Подробнее Запомнить город


ГМК-2012: избыток усилит давление

26.10.09
размер текста:

Металлурги не отказываются от ранее заявленных проектов по запуску в эксплуатацию новых производственных мощностей – несмотря на финансовый кризис и падение спроса на их продукцию. Такой вывод следует из докладов представителей ведущих компаний ГМК, прозвучавших на очередном заседании Международного комитета по стали, прошедшем в Сингапуре.

Так, ведущий металлургический производитель из Саудовской Аравии Al-Rajhi Steel в начале 2012 г. начнет строительство нового завода по выпуску арматуры мощностью 1 млн т в год. Компания уже заключила контракт на поставку оборудования с итальянской Danieli и в 2010 г. приступает к выполнению работ.

Индийская Essar Steel сообщила о намерении увеличить объемы производства металлопродукции на своем заводе Algoma в Канаде с 2,4 до 5 млн т в год.

Индонезийская PT Krakatau Steel к 2012 г. построит новую доменную печь мощностью 1,2 млн т в год, тем самым расширив свои мощности на заводе Trikora до 4,7 млн т.

Еще раньше, в 2010 г., иранская Arian Steel планирует запустить в эксплуатацию два новых прокатных завода мощностью 780 тыс т и 300 тыс т и сталеплавильный завод на 300 тыс т в год.

Китайская Chongqing Iron&Steel намерена нарастить производство толстолистовой корабельной стали с 1 млн т до 6,5 млн т в год за счет строительства нового комплекса на юго-востоке страны. Первую очередь планируется ввести в действие уже в 2010 г.

Ливийская Iron&Steel Company к 2012 г. рассчитывает увеличить объемы выпуска нерафинированной стали с нынешних 1,2 млн т до 4 млн т в год.

Можно продолжать перечисление, однако и так очевидно, что уже к 2012 г. реализация новых инвестпроектов в металлургии приведет к значительному избытку предложения на мировых рынках, снижению цен и, как следствие, банкротству и закрытию низкорентабельных предприятий. При этом в зоне риска также находятся украинские металлурги. Поскольку строительство новых мощностей в странах с развивающейся экономикой закроет для них рынки сбыта, успевшие стать традиционными за последние полтора десятилетия. Уже сегодня эксперты отмечают переизбыток сталеплавильных мощностей в мире, оценивая его в 500-600 млн т в год. Например, только в Латинской Америке «лишними» считаются 28 млн т. Что же будет в 2012 г., если прогнозы аналитиков оправдаются, и консолидированное мировое производство стали достигнет 2 млрд т по сравнению с нынешними 1,1 млрд т?

Кстати, ранее украинские металлурги тоже собирались наращивать производственные мощности: с 45 млн т в 2007 г. до 65 млн т стали в 2012 г. Наиболее масштабные проекты хотели осуществить «АрселорМиттал Кривой Рог» и Алчевский меткомбинат, увеличив годовую выплавку стали с 7,9 млн т и 3,75 млн т до 12 млн т и 8,2 млн т соответственно.

На Енакиевском и Макеевском метзаводах показатели должны были возрасти с 2,75 млн т и 2,4 млн т до 4 млн т в год – на обоих предприятиях. Кроме того, к 2012 г. предполагалось завершить строительство в Украине двух электрометзаводов: Белоцерковского и «Ворскластали» производительностью 1,8 млн т и 2,8 млн т в год. Сегодня понятно, что планы по вводу электроплавильных мощностей не будут выполнены к намеченному сроку. «АрселорМиттал Кривой Рог» и Алчевский меткомбинат также отказались от инвестиций в дальнейшее развитие производства. Но, как уже говорилось, риски для отечественных металлургов это не уменьшает.

Тем не менее, занимая первое место в мире по запасам железной руды, Украина может и в дальнейшем уверенно рассчитывать на свое «место под солнцем» на международных рынках металла. Поскольку ведущим сталелитейным компаниям в любом случае где-то придется закупать сырье для своего производства. А значит, конкурировать с европейскими и азиатскими металлургами украинские метзаводы смогут. Разумеется, это касается лишь тех предприятий, которые входят в вертикально-интегрированные холдинги, располагающие собственным горнорудным дивизионом. Для остальных все гораздо проблематичнее.

На первый взгляд, единственным возможным выходом для них является масштабная модернизация производства и внедрение инновационных технологий. Это, в итоге, позволяет снизить себестоимость металлопродукции и повышает ее конкурентность по сравнению с зарубежными аналогами. Однако такое решение требует колоссальных финансовых ресурсов, исчисляемых не одним миллиардом долларов. И времени, которого уже, в общем-то, не осталось. Хотя решение отдельных задач, таких, как сокращение потребления природного газа в ГМК с нынешних 8,3 млрд куб м в год на 45-50% к 2015 г. – вполне выполнимо. Иное дело переориентация ГМК с внешнего рынка на внутренний путем стимулирования к обновления основных фондов и развития металлоемких отраслей – строительства, машиностроения. Это процесс еще более длительный, требующий проведения структурных реформ в экономике. К ним пока что никто реально не приступал, поэтому данный вариант смотрится еще более утопично.

Кстати, в кризисном IV квартале 2008 г. за счет удешевления сырья украинские металлурги снизили себестоимость всего на 16%, до 510 долл. за 1 т заготовки. Тогда как их конкуренты в России и Азии снизили свои производственные затраты гораздо более существенно: на 25-35%. Поэтому основным фактором, который в итоге позволил отечественным производителям удержать продажи на мировых рынках, стала девальвация национальной валюты. Это помогло обойти и китайцев, и турок по себестоимости первичных полуфабрикатов. Очевидно, что дальнейшее обесценивание гривны и в среднесрочной перспективе будет играть ключевую роль в решении проблемы сбыта украинской металлопродукции на внешних рынках.

Игорь Воронцов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.
10.04.18, Максим Полевой
В конце марта Министерство экономического развития и торговли объявило об успешном завершении переговоров с Израилем о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Кроме того, украинское правительство одновременно работает еще по нескольким перспективным направлениям свободной торговли.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!