доллара, а к началу 2009 года упали до 0,4 доллара за 1 акцию.

Поэтому, несмотря на рост, акции компании еще не достигли докризисной цены, однако уже уместно говорить о том, что в скором будущем компания все же может прийти к этому показателю. Росту акций компании в прошлом году способствовал ряд обстоятельств. К примеру, на рост котировок в I квартале 2009 года повлияла информация о скупке акций Ferrexpo группой Приват, которая на тот момент сумела сконцентрировать около 10% уставного фонда компании. Ferrexpo plc котируется на Лондонской фондовой бирже с июня 2007 года под тиккером FXPO. Украинский бизнесмен Константин Жеваго владеет 51% Ferrexpo plc, 25% принадлежит компании RPG Industries SE (RPGI), являющейся мажоритарным акционером крупнейшей в Центральной Европе угольной компании New World Resources N.V. (NWR, Нидерланды).

В то же время объемы производства на ОАО "Полтавский горно-обогатительный комбинат", который контролирует компания Ferrexpo plc, в прошлом году были сокращены даже в сравнении с 2008 годом. Так, в 2009 году ПГОК сократил производство товарных окатышей на 3% по сравнению с 2008 годом – до 8,76 млн т. Напомним, что ПГОК специализируется на добыче железной руды карьерным способом и производстве железорудных окатышей. Основными потребителями его продукции являются компании из стран Центральной и Восточной Европы, а также Турции и Китая.

Новый год Полтавский ГОК начал с увеличения объемов производства продукции и добычи сырья. Так, в январе 2010 года ПГОК нарастил производство окатышей из собственного сырья и по толлингу на 49,1% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года – до 760,7 тыс. т. Также был увеличен выпуск из собственного сырья окатышей с 62% содержанием железа на 45,9% – до 394,2 тыс. т, и на 44,3% с 65% содержанием железа – до 346,4 тыс. т. Кроме того, в январе предприятие нарастило добычу железной руды на 33,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 2,508 млн т, при этом производство железорудного концентрата возросло на 41,3% – до 923,4 млн т.

Тенденция по увеличению объемов производства продукции может сохраниться и в последующие месяцы при условии наличия спроса на потребительских рынках. Это даст предпосылки для дальнейшего роста акций компании Ferrexpo plc на Лондонской бирже. В результате бумаги компании Константина Жеваго в ближайшем будущем могут достичь докризисных цен, что вернет кредит доверия со стороны финансовых учреждений и даст возможность привлечения новых займов для пополнения оборотных средств.

Тем временем бизнесмен получил возможность преуспеть еще в одной сфере – автомобилестроении. В частности, его холдинговая компания "АвтоКрАЗ" получила предложение от властей Индонезии создать сборочное производство автомобилей КрАЗ в этой стране. ХК "АвтоКрАЗ" в 2009 году сократила реализацию в 5 раз по сравнению с предыдущим периодом, до 654 автомобилей. Предприятие специализируется на производстве большегрузных автомобилей, имеет статус спецэкспортера продукции двойного назначения.

"Учитывая, что поставленные в конце 2008 года для индонезийской полиции и миротворческих контингентов Индонезии полноприводные автомобили хорошо себя зарекомендовали, и нареканий на их работу не было, мы с оптимизмом смотрим на расширение поставок автотехники КрАЗ в Индонезию", – сказал посол республики Индонезия в Украине Нининга Сунингсиха Рохадиата. Следует отметить, что АвтоКрАЗ в начале 2008 года выиграл тендер на поставку 20 автомобилей КрАЗ-6322 различных модификаций для индонезийской полиции, контингент которой находится в Судане в составе миротворческой миссии ООН.

По словам посла, который 28 января посетил предприятие, он намерен всячески содействовать установлению прямых коммерческих отношений АвтоКрАЗа с индонезийскими компаниями для совместного продвижения автомобилей КрАЗ не только для миротворческих миссий Индонезии, но и обеспечения потребности горнодобывающих и лесозаготовительных компаний в грузовых автомобилях повышенной проходимости. В результате автомобилестроительный бизнес Жеваго может существенно пойти в рост за счет создания нового производства по сборке тяжелой техники в Индонезии, что даст возможность компании в скором времени выйти из кризиса.

