Подробнее Запомнить город


В.Новицкий: «Спрос на минеральные удобрения пока невысок»

22.10.09
размер текста:

Министр промышленной политики в интервью «Минпрому» рассказал о дальнейших перспективах целого ряда отраслей, жизненно важных для украинской экономики: ГМК, химической промышленности, судостроения, а также оборонно-промышленного комплекса.

- Владимир Станиславович, как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию в украинском ГМК?


- За 8 дней октября по производству мы имеем довольно-таки неплохие показатели: суточное производство стали превысило 80 тыс. т., в отдельные дни до 90 тыс. т. По прокату также находимся на уровне 80 тыс. т. в последние дни. Это хорошие показатели, благодаря которым, по уровню загрузки мощностей мы вышли на 67-68%, то есть в два раза увеличили их по сравнению с наиболее сложным периодом ноября прошлого года. Если дальше уровень загрузки будет, как в начале месяца, думаю, что по итогам октября объем производства окажется где-то на 10% выше, чем в сентябре – не самом лучшем месяце этого года, и мы будем иметь около 70% загрузки мощностей в целом по отрасли. Уже видно, что в октябре текущего года по отношению к октябрю 2008 г. показатели по производству будут в 1,5 раза выше.

- Означает ли это, что по итогам 2009 г. украинские металлурги смогут покрыть убытки, понесенные ранее?

- По итогам I полугодия отрасль в целом получила негативные финансовые результаты – 4,5 млрд. грн. консолидированных убытков. При нынешних ценах у ряда предприятий, которые сейчас работают с загрузкой на 85-90% от имеющейся мощности, по итогам года будет положительная рентабельность производства. А если и дальше будем иметь позитивную динамику и цены на продукцию не будут падать, то сможем уже по отрасли выйти на такой уровень. Хочется, чтобы такая динамика сохранилась, но сегодня трудно сделать положительный долгосрочный прогноз по росту производства и выходу на показатели, близкие к прошлогодним.

- Я Вас правильно понимаю – если положительная динамика будет сохраняться, можно будет ставить вопрос об отмене моратория на повышение тарифов для предприятий ГМК в 2010 г?

- Пока этот вопрос рассматривается, но есть и другие вещи, которые надо учитывать. Вы знаете, парламентом был принят закон «О внесение изменений к некоторым законодательным актам по стимулированию мероприятий с энергосбережения» и для его реализации Кабинет Министров Украины издал ряд постановлений. В частности, разрешил завозить энергоэффективное оборудование для модернизации производственной базы, с определенными льготами при растаможивании. А именно по оплате НДС и пошлины. Этот закон действует. К сожалению, не действует закон, который депутаты приняли по антикризисной поддержке промышленности. Он был отменен решением Конституционного суда Украины по представлению Президента Украины. Поэтому сейчас будут разрабатываться другие регуляторы, стимулирующие модернизацию производственных мощностей в отрасли. Над этим работают как законодатели, так и наши специалисты.

У нас уже есть опыт работы в 1998-2001 гг. по экономическому эксперименту, который тогда позволил поднять металлургическое производство в стране. Правда, тогда полученная прибыль оставалась у предприятий на пополнение оборотных средств. Если сейчас подготовить закон о модернизации производства в наиболее энергоемких химической и металлургической отраслях, и спецназначением формировать фонды, используя средства оттуда только на модернизацию производственной базы – можно решить эту задачу в достаточно сжатые сроки, используя программные подходы. Если, при этом, установить достаточно жесткие условия по промышленным выбросам и стокам в окружающую среду после истечения установленных на модернизацию сроков, то эффективность этой работы будет еще выше.

У нас было несколько совещаний, которые проводила премьер-министр по проблемам металлургического комплекса. Они как раз и сформировали те направления поддержки, о которых мы говорим. И в ближайшее время, возможно, в начале ноября, мы планируем проведение еще одного такого совещания. По этому поводу есть соответствующее поручение премьер-министра и сейчас мы занимаемся его реализацией. На нем будут обсуждаться вопросы, особенно актуальные сегодня: обязательно будем говорить о повышении производства и реализации продукции ГМК, о проблемах модернизации, повышении конкурентоспособности, энергоэффективности производства, что для этого надо сделать.

- Второй по значению экспортной отраслью является химическая промышленность. Как там складывается ситуация?

- По производству азотных удобрений она все-таки остается достаточно сложной: цены и спрос пока не растут. Но по аммиаку цены начали немного повышаться. И это дает надежду, что при той специальной цене на природный газ, которая есть для всех наших азотных предприятий, мы сможем наращивать производство и поставлять продукцию на экспорт. Уже приближается сезон подготовки к весенним полевым работам и я думаю, что аммиачная селитра, производимая на наших заводах, будет востребована. Поскольку, в условиях, когда работают все агрегаты, мы можем производить 2,1-2,2 млн. т. в год продукции, большую часть которой, как правило, реализуем на внутренний рынок. Сейчас производство загружено не в полной мере, не больше 50% - так как некуда сбывать готовую продукцию. Основные потребители - аграрии, им сейчас не хватает финансовых ресурсов, поэтому думаю, что пока спрос на минеральные удобрения будет невысок.
Сегодня, к сожалению, в результате недостаточной защищенности нашего производителя, на украинском рынке очень много импортной селитры и других удобрений, особенно сложных фосфорных. Вот почему еще нужно поработать, чтобы создать нормальные конкурентные условия на внутреннем рынке.

