Подробнее Запомнить город


Во имя будущего

16.10.09
размер текста:

С началом кризиса метизников Украины спасал экспорт. Но чтобы продавать хоть что-то и в будущем, обязательно нужно модернизироваться.

В сентябре ОАО «Днепрометиз» заявило, что модернизация волочильного производства позволила компании создать самый мощный в Украине современный волочильный комплекс, способный выпускать проволоку по европейским требованиям к качеству. Усовершенствовано 18 существовавших волочильных станов, установлено 8 новых станов – итальянской компании Mario Frigerio (5 с кратностью волочения от 7 до 11 для изготовления проволоки диаметром от 1,45 до 3 мм и 3 восьмикратных для волочения проволоки диаметром от 0,8 до 1,4 мм). Ежегодная проектная мощность итальянских станов составляет 60 тыс. т проволоки, производительность в 3-4 раза выше, чем у оборудования старого образца. Общая годовая мощность проволочного оборудования в цехе – 140 тыс. т, в перспективе планируется увеличение до 210 тыс. т.

По оценкам объединения метизных заводов Украины «Укрметиз», благодаря новому оборудованию повысится скорость волочения, сократятся производственные отходы, а геометрические параметры и механические свойства проволоки будут соответствовать высоким международным требованиям. По словам генерального директора «Укрметиза» Игоря Буравлева, на новых агрегатах используется высококачественный инструмент и современные смазки, возможна розеттная намотка непосредственно после волочения, без дополнительных этапов перемотки.

В целом инвестпроект по техпереоснащению завода рассчитан на 2007-11 гг. и предусматривает освоение $27,4 млн. (половина средств уже освоена). Инвестор – субгруппа «Северсталь-метиз» (Россия), которая в 2006 г. приобрела предприятие у отечественного финансово-промышленного холдинга «ТАС». Реконструкция волочильных мощностей стала 2-м этапом обновления, на 1-м были модернизированы линии травления и оцинкования.

Вокруг «Днепрометиза»

Эксперты полагают, что описанное обновление действительно уже вскоре будет иметь реальный эффект. Так, считается, что в результате ОАО сможет потеснить с украинского рынка таких крупных конкурентов, как Запорожский сталепрокатный завод и днепродзержинский завод «Метиз». На более мелких операторах усиление «Днепрометиза» скажется не так сильно, т.к. у них больше возможности маневрировать номенклатурой на тех же самых мощностях. А также ниже себестоимость. Для справки, за 8 мес. 2009 г. доля «Днепрометиз» составила 40% от всего объема производства компаний объединения «Укрметиз»; в текущем году завод сохранил загрузку на уровне 70% к 2008 г.

Итак, «Северсталь-метизу» удалось воспользоваться кризисом и на время остановить часть мощностей «Днепрометиза» в целях ускорения реконструкции. Кстати, такой же подход сейчас реализуется и в целом по холдингу.

Игроки рынка метизов Украины отмечают, что 1 такой итальянский стан сегодня стоит порядка 800 тыс. евро, но при договоренности (в т.ч. при опте) возможны скидки в размере до 100 тыс. евро. Таким образом, новое оборудование из Италии (включая внедренческие работы) стоило инвестору до 8 млн. евро. Добавим, подобная техника – но не итальянская – уже работает на отечественных метизных предприятиях: на «Гарант Метиз Инвесте» (г. Желтые Воды Днепропетровской обл.), на фирме «Промметиз» (Днепропетровск). Для Mario Frigerio же контракт с «Днепрометизом» стал первым в Украине.

Кроме усиления позиций на внутреннем рынке, техническое развитие днепропетровского ОАО, вероятно, приведет к общему росту украинского потребления базового метизного металлосырья – катанки. Напомним, сегодня основные поставщики катанки в стране – это «АрселорМиттал Кривой Рог» (АМКР), а также сбытовые структуры группы «Метинвест».

