Подробнее Запомнить город


Время Икс в царстве Кокс

21.10.09
размер текста:

Если до сих пор о дефиците коксующихся углей в Украине говорили больше как о потенциальной опасности, то осенью он уже превратился в фактор, сдерживающий восстановление отечественной металлургии. Возможно, именно из-за нехватки коксового сырья в октябре будут сорваны планы рекордной в этом году месячной выплавки чугуна, намеченной в объеме 2,47 млн. тонн.

Производители чугуна сегодня очутились, образно говоря, между молотом и наковальней. С одной стороны на них давит правительство, требуя брать товар исключительно у украинских угольщиков. С другой - шахтеры Донбасса не поспевают за растущим спросом со стороны металлургов. По данным ассоциации "Укркокс", коксохимзаводы страны готовы обеспечить коксом и гораздо большую выплавку чугуна, чем 2,47 млн. тонн в месяц - только вот выпекать этот кокс не из чего. Все добываемые в стране марки коксующихся углей и так идут нарасхват, но все равно непокрытыми остаются около 25% потребностей, причем эта доля имеет все предпосылки к росту.

При таких обстоятельствах в "Укркоксе" считают, что коксохимикам скрепя сердце придется увеличить в шихте долю углей переходных марок, которые частично смогут заменить недостающие коксующиеся угли. Так, в последнее время в шихте для коксования используется около 13% угля марки Г, но практика предыдущих годов показывает, что бывали периоды, когда в шихте содержалось и до 35% этого ингредиента. Естественно, в таком случае реакционная способность кокса несколько повысится и его расход на выплавку чугуна вырастет. Но в условиях дефицита ничего не остается, как закрыть глаза на перечисленные побочные действия. Впрочем, даже такая вынужденная замена не решит проблему полностью.

Во-первых, запасы угля марки Г в Украине тоже ограничены.

Во-вторых, в украинских коксующихся углях слишком высок процент серы, поэтому их в любом случае нужно разбавлять более качественным импортным продуктом.

Отечественные металлурги ввозили угли для коксования из-за рубежа всю жизнь. Начиная с 2003 года, объем этого импорта никогда не падал ниже 6 млн. тонн в год. Правда, за январь-август 2009-го Украина сократила импорт коксующихся углей на целых 44% относительно показателей за аналогичный период прошлого года. Одновременно доля отечественного сырья в общем потреблении коксохимзаводов увеличилась до 75% (в 2008-м было примерно 60%).

Что ж, свою лепту в поддержку национального производителя КХЗ уже внесли, но теперь настало время подумать не столько о шахтерах, сколько о металлургах. Дальнейшие попытки сохранить в коксохимии пропорцию между отечественным и импортным углем в рамках 75:25 приведут лишь к тому, что стагнация в украинской металлургии затянется.

Если исходить из подсчетов ассоциации "Укркокс", то в четвертом квартале текущего года нужно будет ввезти в Украину как минимум 1,4 млн. тонн коксового угольного концентрата (возможно, и больше, но никак не наоборот). В следующем году ожидаемый объем импорта составит 6,77 млн. тонн. И это при весьма умеренном прогнозе выплавки чугуна - 26,5 млн. тонн. Национальная угольная промышленность, как считают в "Укркоксе", максимально сможет предложить отрасли 15,2 млн. тонн угольных концентратов и еще около 4,5 млн. тонн рядовых углей, которые частично могут заменять концентрат. В то же время фактические потребности коксохимиков составят предположительно 24,68 млн. тонн. Если же чугунное производство будет расти более быстрыми темпами (допустим до 30 млн. тонн в 2010 году), то и интенсивность импорта сырья для коксохимиков придется увеличивать (до 10 млн. тонн соответственно). И дай Бог еще найти его в необходимом количестве по приемлемой цене.

В России, где в первую очередь и дозаправляются углем украинские коксохимики, в сентябре цены на коксующиеся угли на спотовом рынке выросли до 70 USD за тонну, тогда как по контрактным поставкам продавались еще по 46-50 USD/тонна. За четвертый квартал, по прогнозам некоторых экспертов, коксующиеся угли способны подорожать в России еще на 40-50%, что даже может опередить ценовые тенденции на некоторых мировых рынках.