- Последние два года Минпромполитики не удается отстоять перед Кабмином инициативы по господдержке судостроения. В таком случае есть ли вообще у этой отрасли перспективы?

- В судостроении ситуация достаточно сложная в том плане, что загрузка предприятий низкая, особенно мало заказов от отечественных заказчиков. Но если посмотреть по показателям в денежном выражении, то за I полугодие мы имеем 1,125 млрд. грн. товарного производства, а это 101% к соответствующему периоду 2008 г. Есть предприятия, которые существенно нарастили производство. Это Wadan Yards Оkean - прирост 115 млн. грн. Увеличили реализацию ОАО «Залив», Херсонский судостроительный завод, но наиболее значительно увеличило «Зоря-Машпроект», которое делает газотурбинную технику, используемую, в том числе в судовых двигателях. Предприятие входит в судостроительный комплекс, хотя сейчас большую часть своей продукции поставляет для газоперекачивающих станций.
Тем не менее, в 2009 г. в Украине уже построено 12 судов и плавсредств на 194 млн. долл., что на 68% больше, чем за соответствующий период 2008 г.

Судоремонтные работы ведутся на 76 судах. В качестве положительного фактора можно отметить и то, что в этом году мы наконец-то стали получать заказы от отечественного производителя. Так, Wadan Yards Оkean подписал контракт с ООО «Нибулон» на строительство 8 судов типа «река-море». По первым 4 судам уже начато производство. Нужно отметить, что это всего лишь второй заказ с 2005 г. на внутренний рынок. И если говорить о заказах, из 49 заказов, которые есть у судостроительных предприятий на этот год, 41 заказ - на внешний рынок и только 7 заказов - на внутренний. Это наша проблема: есть потребность в разных типах судов во многих отраслях, но всех сдерживает дефицит средств.

- Сами судостроители подчеркивают, что сегодня у них нет доступа к льготному кредитованию.


- Этот вопрос сегодня ключевой для всех производств с длительным сроком создания техники. В судостроении это, как правило 1,5 - 2 года. В нынешнем году, к сожалению, помочь судостроителям кредитованием не удавалось. Правда, сейчас, мы рассматриваем по «Заливу» вопрос о выделении из стабилизационного фонда госбюджета 15 млн. грн. на реализацию инвестиционного проекта по модернизации производства. Он сейчас находится на стадии оформления, после чего будет согласован с министерствами и ведомствами. А на следующий год мы заложили отдельной строчкой в бюджете 50 млн. грн на удешевление стоимости кредитов для судостроения. Это даст возможность привлечь несколько сотен миллионов гривен в виде кредитных ресурсов. Достаточно большая сумма появится у предприятий. Также в проекте госбюджета-2010 предусмотрены статьи о предоставлении правительственных гарантий под кредиты. Я думаю, что под эти программы могут быть рассмотрены определенные инвестиционные проекты.

- Переходим к оборонно-промышленному комплексу…


- Его предприятиями создан ряд образцов техники, пользующихся спросом на внешних рынках, они подготовлены к серийному производству. Тот же танк «Оплот», про который говорят в прессе. Это одно из направлений, имеющих сегодня хорошие перспективы. Есть целый ряд других – поставки средств высокоточного поражения и средств обнаружения. Это те направления, которыми сейчас нужно заниматься.

- Танки «Оплот» будут экспортироваться в следующем году?

- Да, будут. В этом есть заинтересованность других государств. И для этого мы сейчас занимаемся подготовкой производства на нашем основном предприятии и на смежных.

- Есть ли продвижения по проекту создания военно-транспортного самолета Ан-70?

- Как известно, в Подмосковье в Жуковском на авиасалоне был подписан протокол о возобновлении совместной работы по этому проекту. Это важный документ. Напомню, в 2000-2001 гг. Ан-70 уже проходил заключительный этап испытаний, но они не были завершены. Время прошло, сейчас по своим параметрам, по системам управления, по элементной базе самолет, безусловно, потребовал модернизации. АНТК им. Антонова сейчас проводит такую работу. В частности интенсивно проводятся испытания, и можно сказать, что они находятся на заключительном этапе. Мы уже получили заказ нашего Министерства обороны на такие самолеты. Важно, чтоб мы имели заказчиков для серийного производства. Участие россиян, как партнеров в этом проекте, тоже является очень важным. Мы рассчитываем, что совместно сможем этот самолет производить с перспективой реализации на других рынках. Для нас это важно.

- Испытания Ан-70 могут быть завершены в 2010 г?

- Тут все зависит от того, как будет финансироваться эта работа. Сейчас создана российско-украинская рабочая группа, она определят объемы финансирования и график, формирует программу первоочередных мероприятий. Мы планируем, что в 2012 г. Министерство обороны Украины получит первый такой самолет. А в следующем году нужно завершить его испытания для этого.

Беседовал Игорь Воронцов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!