Подробнее Запомнить город


Из фавора в немилость

29.01.10
размер текста:

Правительство предъявило ряд требований к руководству крупнейшего металлургического комбината Украины ОАО "ArcelorMittal Кривой Рог". В частности, премьер-министр Украины Юлия Тимошенко в ходе своего визита на комбинат потребовала поднятия зарплат для рабочих на четверть. Однако руководство комбината не согласилось с требованием Ю.Тимошенко и заявило о том, что исполняет свои обязательства по договору купли-продажи. В результате 29 января Фонд госимущества намерен провести совещание на предприятии и осуществить проверку на предмет нарушений инвестиционных обязательств руководством комбината.

24 октября 2005 года, когда 93,02% акций крупнейшего меткомбината Украины "Криворожсталь" были проданы индийскому бизнесмену Лакшми Митталу, украинское правительство излучало неподдельное торжество. В частности, больше всех ликовала премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, так как считала, что продажа предприятия Лакшми Митталу была ее личной заслугой. Поводов для оптимизма было предостаточно, так как металлургический гигант был продан крупнейшей сталеплавильной компании мира за рекордную для страны сумму – 24,2 млрд грн. Причем, как оказалось впоследствии, эта сумма стала рекордной не только для Украины, но и для самого миллиардера. Л.Миттал, который в прошлом году, по оценке Forbes, занял восьмое место среди богатейших людей планеты с состоянием 19,3 млрд долл., так много еще не платил ни за одно предприятие. По его словам, он намерен был сделать из "Криворожстали" жемчужину мировой металлургии. И, нужно сказать, что "Криворожсталь" идеально подходила для этой цели: предприятие включает коксохимическое, горнорудное и металлургическое производства, специализируется на выпуске арматурной стали и катанки из обычных и низколегированных марок сталей, а также производит агломерат, концентрат, кокс, чугун, сталь, сортовой и фасонный прокат, доменный шлак. Основными рынками сбыта металлопродукции предприятия являются регионы Ближнего Востока, Европы, Африки, Алжира, ЕС и Восточной Европы.

Через два года компания Mittal Steel сливается с международной компанией Arcelor и получает название ArcelorMittal. В результате ArcelorMittal стал крупнейшим в мире производителем стали с объемом производства около 110 млн т в год, что втрое больше, чем у ближайшего конкурента, японской Nippon Steel. В свою очередь, "Криворожсталь" стала звеном крупнейшей мировой металлургической империи. Лакшми Миттал, пообещав украинскому правительству выполнять все инвестиционные обязательства, отправился дальше покорять мир. Однако, несмотря на обещания, жизнь трудового коллектива комбината не превратилась в сказку. Впрочем, и деньги, вырученные от продажи комбината, которые должны были пойти на поддержку отечественной экономики и самого города, были попросту "проедены", а, возможно, что и осели в чьих-то карманах.

С тех пор отношения правительства во главе с Юлией Тимошенко, ФГИУ и руководства "ArcelorMittal Кривой Рог" отмечались особой теплотой. Все проверки на комбинате проходят идеально: ФГИУ не обнаруживает нарушений (в виде исключения разве что можно отметить работу Фонда под руководством Валентины Семенюк), руководство комбината пользуется всевозможными льготами, Кабмин идет на любые уступки комбинату. В частности, в прошлом году АМКР и Фонд госимущества подписали соглашение, временно освобождающее инвесторов от ранее взятых обязательств по модернизации производства на комбинате до завершения финансово-экономического кризиса. Кроме того, в ноябре 2008 года между правительством и предприятиями ГМК был подписан меморандум. Он предусматривает, в частности, запрет на повышение тарифов на газ, электроэнергию и железнодорожные грузоперевозки для предприятий ГМК, а также обязательство собственников предприятий не допустить масштабных сокращений трудовых коллективов в период кризиса. Впоследствии действие этих положений меморандума ежеквартально продлевалось постановлениями Кабинета министров.

Однако в последнее время между руководством ArcelorMittal Кривой Рог и правительством возникли разногласия. Все началось с визита на предприятие премьер-министра Украины Юлии Тимошенко, который состоялся 21 января. Юлия Тимошенко была намерена пообщаться с работниками предприятия, а также провести совещание с активом города Кривой Рог. Во время визита глава правительства выступила с резкой критикой в адрес руководства комбината. В частности, она заявила, что требует от руководства предприятия повысить зарплату работникам. "Я выставила требование, чтобы с 1 января 2010 года зарплата была поднята на 25%", – сказала она.

Тимошенко считает, что сегодня зарплата на АМКР нуждается в повышении, и Кабмин настаивает на решении руководством комбината этого вопроса. Кроме того, по ее словам, правительство также требует от инвесторов безотлагательно выполнить все пункты инвестиционного соглашения. При этом Тимошенко отметила, что в случае если руководство АМКР не выполнит эти требования, то правительство оставляет за собой право лишения комбината льгот и преференций, предусмотренных меморандумом, подписанным между Кабинетом министров и предприятиями ГМК. При этом она напомнила, что в соответствии с отмеченным Меморандумом, правительство уменьшило цены на газ, коксовый уголь и транспортные перевозки для предприятий отрасли. Правительство, подчеркнула она, в условиях кризиса максимально поддержало предприятия ГМК, в том числе приняло решение относительно дотирования их из государственного бюджета, а вместо этого требует неуклонно придерживаться социальных обязательств перед работниками таких предприятий, в частности, не снижать заработную плату и не проводить увольнения. Следует отметить, что руководство АМКР уже дважды нарушило последний пункт соглашения: на предприятии в последнее время было проведено две волны массовых увольнений. Причиной подобных претензий премьера к руководству комбината, по мнению участников рынка, может быть отказ Лакшми Миттала финансировать президентскую кампанию Ю.Тимошенко.

