Подробнее Запомнить город


От проката до просвета

19.10.09
размер текста:

Украинский рынок стального проката сегодня отброшен кризисом примерно на пять лет назад. Однако к концу 2009-го здесь чувствуется гораздо больше жажды к жизни, чем было в начале года. Образно говоря, если в первом полугодии он падал без ропота и парашюта, то во втором - парашют начал раскрываться.

Свободное падение украинской металлургии под напором кризиса было одним из самых стремительных в мире. Не удивительно, что к экватору 2009-го она растеряла немалую толику того багажа, что копила в течение нескольких предыдущих лет. Больше всего пострадал сегмент проката, который на 90% ориентирован на экспорт. За первую половину 2009-го портфель экспортных заказов отечественных сталепрокатчиков отощал почти на треть, а валютная выручка сократилась по разным позициям в 2-3 раза. Так, по данным объединения "Металлургпром", из 12,4 млн. тонн проката, выплавленного на метпредприятиях Украины за январь-июнь 2009 года, 11 млн. тонн отправлено на экспорт. В физическом объеме это на 28,1% меньше, чем за аналогичный прошлогодний период. В среднестатистических ценах стоимость тонны украинского проката уменьшилась с 709,7 до 378,4 USD за тонну.

Однако в контексте глобальных процессов и оживающего спроса второго полугодия даже эти цифры не следует воспринимать как приговор. В остающийся между Рамаданом и Рождеством период времени у украинских прокатчиков еще есть возможность несколько подтянуть свою успеваемость.

Улучшению показателей по итогам года будет способствовать сама специфика статистического учета. Ведь в 2008 году именно четвертый квартал являлся глубоко провальным для отечественного ГМК. Он-то и потянет общегодовую статистику вниз, ведь до сих пор сравнение шло с благополучными первыми месяцами. В 2009-м тенденции совершенно противоположные. Как раз четвертый квартал предоставляет шанс немного наверстать упущенное в предыдущие периоды. Исходя из этого в "Держзовнишинформе", например, ожидают, что объемы экспорта проката из Украины до конца года достигнут уровня в 22,5 млн. тонн, в Минпромполитики не исключают и 24 млн. тонн. Понятно, что ни то, ни другое не сравнить с прошлогодними достижениями, но отставание уже не так фатально – в пределах 17-21%.

Правда, ценами на прокат до окончания года экспортерам обольщаться не стоит. И катанка, и арматура до конца года вряд ли выберутся за пределы коридора 370-450 USD/тонна, хотя в памяти свежи еще воспоминания о том, как прошлогодним летом их можно было продать и за 1200-1300 USD/тонна. Но лучше считать это сном, как и нефть по 150 USD за баррель. Сегодня покупатель хочет экономить, что и подтверждает легкое сентябрьское снижение цен на квадрат и заготовку на открывшихся после Рамадана ближневосточных рынках.

Скромные экспортные прибыли обусловлены еще и тем, что украинские меткомбинаты наиболее активно работают в нишах дешевого проката. Так, "фишкой" отечественного прокатного экспорта остаются полуфабрикаты (отгружено 6 млн. тонн за первое полугодие-2009), тогда как наши позиции в сегментах сортового и плоского проката значительно слабее (2,25 и 2,75 млн. тонн экспорта соответственно).

При этом продажи за рубеж полуфабрикатов сократились за январь-июнь всего на 14%, тогда как сортового проката - на 38,3%, а плоского - на 40,2%. Такая значительная разница четко сигнализирует о том, что на рынках металлопродукции с более высокой добавленной стоимостью Украине все еще сложно конкурировать с другими странами, особенно с Турцией и Китаем.

По оценкам агентства "Металл-эксперт", Украина может достаточно уверенно чувствовать себя на рынках заготовки, поскольку у нее себестоимость производства этого полуфабриката одна из самых низких в мире – порядка 210-220 USD/тонна. Тогда как в Турции это показатель колеблется в пределах 280-410 USD/тонна, в Китае - еще выше.

Но в сортовом прокате Украина пока способна тягаться только с Россией, но не с Турцией, хотя все они втроем ориентируются на одни и те же рынки. Например, на самом "живом" из них - ближневосточном - туркам удалось удержаться практически на прошлогоднем уровне реализации (3,5 млн. тонн за январь-август 2009 года). Такой объем превышает суммарный результат России и Украины. Украинские сортопрокатчики, в частности, отгрузили в ближневосточном направлении за указанный период лишь 1,15 млн. тонн своей продукции.

При этом Ближний и Средний Восток плюс Египет остаются и в 2009 году основным сбытовым плацдармом для Украины, и важность этого форпоста только возросла, поскольку Европа практически закрылась для импортного проката, экспорт в страны СНГ сократился наполовину. А надежды на то, что национальный потребитель стали хоть как-то поддержит национального производителя оказались тщетными.

В этих форс-мажорных условиях единственной мажорной тональностью является то, что экспорт украинской прокатной продукции падает более слабыми темпами, чем его производство. Из этого вытекает, что свой контингент клиентов Украине удалось преимущественно сохранить, а кое-где даже прирастить. Так, в числе крупных покупателей украинского полуфабриката в 2009 году появились Китай и Ливан, сортового проката - Индия и Ирак.

Возможно, этому способствовал и некоторый диссонанс в динамике выплавки стали и проката между постсоветским пространством и остальным миром. Так, если в Украине, как и в России, сталеплавильное дно пришлось на конец 2008 года, то США и Евросоюз опустились туда только в нынешнем году.

За январь-август, к примеру, объем производства стали за океаном упал на 49,4%, в странах ЕС - на 41%. На этом фоне даже украинское падение на 35%, а тем более российское - на 27% уже не выглядят удручающе. Правда, в той же Турции падение составило лишь 15%, а в Китае его вообще не наблюдалось.

Фактически благодаря кризису и заминке среди металлургов из развитых стран, конкуренты последних даже упрочили собственные позиции. Например, Китай довел свою долю в общемировом производстве сортового проката до 60%, Россия увеличила долю экспорта в продажах сортового проката с 35% до 53%. Украине, правда, похвастаться особо нечем. Разве что тем, что в 2009 году отечественный ГМК взобрался на самый высокий в своей истории показатель выхода готового проката из тонны стали - 90,7%. Это на 5% больше, чем, например, в России. И это очень даже неплохое достижение, поскольку оно напрямую влияет на снижение себестоимости выпускаемой продукции.

Однако отечественная прокатная отрасль чувствовала бы себя намного увереннее сегодня, если бы своевременно был выявлен перекос в ее развитии - в сторону заготовки из рядовых марок стали, которая и превратилась в фирменное национальное экспортное блюдо. Соответственно и основной поток инвестиций шел в доменное и сталеплавильное производство, обходя прокатные станы стороной.

По оценкам сотрудников Донецкого национального технического университета, если в сегменте арматуры и катанки технологические мощности украинских меткомбинатов еще позволяют производить конкурентоспособную продукцию, то в нише средне- и крупносортового проката таких возможностей практически нет. Самый новый рельсобалочный стан в стране был введен в эксплуатацию на "Азовстали" в 1948 году - и этим всем сказано.

Конечно, обновлением прокатных мощностей сподручнее было бы заниматься еще до кризиса. Но придется теперь. Конкуренция на внешних рынках стальной продукции рано или поздно вынудит к этому владельцев украинских метпредприятий.

Ярослав Ярош

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!