Подробнее Запомнить город


Ненужный марганец

01.02.10
размер текста:

В конце декабря прошлого года Министерство охраны окружающей природной среды Украины сняло с аукциона лицензии на разработку трех участков Великотокмакского месторождения марганцевых руд в Запорожской области. Причиной стало отсутствие заявок на участие в торгах со стороны потенциальных покупателей. Стоимость одной лицензии со сроком действия 20 лет была оценена природоохранным ведомством в 8,16 млн грн., второй – в 15,07 млн грн., третьей – в 4,69 млн грн.

Следует отметить, что на протяжении нескольких лет группа "Индустриальный союз Донбасса" (ИСД) неоднократно декларировала намерения реализовать проект, связанный с разработкой месторождения марганцевых руд в Запорожской области, а также включающий строительство на его базе нового ГОКа. Более того, в 2008 году ИСД объявил о создании с этой целью консорциума с "ArcelorMittal Кривой Рог". А незадолго до последнего аукциона вице-президент ИСД Александр Пилипенко подтвердил интерес группы к этим участкам.

Однако ИСД отказался от приобретения лицензии не из-за финансового кризиса. Сейчас об этом уже можно говорить достоверно. В конце концов, 4,69 млн грн. группа в любом случае могла найти при большом желании акционеров. Тем более, Великотокмакское месторождение является одним из крупнейших в мире и насчитывает 1,5 млрд т рудных запасов. Однако как раз глобальные изменения в составе акционеров, о которых было объявлено буквально через неделю после аукциона в Минприроды, сделали вопрос о разработке марганца неактуальным. Совершенно очевидно, что новые российские владельцы ИСД не намерены инвестировать в горнодобывающий сектор ферросплавной отрасли. Для них это, очевидно, непрофильный актив.

Напомним, что ранее идею получить лицензию на новый участок и самостоятельно его разрабатывать ИСД рассматривал как альтернативу проекту по совместной с группой "Приват" реанимации "Таврического ГОКа" в Степногорске (Запорожская область). Это предприятие располагает одной действующей шахтой по добыче марганцевой руды, которую по решению правительства затопили еще в середине 90 гг.

А чуть позже была создана компания "Стептехсервис", в которой ИСД и "Приват" получили соотношение долей 51% и 49% соответственно. Но в итоге этот проект так и не сдвинулся с мертвой точки, не был даже утвержден бизнес-план. Вероятно, поэтому в 2006 году ИСД остановил домны №4 и №3 на подконтрольном Краматорском металлургическом заводе, на которых ранее в небольших объемах осуществлялся выпуск доменного ферромарганца.

Между тем в случае успешного развития проекта группа еще совсем недавно всерьез рассматривала возможность разворачивания производства ферросплавов на Алчевском меткомбинате, где, кстати, до 1990 года в доменной печи №2 получали ферромарганец. В частности, допускалось переоборудование под ферросплавное производство мартеновского цеха АлМК.

И эти планы нельзя назвать совсем далекими от реалий. Скорее, наоборот. Как показал недавний конфликт "ArcelorMittal Кривой Рог" с "Запорожским ферросплавным заводом", монополия "Привата" в отрасли чревата для сталеплавильных предприятий многомиллионными потерями. Как известно, в результате возникшего спора комбинату Лакшми Миттала пришлось отказаться от поставок из Запорожья и перейти на импорт ферромарганца и силикомарганца из стран Евросоюза и даже из далекой Южной Кореи. Что, понятно, никак не способствовало снижению себестоимости продукции АМКР.

Следует также отметить, что в целом украинский рынок ферросплавов достаточно емкий и оценивается в 600-700 млн долл. в год, по расчетам Министерства промышленной политики. Исходя из расхода ферромарганца на 1 т стали более 1%, несложно подсчитать, что его потребление металлургами в 2009 году превысило 295 тыс. т, а в 2010 году достигнет как минимум 330 тыс. т. В таких условиях организация собственного ферросплавного бизнеса для ИСД не выглядела такой уж бесперспективной.

Между тем "Приват" теоретически также мог вложиться в покупку лицензий на разработку Великотокмакского месторождения. Тем самым группа, казалось бы, вполне успешно выходила из тупика, созданного неразрешимым конфликтом корпоративных интересов на "Таврическом ГОКе". Однако на самом деле уже с 2008 года акционеры "Привата" окончательно отказались от планов по созданию вертикально-интегрированного ферросплавного холдинга на территории Украины.

Такой вывод следует из падения объемов добычи марганцевой руды на подконтрольных группе Орджоникидзевском и Марганецком ГОКах с одновременным увеличением импорта сырья для нужд Запорожского, Стахановского и Никопольского ферросплавных заводов, также входящих в орбиту "Привата". Так, в 2009 году МГОК и ОГОК полностью простаивали с января по апрель, тогда как руда на СФЗ, НЗФ и ЗФЗ завозилась из Ганы, Габона и Кот-д’Ивуара. В 2010 году ситуация не изменилась: за счет африканского импорта ферросплавщики, по их данным, покрывают потребности в сырье в пределах 60-65%.

А все из-за низкого, по сравнению с зарубежными аналогами, качества украинской руды, в которой содержание марганца составляет в среднем 25,8%. Для сравнения: африканская руда, добываемая на рудниках Ghana Manganese и "Nsuta Gold Mining Ltd.", подконтрольных Привату, содержит 31% марганца. Это делает ее использование более рентабельным по сравнению с продукцией МГОКа и ОГОКа, несмотря на высокие транспортные расходы.

Не случайно на одном из последних совещаний по вопросам ГМК под руководством Ю.Тимошенко на предложение премьер-министра вкладывать средства в разработку марганцевых месторождений представитель "Привата" ответил, что гораздо более целесообразно было бы предоставить металлургам льготы на инвестиции, которые расширят пропускную способность существующих портов для увеличения объемов импорта сырья.

Правда, в Запорожском облсовете делают вид, что не теряют оптимизма. И даже создали на бумаге коммунальное предприятие "Степногорский ГОК", под вывеску которого для разработки Великотокмакского месторождения собираются привлечь инвестора. Сообщалось об интересе к участию в проекте со стороны неких российских и польских компаний, однако дальше осторожного прощупывания почвы дело так и не сдвинулось.

Тем временем за столько лет проблема успела практически утратить свою социальную составляющую, связанную с функционированием Степногорска, в котором ГОК был градообразующим предприятием. Из города давно уехали все, кто мог и хотел это сделать, а оставшиеся немногочисленные жители смирились с отсутствием коммунальных удобств и работы. На заработки они ездят в соседнюю Васильевку и Запорожье.

Игорь Воронцов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 2

...
Новости партнеров


Статьи
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!