Подробнее Запомнить город


Полный износ

23.10.09
размер текста:

Из-за постоянного дефицита государственного бюджета предприятия облэнерго и генерации, принадлежащие государству, уже несколько лет не видели инвестиций в модернизацию производственных мощностей. В результате их степень износа через 5-6 лет достигнет критического уровня. Если учесть фактор финансового кризиса, то в ближайшие годы государственная энергетика, скорее всего, так и не дождется финансовых вливаний. Поэтому, если правительство не желает оказаться у разбитого корыта и выручить средства от приватизации энергетических активов, то, по мнению экспертов, в будущем году их следует выставить на продажу, так как через несколько лет их стоимость из-за износа мощностей снизится в разы.

Тот факт, что государство, в частности наше, является неэффективным собственником, доказано уже не один раз. И это относится не только к энергетической сфере. Можно взять, к примеру, угольную отрасль, которая находится в критическом состоянии. Государство со своими вечными проблемами никак не может найти средства на инвестиции в ту или иную отрасль. Постоянно слышатся обещания, а дальше них дело не двигается. В результате, износ основных фондов государственных генераций и облэнерго на сегодняшний день составляет 80-90%, тогда как, к примеру, у частных компаний – 25-40%. По словам экспертов, проблема государственных компаний кроется не столько в финансовых причинах, сколько в менеджменте. В частности, за последние несколько лет, если и тратились деньги на улучшение работы предприятий, то это были ремонты устаревшего оборудования, ничего нового, более модернизированного государственные компании так и не внедрили. Также не уделяют в госкомпаниях внимания и новым системам управления. В результате уже через несколько лет из-за отсутствия инвестиций в модернизацию производственные мощности госкомпаний достигнут такой степени износа, что не смогут удовлетворять потребительский спрос. Уже на сегодняшний день государственные облэнерго теряют в своих сетях до 20% электроэнергии.

Единственной стратегией Минтопэнерго и Минуглепрома на сегодняшний день является вытягивание государственных активов за счет частников, которые, в отличие от государства, вкладывают в развитие своих предприятий огромные средства. К примеру, Минуглепром в приказном порядке обязывает покупать уголь, как энергетический, так и коксующийся частным компаниям, а в противном случае угрожает ввести квоты на импорт углей. И при этом игнорирует тот факт, что уголь государственных шахт слишком низкого качества, что приводит к дополнительным производственным растратам частных предприятий. Последний случай также является показательным – Минтопэнерго обязало отечественные генерации увеличить запасы угля антрацитовой группы на 60 тысяч тонн – до 200 тысяч тонн. Причем накануне глава Минтопэнерго Юрий Продан предлагал увеличить этот объем до 300 тысяч тонн. Однако изюминка инициативы заключается в том, что данный запас углей необходимо пополнить до 1 октября, то есть спустя несколько дней после утверждения директивы. В случае невыполнения генерации, не накопившие данные запасы угля, обяжут перейти на минимальный режим работы или полностью остановиться.

Следует отметить, что Минтопэнерго, скорее всего, применит второй вариант и некоторым генерациям придется остановиться. Кому из генераций придется остановиться – покажет время, однако уже на сегодняшний день частные генерации заявили о том, что не успеют к обозначенной дате накопить необходимые запасы углей. На это в Минтопэнерго отреагировали просто – если частные генерирующие компании остановятся («Днепрэнерго», «Востокэнерго»), то ничего страшного не произойдет – государственные компании продолжат работу. Из этого следует вывод, что государственные компании о намерении увеличить запасы углей на складах знали намного раньше частников и успели подготовиться. Суть идеи состоит в том, чтобы сбыть генерациям угли антрацитовой группы, которые в избытке накопились на складах государственных предприятий, притом, что для нормальной работы теплоэлектростанций в осенне-зимний период нет необходимости в таких больших запасах углей. Вот примерно такой тактики придерживаются министерства, от чего постоянно страдают частные компании.

