Подробнее Запомнить город


Полный износ

23.10.09
размер текста:

Из-за постоянного дефицита государственного бюджета предприятия облэнерго и генерации, принадлежащие государству, уже несколько лет не видели инвестиций в модернизацию производственных мощностей. В результате их степень износа через 5-6 лет достигнет критического уровня. Если учесть фактор финансового кризиса, то в ближайшие годы государственная энергетика, скорее всего, так и не дождется финансовых вливаний. Поэтому, если правительство не желает оказаться у разбитого корыта и выручить средства от приватизации энергетических активов, то, по мнению экспертов, в будущем году их следует выставить на продажу, так как через несколько лет их стоимость из-за износа мощностей снизится в разы.

Тот факт, что государство, в частности наше, является неэффективным собственником, доказано уже не один раз. И это относится не только к энергетической сфере. Можно взять, к примеру, угольную отрасль, которая находится в критическом состоянии. Государство со своими вечными проблемами никак не может найти средства на инвестиции в ту или иную отрасль. Постоянно слышатся обещания, а дальше них дело не двигается. В результате, износ основных фондов государственных генераций и облэнерго на сегодняшний день составляет 80-90%, тогда как, к примеру, у частных компаний – 25-40%. По словам экспертов, проблема государственных компаний кроется не столько в финансовых причинах, сколько в менеджменте. В частности, за последние несколько лет, если и тратились деньги на улучшение работы предприятий, то это были ремонты устаревшего оборудования, ничего нового, более модернизированного государственные компании так и не внедрили. Также не уделяют в госкомпаниях внимания и новым системам управления. В результате уже через несколько лет из-за отсутствия инвестиций в модернизацию производственные мощности госкомпаний достигнут такой степени износа, что не смогут удовлетворять потребительский спрос. Уже на сегодняшний день государственные облэнерго теряют в своих сетях до 20% электроэнергии.

Единственной стратегией Минтопэнерго и Минуглепрома на сегодняшний день является вытягивание государственных активов за счет частников, которые, в отличие от государства, вкладывают в развитие своих предприятий огромные средства. К примеру, Минуглепром в приказном порядке обязывает покупать уголь, как энергетический, так и коксующийся частным компаниям, а в противном случае угрожает ввести квоты на импорт углей. И при этом игнорирует тот факт, что уголь государственных шахт слишком низкого качества, что приводит к дополнительным производственным растратам частных предприятий. Последний случай также является показательным – Минтопэнерго обязало отечественные генерации увеличить запасы угля антрацитовой группы на 60 тысяч тонн – до 200 тысяч тонн. Причем накануне глава Минтопэнерго Юрий Продан предлагал увеличить этот объем до 300 тысяч тонн. Однако изюминка инициативы заключается в том, что данный запас углей необходимо пополнить до 1 октября, то есть спустя несколько дней после утверждения директивы. В случае невыполнения генерации, не накопившие данные запасы угля, обяжут перейти на минимальный режим работы или полностью остановиться.

Следует отметить, что Минтопэнерго, скорее всего, применит второй вариант и некоторым генерациям придется остановиться. Кому из генераций придется остановиться – покажет время, однако уже на сегодняшний день частные генерации заявили о том, что не успеют к обозначенной дате накопить необходимые запасы углей. На это в Минтопэнерго отреагировали просто – если частные генерирующие компании остановятся («Днепрэнерго», «Востокэнерго»), то ничего страшного не произойдет – государственные компании продолжат работу. Из этого следует вывод, что государственные компании о намерении увеличить запасы углей на складах знали намного раньше частников и успели подготовиться. Суть идеи состоит в том, чтобы сбыть генерациям угли антрацитовой группы, которые в избытке накопились на складах государственных предприятий, притом, что для нормальной работы теплоэлектростанций в осенне-зимний период нет необходимости в таких больших запасах углей. Вот примерно такой тактики придерживаются министерства, от чего постоянно страдают частные компании.

Однако еще несколько лет и устаревший менеджмент, как и устаревшие производственные мощности генерирующих и распределительных компаний, начнут сыпаться как карточный домик. Выход из ситуации один: продавать в срочном порядке энергетические активы, если государство желает хоть как-то выиграть на энергетике.

Однако, как показывает опыт, продать энергетические активы не так то просто. В этом году были проданы два блокирующих пакета предприятий облэнерго – 26,98% акций «Львовоблэнерго» и 25%+1 акция «Черниговоблэнерго». Львовское предприятие было продано компании «ТЕКТ-Трейд» за 198 млн. грн. при стартовой цене 171,7 млн. грн., а черниговское – компании «Он-лайн Капитал» за 223,4 млн. грн. при стартовой цене 119 млн. грн.

Ряд распределительных компаний правительство уже неоднократно пыталось продать и пока что безрезультатно. Так, несколько раз подряд переносились торги предприятиями облэнерго из-за отсутствия заявок: «Полтаваоблэнерго», «Прикарпатьеобэнерго» и «Сумыоблэнерго». Неудачные торги пакетами данных предприятий эксперты объясняют тем, что на приватизацию выставлялись блокирующие пакеты данных распределительных компаний, а инвесторам интересны лишь контрольные пакеты акций. Поэтому в будущем правительству вероятнее всего следует выставить на продажу именно контрольные пакеты акций облэнерго, если оно рассчитывает выручить средства на их продаже. Кроме того, не в пользу государства играет мировой финансовый кризис, из-за которого стоимость энергетических активов упала на 60-70%. Последняя неудачная попытка продажи Одесского припортового завода – яркий тому пример. Однако если в случае с ОПЗ правительство еще может повременить с его продажей, то с энергетическими активами тянуть не стоит, так как износ основных фондов увеличивается с каждым годом в несколько раз.

