Подробнее Запомнить город


АЭС под елочку

21.01.10
размер текста:

Россия активно стремится проникнуть в украинскую ядерную отрасль. Кабмин Украины, в свою очередь, готов всё отдать в самое ближайшее время.

В первой половине января 2010 г. Кабмин таки аннулировал лицензии холдинга "Крымский титан" на разработку Иршанского (Житомирщина) и Вольногорского (Днепропетровская обл.) месторождений ильменитовых руд. Впрочем, о таком развитии сюжета было известно уже давно. Напомним, холдинг контролируется бизнесменом Дмитрием Фирташем – едва ли не главным недругом действующего премьер-министра. По крайней мере, ключевым противником его склонна считать сама Юлия Владимировна.

Однако интересно рассмотреть не титановый, а несколько менее заметный аспект данной темы. Итак, теперь, после изгнания Фирташа, монопольными разработчиками указанных месторождений становятся соответственно Иршанский горно-обогатительный и Вольногорский горно-металлургический комбинат (ГМК). При этом на месторождениях добывается не только ильменит (руда титана), но и полиметаллические материалы, включающие, например, соединения циркония. Более того, Вольногорский ГМК – это, по сути, монопольный добытчик таких соединений в Украине. Именно местные материалы обеспечивают работу ГНПП "Цирконий" (г. Днепродзержинск), единственного в стране производителя циркониевого проката и сплавов. Где используется такая продукция? Правильно, в ядерной энергетике. Так, ГНПП выпускает ядерно-чистый металлический цирконий и гафний, сплавы циркония с ниобием и др.

В Министерстве промышленной политики подтверждают: в экономической войне против Д.Фирташа присутствует не только титан. Другая составляющая – ядерная. В последнее время активно муссируется тема строительства в Украине завода ядерного топлива (ЯТ). И, следует сказать, за этот проект идет довольно активная борьба между заинтересованными кругами России и США. Не Запада в целом, не Евросоюза, а именно Америки, руководство которой прекрасно понимает стратегическое значение атомной отрасли не только для отечественной экономики, но и для ситуации в регионе в целом. И особенно эта тема "зазвучала" перед выборами.

МосквЮля

Украинская и российская сторона уже успели по несколько раз заявить, что договоренности по заводу ЯТ уже достигнуты и вот-вот начинается строительство. Так, в конце 2009 г. российская компания "ТВЭЛ" (монополист СНГ по выпуску топлива для АЭС) объявила, что подготовила "обоснование целей инвестирования" по проекту завода по производству топливных материалов для ядерных реакторов советского и российского образца. А чуть ранее Киев заявил, что готов к тому, чтобы совместно с крупным инвестором построить подобный завод к 2015 г. Для чего, мол, НАЭК "Энергоатом" вел переговоры не только с "ТВЭЛом", но и с Westinghouse (США). А в новом году, как анонсировалось, должен быть тендер на привлечение инвестора.

И уже с начала года нам стало известно, что Кабмин хочет поспешить со строительством завода. Высокопоставленный правительственный источник МинПрома рассказывает, что, несмотря на скорые выборы, глава Кабмина в последние месяцы торопила профильных чиновников с продвижением проекта завода. Причем предлагается (кто бы сомневался!) именно вариант с "ТВЭЛ". А срок при этом сокращен до 3 лет, примерно до 2012 г. Наши эксперты называют такие сроки в кризисный период достаточно сомнительными. Но прекрасно понятно, что дело не столько в декларативном сроке (в конце концов, в таком масштабном проекте можно немного и запоздать), сколько в сути постановки вопроса. Активно, а то и агрессивно продвигается именно российский вариант, под который подтягиваются и сроки. Отраслевые специалисты считают, что ТигрЮля хочет успеть развернуть проект за время ближайшей президентской каденции. Означает ли это излишнюю веру в победу на выборах? Не совсем. Просто Ю.Тимошенко как главный лоббист столь крупного проекта делает все возможное для его скорейшего воплощения.

Немного о масштабе. Во-первых, планируется не просто завод, а вертикально-интегрированный комплекс, куда войдут и профильные месторождения (урановые и полиметаллические), и Восточный ГОК (первичное обогащение урана, наибольшие мощности в Европе и 3,3% от мировых), и Государственный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт трубной промышленности (г. Днепропетровск) с его мощностями по производству циркониево-ниобиевых труб для тепловыделяющих элементов АЭС.

Во-вторых, специально под проект в сентябе-2009 принята правительственная целевая программа "Ядерное топливо Украины". В-третьих, аналитики промышленного министерства считают, что общая стоимость нового предприятия даже в современных ценах намного превысит 10 млрд грн., а может достигнуть и 20-25 млрд грн. В-четвертых, уже осенью развернулась борьба за влияние на базу уранового сырья. В начале декабря Президент Виктор Ющенко подписал закон, которым основное отечественное урановое месторождение – Новоконстантиновское – добавлено в список объектов, не подлежащих приватизации. Отметим, местные запасы – самые богатые из всех разведанных залежей в Европе и составляют более 100 тыс. т. В перспективе это позволит производить столько электроэнергии, сколько ныне в стране получают из энергетического угля всех украинских шахт. Освоение месторождения было начато еще в 1984 г., но прекратилось в 1989 г. Входило в состав ВостГОКа, однако в апреле 2006 г. выделено Минтопэнерго (Кабмин Еханурова) в отдельное ГП.