Однако еще несколько лет и устаревший менеджмент, как и устаревшие производственные мощности генерирующих и распределительных компаний, начнут сыпаться как карточный домик. Выход из ситуации один: продавать в срочном порядке энергетические активы, если государство желает хоть как-то выиграть на энергетике.

Однако, как показывает опыт, продать энергетические активы не так то просто. В этом году были проданы два блокирующих пакета предприятий облэнерго – 26,98% акций «Львовоблэнерго» и 25%+1 акция «Черниговоблэнерго». Львовское предприятие было продано компании «ТЕКТ-Трейд» за 198 млн. грн. при стартовой цене 171,7 млн. грн., а черниговское – компании «Он-лайн Капитал» за 223,4 млн. грн. при стартовой цене 119 млн. грн.

Ряд распределительных компаний правительство уже неоднократно пыталось продать и пока что безрезультатно. Так, несколько раз подряд переносились торги предприятиями облэнерго из-за отсутствия заявок: «Полтаваоблэнерго», «Прикарпатьеобэнерго» и «Сумыоблэнерго». Неудачные торги пакетами данных предприятий эксперты объясняют тем, что на приватизацию выставлялись блокирующие пакеты данных распределительных компаний, а инвесторам интересны лишь контрольные пакеты акций. Поэтому в будущем правительству вероятнее всего следует выставить на продажу именно контрольные пакеты акций облэнерго, если оно рассчитывает выручить средства на их продаже. Кроме того, не в пользу государства играет мировой финансовый кризис, из-за которого стоимость энергетических активов упала на 60-70%. Последняя неудачная попытка продажи Одесского припортового завода – яркий тому пример. Однако если в случае с ОПЗ правительство еще может повременить с его продажей, то с энергетическими активами тянуть не стоит, так как износ основных фондов увеличивается с каждым годом в несколько раз.

В этом году частный сектор, кроме упомянутых энергетических предприятий, ожидал также продажи генераций - «Центрэнерго», «Донбассэнерго», «Западэнерго» и «Днепроэнерго», чего так и не произошло. Вероятнее всего они будут внесены в приватизационный план на 2010 год. Этого следует ожидать, так как по оценкам экспертов на сегодняшний день энергетический сектор страны нуждается в инвестициях в объеме около 18 млрд. долларов, чего правительство не может себе позволить.

Кроме того, государственные предприятия с каждым годом существенно наращивают кредиторскую задолженность, в то время как частные компании ее из года в год снижают. Более эффективно работают частники и в отношении расчетов за электроэнергию потребителей. Также частные компании меньше теряют электроэнергии в сетях. Данный показатель в частных 9%, тогда как у государственных – 17%. Из этого следует вывод, что частный сектор на сегодняшний день спасает энергетику, а государственный – хоронит.

В Кабинете министров отмечают, что правительство понимает критичность откладывания приватизации энергетических активов. Более того, Кабмин даже уже не рассчитывает существенно наварить на их продаже, потому что если расценивать продажу энергокомпаний как способ пополнить бюджет, то через несколько лет, не то что некуда будет инвестировать, но даже нечего будет и продавать. Существенным показателем в этом плане является и то, что с каждым годом производство электроэнергии в Украине падает. К примеру, если в прошлом году оно упало на 1,8% по сравнению с 2007 годом, то в этом году падение за период с января по август составило 15,2%.

Поэтому все перечисленные факторы станут стимулом для того, чтобы выставить на продажу государственные энергокомпании в 2010 году. Если правительство все же намерено спасти отечественную энергетику, то в приватизационный план на следующий год будут внесены контрольные пакеты акций всех государственных генераций и ряда облэнерго. В таком случае Фонду госимущества следует ожидать ажиотажа на торгах. Далеко за примером ходить не надо – следует только вспомнить продажу «Днепрэнерго».

Максим Гачев

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!