В этом году частный сектор, кроме упомянутых энергетических предприятий, ожидал также продажи генераций - «Центрэнерго», «Донбассэнерго», «Западэнерго» и «Днепроэнерго», чего так и не произошло. Вероятнее всего они будут внесены в приватизационный план на 2010 год. Этого следует ожидать, так как по оценкам экспертов на сегодняшний день энергетический сектор страны нуждается в инвестициях в объеме около 18 млрд. долларов, чего правительство не может себе позволить.

Кроме того, государственные предприятия с каждым годом существенно наращивают кредиторскую задолженность, в то время как частные компании ее из года в год снижают. Более эффективно работают частники и в отношении расчетов за электроэнергию потребителей. Также частные компании меньше теряют электроэнергии в сетях. Данный показатель в частных 9%, тогда как у государственных – 17%. Из этого следует вывод, что частный сектор на сегодняшний день спасает энергетику, а государственный – хоронит.

В Кабинете министров отмечают, что правительство понимает критичность откладывания приватизации энергетических активов. Более того, Кабмин даже уже не рассчитывает существенно наварить на их продаже, потому что если расценивать продажу энергокомпаний как способ пополнить бюджет, то через несколько лет, не то что некуда будет инвестировать, но даже нечего будет и продавать. Существенным показателем в этом плане является и то, что с каждым годом производство электроэнергии в Украине падает. К примеру, если в прошлом году оно упало на 1,8% по сравнению с 2007 годом, то в этом году падение за период с января по август составило 15,2%.

Поэтому все перечисленные факторы станут стимулом для того, чтобы выставить на продажу государственные энергокомпании в 2010 году. Если правительство все же намерено спасти отечественную энергетику, то в приватизационный план на следующий год будут внесены контрольные пакеты акций всех государственных генераций и ряда облэнерго. В таком случае Фонду госимущества следует ожидать ажиотажа на торгах. Далеко за примером ходить не надо – следует только вспомнить продажу «Днепрэнерго».

Максим Гачев

 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
19.01.18, Максим Полевой
Рост на мировых металлорынках продолжается и задает "настроение" на первое полугодие. Металлурги Украины в таких условиях смогут наращивать доходность экспорта и производственные показатели.
16.01.18, Ярослав Ярош
2016 г. Евразийский экономический союз (читай – Россия) ввел заградительные пошлины на ввоз стального прутка из Украины. Спустя год с лишним Украина обложила пошлиной в размере 15,21% такую же продукцию происхождением из РФ. В обоих случаях в гуще событий оказывался комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог". Первый раз – как главный пострадавший, второй – как основной выгодополучатель.
12.01.18, Максим Полевой
Мировой рынок ежегодно потребляет сотни новых гражданских самолетов и будет расти дальше. Чтобы воспользоваться этим, авиапром Украины должен развивать постпродажный сервис, лизинг и производственную эффективность.
09.01.18, Анна Ганзенко
К исходу четвертого года со времени последнего Майдана и всех последующих событий уже можно прикинуть предварительную цену, которую пришлось заплатить Украине за свой выбор. И если политические последствия данного шага сложно оценить однозначно, то с экономическими параметрами все немного проще: статистические показатели состояния экономики страны беспристрастны и спорить с ними тяжело.
04.01.18, Ярослав Ярош
Конец года оказался необычайно щедрым для меткомбината "Arcelor Mittal Кривой Рог". АМКР подписал документы о получении кредитов от Европейского банка реконструкции и развития и синдиката европейских банков на общую сумму 350 млн долл. Этот заем покроет примерно треть нужд комбината в денежных средствах, которые тот намерен вложить в масштабную модернизацию.
27.12.17, Максим Полевой
По итогам 2017 года в мире ожидается рост прямых иностранных инвестиций на 5%. Значительнее всего увеличатся вложения в переходные экономики. В их числе может оказаться и Украина.
22.12.17, Ярослав Ярош
За 11 месяцев 2017 г. объемы импорта газа в Украину выросли почти на 40%, по сравнению с прошлогодними. Более 50 частных компаний уже оформили разрешения на поставки газа из-за рубежа на украинский рынок, из них около 20 осуществляют ввоз в достаточно больших размерах – от 100 млн куб. м. Отказ Киева от прямого сотрудничества с российским "Газпромом" стал толчком к быстрой либерализации на этом рынке. Государственная компания "Нафтогаз Украины" продолжает оставаться здесь крупнейшим игроком. Но конкуренция уже пошатывает ее устои.
20.12.17, Максим Полевой
В конце года на мировом железорудном рынке наметился новый всплеск, связанный с позитивной динамикой спроса на металл. Заработать на этом смогут и украинские рудники, и горно-обогатительные комбинаты.
18.12.17, Игорь Воронцов
Производство и потребление металлоконструкций в Украине в текущем году продолжило рост, сигнализируя об устойчивости восстановления национальной экономики. Но в целом для металлургов данный рынок остается нишевым в виду незначительных объемов. О том, как их увеличить, говорилось на VI национальной конференции участников рынка стального строительства, которая состоялась 14 декабря в Киеве.
12.12.17, Ярослав Ярош
Надежды на то, что украинским правительственным и промышленным лоббистам удастся уговорить Египет сменить гнев на милость в отношении украинской стальной арматуры, не оправдались. 6 декабря Министерство торговли и промышленности Египта объявило, что временные заградительные пошлины на данную продукцию теперь станут постоянными. По крайней мере, на 5 ближайших лет.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!