Подробнее Запомнить город


Время Икс в царстве Кокс

21.10.09
размер текста:

Если до сих пор о дефиците коксующихся углей в Украине говорили больше как о потенциальной опасности, то осенью он уже превратился в фактор, сдерживающий восстановление отечественной металлургии. Возможно, именно из-за нехватки коксового сырья в октябре будут сорваны планы рекордной в этом году месячной выплавки чугуна, намеченной в объеме 2,47 млн. тонн.

Производители чугуна сегодня очутились, образно говоря, между молотом и наковальней. С одной стороны на них давит правительство, требуя брать товар исключительно у украинских угольщиков. С другой - шахтеры Донбасса не поспевают за растущим спросом со стороны металлургов. По данным ассоциации "Укркокс", коксохимзаводы страны готовы обеспечить коксом и гораздо большую выплавку чугуна, чем 2,47 млн. тонн в месяц - только вот выпекать этот кокс не из чего. Все добываемые в стране марки коксующихся углей и так идут нарасхват, но все равно непокрытыми остаются около 25% потребностей, причем эта доля имеет все предпосылки к росту.

При таких обстоятельствах в "Укркоксе" считают, что коксохимикам скрепя сердце придется увеличить в шихте долю углей переходных марок, которые частично смогут заменить недостающие коксующиеся угли. Так, в последнее время в шихте для коксования используется около 13% угля марки Г, но практика предыдущих годов показывает, что бывали периоды, когда в шихте содержалось и до 35% этого ингредиента. Естественно, в таком случае реакционная способность кокса несколько повысится и его расход на выплавку чугуна вырастет. Но в условиях дефицита ничего не остается, как закрыть глаза на перечисленные побочные действия. Впрочем, даже такая вынужденная замена не решит проблему полностью.

Во-первых, запасы угля марки Г в Украине тоже ограничены.

Во-вторых, в украинских коксующихся углях слишком высок процент серы, поэтому их в любом случае нужно разбавлять более качественным импортным продуктом.

Отечественные металлурги ввозили угли для коксования из-за рубежа всю жизнь. Начиная с 2003 года, объем этого импорта никогда не падал ниже 6 млн. тонн в год. Правда, за январь-август 2009-го Украина сократила импорт коксующихся углей на целых 44% относительно показателей за аналогичный период прошлого года. Одновременно доля отечественного сырья в общем потреблении коксохимзаводов увеличилась до 75% (в 2008-м было примерно 60%).

Что ж, свою лепту в поддержку национального производителя КХЗ уже внесли, но теперь настало время подумать не столько о шахтерах, сколько о металлургах. Дальнейшие попытки сохранить в коксохимии пропорцию между отечественным и импортным углем в рамках 75:25 приведут лишь к тому, что стагнация в украинской металлургии затянется.

Если исходить из подсчетов ассоциации "Укркокс", то в четвертом квартале текущего года нужно будет ввезти в Украину как минимум 1,4 млн. тонн коксового угольного концентрата (возможно, и больше, но никак не наоборот). В следующем году ожидаемый объем импорта составит 6,77 млн. тонн. И это при весьма умеренном прогнозе выплавки чугуна - 26,5 млн. тонн. Национальная угольная промышленность, как считают в "Укркоксе", максимально сможет предложить отрасли 15,2 млн. тонн угольных концентратов и еще около 4,5 млн. тонн рядовых углей, которые частично могут заменять концентрат. В то же время фактические потребности коксохимиков составят предположительно 24,68 млн. тонн. Если же чугунное производство будет расти более быстрыми темпами (допустим до 30 млн. тонн в 2010 году), то и интенсивность импорта сырья для коксохимиков придется увеличивать (до 10 млн. тонн соответственно). И дай Бог еще найти его в необходимом количестве по приемлемой цене.

В России, где в первую очередь и дозаправляются углем украинские коксохимики, в сентябре цены на коксующиеся угли на спотовом рынке выросли до 70 USD за тонну, тогда как по контрактным поставкам продавались еще по 46-50 USD/тонна. За четвертый квартал, по прогнозам некоторых экспертов, коксующиеся угли способны подорожать в России еще на 40-50%, что даже может опередить ценовые тенденции на некоторых мировых рынках.

