Подробнее Запомнить город


Украинский химпром: выживут только сильнейшие

26.11.08
размер текста:

Постоянное удорожание импортируемого природного газа, которое в Украине почему-то происходит даже на фоне стремительного падения мировых цен на нефть, ставит под вопрос дальнейшее функционирование части крупных предприятий отечественной химической промышленности, специализирующихся на выпуске азотных минеральных удобрений. До сих пор большинству из них удавалось работать эффективно. Но будет ли так и дальше? Ведь мировой кризис внес существенные коррективы в планы химиков.

По мнению отраслевых экспертов, у национального химпрома все еще существуют значительные резервы для снижения себестоимости выпускаемой продукции. Сегодня доля газа в себестоимости азотных удобрений, производимых в Украине, составляет около 70%. При этом, удельный расход газа вполне реально сократить с нынешних 1250 до 1000 кубометров на 1 тонну минудобрений. Таким образом, суммарно украинские химики могут сократить годовое потребление газа на 1,25 млрд куб. м.

По подсчетам самих участников рынка, мероприятия по сокращению удельного расхода газа потребует освоения относительно небольших инвестиций в сумме около 230 млн долл. Для сравнения, компании украинского ГМК за 2007 год инвестировали в модернизацию производства 2,1 млрд долл. А ведь химическая отрасль стоит на втором месте после ГМК как по объему экспорта продукции и валютных поступлений, так и по доле в совокупном промышленном производстве. Однако дальнейшее (ниже 1000 куб. м) снижение удельного расхода газа потребует реализации гораздо более масштабных и дорогостоящих инвестпрограмм, что в текущих условиях делает их экономически нецелесообразными.

О том, насколько по-разному собственники химкомпаний подходят к проблеме модернизации, можно судить хотя бы по такому показателю, как амортизационные отчисления. Если они растут – значит увеличивается износ основных фондов на предприятии. Если же уменьшаются – значит идет обновление и модернизация производственных мощностей. Только на двух отечественных предприятиях в последние два года наблюдается снижение сумм амортизации. Это Одесский припортовый завод (ОПЗ) и "Ровноазот".

Таким образом, на сегодня лишь два профильных предприятия выглядят более-менее подготовленными к работе в условиях, когда цена газа для Украины сравняется с европейской. Напомним, что в соответствии с меморандумом о принципах сотрудничества, подписанном в октябре 2008 года между "Газпромом" и "Нефтегазом Украины", это должно было бы произойти по истечении трех лет. Но последние политические разногласия с РФ заставляют усомниться в реалистичности столь долгого переходного периода.

При этом ОПЗ и "Ровноазот" имеют дополнительные стратегические преимущества, позволяющие относительно уверенно смотреть в будущее. Принадлежность "Ровноазота" к группе Дмитрия Фирташа GDF дает возможность получать более дешевый газ через подконтрольного группе трейдера - Centrogaz AG. Козырем Одесского припортового завода является отсутствие расходов на транспортировку готовой продукции до морского порта, благодаря его месторасположению в порту "Южный".

Кстати, именно в силу вышеупомянутых причин ОПЗ крайне интересен для GDF. Приобретение данного предприятия давало бы группе сразу два стратегических преимущества на крупнейшем в Украине производителе. В свою очередь, это позволяло бы продавать азотные удобрения по конкурентоспособным ценам, завоевывая новые рынки сбыта. Не случайно, когда правительство Виктора Януковича впервые решило выставить ОПЗ на приватизацию, появилась информация, что продажу предприятия готовят специально "под Фирташа". Теперь, когда Президент Украины в ноябре текущего года отменил свой указ, приостанавливающий приватизацию ОПЗ, вопрос прихода туда частного собственника снова становится актуальным. Тем более, что со слов первого заместителя главы Секретариата президента А.Шлапака, продажа предприятия состоится в 2009 году.

Напомним, что в конкурсных условиях по продаже ОПЗ Фонд госимущества не прописывал инвестору обязательства об увеличении объемов производства. Речь шла о вложении в общей сложности 1,3 млрд грн (в ценах 2007 года) в течение 5 лет в реконструкцию аммиачного и карбомидного цехов, а также о замене резервуарных мощностей и внедрение энергосберегающих технологий. Были еще пункты о социальных гарантиях для трудового коллектива. Кроме того, покупателю ОПЗ вменяется в обязанность обеспечивать перевалку транзитного аммиака, поступающего в порт по трубопроводу в объемах, согласуемых ежегодно на уровне межправительственных украинско-российских соглашений. При этом тарифы на перевалку аммиака ОПЗ будет по-прежнему согласовывать с Минпромполитики.

Вторым наиболее вероятным претендентом на ОПЗ считается российский холдинг "Еврохим", владеющий, помимо прочих активов, тольяттинским "Азотом". Интерес этого игрока становится очевидным, если учесть, что трансконтинентальный аммиакопровод, заканчивающийся на территории ОПЗ в "Южном", берет свое начало именно в Тольятти. Также любопытно, что в ноябре 2008 года "Еврохим" привлек синдицированный кредит в размере 1,5 млрд долл. сроком на 4 года. Не исключено, что средства планируется использовать как раз для расчета с украинским правительством за Одесский припортовый завод.

Впрочем, в нынешних условиях предприятие едва ли удастся продать за сумму свыше 1 млрд долл., которая еще каких-то 1,5-2 года назад считалась приемлемой. Финансовый кризис делает подобные сделки чрезвычайно привлекательными для покупателей и совершенно невыгодными для продавцов. Поэтому большинство экспертов сходится во мнении, что сейчас 500-600 млн долл. – максимум, на что может рассчитывать государство от продажи ОПЗ. Правда тогда не совсем понятно как государство, лишившись такого мощного игрока, в дальнейшем сможет рыночными методами влиять на стоимость минеральных удобрений для украинских аграриев.

Между тем в средне- и долгосрочной перспективе, видимо, не все участники рынка в Украине смогут продолжать выпуск азотных минудобрений. У них останется, пожалуй, единственная возможность остаться "на плаву" - диверсифицировать ассортимент выпускаемой продукции, освоив производство новых видов. По такому пути пошел горловский "Стирол", освоивший производство биоэтанола, фармацевтических препаратов, а также ряда других товарных позиций. Однако подобные проекты также требуют значительных инвестиций. Пойдут ли на них собственники менее конкурентоспособных химкомпаний покажет ближайшее будущее.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 3

...
Новости партнеров


Статьи
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.
10.08.20, Ярослав Ярош
Если говорить о государственно-частном партнерстве в бизнесе, то компания "Укрнафта" является классическим примером, как не надо делать. Имея 50%+1 акцию в "Укрнафте", государство не только не способно ею управлять, но и ежегодно теряет миллиарды гривен, уходящих на счета миноритарных акционеров – юридических лиц из условной группы "Приват" Игоря Коломойского.
20.07.20, Ярослав Ярош
Украина владеет одними из богатейших в мире месторождений титановых руд. Но так и научилась эффективно торговать этим сырьем. Закрытость рынка создает благодатные условия для "схематоза". Ни одна из команд, управляющих государственными титановыми активами, не сумела удержаться от такого искушения. В том числе и та, что сейчас у руля.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!