Подробнее Запомнить город


От проката до просвета

19.10.09
размер текста:

Украинский рынок стального проката сегодня отброшен кризисом примерно на пять лет назад. Однако к концу 2009-го здесь чувствуется гораздо больше жажды к жизни, чем было в начале года. Образно говоря, если в первом полугодии он падал без ропота и парашюта, то во втором - парашют начал раскрываться.

Свободное падение украинской металлургии под напором кризиса было одним из самых стремительных в мире. Не удивительно, что к экватору 2009-го она растеряла немалую толику того багажа, что копила в течение нескольких предыдущих лет. Больше всего пострадал сегмент проката, который на 90% ориентирован на экспорт. За первую половину 2009-го портфель экспортных заказов отечественных сталепрокатчиков отощал почти на треть, а валютная выручка сократилась по разным позициям в 2-3 раза. Так, по данным объединения "Металлургпром", из 12,4 млн. тонн проката, выплавленного на метпредприятиях Украины за январь-июнь 2009 года, 11 млн. тонн отправлено на экспорт. В физическом объеме это на 28,1% меньше, чем за аналогичный прошлогодний период. В среднестатистических ценах стоимость тонны украинского проката уменьшилась с 709,7 до 378,4 USD за тонну.

Однако в контексте глобальных процессов и оживающего спроса второго полугодия даже эти цифры не следует воспринимать как приговор. В остающийся между Рамаданом и Рождеством период времени у украинских прокатчиков еще есть возможность несколько подтянуть свою успеваемость.

Улучшению показателей по итогам года будет способствовать сама специфика статистического учета. Ведь в 2008 году именно четвертый квартал являлся глубоко провальным для отечественного ГМК. Он-то и потянет общегодовую статистику вниз, ведь до сих пор сравнение шло с благополучными первыми месяцами. В 2009-м тенденции совершенно противоположные. Как раз четвертый квартал предоставляет шанс немного наверстать упущенное в предыдущие периоды. Исходя из этого в "Держзовнишинформе", например, ожидают, что объемы экспорта проката из Украины до конца года достигнут уровня в 22,5 млн. тонн, в Минпромполитики не исключают и 24 млн. тонн. Понятно, что ни то, ни другое не сравнить с прошлогодними достижениями, но отставание уже не так фатально – в пределах 17-21%.

Правда, ценами на прокат до окончания года экспортерам обольщаться не стоит. И катанка, и арматура до конца года вряд ли выберутся за пределы коридора 370-450 USD/тонна, хотя в памяти свежи еще воспоминания о том, как прошлогодним летом их можно было продать и за 1200-1300 USD/тонна. Но лучше считать это сном, как и нефть по 150 USD за баррель. Сегодня покупатель хочет экономить, что и подтверждает легкое сентябрьское снижение цен на квадрат и заготовку на открывшихся после Рамадана ближневосточных рынках.

Скромные экспортные прибыли обусловлены еще и тем, что украинские меткомбинаты наиболее активно работают в нишах дешевого проката. Так, "фишкой" отечественного прокатного экспорта остаются полуфабрикаты (отгружено 6 млн. тонн за первое полугодие-2009), тогда как наши позиции в сегментах сортового и плоского проката значительно слабее (2,25 и 2,75 млн. тонн экспорта соответственно).

При этом продажи за рубеж полуфабрикатов сократились за январь-июнь всего на 14%, тогда как сортового проката - на 38,3%, а плоского - на 40,2%. Такая значительная разница четко сигнализирует о том, что на рынках металлопродукции с более высокой добавленной стоимостью Украине все еще сложно конкурировать с другими странами, особенно с Турцией и Китаем.

По оценкам агентства "Металл-эксперт", Украина может достаточно уверенно чувствовать себя на рынках заготовки, поскольку у нее себестоимость производства этого полуфабриката одна из самых низких в мире – порядка 210-220 USD/тонна. Тогда как в Турции это показатель колеблется в пределах 280-410 USD/тонна, в Китае - еще выше.

Но в сортовом прокате Украина пока способна тягаться только с Россией, но не с Турцией, хотя все они втроем ориентируются на одни и те же рынки. Например, на самом "живом" из них - ближневосточном - туркам удалось удержаться практически на прошлогоднем уровне реализации (3,5 млн. тонн за январь-август 2009 года). Такой объем превышает суммарный результат России и Украины. Украинские сортопрокатчики, в частности, отгрузили в ближневосточном направлении за указанный период лишь 1,15 млн. тонн своей продукции.

При этом Ближний и Средний Восток плюс Египет остаются и в 2009 году основным сбытовым плацдармом для Украины, и важность этого форпоста только возросла, поскольку Европа практически закрылась для импортного проката, экспорт в страны СНГ сократился наполовину. А надежды на то, что национальный потребитель стали хоть как-то поддержит национального производителя оказались тщетными.

В этих форс-мажорных условиях единственной мажорной тональностью является то, что экспорт украинской прокатной продукции падает более слабыми темпами, чем его производство. Из этого вытекает, что свой контингент клиентов Украине удалось преимущественно сохранить, а кое-где даже прирастить. Так, в числе крупных покупателей украинского полуфабриката в 2009 году появились Китай и Ливан, сортового проката - Индия и Ирак.

Возможно, этому способствовал и некоторый диссонанс в динамике выплавки стали и проката между постсоветским пространством и остальным миром. Так, если в Украине, как и в России, сталеплавильное дно пришлось на конец 2008 года, то США и Евросоюз опустились туда только в нынешнем году.

За январь-август, к примеру, объем производства стали за океаном упал на 49,4%, в странах ЕС - на 41%. На этом фоне даже украинское падение на 35%, а тем более российское - на 27% уже не выглядят удручающе. Правда, в той же Турции падение составило лишь 15%, а в Китае его вообще не наблюдалось.

Фактически благодаря кризису и заминке среди металлургов из развитых стран, конкуренты последних даже упрочили собственные позиции. Например, Китай довел свою долю в общемировом производстве сортового проката до 60%, Россия увеличила долю экспорта в продажах сортового проката с 35% до 53%. Украине, правда, похвастаться особо нечем. Разве что тем, что в 2009 году отечественный ГМК взобрался на самый высокий в своей истории показатель выхода готового проката из тонны стали - 90,7%. Это на 5% больше, чем, например, в России. И это очень даже неплохое достижение, поскольку оно напрямую влияет на снижение себестоимости выпускаемой продукции.

Однако отечественная прокатная отрасль чувствовала бы себя намного увереннее сегодня, если бы своевременно был выявлен перекос в ее развитии - в сторону заготовки из рядовых марок стали, которая и превратилась в фирменное национальное экспортное блюдо. Соответственно и основной поток инвестиций шел в доменное и сталеплавильное производство, обходя прокатные станы стороной.

По оценкам сотрудников Донецкого национального технического университета, если в сегменте арматуры и катанки технологические мощности украинских меткомбинатов еще позволяют производить конкурентоспособную продукцию, то в нише средне- и крупносортового проката таких возможностей практически нет. Самый новый рельсобалочный стан в стране был введен в эксплуатацию на "Азовстали" в 1948 году - и этим всем сказано.

Конечно, обновлением прокатных мощностей сподручнее было бы заниматься еще до кризиса. Но придется теперь. Конкуренция на внешних рынках стальной продукции рано или поздно вынудит к этому владельцев украинских метпредприятий.

Ярослав Ярош

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!