Подробнее Запомнить город


Трубные пятна

28.01.10
размер текста:

Трубный бизнес Виктора Пинчука переживает тяжелые времена. Кредиторская задолженность компании "Интерпайп" составляет 900 млн долл. Кроме того, в начале февраля ей необходимо провести выплаты процентного дохода по еврооблигациям на сумму 200 млн долл. В связи с отсутствием свободных средств компания вынуждена договариваться об отсрочках платежей.

Однако успех отсрочек платежей напрямую зависит от решения российских властей о продлении квоты на импорт украинских труб, так как 20% выручки компания получает именно на этом рынке. Для решения этой проблемы Виктор Пинчук обратился к украинскому премьер-министру. Если Юлии Тимошенко не удастся добиться продления квот на импорт украинских труб в Россию, то "Интерпайп" ожидает дефолт.

Текущий год начался для трубно-колесной компании "Интерпайп" с выплаты задолженностей по кредитам и еврооблигациям. В частности, общий долг компании по состоянию на конец третьего квартала прошлого года составил 900 млн долл. Соглашение о кредите компания, которая подконтрольна бизнесмену Виктору Пинчуку и членам его семьи, подписала в апреле 2008 года под обеспечение итальянского экспортного агентства SACE для строительства нового электросталеплавильного комплекса мощностью 1,32 млн т стали в год. Производственные мощности компании размещены на трех заводах в Днепропетровской области: ОАО "Интерпайп Новомосковский трубный завод" (НТЗ), ОАО "Нижнеднепровский трубопрокатный завод" и ОАО "Интерпайп Нико Тьюб". В 2008 году годовой оборот компании составил 1,96 млрд долл., на предприятиях было произведено 1,2 млн т трубной и колесной продукции, экспортные поставки составили 75%. А годом ранее, в июле 2007 года, компания осуществила дебютный выпуск еврооблигаций на 200 млн долл. с погашением 2 августа 2010 года и ставкой 8,75% годовых. Процентный доход по облигациям компания обязалась выплачивать каждые полгода, поэтому 2 февраля текущего года компанию ожидает очередная выплата по облигациям.

Однако финансовые обстоятельства заставили компанию еще в декабре 2008 года просить держателей облигаций смягчить обязательства по ним. Компания сообщила, что Millen Financial Ltd., которая принадлежит акционерам "Интерпайпа", объявила оферту на выкуп всего выпуска еврооблигаций по цене в диапазоне 47-55% номинала. Итоговая цена выкупа составила 47% номинала, однако объем реализованных по оферте облигаций не разглашался. Держатели еврооблигаций "Интерпайпа" в начале прошлого года пошли навстречу компании и согласились смягчить обязательства. В частности, был повышен разрешенный уровень коэффициента "долг/EBITDA" с 3,5 до 4,5, а кредит, который компания привлекала под реализацию электросталеплавильного комплекса, был исключен из общей суммы долга в 344 млн долл. Ставка купона по облигациям осталась на прежнем уровне, а это могло говорить о том, что акционеры "Интерпайпа" смогли выкупить более половины его еврооблигаций.

Неурегулированная ситуация с неплатежами по некоторым банковским обязательствам компании Interpipe Limited дала основание в середине декабря прошлого года международному рейтинговому агентству Fitch Ratings понизить долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) Interpipe Limited, холдинговой компании трубно-колесной компании "Интерпайп" (Днепропетровск), с CCC до RD (ограниченный дефолт). Агентство сообщило, что оно одновременно понизило приоритетный необеспеченный рейтинг компании с уровня CCC до C, краткосрочный РДЭ с C до D и пересмотрело рейтинг возвратности активов с RR4 на RR6. Вместе с тем Fitch исключило все рейтинги из списка на пересмотр для возможного понижения. "Понижение рейтинга отражает неурегулированную ситуацию с неплатежами по некоторым банковским обязательствам компании Interpipe Limited и подтверждение компанией перекрестного дефолта по основным банковским кредитным линиям, а также по еврооблигациям на 200 млн долл.", – отмечается в сообщении агентства.

При этом эксперты агентства предполагали наличие значительного риска того, что "Интерпайп" может допустить дефолт по платежам по другим долговым обязательствам, после того как истечет период отсрочек платежей, которые необходимо будет продлить в начале января 2010 года по существующим договоренностям с банками. Также Fitch считает, что переговоры "Интерпайп" с группой кредиторов могут быть тяжелыми из-за непростых отношений с кредиторами и сложной операционной и кредитной среды.

Помимо этого, агентство беспокоила ликвидность компании ввиду отрицательного свободного денежного потока, существенных обязательств инвестиционного характера по программе строительства электродуговой печи и потенциального ускорения кредиторами выплат по долгам Interpipe Limited. "Рейтинг возвратности активов по приоритетным необеспеченным облигациям Interpipe Limited "RR6" указывает на низкие перспективы возвратности средств в случае дефолта компании", – говорится в сообщении.