Но проблема в том, что поставщики далеко не всегда готовы обеспечить метизников катанкой. Так, уже много лет длится «холодная война» с АМКР, еще со времен, когда никакого АМКР не было, а была «Криворожсталь». Особое обострение «войны» случилось в 2004 г., когда катанка начала быстро дорожать, значительно опережая по темпам подорожания метизную продукцию. Прибыльность у метизников начала падать, и они вскоре развернули лоббистскую кампанию за введение для «конечного национального производителя» льготных цен на катанку. «Криворожсталь» пошла на уступки, но перетягивание каната с переменным успехом в ту или иную пользу продолжается и по сей день. И Лакшми Миттал несколько раз «кидал» метизников (недопоставки, невыполнение сроков, повышенные цены и др.), и сами метизники порой не без греха (долги за поставленный товар, чрезмерные требования к условиям поставки, публичная демагогия вокруг всего этого и т.п.).

К слову, по данным И. Буравлева, в сентябре на рыке сложился дефицит катанки, вызванный, прежде всего, нехваткой кокса на АМКР. Так, с 14 сентября 2009 г. последний полностью приостановил отгрузку катанки, заказчики были предупреждены, что получат оплаченный товар только в октябре. В результате метизные компании были вынуждены поддерживать производство за счет переходящих запасов и поставок с метинвестовского Макеевского метзавода. Но все равно некоторым метизникам пришлось на 5-7 дней останавливать мощности. Поставки возобновились в начале октября.

Нужны модернизации

Проблемы с сырьем стали лишь одним фактором сентябрьского спада продаж метизов. Еще один минус-фактор – рост цен на метизную продукцию.

Однако в целом сбыт постепенно восстанавливается, полагают в центре «Держзовнишинформ» (ДЗИ) – примерно с июня. Но – в первую очередь за счет экспорта, а не внутренних поставок. Так, по итогам января-августа 2009 г. структура реализации сильно сместилась в пользу экспорта, информируют в «Укрметизе». Если ранее в Украине продавалось не менее 65-70% от общего объема внутреннего производства, то ныне это немногим более 50%. Экспорт поддерживается и девальвацией гривны. В августе в стоимостном выражении экспортные поставки метизов выросли на 2,3% к июлю до $9 млн., а за 8 мес. – упали почти на 50% (до менее чем $60 млн.).

А вот импорт метизной продукции в августе упал – на 12% относительно июля, до уровня $10 млн. (в январе-августе – на 66%, до $65 млн.). Но это не значит, что внутренний потребитель с кризисом вдруг утратил интерес к импортным метизам – просто спрос упал в целом. Что же касается потребительского интереса к импорту, то он в последние годы рос: отечественные метизники далеко не всегда могут предложить современную высокотехнологичную продукцию. Кстати, по этой причине экспорт украинских метизов во многом ограничен СНГ и странами «третьего мира». Да и здесь продажи нестабильны – из-за нестабильного качества.

Так или иначе, в Кабмине добавляют, что метизные заводы страны за 9 месяцев 2009 г. сократили производство примерно на 50% в годовом сравнении, до 143 тыс. т.

Что в перспективе?

По оценкам «Северсталь-метиз», восстановление метизной отрасли до уровня 2007-08 гг. займет не менее 2-3 лет. Гендиректор этого предприятия Олег Ветер акцентировал на общей необходимости замены старого оборудования на новое и эффективное, на сокращении издержек на содержание производственных площадей и логистику.

Также, говоря о рынке, специалист отдельно сказал об особом значении технологий, позволяющих улучшать качество уже выпускаемой продукции. Например, в последние годы растет спрос на метизы со сложными полимерными покрытиями, для изготовления которых полностью новое оборудование не обязательно – можно перепрофилировать существующее. Что особенно важно для метизников Украины и всего СНГ с их вечным дефицитом инвестиционных ресурсов.

В целом в 2009-10 гг. отечественные метизники будут пытаться реализовать отдельные «точечные» инвестпроекты, с целью хоть немного повысить качество продукции и тем самым долгосрочно укрепиться на рынке. Лидерство в инновациях останется за малыми и средними производителями, более мобильными в плане маневра мощностями и ассортиментом.

