Подробнее Запомнить город


Шельф без стратегии

26.10.09
размер текста:

Хотя госчиновники на всех углах заверяют, что Азовско-Черноморский шельф имеет стратегическое значение для энергобезопасности Украины, но в реальности никакой стратегии разработки шельфовых запасов нефти и газа в стране не существует. Первая и единственная правительственная программа освоения шельфа была принята 13 лет назад и благополучно провалена.

Подготовка подобного документа сроком на 10 ближайших лет только началась в офисах Кабмина. Что ж, переписать даты и показатели в программе не трудно, но она окажется такой же "пустышкой", как и предыдущая, если одновременно не будут созданы благоприятные условия для работы на шельфе.

После 18 лет независимости Азовско-Черноморский шельф остается белым пятном на украинской нефтегазовой карте. За последние 10 лет добыча здесь увеличилась всего на 500 тыс. кубометров газа в год и открыто было только 4 новых месторождения. Степень освоенности шельфовых углеводородных ресурсов, по оценкам Украинского государственного геологоразведочного института, составляет лишь 3,2%, тогда как на суше она превышает 70%.

Десять лет назад шельф обеспечивал около 5% в общенациональной добыче газа, сейчас этот показатель составляет чуть больше 6%. Однопроцентный "прогресс" лучше всяких слов демонстрирует абсолютно бездарное отношение украинских властей к развитию добычи нефти и газа из морских месторождений. И это в стране, которая хронически страдает из-за дефицита энергоносителей.

Упомянутая выше программа освоения углеводородных ресурсов украинского сектора Черного и Азовского морей была принята 13 лет назад, в сентябре 1996 года, и если бы ее придерживались, то уже сейчас шельф отдавал бы в отечественную газовую копилку в 2,5-3 раза газа больше, чем теперь.

Однако программный курс четко соблюдался лишь два первых года. В дальнейшем Кабмин практически прекратил бюджетное финансирование программы и палец о палец не ударил, чтобы привлечь альтернативные денежные источники. В результате поставленные в ней задачи были выполнены, по оценкам специалистов, едва ли на 10%. Вот несколько цифр, которые это подтверждают.

Программой планировалось на протяжении 1996-2008 годов прирастить углеводородные запасы шельфа на 261,7 млн. тонн условного топлива - приращено на 27,6 млн. тонн; планировалось добыть 24,6 млрд. кубометров газа - добыто 11,1 млрд. кубов; планировалось начать добычу нефти – этого не произошло вообще. Объем инвестиций в разведочное бурение должен был составить за 12 лет более 6 млрд. гривен, а в действительности потрачено только 440,8 млн. гривен, иначе говоря, примерно 36-37 млн. гривен в год.

За такие деньги даже одну скважину в море обустроить не получится. Не удивительно, что и объемы разведбурения за период 1996-2008 годов составили всего 45,6 тыс. метров, тогда как намечалось пройти 647,2 тыс. метров. С пробуренными эксплуатационными скважинами дела еще хуже. Их суммарная длина составляет 61,5 тыс. метров, что равно лишь 5,2% от предусмотренного программой.

Несмотря на такие плачевные результаты, в "Нафтогазе Украины" и Минтопэнерго повторяют ту же ошибку. На стол премьеру снова ложатся красивые цифры (ведь согласно поручению Кабмина новая программа освоения шельфа должна быть готова до конца года), но за ними не видно методов, с помощью которых можно добиться желаемого.

В частности, проект предусматривает открытие в течение 10 ближайших лет 10-13 новых месторождений на шельфе, половина из которых к 2019 году должны давать нефть и газ в промышленных масштабах. И тогда при умеренном сценарии добыча газа ожидается в объеме 3135 млн. кубометров в год (что примерно в 2,6 раза больше, чем сейчас), а добыча нефти с конденсатом составит 2766 тыс. тонн. Если же сценарий будет развиваться в оптимистическом ключе, то эти цифры увеличатся до 6563 млн. кубометров и 4261 тыс. тонн соответственно.

Осталась сущая мелочь: посчитать, сколько это стоит, и найти того, кто за это заплатит. Ведь согласно нынешним веяниям, основную финансовую нагрузку по освоению шельфовых запасов должны теперь нести частные инвесторы, хоть отечественные, хоть нерезиденты.

Найти таких, впрочем, будет непросто. Климат на украинском шельфе слишком суров для частного капитала, причем бури сеет само же правительство.

