Подробнее Запомнить город


Болгарские перспективы Смарт-холдинга

25.11.08
размер текста:

Компания российского бизнесмена Вадима Новинского "Смарт-холдинг" ведет активные переговоры с болгарскими властями на предмет покупки крупнейшего меткомбината страны - "Кремиковцы". Напомним, что ранее "Смарт-холдинг" уже имел опыт реализации инвестиционных проектов в Болгарии, так как контролировал прокатное предприятие Promet Steel, которое с 2008 года вошло в состав группы "Метинвест" в результате объединения ключевых горно-металлургических активов двух компаний.

Факт ведения переговоров подтвердили как на "Кремиковцах", так и непосредственно в "Смарт-холдинге". При этом представители "Смарта" заявили, что пока только изучают ситуацию на предприятии. Но по информации многих СМИ Вадим Новинский уже провел встречу с премьер-министром Болгарии Сергеем Станишевым, на которой обсуждался данный вопрос.

Меткомбинат "Кремиковцы" является предприятием полного цикла, поэтому вопрос сырьевой обеспеченности всегда был краеугольным камнем для инвесторов, которые пытались наладить его работу. Кроме того, учитывая, что собственный сталелитейный передел не покрывает потребности комбината в полуфабрикатах, предприятие также нуждается в привозных слябах. В настоящее время в связи с отсутствием гарантированных контрактов на поставку сырья комбинат простаивает.
"Кремиковцы" вот уже 12 лет является самым проблемным предприятием болгарского ГМК. В 2005 году при активном содействии болгарского правительства его приобрел Global Steel Holdings, подконтрольный индийским братьям Прамоду и Виноду Митталам (родственникам Лакшми Миттала).

По оценкам экспертов, цена покупки составила около 120 млн долл. Инвестиции в развитие, согласно бизнес-плану, за четыре года должны были составить около 300 млн долл. Однако, вскоре из-за финансовых проблем у новых собственников предприятия возникли трудности с выполнением инвестиционных обязательств. Ситуацию усугубило вступление Болгарии в ЕС, что автоматически повысило требования к охране окружающей природной среды, и, соответственно, значительно увеличило объем необходимых инвестиций. Правительство страны потребовало от Global Steel либо выполнить свои обязательства, либо найти нового инвестора для "Кремиковцев".

В борьбу за комбинат наиболее активно включились ArcelorMittal и Vorskla Steel Bulgaria украинского бизнесмена Константина Жеваго. Именно последние две компании, благодаря лобби в болгарском правительстве и готовности существенно переплатить за предприятие стали основными претендентами на покупку. Остальные же участники, среди которых назывались такие крупные компании как украинская "Метинвест", российская "Металлоинвест", американская US Steel и турецкая Erdemir сочли нерациональным соотношение цены и рисков.

Предложенные схемы вывода предприятия из кризиса у ArcelorMittal и Vorskla Steel Bulgaria основывались на механизме толлинговых соглашений и постепенного установления полного контроля над предприятием. Принципиальное различие заключалось в том, что если инвестпрограмма ArcelorMittal предусматривала закрытие коксохима и агломерирующих мощностей, т.е. фактически превращение "Кремиковцев" в прокатное предприятие на привозных слябах, то Vorskla Steel Bulgaria предлагала сохранить его как целостный интегрированный производственный комплекс, при этом реконструировать старый коксохим или построить новый.

Благодаря лояльности руководства "Кремиковцев", победу одержал ArcelorMittal. Однако, его толлинговое соглашение действовало всего день и было расторгнуто в пользу аналогичного соглашения с Vorskla Steel Bulgaria. Определяющую роль в этом выборе сыграли профсоюзы и болгарское правительство. Трехлетний контракт с украинской компанией предусматривал, что она сразу инвестирует $90 млн в оплату текущих долгов, поставит руду, коксующийся уголь и металлолом, а также обеспечит поставки газа и электроэнергии. Взамен Vorskla Steel Bulgaria получила эксклюзивное право на продажу всей произведенной продукции. В соответствии с планом развития "Кремиковцев", одобренному профсоюзами предприятия, Vorskla Steel взяла на себя непомерные обязательства. До 2012 года она пообещала инвестировать в комбинат $600-700 млн, в том числе в экологические программы – от $100 до $150 млн.