Усугубила ситуацию авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Чтобы поддержать энергетический баланс внутри страны российское правительство поручило угольным компаниям увеличить отгрузку топлива на тепловые электростанции, что вынудило их сократить вывоз данного топлива.

Кроме того, российские угольщики все больше ориентируются на Китай, где даже в условиях кризиса объемы выплавки чугуна и стали не падают, а географическая близость стран делает такие поставки достаточно выгодными по логистике и для самих китайцев. По мнению аналитиков Citigroup Global Markets, из-за роста высокого спроса в Китае и Индии в следующем финансовом году, который начнется 1 апреля 2010-го, коксовый антрацит вырастет в цене до 200 USD/тонна (хотя ранее прогнозировалось, что эта цена не выйдет за пределы 140 USD/тонна).

Эксперты из группы Morgan Stanley также не добавляют оптимизма потребителям кокса, полагая, что коксовое сырье склонно дорожать вплоть до 2014 года, поскольку его добыча постоянно не будет успевать за возрастающим спросом.

В принципе и на украинском рынке к началу сентября тонну коксующегося угля нельзя было купить дешевле, чем за 700-750 гривен, что на 10-16% больше, чем месяцем ранее. На последнем балансовом совещании в Днепропетровске украинские металлурги, особенно заместитель председателя ММК имени Ильича Сергей Матвиенков и коммерческий директор "Криворожстали" Виктор Садовник, высказывали серьезное беспокойство относительно своего коксового будущего. Нарекания по поводу перебоев с коксом слышались со стороны представителей ОАО "Запорожсталь", ОАО "ДМК им. Дзержинского", ОАО "Алчевский КХЗ".

По подсчетам генерального директора объединения "Металлургпром" Василия Харахулаха, в первый месяц осени на метпредприятия страны поступило 1,136 млн. тонн кокса, что примерно на 15% меньше ожидаемого. Это и стало главной причиной того, что в сентябре объемы выпуска металлопродукции упали на 7% против показателей августа. Господин Харахулах опасается, что и в дальнейшем коксовый фактор будет довлеть над ГМК, словно Дамоклов меч. В худшем случае дефицит кокса в четвертом квартал достигнет 400 тыс. тонн, а уже в октябре выплавка чугуна не дотянет до плановых заданий на целых 150 тыс. тонн.

Особенно сложно в ситуации, когда дефицит коксующихся углей влечет за собой дефицит товарного кокса, придется тем из украинских меткомбинатов, у кого нет доступа к собственным угольным ресурсам. У кого такие источники есть, те топчут к ним свежие дорожки. "АрселорМиттал Кривой Рог", например, хоть и больше всех ощутил в сентябре коксовый голод, зато и отреагировал на изменение конъюнктуры наиболее оперативно, организовав импорт недостающего сырья из Казахстана, закупая его у дружественной "АрселорМиттал Темиртау".

К такой же практике обратился и холдинг "Метинвест", осуществивший в сентябре первую поставку коксующегося угля из месторождений своей американской компании United Coal, купленной в апреле 2009 года. Первое судно с этим ценным грузом было принято на угольном терминале порта "Южный". Причем, как утверждают в "Метинвесте", даже с учетом затрат на фрахт стоимость американского угля будет не выше украинского. Другое дело, что возможности портовой инфраструктуры в Украины пока не позволяют импортировать морским путем более 80-100 тыс. тонн коксующегося угля в месяц, что явно недостаточно для нужд "Метинвеста", не говоря уже об отечественном ГМК в целом. Такая пропускная неготовность в очередной раз доказывает, насколько нужны Украине глубоководные угольные порты. Впрочем, входящая в группу "Метинвест" компания "Авлита" намерена ввести в эксплуатацию один из них в Севастополе уже в 2011 году.