Скандал с компанией Vanco, которой так и не позволили воспользоваться выигранным на международном тендере правом на освоение Прикерченского участка шельфа, - это самый громкий пример, но не единственный. По указанию Юлии Тимошенко на шельфе запрещали работу и более мелким инвесторам, таким как британские СBM Oil и Black Sea Oil & Gas или канадская Shelton.

Еще один сюрприз от ее кабинета - это распоряжение поделить на 33 мелких блока цельную Скифскую площадь, к которой приглядывался австрийский концерн OMV и которую предлагалось осваивать на условиях раздела продукции. Впрочем, и сам процесс заключения соглашений о разделе продукции (СРП) правительство под предлогом необходимости внести поправки в соответствующий закон заморозило, что вызвало дополнительное недоумение потенциальных партнеров Украины.

По мнению руководителя группы компаний Shell в Украине Патрика Ван Далле, СРП - это ревалентный и приемлемый формат привлечения инвесторов в Украину, который должен стать основным юридическим инструментом сотрудничества между ними и государством, как на суше, так и на море.

"Учитывая нынешнее недостаточное инвестирование в энергетический сектор Украины, любая дальнейшая задержка с доступом потенциальных инвесторов к ресурсам совершенно непонятна", - отмечает господин Ван Далле.

Со стороны позиция официального Киева, действительно, выглядит как поведение собаки на сене (или точнее, на шельфе). Ведь у единственной украинской компании "Черноморнефтегаз", имеющей опыт морской добычи углеводородов, сегодня нет не только финансовых, но и технологических средств для бурения в тех районах шельфа, где столб воды превышает уровень в 80-100 метров. А именно на таких глубинах и сосредоточены основные перспективные запасы нефти и газа. Да что там говорить, если даже на мелководье "Черноморнефтегазу" не удается запустить в эксплуатацию почти готовые к разработке Одесское и Безымянное газовые месторождения и Субботинское нефтяное.

Тем временем на старых, лежащих почти у берега месторождениях добыча уже начинает падать. По итогам 2008 года "Черноморнефтегаз" извлек из недр на 4% меньше газа, чем годом ранее, за первое полугодие-2009 этот показатель уменьшился еще на полтора процента.

Как утверждает директор Центра энергетических исследований Константин Бородин, только за счет ввода в эксплуатацию Одесского и Безымянного месторождений в течение короткого времени можно было бы удвоить добычу газа на шельфе, однако для этого необходимо вложить в проект 400-500 млн. USD. Ранее планировалось увеличить уставный фонд "Черноморнефтегаза" на 5 млрд. гривен и таким образом решить проблему. Но НАК "Нафтогаз Украины", владеющая 100% акций "Черноморнефтегаза", так и не наскребла этих денег, поскольку все свободные средства у нее вымывают расчеты с "Газпромом".

Сейчас крымская "дочка" "Нафтогаза" вроде бы ведет переговоры о привлечении займа для Одесского и Безымянного с Европейским и Черноморским банками реконструкции и развития, но текут они вяло, поскольку кредиторы не очень заинтересованы иметь дело с юридически и экономически несамостоятельным партнером. Приватизация же "Черноморнефтегаза" запрещена законом из-за его стратегической важности для национальной экономики.

Впрочем, это и не обязательно. Например, бразильская компания Petrobras, даже оставаясь в государственной собственности, смогла выбиться в число мировых лидеров по шельфодобыче.

Однако этому взлету как раз и предшествовало наличие продуманной стратегии освоения бразильского шельфа, позволившей за 20 лет довести добычу с нуля до 120 млн. тонн нефти в год. Гвоздем данной стратегии стал отказ от государственной монополии на исследование шельфа. Полную свободу действий на этой ниве бразильское правительство предоставило французской компании Shlumberger, вплоть до права продавать результаты проведенной ею сейсморазведки кому угодно и за сколько угодно. Это привлекло на бразильский шельф поток инвесторов, перед которыми местные власти поставили только три условия: координировать работы должна Petrobras, максимум добывающего оборудования должно производиться на бразильских предприятиях, добытчики должны подготовить квалифицированные инженерный и рабочий персонал, знающий толк в освоении шельфа.

Сегодня Petrobras уже сама активно разрабатывает целый ряд шельфовых месторождений за рубежом, ее технологиями пользуются ведущие энергокомпании мира, и даже специалисты "Черноморнефтегаза" неоднократно ездили в Бразилию за опытом.

Ярослав Ярош

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!