Подробнее Запомнить город


Шельф без стратегии

26.10.09
размер текста:

Хотя госчиновники на всех углах заверяют, что Азовско-Черноморский шельф имеет стратегическое значение для энергобезопасности Украины, но в реальности никакой стратегии разработки шельфовых запасов нефти и газа в стране не существует. Первая и единственная правительственная программа освоения шельфа была принята 13 лет назад и благополучно провалена.

Подготовка подобного документа сроком на 10 ближайших лет только началась в офисах Кабмина. Что ж, переписать даты и показатели в программе не трудно, но она окажется такой же "пустышкой", как и предыдущая, если одновременно не будут созданы благоприятные условия для работы на шельфе.

После 18 лет независимости Азовско-Черноморский шельф остается белым пятном на украинской нефтегазовой карте. За последние 10 лет добыча здесь увеличилась всего на 500 тыс. кубометров газа в год и открыто было только 4 новых месторождения. Степень освоенности шельфовых углеводородных ресурсов, по оценкам Украинского государственного геологоразведочного института, составляет лишь 3,2%, тогда как на суше она превышает 70%.

Десять лет назад шельф обеспечивал около 5% в общенациональной добыче газа, сейчас этот показатель составляет чуть больше 6%. Однопроцентный "прогресс" лучше всяких слов демонстрирует абсолютно бездарное отношение украинских властей к развитию добычи нефти и газа из морских месторождений. И это в стране, которая хронически страдает из-за дефицита энергоносителей.

Упомянутая выше программа освоения углеводородных ресурсов украинского сектора Черного и Азовского морей была принята 13 лет назад, в сентябре 1996 года, и если бы ее придерживались, то уже сейчас шельф отдавал бы в отечественную газовую копилку в 2,5-3 раза газа больше, чем теперь.

Однако программный курс четко соблюдался лишь два первых года. В дальнейшем Кабмин практически прекратил бюджетное финансирование программы и палец о палец не ударил, чтобы привлечь альтернативные денежные источники. В результате поставленные в ней задачи были выполнены, по оценкам специалистов, едва ли на 10%. Вот несколько цифр, которые это подтверждают.

Программой планировалось на протяжении 1996-2008 годов прирастить углеводородные запасы шельфа на 261,7 млн. тонн условного топлива - приращено на 27,6 млн. тонн; планировалось добыть 24,6 млрд. кубометров газа - добыто 11,1 млрд. кубов; планировалось начать добычу нефти – этого не произошло вообще. Объем инвестиций в разведочное бурение должен был составить за 12 лет более 6 млрд. гривен, а в действительности потрачено только 440,8 млн. гривен, иначе говоря, примерно 36-37 млн. гривен в год.

За такие деньги даже одну скважину в море обустроить не получится. Не удивительно, что и объемы разведбурения за период 1996-2008 годов составили всего 45,6 тыс. метров, тогда как намечалось пройти 647,2 тыс. метров. С пробуренными эксплуатационными скважинами дела еще хуже. Их суммарная длина составляет 61,5 тыс. метров, что равно лишь 5,2% от предусмотренного программой.

Несмотря на такие плачевные результаты, в "Нафтогазе Украины" и Минтопэнерго повторяют ту же ошибку. На стол премьеру снова ложатся красивые цифры (ведь согласно поручению Кабмина новая программа освоения шельфа должна быть готова до конца года), но за ними не видно методов, с помощью которых можно добиться желаемого.

В частности, проект предусматривает открытие в течение 10 ближайших лет 10-13 новых месторождений на шельфе, половина из которых к 2019 году должны давать нефть и газ в промышленных масштабах. И тогда при умеренном сценарии добыча газа ожидается в объеме 3135 млн. кубометров в год (что примерно в 2,6 раза больше, чем сейчас), а добыча нефти с конденсатом составит 2766 тыс. тонн. Если же сценарий будет развиваться в оптимистическом ключе, то эти цифры увеличатся до 6563 млн. кубометров и 4261 тыс. тонн соответственно.

Осталась сущая мелочь: посчитать, сколько это стоит, и найти того, кто за это заплатит. Ведь согласно нынешним веяниям, основную финансовую нагрузку по освоению шельфовых запасов должны теперь нести частные инвесторы, хоть отечественные, хоть нерезиденты.

Найти таких, впрочем, будет непросто. Климат на украинском шельфе слишком суров для частного капитала, причем бури сеет само же правительство.