Доступ на украинский рынок серьезных объемов заморских коксующихся углей смог бы, наконец, составить серьезную конкуренцию украинским и российским маркам, цена на которые нередко неадекватна их качеству. Такое соперничество способствовало бы формированию более объективных цен на сырье для коксохимии и в результате положительно влияло бы на снижение себестоимости украинской металлургической продукции. Ведь в затратах на производство чугуна на долю кокса приходится до 40-50%.

Ярослав Ярош

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
13.07.18, Ярослав Ярош
Во многосерийном баттле за контроль над компанией "Укрнафта" между государством и группой "Приват" открыт новый фронт. На этот раз в городе Каменском Днепропетровской области. Командующий приватовской армией Игорь Коломойский решил остановить одно из крупнейших химических предприятий Украины – объединение "Днипроазот". Но хлопнуть при этом дверью так, чтобы окна задрожали по всей стране. Причем здесь "Укрнафта"? В течение 7 последних лет "Днипроазот" находился у нее на иждивении.
09.07.18, Василий Январев
После введения Межведомственной комиссией по международной торговле квот на импорт серной кислоты обсуждение данного вопроса перенеслось из МЭРТ в Государственную регуляторную службу. На прошедшем на днях в ГРС совещании схлестнулись представители производителей и потребителей кислоты, причем аргументы последних оказались гораздо сильнее.
05.07.18, Ярослав Ярош
Газотранспортная система Украины похожа на перезревшую невесту. Когда ее трубы добивались, Киев медлил. Сегодня он готов отдать ГТС хоть в аренду, хоть в концессию, хоть в совместное владение, но очередь из претендентов уже не стоит. Есть риск, что через два года вся эта огромная система общей длинной в 38 тыс. км газопроводов будет обслуживать исключительно внутренний рынок Украины. А это уже мало кому интересно.
02.07.18, Максим Полевой
Ведущие железорудные производители мира готовят к работе новые месторождения взамен выбывающих – на фоне нестабильности рыночных ожиданий в связи с начатыми США торговыми войнами.
27.06.18, Игорь Воронцов
Наиболее масштабные сделки в европейской металлургии оказались под угрозой срыва из-за слишком строгого следования демократическим процедурам, при которых все имеют не только собственное мнение, но еще и голос с правом "вето". Закономерно, что при таком раскладе шансы продавцов и покупателей ударить по рукам уменьшаются – время работает против них. Да и вообще у любого делового энтузиазма есть предел. Как и у обычного человеческого терпения.
21.06.18, Анна Ганзенко
В мае Кабинет министров одобрил Национальную транспортную стратегию Украины до 2030 года. О необходимости разработки такого основополагающего документа говорили уже давно, ведь транспортная отрасль, несмотря на все еще весомый вклад в формирование отечественного ВВП (около 6%), по-прежнему находится в глубоком и затяжном падении.
18.06.18, Ярослав Ярош
Администрация США решила больше не откладывать введение защитных мер против экспорта из ЕС и NAFTA, так что с 1 июня стальная продукция из этих регионов должна облагаться 25-процентной пошлиной. Две недели спустя Евросоюз решился на ответные санкции. Вслед за Канадой, Индией, Китаем и некоторыми другими странами. Маховик торговой войны набирает глобальные обороты, так что и украинским производителям будет трудно от него уклониться.
14.06.18, Игорь Воронцов
Ситуация на украинском рынке металлолома становится все горячее, по мнению участников III научно-технической конференции, организованной ассоциацией "УАВтормет" и прошедшей в Киеве 12 июня. Однако летняя жара здесь ни при чем – растет конкуренция за ограниченный объем ресурса. За него борются несколько категорий потребителей: украинские металлурги, литейщики и зарубежные металлурги.
12.06.18, Павел Вернивский
На прошлой неделе Верховная Рада все же одобрила закупку 55 французских вертолетов на сумму 555 млн евро. Это решение украинских политиков еще раз доказывает, что власть взяла курс на деиндустриализацию экономики страны, а также самоустранение государства от функции главного субъекта экономического развития.
06.06.18, Максим Полевой
На мировом рынке цветных металлов – борьба с последствиями импортных санкций США и дефицит большинства биржевых видов сырья, что создает предпосылки для дальнейшего повышения цен.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!