Максим Полевой

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
13.07.18, Ярослав Ярош
Во многосерийном баттле за контроль над компанией "Укрнафта" между государством и группой "Приват" открыт новый фронт. На этот раз в городе Каменском Днепропетровской области. Командующий приватовской армией Игорь Коломойский решил остановить одно из крупнейших химических предприятий Украины – объединение "Днипроазот". Но хлопнуть при этом дверью так, чтобы окна задрожали по всей стране. Причем здесь "Укрнафта"? В течение 7 последних лет "Днипроазот" находился у нее на иждивении.
09.07.18, Василий Январев
После введения Межведомственной комиссией по международной торговле квот на импорт серной кислоты обсуждение данного вопроса перенеслось из МЭРТ в Государственную регуляторную службу. На прошедшем на днях в ГРС совещании схлестнулись представители производителей и потребителей кислоты, причем аргументы последних оказались гораздо сильнее.
05.07.18, Ярослав Ярош
Газотранспортная система Украины похожа на перезревшую невесту. Когда ее трубы добивались, Киев медлил. Сегодня он готов отдать ГТС хоть в аренду, хоть в концессию, хоть в совместное владение, но очередь из претендентов уже не стоит. Есть риск, что через два года вся эта огромная система общей длинной в 38 тыс. км газопроводов будет обслуживать исключительно внутренний рынок Украины. А это уже мало кому интересно.
02.07.18, Максим Полевой
Ведущие железорудные производители мира готовят к работе новые месторождения взамен выбывающих – на фоне нестабильности рыночных ожиданий в связи с начатыми США торговыми войнами.
27.06.18, Игорь Воронцов
Наиболее масштабные сделки в европейской металлургии оказались под угрозой срыва из-за слишком строгого следования демократическим процедурам, при которых все имеют не только собственное мнение, но еще и голос с правом "вето". Закономерно, что при таком раскладе шансы продавцов и покупателей ударить по рукам уменьшаются – время работает против них. Да и вообще у любого делового энтузиазма есть предел. Как и у обычного человеческого терпения.
21.06.18, Анна Ганзенко
В мае Кабинет министров одобрил Национальную транспортную стратегию Украины до 2030 года. О необходимости разработки такого основополагающего документа говорили уже давно, ведь транспортная отрасль, несмотря на все еще весомый вклад в формирование отечественного ВВП (около 6%), по-прежнему находится в глубоком и затяжном падении.
18.06.18, Ярослав Ярош
Администрация США решила больше не откладывать введение защитных мер против экспорта из ЕС и NAFTA, так что с 1 июня стальная продукция из этих регионов должна облагаться 25-процентной пошлиной. Две недели спустя Евросоюз решился на ответные санкции. Вслед за Канадой, Индией, Китаем и некоторыми другими странами. Маховик торговой войны набирает глобальные обороты, так что и украинским производителям будет трудно от него уклониться.
14.06.18, Игорь Воронцов
Ситуация на украинском рынке металлолома становится все горячее, по мнению участников III научно-технической конференции, организованной ассоциацией "УАВтормет" и прошедшей в Киеве 12 июня. Однако летняя жара здесь ни при чем – растет конкуренция за ограниченный объем ресурса. За него борются несколько категорий потребителей: украинские металлурги, литейщики и зарубежные металлурги.
12.06.18, Павел Вернивский
На прошлой неделе Верховная Рада все же одобрила закупку 55 французских вертолетов на сумму 555 млн евро. Это решение украинских политиков еще раз доказывает, что власть взяла курс на деиндустриализацию экономики страны, а также самоустранение государства от функции главного субъекта экономического развития.
06.06.18, Максим Полевой
На мировом рынке цветных металлов – борьба с последствиями импортных санкций США и дефицит большинства биржевых видов сырья, что создает предпосылки для дальнейшего повышения цен.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!