Реакция правительства на закон последовала незамедлительно. Минтопэнерго буквально через 2 дня приказом вернуло месторождение в состав ГОКа. И объявило о готовности подписать с госкорпорацией "Росатом" "Меморандум о развитии сотрудничества в области геологоразведки, добычи и переработки урановых руд". Характерно, что документ предполагается бессрочным. Кроме того, в "Энергоатоме" по секрету нам сказали, что в последней редакции Меморандума у Украины явно меньше прав, чем у России. Вот такая "поддержка национального производителя", которую бурно декларирует Кабмин перед выборами.

Все будет "твэл"

Для полноты картины добавим, что в нашей стране расположено более 70% урановых запасов бывшего СССР. Неудивительно, что Москва с ее программами модернизации и развития атомной энергетики имеет тут особый интерес. Если до 2007 г. в РФ лишь достраивались энергоблоки, заложенные еще в советское время, то затем началось возведение сразу двух новых АЭС: Ленинградской АЭС-2 и Нововоронежской АЭС-2 (по два блока каждая). А в целом к 2020 г. намечено ввести в строй 26 новых энергоблоков (для сравнения: за все времена в СССР было запущено 30). Также в 2007 г. начато строительство серии плавучих АЭС.

Со своей стороны, отечественная ядерная энергетика остается привязанной к российской. Достаточно вспомнить, что сегодня все топливные элементы поступают именно из России. Отработанное топливо уходит на утилизацию также в РФ. Тогда как тот же Westinghouse к данному моменту добился лишь проекта опытной эксплуатации своего топлива на одном из украинских блоков. Еще отметим, что Киеву за последнее десятилетие удалось построить два условно "своих" (но при участии "ТВЭЛа") хранилища отработанного ядерного топлива, которое, кстати, со временем сможет снова быть использовано уже на новейших реакторах.

Наконец, собственно производство топлива в рамках "пророссийского" проекта предполагается лишь на втором этапе, а поначалу обогащенная руда будет перерабатываться в России, вероятно, на базе Ангарского электролизного химического комбината (г. Ангарск, Иркутская обл.), где в развитие монополии РФ в атомной индустрии СНГ создается международный центр по обогащению урана. Центр создан как СП в мае-2007 в рамках соглашения с Казахстаном, причем на НАК "Казатомпром" приходится лишь 10%. Ввод в строй новых обогатительных мощностей запланирован на 2013-2014 гг. И в конце ушедшего года Ю.Тимошенко похвасталась, что Украина готова присоединиться к проекту. "Последний саммит СНГ в Крыму прошел не зря еще и по этой причине", – не скрывает радости премьер (на саммите были достигнуты лояльные для украинской стороны договоренности о принципах поставок российского природного газа на конец 2009 г. – начало 2010 г.).

В заключение отметим, что и Киев строит достаточно амбициозные планы развития АЭС. Так, согласно планам Кабмина, к 2020 г. должно быть запущено в работу 6 новых энергоблоков суммарной установленной мощностью 6,8 ГВт. Сейчас страна имеет 15 блоков на 13,835 ГВт, то есть общая мощность должна вырасти примерно в 1,5 раза. Более того, на конец 2020 г. должны строиться еще 8 энергоблоков с легко- и тяжеловодными реакторными установками суммарной мощностью дополнительно 9,4 ГВт. Базовая стоимость программы – почти 126,87 млрд грн., в том числе 25,4 млрд грн. выделяется из госбюджета, а остальное – за счет инвестиций и реализации электроэнергии.

Что же касается сырья, то в прошедшем году Украина самостоятельно вложила в освоение урановых месторождений около 125 млн долл., сообщают в Минтопэнерго. Выходит, и сами немало можем, если захотим. Но, учитывая напор Москвы в экспансии на стратегические рынки стран-соседей (кроме атомпрома, это – оборонно-промышленный комплекс, металлургия, машиностроение, нефтехимия и др.), остается все меньше оснований сомневаться, что будет воплощен именно пророссийский вариант. Независимо от того, кто победит на президентских выборах.

Максим Полевой

... ...
 


Комментарии
комментариев: 7

...
Новости партнеров


Статьи
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.
04.03.20, Василий Январев
Чем лучше развит внутренний рынок стали, тем проще металлургам любой страны переносить периодически повторяющиеся спады на глобальной арене. В Украине с этим традиционно было неважно, а по итогам прошлого года ситуация ухудшилась: потребление металлопродукции сокращается, а импортеры продолжают наращивать свою долю даже на падающем рынке.
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!