Но не все так гладко по всем направлениям бизнеса Жеваго. В конце 2008 года болгарский меткомбинат Kremikovtzi был признан судом города Софии банкротом после дефолта по погашению облигаций выпуска 2006 года в объеме 325 млн евро. А в начале февраля текущего года стало известно, что городской суд Софии запретил кредиторам Kremikovtzi рассматривать план его санации. Такое решение принято в связи с позицией правительства Болгарии, которое запретило Болгаргазу и Национальной электрической компании предоставлять предприятию рассрочку по долгам. При этом на долю двух госкомпаний приходится около 450 млн евро, а общий долг комбината – 800 млн евро. В свою очередь, правительство Болгарии вынуждено было принимать жесткие меры, поскольку не видело слаженности в действиях остальных инвесторов Kremikovtzi. Решение о спасении комбината кредиторы должны были принять еще в ноябре прошлого года. Тогда держатели еврооблигаций не смогли достичь компромисса по поводу будущего стального гиганта. Одни кредиторы требовали немедленного возврата вложенных средств, другие предполагали возврат долга в виде акций предприятия. Одними из крупнейших кредиторов комбината являются структуры украинского предпринимателя Константина Жеваго. На их долю приходится около трети всей задолженности болгарского производителя стали по еврооблигациям. Ранее К.Жеваго настаивал на сохранении Kremikovtzi как единого производственного комплекса. Но в нынешних условиях он может рассчитывать и на покупку части предприятия. В первую очередь, владелец группы Финансы и кредит наиболее заинтересован в приобретении доменного, сталеплавильного и прокатного цехов комбината.

Максим Гачев

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.
21.12.18, Ярослав Ярош
В 2018 г. большая приватизация снова провалена. И несостоявшиеся торги по "Центрэнерго" – как кислая вишенка на этом приевшемся торте. Правительство, возможно, даже отправит в отставку и. о. главы Фонда госимущества Виталия Трубарова. Не особо веря, что кадровые перестановки кардинально изменят ситуацию. Ведь у предшественника Трубарова тоже ничего не получилось. Да и накануне избирательной кампании в стране на эту стратегическую должность придется искать такого же временщика. Серьезные ставки пойдут уже после выборов.
18.12.18, Василий Январев
В уходящем году украинский горно-металлургический комплекс демонстрирует на первый взгляд неплохие показатели: производство увеличивается, финансовые показатели предприятий улучшаются. Но все это достигнуто в первую очередь за счет экспорта – внутренний рынок остается традиционно слабым, и это таит для отечественной металлургии немалые риски.
13.12.18, Игорь Воронцов
Металлургические предприятия КНР радикально улучшили свое финансовое положение по итогам января-сентября. Это позволяет китайцам упрочить мировое лидерство по объемам стальной выплавки. Причем секрет их успеха очень прост. Но далеко не все могут идти таким путем.
07.12.18, Ярослав Ярош
В 2018 г. Украина выйдет на третье место в Европе по потреблению сжиженного газа (LPG) на автотранспорте, обогнав Италию и отставая только от Польши и Турции. Емкость внутреннего рынка в денежном эквиваленте уже подобралась к 1 млрд долл. Но не стоит торопиться с фанфарами. Топливные трейдеры отмечают, что LPG-рынок в стране приближается к потолку, а платой за стремительный рост четырех прошедших лет стала его скрытая уязвимость – слишком разросшийся теневой сектор и слишком большая зависимость от России.
04.12.18, Игорь Воронцов
ПАО "Укрзализныця" анонсировала планы очередного многоэтапного повышения своих тарифов на грузоперевозки в 2019 г. В случае поддержки данной инициативы правительством ситуация в промышленности серьезно ухудшится и сама компания в итоге лишь потеряет объемы перевозок. Но монополист в своих решениях не привык руководствоваться ни рыночной логикой, ни государственными интересами, ни просто здравым смыслом.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!