Подробнее Запомнить город


От проката до просвета

19.10.09
размер текста:

Украинский рынок стального проката сегодня отброшен кризисом примерно на пять лет назад. Однако к концу 2009-го здесь чувствуется гораздо больше жажды к жизни, чем было в начале года. Образно говоря, если в первом полугодии он падал без ропота и парашюта, то во втором - парашют начал раскрываться.

Свободное падение украинской металлургии под напором кризиса было одним из самых стремительных в мире. Не удивительно, что к экватору 2009-го она растеряла немалую толику того багажа, что копила в течение нескольких предыдущих лет. Больше всего пострадал сегмент проката, который на 90% ориентирован на экспорт. За первую половину 2009-го портфель экспортных заказов отечественных сталепрокатчиков отощал почти на треть, а валютная выручка сократилась по разным позициям в 2-3 раза. Так, по данным объединения "Металлургпром", из 12,4 млн. тонн проката, выплавленного на метпредприятиях Украины за январь-июнь 2009 года, 11 млн. тонн отправлено на экспорт. В физическом объеме это на 28,1% меньше, чем за аналогичный прошлогодний период. В среднестатистических ценах стоимость тонны украинского проката уменьшилась с 709,7 до 378,4 USD за тонну.

Однако в контексте глобальных процессов и оживающего спроса второго полугодия даже эти цифры не следует воспринимать как приговор. В остающийся между Рамаданом и Рождеством период времени у украинских прокатчиков еще есть возможность несколько подтянуть свою успеваемость.

Улучшению показателей по итогам года будет способствовать сама специфика статистического учета. Ведь в 2008 году именно четвертый квартал являлся глубоко провальным для отечественного ГМК. Он-то и потянет общегодовую статистику вниз, ведь до сих пор сравнение шло с благополучными первыми месяцами. В 2009-м тенденции совершенно противоположные. Как раз четвертый квартал предоставляет шанс немного наверстать упущенное в предыдущие периоды. Исходя из этого в "Держзовнишинформе", например, ожидают, что объемы экспорта проката из Украины до конца года достигнут уровня в 22,5 млн. тонн, в Минпромполитики не исключают и 24 млн. тонн. Понятно, что ни то, ни другое не сравнить с прошлогодними достижениями, но отставание уже не так фатально – в пределах 17-21%.

Правда, ценами на прокат до окончания года экспортерам обольщаться не стоит. И катанка, и арматура до конца года вряд ли выберутся за пределы коридора 370-450 USD/тонна, хотя в памяти свежи еще воспоминания о том, как прошлогодним летом их можно было продать и за 1200-1300 USD/тонна. Но лучше считать это сном, как и нефть по 150 USD за баррель. Сегодня покупатель хочет экономить, что и подтверждает легкое сентябрьское снижение цен на квадрат и заготовку на открывшихся после Рамадана ближневосточных рынках.

Скромные экспортные прибыли обусловлены еще и тем, что украинские меткомбинаты наиболее активно работают в нишах дешевого проката. Так, "фишкой" отечественного прокатного экспорта остаются полуфабрикаты (отгружено 6 млн. тонн за первое полугодие-2009), тогда как наши позиции в сегментах сортового и плоского проката значительно слабее (2,25 и 2,75 млн. тонн экспорта соответственно).

При этом продажи за рубеж полуфабрикатов сократились за январь-июнь всего на 14%, тогда как сортового проката - на 38,3%, а плоского - на 40,2%. Такая значительная разница четко сигнализирует о том, что на рынках металлопродукции с более высокой добавленной стоимостью Украине все еще сложно конкурировать с другими странами, особенно с Турцией и Китаем.

По оценкам агентства "Металл-эксперт", Украина может достаточно уверенно чувствовать себя на рынках заготовки, поскольку у нее себестоимость производства этого полуфабриката одна из самых низких в мире – порядка 210-220 USD/тонна. Тогда как в Турции это показатель колеблется в пределах 280-410 USD/тонна, в Китае - еще выше.

Но в сортовом прокате Украина пока способна тягаться только с Россией, но не с Турцией, хотя все они втроем ориентируются на одни и те же рынки. Например, на самом "живом" из них - ближневосточном - туркам удалось удержаться практически на прошлогоднем уровне реализации (3,5 млн. тонн за январь-август 2009 года). Такой объем превышает суммарный результат России и Украины. Украинские сортопрокатчики, в частности, отгрузили в ближневосточном направлении за указанный период лишь 1,15 млн. тонн своей продукции.

При этом Ближний и Средний Восток плюс Египет остаются и в 2009 году основным сбытовым плацдармом для Украины, и важность этого форпоста только возросла, поскольку Европа практически закрылась для импортного проката, экспорт в страны СНГ сократился наполовину. А надежды на то, что национальный потребитель стали хоть как-то поддержит национального производителя оказались тщетными.

В этих форс-мажорных условиях единственной мажорной тональностью является то, что экспорт украинской прокатной продукции падает более слабыми темпами, чем его производство. Из этого вытекает, что свой контингент клиентов Украине удалось преимущественно сохранить, а кое-где даже прирастить. Так, в числе крупных покупателей украинского полуфабриката в 2009 году появились Китай и Ливан, сортового проката - Индия и Ирак.

Возможно, этому способствовал и некоторый диссонанс в динамике выплавки стали и проката между постсоветским пространством и остальным миром. Так, если в Украине, как и в России, сталеплавильное дно пришлось на конец 2008 года, то США и Евросоюз опустились туда только в нынешнем году.

За январь-август, к примеру, объем производства стали за океаном упал на 49,4%, в странах ЕС - на 41%. На этом фоне даже украинское падение на 35%, а тем более российское - на 27% уже не выглядят удручающе. Правда, в той же Турции падение составило лишь 15%, а в Китае его вообще не наблюдалось.

Фактически благодаря кризису и заминке среди металлургов из развитых стран, конкуренты последних даже упрочили собственные позиции. Например, Китай довел свою долю в общемировом производстве сортового проката до 60%, Россия увеличила долю экспорта в продажах сортового проката с 35% до 53%. Украине, правда, похвастаться особо нечем. Разве что тем, что в 2009 году отечественный ГМК взобрался на самый высокий в своей истории показатель выхода готового проката из тонны стали - 90,7%. Это на 5% больше, чем, например, в России. И это очень даже неплохое достижение, поскольку оно напрямую влияет на снижение себестоимости выпускаемой продукции.

Однако отечественная прокатная отрасль чувствовала бы себя намного увереннее сегодня, если бы своевременно был выявлен перекос в ее развитии - в сторону заготовки из рядовых марок стали, которая и превратилась в фирменное национальное экспортное блюдо. Соответственно и основной поток инвестиций шел в доменное и сталеплавильное производство, обходя прокатные станы стороной.

По оценкам сотрудников Донецкого национального технического университета, если в сегменте арматуры и катанки технологические мощности украинских меткомбинатов еще позволяют производить конкурентоспособную продукцию, то в нише средне- и крупносортового проката таких возможностей практически нет. Самый новый рельсобалочный стан в стране был введен в эксплуатацию на "Азовстали" в 1948 году - и этим всем сказано.

Конечно, обновлением прокатных мощностей сподручнее было бы заниматься еще до кризиса. Но придется теперь. Конкуренция на внешних рынках стальной продукции рано или поздно вынудит к этому владельцев украинских метпредприятий.

Ярослав Ярош

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!