Скандал с компанией Vanco, которой так и не позволили воспользоваться выигранным на международном тендере правом на освоение Прикерченского участка шельфа, - это самый громкий пример, но не единственный. По указанию Юлии Тимошенко на шельфе запрещали работу и более мелким инвесторам, таким как британские СBM Oil и Black Sea Oil & Gas или канадская Shelton.

Еще один сюрприз от ее кабинета - это распоряжение поделить на 33 мелких блока цельную Скифскую площадь, к которой приглядывался австрийский концерн OMV и которую предлагалось осваивать на условиях раздела продукции. Впрочем, и сам процесс заключения соглашений о разделе продукции (СРП) правительство под предлогом необходимости внести поправки в соответствующий закон заморозило, что вызвало дополнительное недоумение потенциальных партнеров Украины.

По мнению руководителя группы компаний Shell в Украине Патрика Ван Далле, СРП - это ревалентный и приемлемый формат привлечения инвесторов в Украину, который должен стать основным юридическим инструментом сотрудничества между ними и государством, как на суше, так и на море.

"Учитывая нынешнее недостаточное инвестирование в энергетический сектор Украины, любая дальнейшая задержка с доступом потенциальных инвесторов к ресурсам совершенно непонятна", - отмечает господин Ван Далле.

Со стороны позиция официального Киева, действительно, выглядит как поведение собаки на сене (или точнее, на шельфе). Ведь у единственной украинской компании "Черноморнефтегаз", имеющей опыт морской добычи углеводородов, сегодня нет не только финансовых, но и технологических средств для бурения в тех районах шельфа, где столб воды превышает уровень в 80-100 метров. А именно на таких глубинах и сосредоточены основные перспективные запасы нефти и газа. Да что там говорить, если даже на мелководье "Черноморнефтегазу" не удается запустить в эксплуатацию почти готовые к разработке Одесское и Безымянное газовые месторождения и Субботинское нефтяное.

Тем временем на старых, лежащих почти у берега месторождениях добыча уже начинает падать. По итогам 2008 года "Черноморнефтегаз" извлек из недр на 4% меньше газа, чем годом ранее, за первое полугодие-2009 этот показатель уменьшился еще на полтора процента.

Как утверждает директор Центра энергетических исследований Константин Бородин, только за счет ввода в эксплуатацию Одесского и Безымянного месторождений в течение короткого времени можно было бы удвоить добычу газа на шельфе, однако для этого необходимо вложить в проект 400-500 млн. USD. Ранее планировалось увеличить уставный фонд "Черноморнефтегаза" на 5 млрд. гривен и таким образом решить проблему. Но НАК "Нафтогаз Украины", владеющая 100% акций "Черноморнефтегаза", так и не наскребла этих денег, поскольку все свободные средства у нее вымывают расчеты с "Газпромом".

Сейчас крымская "дочка" "Нафтогаза" вроде бы ведет переговоры о привлечении займа для Одесского и Безымянного с Европейским и Черноморским банками реконструкции и развития, но текут они вяло, поскольку кредиторы не очень заинтересованы иметь дело с юридически и экономически несамостоятельным партнером. Приватизация же "Черноморнефтегаза" запрещена законом из-за его стратегической важности для национальной экономики.

Впрочем, это и не обязательно. Например, бразильская компания Petrobras, даже оставаясь в государственной собственности, смогла выбиться в число мировых лидеров по шельфодобыче.

Однако этому взлету как раз и предшествовало наличие продуманной стратегии освоения бразильского шельфа, позволившей за 20 лет довести добычу с нуля до 120 млн. тонн нефти в год. Гвоздем данной стратегии стал отказ от государственной монополии на исследование шельфа. Полную свободу действий на этой ниве бразильское правительство предоставило французской компании Shlumberger, вплоть до права продавать результаты проведенной ею сейсморазведки кому угодно и за сколько угодно. Это привлекло на бразильский шельф поток инвесторов, перед которыми местные власти поставили только три условия: координировать работы должна Petrobras, максимум добывающего оборудования должно производиться на бразильских предприятиях, добытчики должны подготовить квалифицированные инженерный и рабочий персонал, знающий толк в освоении шельфа.

Сегодня Petrobras уже сама активно разрабатывает целый ряд шельфовых месторождений за рубежом, ее технологиями пользуются ведущие энергокомпании мира, и даже специалисты "Черноморнефтегаза" неоднократно ездили в Бразилию за опытом.

Ярослав Ярош

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!