Подробнее Запомнить город


Григоришин поставил блок

27.10.09
размер текста:

Владелец группы «Энергетический стандарт» Константин Григоришин упрочил позиции на харьковском ОАО «Турбоатом», доведя свою долю до 25%. Владение блокпакетом в одном из ключевых предприятий украинского энергомашиностроения, несомненно, усиливает влияние группы «Энергетический стандарт», подконтрольной бизнесмену, на отрасль в целом. Так, продукция «Турбоатома» используется на всех отечественных АЭС. Более того, в Российской Федерации примерно треть от числа всех эксплуатируемых турбин приходится на изготовленные в Харькове.

Напомним, что К. Григоришин также контролирует предприятия ОАО «Запорожтрансформатор» (88,35%), ОАО «Запорожский завод малогабаритных трансформаторов» (58,7%), ОАО «Запорожский завод сверхмощных трансформаторов», ОАО «Запорожский кабельный завод» и ОАО «Сумское НПО им. Фрунзе». Кроме того, ему принадлежат крупные пакеты в ряде региональных энергораспределяющих компаний: «Полтаваоблэнерго» (40,3%), «Сумыоблэнерго» (39,96%), «Прикарпатьеоблэнерго» (33,8%), «Львовоблэнерго» (38,07%) и «Черниговоблэнерго» (40,01%).

В ОАО «Турбоатом» через КУА «Сварог Эссет Менеджмент» К. Григоришин ранее владел 14%-ным пакетом акций. Именно с этим обстоятельством наблюдатели связывают корпоративные конфликты, которые постоянно происходили на предприятии. Достаточно сказать, что за последние два года в судах было рассмотрено 35 споров, касавшихся различных вопросов корпоративного управления на «Турбоатоме» (проведение собрания акционеров, назначение нового генерального директора, и т.д.), а также его возможной приватизации.

Против продажи 75%-ного госпакета активно выступал президент Украины В.Ющенко, отношения с которым у К. Григоришина безнадежно испортились еще в 2005 г. С тех пор СБУ дважды запрещала въезд на территорию Украины бизнесмену, имеющему российский паспорт и проживающему в Москве. При этом правительство регулярно вносило «Турбоатом» в список подлежащих приватизации.

Теперь этот вопрос теряет остроту для «Энергетического стандарта». Поскольку уже в ближайшее время на предприятии ожидается смена менеджмента. Напомним, что нынешний гендиректор «Турбоатома» Виктор Субботин одновременно является владельцем мажоритарной доли в харьковском «Мегабанке» - который, в свою очередь, был обладателем примерно 3% акций «Турбоатома». Очевидно, что он решил уйти с предприятия и продал К. Григоришину эту долю - учитывая, что последний сумел аккумулировать практически всю часть акций, которые находились в частной собственности.

Следует также отметить, что решение В.Субботина о выходе из акционеров «Турбоатома» совпало по времени с продажей 30% самого «Мегабанка» западным инвесторам в лице ЕБРР и немецкого банка KfW.

Еще около 5% «Турбоатома» было выкуплено у зарегистрированного на Кипре UIFL Limited, представляющего некий зарубежный инвестиционный фонд. По информации, имевшейся на фондовом рынке, этот акционер не стремился участвовать в реальном управлении предприятием и в принципе был готов продать свою долю за хорошую цену. Но что такое «хорошая цена» в условиях кризиса? По оценкам инвесткомпаний, уровень капитализации «Турбоатома» сейчас колеблется в пределах 100-150 млн. долл. В таком случае совокупная стоимость ряда мелких пакетов, приобретенных «Сварог Эссет Менеджмент», равняется 8,3-12,5 млн. долл. Однако, как отмечают эксперты, эту сумму еще необходимо умножить на коэффициент 1,3-1,5, который является премией за контроль над предприятием.

Но если реальная сумма сделки в пять раз превысила расчетный показатель – даже в этом случае К. Григоришин не прогадал. По итогам первого полугодия «Турбоатом» увеличил чистую прибыль по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. с 28,76 млн. грн до 51,04 млн. грн. При этом доход от реализации продукции увеличился с 248,78 млн. грн до 333,5 млн. грн.

А портфель заказов предприятия до 2011 г. уже сегодня оценивается в 280 млн. долл. Так, в следующем году предприятие продолжит работу над действующими экспортными заказами для «Росэнергоатома» (модернизация турбин К-500) и Новочеркасской ГРЭС, мексиканской ГЭС «Ла Йеска», китайских ГЭС «Инь Пань» и «Шансигоу», индийских АЭС «Кайга» и «Рапп» 5-6. Кроме того, подписаны договоры на поставку двух турбин К-315 в Иран для ТЭС «Бисотун», семи рабочих колес для Нурекской ГЭС в Таджикистане, рабочего колеса для Нижне-Бозсуйской ГЭС в Узбекистане, а также на поставку оборудования для модернизации венгерской АЭС «Пакш».

А совсем скоро, в ноябре 2009 г., ожидается подписание контракта по энергоблоку №6 для Аксуйской ТЭС в Казахстане.

Сотрудничает «Турбоатом» и с украинскими энергетиками. Так, в текущем году предприятие модернизировало паровую турбину для Зуевской ТЭС компании «Востокэнерго» и поставило турбину для первой очереди Днестровской ГАЭС НАЭК «Энергоатом».

Особенно перспективным для «Турбоатома» представляется рынок Российской Федерации – учитывая масштабные планы по модернизации существующих атомных энергоблоков и строительству новых. В случае их реализации российским правительством портфель заказов «Турбоатома» может составить 1 млрд. долл. – что соответствует его максимальной проектной мощности.

Разумеется, получить блокирующий пакет голосов на таком предприятии и установить над ним оперативный контроль – дорогого стоит. Однако в 2010 г. «Энергетический стандарт» наверняка попытается увеличить долю в «Турбоатоме», инициировав его частичную приватизацию. Это произойдет практически со 100%-ной вероятностью после президентских выборов, причем независимо от их результатов.

Игорь Воронцов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!