Усугубила ситуацию авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Чтобы поддержать энергетический баланс внутри страны российское правительство поручило угольным компаниям увеличить отгрузку топлива на тепловые электростанции, что вынудило их сократить вывоз данного топлива.

Кроме того, российские угольщики все больше ориентируются на Китай, где даже в условиях кризиса объемы выплавки чугуна и стали не падают, а географическая близость стран делает такие поставки достаточно выгодными по логистике и для самих китайцев. По мнению аналитиков Citigroup Global Markets, из-за роста высокого спроса в Китае и Индии в следующем финансовом году, который начнется 1 апреля 2010-го, коксовый антрацит вырастет в цене до 200 USD/тонна (хотя ранее прогнозировалось, что эта цена не выйдет за пределы 140 USD/тонна).

Эксперты из группы Morgan Stanley также не добавляют оптимизма потребителям кокса, полагая, что коксовое сырье склонно дорожать вплоть до 2014 года, поскольку его добыча постоянно не будет успевать за возрастающим спросом.

В принципе и на украинском рынке к началу сентября тонну коксующегося угля нельзя было купить дешевле, чем за 700-750 гривен, что на 10-16% больше, чем месяцем ранее. На последнем балансовом совещании в Днепропетровске украинские металлурги, особенно заместитель председателя ММК имени Ильича Сергей Матвиенков и коммерческий директор "Криворожстали" Виктор Садовник, высказывали серьезное беспокойство относительно своего коксового будущего. Нарекания по поводу перебоев с коксом слышались со стороны представителей ОАО "Запорожсталь", ОАО "ДМК им. Дзержинского", ОАО "Алчевский КХЗ".

По подсчетам генерального директора объединения "Металлургпром" Василия Харахулаха, в первый месяц осени на метпредприятия страны поступило 1,136 млн. тонн кокса, что примерно на 15% меньше ожидаемого. Это и стало главной причиной того, что в сентябре объемы выпуска металлопродукции упали на 7% против показателей августа. Господин Харахулах опасается, что и в дальнейшем коксовый фактор будет довлеть над ГМК, словно Дамоклов меч. В худшем случае дефицит кокса в четвертом квартал достигнет 400 тыс. тонн, а уже в октябре выплавка чугуна не дотянет до плановых заданий на целых 150 тыс. тонн.

Особенно сложно в ситуации, когда дефицит коксующихся углей влечет за собой дефицит товарного кокса, придется тем из украинских меткомбинатов, у кого нет доступа к собственным угольным ресурсам. У кого такие источники есть, те топчут к ним свежие дорожки. "АрселорМиттал Кривой Рог", например, хоть и больше всех ощутил в сентябре коксовый голод, зато и отреагировал на изменение конъюнктуры наиболее оперативно, организовав импорт недостающего сырья из Казахстана, закупая его у дружественной "АрселорМиттал Темиртау".

К такой же практике обратился и холдинг "Метинвест", осуществивший в сентябре первую поставку коксующегося угля из месторождений своей американской компании United Coal, купленной в апреле 2009 года. Первое судно с этим ценным грузом было принято на угольном терминале порта "Южный". Причем, как утверждают в "Метинвесте", даже с учетом затрат на фрахт стоимость американского угля будет не выше украинского. Другое дело, что возможности портовой инфраструктуры в Украины пока не позволяют импортировать морским путем более 80-100 тыс. тонн коксующегося угля в месяц, что явно недостаточно для нужд "Метинвеста", не говоря уже об отечественном ГМК в целом. Такая пропускная неготовность в очередной раз доказывает, насколько нужны Украине глубоководные угольные порты. Впрочем, входящая в группу "Метинвест" компания "Авлита" намерена ввести в эксплуатацию один из них в Севастополе уже в 2011 году.

Доступ на украинский рынок серьезных объемов заморских коксующихся углей смог бы, наконец, составить серьезную конкуренцию украинским и российским маркам, цена на которые нередко неадекватна их качеству. Такое соперничество способствовало бы формированию более объективных цен на сырье для коксохимии и в результате положительно влияло бы на снижение себестоимости украинской металлургической продукции. Ведь в затратах на производство чугуна на долю кокса приходится до 40-50%.

Ярослав Ярош

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!