Подробнее Запомнить город


ГМК-2012: избыток усилит давление

26.10.09
размер текста:

Металлурги не отказываются от ранее заявленных проектов по запуску в эксплуатацию новых производственных мощностей – несмотря на финансовый кризис и падение спроса на их продукцию. Такой вывод следует из докладов представителей ведущих компаний ГМК, прозвучавших на очередном заседании Международного комитета по стали, прошедшем в Сингапуре.

Так, ведущий металлургический производитель из Саудовской Аравии Al-Rajhi Steel в начале 2012 г. начнет строительство нового завода по выпуску арматуры мощностью 1 млн т в год. Компания уже заключила контракт на поставку оборудования с итальянской Danieli и в 2010 г. приступает к выполнению работ.

Индийская Essar Steel сообщила о намерении увеличить объемы производства металлопродукции на своем заводе Algoma в Канаде с 2,4 до 5 млн т в год.

Индонезийская PT Krakatau Steel к 2012 г. построит новую доменную печь мощностью 1,2 млн т в год, тем самым расширив свои мощности на заводе Trikora до 4,7 млн т.

Еще раньше, в 2010 г., иранская Arian Steel планирует запустить в эксплуатацию два новых прокатных завода мощностью 780 тыс т и 300 тыс т и сталеплавильный завод на 300 тыс т в год.

Китайская Chongqing Iron&Steel намерена нарастить производство толстолистовой корабельной стали с 1 млн т до 6,5 млн т в год за счет строительства нового комплекса на юго-востоке страны. Первую очередь планируется ввести в действие уже в 2010 г.

Ливийская Iron&Steel Company к 2012 г. рассчитывает увеличить объемы выпуска нерафинированной стали с нынешних 1,2 млн т до 4 млн т в год.

Можно продолжать перечисление, однако и так очевидно, что уже к 2012 г. реализация новых инвестпроектов в металлургии приведет к значительному избытку предложения на мировых рынках, снижению цен и, как следствие, банкротству и закрытию низкорентабельных предприятий. При этом в зоне риска также находятся украинские металлурги. Поскольку строительство новых мощностей в странах с развивающейся экономикой закроет для них рынки сбыта, успевшие стать традиционными за последние полтора десятилетия. Уже сегодня эксперты отмечают переизбыток сталеплавильных мощностей в мире, оценивая его в 500-600 млн т в год. Например, только в Латинской Америке «лишними» считаются 28 млн т. Что же будет в 2012 г., если прогнозы аналитиков оправдаются, и консолидированное мировое производство стали достигнет 2 млрд т по сравнению с нынешними 1,1 млрд т?

Кстати, ранее украинские металлурги тоже собирались наращивать производственные мощности: с 45 млн т в 2007 г. до 65 млн т стали в 2012 г. Наиболее масштабные проекты хотели осуществить «АрселорМиттал Кривой Рог» и Алчевский меткомбинат, увеличив годовую выплавку стали с 7,9 млн т и 3,75 млн т до 12 млн т и 8,2 млн т соответственно.

На Енакиевском и Макеевском метзаводах показатели должны были возрасти с 2,75 млн т и 2,4 млн т до 4 млн т в год – на обоих предприятиях. Кроме того, к 2012 г. предполагалось завершить строительство в Украине двух электрометзаводов: Белоцерковского и «Ворскластали» производительностью 1,8 млн т и 2,8 млн т в год. Сегодня понятно, что планы по вводу электроплавильных мощностей не будут выполнены к намеченному сроку. «АрселорМиттал Кривой Рог» и Алчевский меткомбинат также отказались от инвестиций в дальнейшее развитие производства. Но, как уже говорилось, риски для отечественных металлургов это не уменьшает.

Тем не менее, занимая первое место в мире по запасам железной руды, Украина может и в дальнейшем уверенно рассчитывать на свое «место под солнцем» на международных рынках металла. Поскольку ведущим сталелитейным компаниям в любом случае где-то придется закупать сырье для своего производства. А значит, конкурировать с европейскими и азиатскими металлургами украинские метзаводы смогут. Разумеется, это касается лишь тех предприятий, которые входят в вертикально-интегрированные холдинги, располагающие собственным горнорудным дивизионом. Для остальных все гораздо проблематичнее.

На первый взгляд, единственным возможным выходом для них является масштабная модернизация производства и внедрение инновационных технологий. Это, в итоге, позволяет снизить себестоимость металлопродукции и повышает ее конкурентность по сравнению с зарубежными аналогами. Однако такое решение требует колоссальных финансовых ресурсов, исчисляемых не одним миллиардом долларов. И времени, которого уже, в общем-то, не осталось. Хотя решение отдельных задач, таких, как сокращение потребления природного газа в ГМК с нынешних 8,3 млрд куб м в год на 45-50% к 2015 г. – вполне выполнимо. Иное дело переориентация ГМК с внешнего рынка на внутренний путем стимулирования к обновления основных фондов и развития металлоемких отраслей – строительства, машиностроения. Это процесс еще более длительный, требующий проведения структурных реформ в экономике. К ним пока что никто реально не приступал, поэтому данный вариант смотрится еще более утопично.

Кстати, в кризисном IV квартале 2008 г. за счет удешевления сырья украинские металлурги снизили себестоимость всего на 16%, до 510 долл. за 1 т заготовки. Тогда как их конкуренты в России и Азии снизили свои производственные затраты гораздо более существенно: на 25-35%. Поэтому основным фактором, который в итоге позволил отечественным производителям удержать продажи на мировых рынках, стала девальвация национальной валюты. Это помогло обойти и китайцев, и турок по себестоимости первичных полуфабрикатов. Очевидно, что дальнейшее обесценивание гривны и в среднесрочной перспективе будет играть ключевую роль в решении проблемы сбыта украинской металлопродукции на внешних рынках.

Игорь Воронцов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!