Тем временем в середине ноября прошлого года Interpipe Limited объявила о заключении договоров блокирования и поддержки (Lock Up и Support Agreements) с держателями еврооблигаций. Согласно условиям договоров, держатели еврооблигаций, в частности, откажутся от действий, которые могут привести к кросс-дефолту, на период до 2 февраля 2010 года или до более поздней даты в случае договоренности между сторонами. За это держатели получат вознаграждение в размере 2,5 доллара за каждые 1000 долларов основной суммы долга по облигациям. При этом такая плата будет осуществлена при условии, что общая сумма облигаций, которыми владеют держатели, подписавшие договор поддержки и блокирования, достигнет 150,001 млн долл. или 75%+1 облигация. Кроме того, компания предложила держателям, которые вошли в договоры блокирования и поддержи, внести изменения в договор и перенести Long-StopDate со 2 на 28 февраля 2010 года. Держатели облигаций, которые готовы поддержать такие изменения в договорах, должны были дать согласие компании до 25 января 2010 года. Действие предложений о подписании Lock Up и Support Agreements длилось до 15 января 2010 года.

По мнению аналитиков инвестиционной группы "Сократ", "Интерпайп" сможет заручиться поддержкой более чем 75% держателей бондов, так как сама компания (через аффилированных лиц) владеет 60-70% объемов всего выпуска. "Мы считаем, что компания нацелена на реструктуризацию непубличных займов и погашение без отсрочки и в полном объеме публичных (еврооблигаций). Таким образом, принятие договоров блокирования и поддержки для компании является крайне важным, поскольку позволит избежать кросс-дефолта и сохранить положительную кредитную историю относительно публичных займов", – полагают эксперты.

Однако успех отсрочек платежей по кредитам и еврооблигациям напрямую зависит от будущих продаж компании, так как при подписании соглашения о кредите компания указывала, что кредит обеспечивается 47% активами компании и будущими поступлениями от продаж. Следует отметить, что с продажами у "Интерпайпа" в последнее время возникли трудности, как, впрочем, и с производительностью. Так, в прошлом году ОАО "Интерпайп Новомосковский трубный завод" сократило производство труб на 47% по сравнению с предыдущим периодом, до 157,30 тыс. т. При этом в декабре по сравнению с ноябрем 2009 года выпуск трубного проката уменьшился на 42,3%, до 10,50 тыс. т. Вместе с тем по сравнению с аналогичным периодом 2008 года в декабре 2009 года НТЗ увеличил производство стальных труб на 41,9%, или на 3,1 тыс. т. В ноябре 2009 года по сравнению с октябрем предприятие увеличило выпуск трубного проката на 8,3%, до 18,2 тыс. т.

Помимо сокращения объемов производства, трубные заводы "Интерпайп" могут лишиться и основного рынка сбыта – России, так как соглашение с россиянами о продлении квоты на беспошлинный импорт украинских труб на 2010 год подписано не было. На данный момент, по словам чиновников из Минэкономики, переговоры проходят весьма тяжело. Украина, со своей стороны, предлагает России не повышать пошлины на импорт аммиачной селитры, а также гарантирует, что не введет квоты на импорт NPK-удобрений.

Взамен Россия должна продлить квоты на беспошлинный импорт украинских труб. Однако, как прокомментировали источники с российской стороны, цена вопроса тут существенно отличается: украинцы предлагают льготы на 100 млн долл., тогда как от россиян требуют в три раза больше. Если стороны так и не придут к соглашению, то украинские трубники при импорте в Россию будут платить пошлину в размере от 9% до 55%. Для компании "Интерпайп" это будет серьезным ударом, так как эта компания является крупнейшим импортером трубной продукции в Россию.

В целом доля украинских труб на российском рынке в ценовом эквиваленте составляет 250-300 млн долл. В 2005 году Минэкономразвития РФ и Минэкономики Украины заключили соглашение о квотировании импорта в РФ труб в размере 395 тыс. т, при этом ежегодный рост объемов импорта составлял 2% до 2010 года включительно. В текущем году квота составляет 427,6 тыс. т.

Что касается компании "Интерпайп", то в прошлом году около 40% трубной продукции она реализовала именно на российском рынке. В случае потери такого крупного рынка сбыта, по мнению экспертов, "Интерпайп" не сможет в условиях кризиса найти ему замену. В результате компании придется сократить объемы производства, что, в конечном счете, скажется на ее финансово-оперативной деятельности, а также на способности погасить финансовые обязательства.

Поэтому Виктор Пинчук обратился за помощью к премьер-министру Украины с просьбой помочь разрешить данную проблему. Кстати, как утверждают участники рынка, в обмен на предвыборную поддержку. Юлия Тимошенко обратилась с официальным письмом к российскому премьеру Владимиру Путину. В письме украинский премьер указывает, что она готова пойти на снижение доли украинского импорта на треть по сравнению с 2009 годом. Украину вполне устроит доля в пределах 5-6% российского рынка. Однако ответа, устраивает ли это Россию, пока не получено.

Максим Гачев

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!