Однако, кризис на рынке металлопродукции, а также проблемы с ликвидностью у господина Жеваго существенно затруднили реализацию намеченных инвестиционных планов. 20 октября 2008 года Vorskla Steel Bulgaria объявило о приостановлении действия соглашения о работе по давальческой схеме и прекратило поставки сырья на "Кремиковцы". Данное решение было аргументировано постоянным саботажем со стороны сотрудников предприятия, воровством продукции, ухудшением рыночной конъюнктуры, а также несогласованностью действий кредиторов, государства, управляющих и профсоюзов. В то же время, представители Vorskla Steel Bulgaria заявили, что готовы рассматривать возобновление инвестиций в меткомбинат, но исключительно на условиях полного управленческого контроля над предприятием.

Попытка шантажа болгарских властей, похоже, не увенчалась успехом, и теперь правительство начало поиски нового инвестора для возрождения предприятия. Вариант со "Смарт-холдингом" достаточно перспективный, поскольку Вадим Новинский, судя по всему, сможет договориться со своим партнерами по "Метинвест Холдингу", который обладает излишком ЖРС, полуфабрикатов и способен обеспечить бесперебойную поставку сырья на "Кремиковцы". Кроме того, постсоветский капитал традиционно проводит более мягкую социальную политику, нежели западные и индийские компании, что является одним из важнейших условий одобрения сделки по продаже "Кремиковцев".

Главным конкурентом В. Новинского, очевидно, выступит ArcelorMittal, который все еще не отказался от своих планов в отношении болгарского предприятия. Кроме того, как сообщил на прошлой недели министр экономики и энергетики Болгарии Петар Димитров, серьезный интерес к предприятию проявляет компания CSN (второй по мощности производитель стали в Бразилии), которая имеет собственные запасы железорудного сырья. В то же время, стоит отметить, что в условиях финансового кризиса и обвала рынка металлопродукции, все претенденты на приобретение "Кремиковцев" будут требовать значительную скидку за столь проблемный актив.

Справка

Меткомбинат "Кремиковцы" начал свою производственную деятельность в 1959 году. В состав комбината входят доменный цех (проектная мощность 2,5 млн тонн), три кислородных конвертера (1,75 млн тонн), две слябовые МНЛЗ (1,6 млн тонн), стан горячей прокатки (2,5 млн тонн) и стан холодной прокатки (120 тыс. тонн). "Кремиковцы" специализируется на производстве слябов, горячекатаных и холоднокатаных рулонов, листа, оцинкованного проката и проката с покрытием.
"Кремиковцы" является крупнейшим предприятием черной металлургии в Болгарии. На его долю приходится 2% ВВП Болгарии и 10% болгарского экспорта в страны ЕС.

За девять месяцев 2007 года, когда последний раз был опубликован отчет о деятельности комбината, он увеличил чистый доход от реализации продукции на 26,6% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года - до 390 млн евро.

Государству принадлежит 25,3% акций комбината, остальные акции обращаются на болгарской бирже.
На предприятии работает 5 640 человек.

С 1996 правительство Болгарии ищет эффективного частного инвестора для предприятия.

ЗАО "Смарт-холдинг", созданное в декабре 2006 года, опосредованно владеет активами в горно-металлургическом комплексе (являясь акционером группы "Метинвест"), а также непосредственно управляет ОАО "Балаклавское рудоуправление" (Севастополь). В сферу интересов "Смарт-холдинга" также входят активы в машиностроении (ОАО "Днепропресс"), в судостроении (ОАО "Херсонский судостроительный завод" и ОАО "Черноморский судостроительный завод"), в аграрном секторе (группа компаний "Верес", группа компаний "Калитнянский Бекон"), в сфере недвижимости (ООО "Юджин").

В 2007 году ЗАО "Смарт-холдинг" начало процесс объединения своих ключевых горно-металлургических активов (пакеты акций ОАО "Ингулецкий ГОК", ЗАО "ММЗ", болгарского прокатного завода Promet Steel) с украинской группой "Метинвест Холдинг".

В конце 2007 года проект слияния активов “Смарта” и “Метинвеста” получил разрешение Антимонопольного комитета Украины, а 21 октября 2008 года - Директората Еврокомиссии по конкуренции, что стало последним этапом в процедуре объединения.

В результате слияния активов Smart N.V. стал собственником более 25% акций уставного капитала компании Metinvest B.V. (холдинговая компания группы "Метинвест"). Объединенная компания вошла в первую пятерку компаний мира по запасам железорудного сырья и в первую двадцатку крупнейших металлургических компаний мира.

Президентом и основным бенефициаром "Смарт-холдинга" является Вадим Новинский.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!