Подробнее Запомнить город


Григоришин поставил блок

27.10.09
размер текста:

Владелец группы «Энергетический стандарт» Константин Григоришин упрочил позиции на харьковском ОАО «Турбоатом», доведя свою долю до 25%. Владение блокпакетом в одном из ключевых предприятий украинского энергомашиностроения, несомненно, усиливает влияние группы «Энергетический стандарт», подконтрольной бизнесмену, на отрасль в целом. Так, продукция «Турбоатома» используется на всех отечественных АЭС. Более того, в Российской Федерации примерно треть от числа всех эксплуатируемых турбин приходится на изготовленные в Харькове.

Напомним, что К. Григоришин также контролирует предприятия ОАО «Запорожтрансформатор» (88,35%), ОАО «Запорожский завод малогабаритных трансформаторов» (58,7%), ОАО «Запорожский завод сверхмощных трансформаторов», ОАО «Запорожский кабельный завод» и ОАО «Сумское НПО им. Фрунзе». Кроме того, ему принадлежат крупные пакеты в ряде региональных энергораспределяющих компаний: «Полтаваоблэнерго» (40,3%), «Сумыоблэнерго» (39,96%), «Прикарпатьеоблэнерго» (33,8%), «Львовоблэнерго» (38,07%) и «Черниговоблэнерго» (40,01%).

В ОАО «Турбоатом» через КУА «Сварог Эссет Менеджмент» К. Григоришин ранее владел 14%-ным пакетом акций. Именно с этим обстоятельством наблюдатели связывают корпоративные конфликты, которые постоянно происходили на предприятии. Достаточно сказать, что за последние два года в судах было рассмотрено 35 споров, касавшихся различных вопросов корпоративного управления на «Турбоатоме» (проведение собрания акционеров, назначение нового генерального директора, и т.д.), а также его возможной приватизации.

Против продажи 75%-ного госпакета активно выступал президент Украины В.Ющенко, отношения с которым у К. Григоришина безнадежно испортились еще в 2005 г. С тех пор СБУ дважды запрещала въезд на территорию Украины бизнесмену, имеющему российский паспорт и проживающему в Москве. При этом правительство регулярно вносило «Турбоатом» в список подлежащих приватизации.

Теперь этот вопрос теряет остроту для «Энергетического стандарта». Поскольку уже в ближайшее время на предприятии ожидается смена менеджмента. Напомним, что нынешний гендиректор «Турбоатома» Виктор Субботин одновременно является владельцем мажоритарной доли в харьковском «Мегабанке» - который, в свою очередь, был обладателем примерно 3% акций «Турбоатома». Очевидно, что он решил уйти с предприятия и продал К. Григоришину эту долю - учитывая, что последний сумел аккумулировать практически всю часть акций, которые находились в частной собственности.

Следует также отметить, что решение В.Субботина о выходе из акционеров «Турбоатома» совпало по времени с продажей 30% самого «Мегабанка» западным инвесторам в лице ЕБРР и немецкого банка KfW.

Еще около 5% «Турбоатома» было выкуплено у зарегистрированного на Кипре UIFL Limited, представляющего некий зарубежный инвестиционный фонд. По информации, имевшейся на фондовом рынке, этот акционер не стремился участвовать в реальном управлении предприятием и в принципе был готов продать свою долю за хорошую цену. Но что такое «хорошая цена» в условиях кризиса? По оценкам инвесткомпаний, уровень капитализации «Турбоатома» сейчас колеблется в пределах 100-150 млн. долл. В таком случае совокупная стоимость ряда мелких пакетов, приобретенных «Сварог Эссет Менеджмент», равняется 8,3-12,5 млн. долл. Однако, как отмечают эксперты, эту сумму еще необходимо умножить на коэффициент 1,3-1,5, который является премией за контроль над предприятием.

Но если реальная сумма сделки в пять раз превысила расчетный показатель – даже в этом случае К. Григоришин не прогадал. По итогам первого полугодия «Турбоатом» увеличил чистую прибыль по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. с 28,76 млн. грн до 51,04 млн. грн. При этом доход от реализации продукции увеличился с 248,78 млн. грн до 333,5 млн. грн.

А портфель заказов предприятия до 2011 г. уже сегодня оценивается в 280 млн. долл. Так, в следующем году предприятие продолжит работу над действующими экспортными заказами для «Росэнергоатома» (модернизация турбин К-500) и Новочеркасской ГРЭС, мексиканской ГЭС «Ла Йеска», китайских ГЭС «Инь Пань» и «Шансигоу», индийских АЭС «Кайга» и «Рапп» 5-6. Кроме того, подписаны договоры на поставку двух турбин К-315 в Иран для ТЭС «Бисотун», семи рабочих колес для Нурекской ГЭС в Таджикистане, рабочего колеса для Нижне-Бозсуйской ГЭС в Узбекистане, а также на поставку оборудования для модернизации венгерской АЭС «Пакш».

А совсем скоро, в ноябре 2009 г., ожидается подписание контракта по энергоблоку №6 для Аксуйской ТЭС в Казахстане.

Сотрудничает «Турбоатом» и с украинскими энергетиками. Так, в текущем году предприятие модернизировало паровую турбину для Зуевской ТЭС компании «Востокэнерго» и поставило турбину для первой очереди Днестровской ГАЭС НАЭК «Энергоатом».

Особенно перспективным для «Турбоатома» представляется рынок Российской Федерации – учитывая масштабные планы по модернизации существующих атомных энергоблоков и строительству новых. В случае их реализации российским правительством портфель заказов «Турбоатома» может составить 1 млрд. долл. – что соответствует его максимальной проектной мощности.

Разумеется, получить блокирующий пакет голосов на таком предприятии и установить над ним оперативный контроль – дорогого стоит. Однако в 2010 г. «Энергетический стандарт» наверняка попытается увеличить долю в «Турбоатоме», инициировав его частичную приватизацию. Это произойдет практически со 100%-ной вероятностью после президентских выборов, причем независимо от их результатов.

Игорь Воронцов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!