В ответ руководство комбината заявило, что исполняет свои обязательства по договору купли-продажи, в частности, в социальной сфере. "Средняя заработная плата по " ArcelorMittal Кривой Рог" является самой высокой по отрасли: 3,52 тыс. грн. на " ArcelorMittal Кривой Рог" и 3,14 тыс. грн. в среднем по отрасли — по состоянию на ноябрь 2009 года", – говорится в сообщении пресс-службы предприятия. Менеджмент меткомбината заверяет, что будет продолжать в 2010 году "последовательную политику улучшения стандартов охраны здоровья и безопасности труда на предприятии, социальный диалог и стабильное развитие конкурентоспособности компании".

В то же время руководство предприятия заявило, что намерено увеличить в текущем году социальные расходы. В рамках сметы расходов и материальных выплат комбинат выделит на социальную программу в текущем году 177,923 млн грн., тогда как в 2009 году на социальные программы было направлено 176 млн грн. при плане 166 млн грн. Смета социальных расходов на текущий год утверждена генеральным директором Жаном Жуэ и согласована с профсоюзным комитетом. Основные направления социального развития отражены в коллективном договоре меткомбината между администрацией и профсоюзным комитетом.

Что касается производственных планов на текущий год, то комбинат планирует увеличить объем отгрузки потребителям готового проката на 20% по сравнению с предыдущим периодом. "В этом году мы ожидаем отгрузку на уровне 5,3-5,4 млн т. Но этого мало", – сказал генеральный директор комбината Жан Жуэ. Следует отметить, что в прошлом году комбинат отгрузил потребителям 4,49 млн т готового проката, тогда как в 2007 году уровень производства проката на комбинате составил около 7 млн т. Кроме того, по данным Минпромполитики, в прошлом году произошло существенное сокращение объемов производства продукции: производство стали сократилось на 18,9% по сравнению с предыдущим периодом, до 5,05 млн т, чугуна – на 21,6%, до 4,42 млн т, агломерата – на 18,4%, до 7,88 млн т.

Несмотря на обещания руководства комбината, ФГИУ все же намерен провести 29 января совместное совещание с представителями ЦК профсоюза трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности и профсоюзного комитета ОАО " ArcelorMittal Кривой Рог". Совместное совещание пройдет под руководством и.о. председателя Фонда Дмитрия Парфененко. Во время совещания ФГИУ планирует рассмотреть вопрос о выполнении условий коллективного договора и повышении заработной платы на предприятии, выработать общую позицию и план действий. В сообщении Фонда подчеркивается, что проведенные в четвертом квартале 2009 года два совместных совещания показали наличие предпосылок, которые могут иметь следствием невыполнение ряда социальных условий договора купли-продажи предприятия. В частности, это касается финансирования мероприятий по охране труда, увеличения размера зарплаты, сохранения персонала.

Тем временем Госкомгорпромнадзор нашел еще одно уязвимое место предприятия. Износ основных фондов на Новокриворожском ГОКе, входящем в состав ОАО " ArcelorMittal Кривой Рог", достиг 49,7%. По словам начальника территориального управления ГКГПН Олега Чередниченко, это – один из наиболее высоких показателей в отрасли. Для сравнения Чередниченко привел данные по другим ГОКам. Так, на Северном ГОКе износ основных фондов составляет 38%, на Ингулецком ГОКе – 35,8%, на Полтавском ГОКе – 38,6%, на Орджоникидзевском ГОКе – 76,6%. Чередниченко при этом отметил, что технические причины составляют лишь 20% от общего количества во всех случаях производственного травматизма. "Остальные 80% – это организационные причины", – отметил он.

Следует отметить, что всего на ОАО " ArcelorMittal Кривой Рог" в прошлом году было зарегистрировано 52 случая производственного травматизма, связанные с потерей трудоспособности. По словам Чередниченко, это больше, чем в 2008 году. В то же время Новокриворожский ГОК в прошлом году уменьшил выпуск агломерата на 18,4%, до 7,879 млн т, железорудного концентрата – на 9,5%, до 7,061 млн т, железной руды – на 25,8%, до 1,186 млн т по сравнению с предыдущим периодом. По словам Жана Жуэ, в текущем году акционеры намерены инвестировать порядка 1,7 млрд грн. в модернизацию комбината. Вероятно, большая часть этих инвестиций пойдет на уменьшение износа основных фондов Новокриворожского ГОКа.

Если руководство комбината все же не найдет общий язык с украинским правительством, то ему грозит не только лишение преференций, а и возможная реприватизация комбината. Такой сценарий вполне реален, если учесть, что в прошлом году одно из украинских предприятий уже постигла такая участь. Холдинговую компанию "Лугансктепловоз", которая принадлежала россиянам, вернули в госсобственность, причем при менее безобидных обстоятельствах. А сам металлургический гигант, как известно, также уже однажды был изъят из частной собственности. Поэтому руководству АМКР необходимо принять во внимание подобные факты, тем более если учесть огромные государственные долги и то обстоятельство, что объектов для приватизации уже практически не осталось.

Тарас Жирош

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!