Подробнее Запомнить город


«Нафтогаз» нашел углеводороды в Африке

29.10.09
размер текста:

Несмотря на наличие достаточно широкого портфеля активов за рубежом, НАК «Нафтогаз Украины» намерен принять участия в тендерах на разработку и эксплуатацию месторождений углеводородов еще и в Алжире. Украине крайне необходимы подобные проекты. Однако настораживает то, что за 8 лет зарубежных скитаний НАК так и не добился ощутимых успехов. Кроме того, остается непонятным, откуда на такие проекты собирается взять деньги компания, объявившая менее месяца назад технический дефолт.

На днях исполняющий обязанности Временного поверенного в делах Украины в Алжире Андрей Билецкий сообщил, что украинские компании намерены участвовать в тендере на разработку нефтегазовых месторождений на юге Алжира, который алжирские власти, как ожидается, объявят в январе следующего года.

Билецкий не уточнил, кто конкретно собирается участвовать в тендере, сославшись на коммерческую тайну. Однако он добавил, что это и частные, и государственные предприятия. Позже алжирские власти сообщили, что среди государственных предприятий претендентом на алжирские месторождения является НАК «Нафтогаз».

Расширение географии добычи углеродов, прежде всего нефти, продиктовано объективным желанием правительства диверсифицировать источники сырья для украинских НПЗ. Сейчас из-за острой нехватки нефти собственной добычи, и отказом российских ТНК поставлять нефть на украинские заводы, за исключением тех, которые принадлежат россиянам, национальные НПЗ загружены менее чем на 20%, а внутренний рынок испытывает дефицит готовых нефтепродуктов.

Дополнительный ресурс нефти объемом 4-5 млн. тонн мог бы кардинально изменить ситуацию на топливном рынке Украины. Вместе с украинским сырьем это позволило бы наполнить до 50% рынка собственными продуктами, чего оказалось бы достаточно, чтобы разбавить монополию российских ТНК и снизить цены до экономически обоснованных. Кроме нефти, Украине также не помешают и дополнительные объемы газа.

Несмотря на видимую пользу освоения зарубежных месторождений, НАК осваивает их крайне медленно. Первой страной, где удалось укрепиться компании, стала Ливия. Здесь интересы «Нафтогаза» присутствуют с 2002 г. Тогда из-за международной изоляции Триполи вынуждена была искать партнеров в странах, которые по тем или иным причинам также были отодвинуты на обочину геоэкономических процессов. Таковой на то время была и Украина, руководство которой после «кассетного скандала» 2001 г. не очень то приветствовали в цивилизованных странах.

НАК «Нафтогаз Украины» с охотой согласился участвовать в совместном освоении ливийских недр, о чем в 2002 г. были достигнуты предварительные договоренности с ливийской Национальной нефтяной корпорацией (NOC, National Oil Corporation). Ливия была оптимальным партнером для Украины в этом направлении. Нефть здесь находится на сравнительно небольших глубинах, что облегчает добычу и снижает ее себестоимость. К тому же сырье более качественное, чем российская, украинская и казахская нефть.

Соглашение о разделе продукции между двумя компаниями было подписано в октябре 2004 г. и предусматривало разработку блоков, площадь которых превышает 200 тыс. кв. км, а прогнозные ресурсы составляют около 110 млн. тонн нефти и 30 млрд. кубометров природного газа. Минимальный объем инвестиций «Нафтогаза» в поисково-разведочные работы в Ливии по условиям СРП должен был составить $57,5 млн.

Однако смена власти в Украине повлекла пересмотр к перспективам ливийского проекта. К слову, к присутствию НАКа в Ливии крайне негативно относились США, поэтому не исключено, что сворачивание деятельности в этой стране было обусловлено теми же причинами, что и отказ от строительством АЭС в Иране.

За последние 4 года «Нафтогаз» вложил лишь 16 млн. долл., а с начала этого года разработка месторождений вообще прекратилась. Как результат в конце лета этого года ливийская сторона три из четырех нефтегазовых полей, которые должен был бы разрабатывать НАК, предложила «Газпрому».

Вместо Ливии новое руководство НАКа (после увольнения Ю. Бойко в 2005 г.) начало продвигать свои интересы в ОАЭ и Египте. В начале 2005 г. между украинской компанией, правительством эмирата Аль-Фуджейра и Naftogaz Middle East L.L.C. было подписано соглашение, которым предусмотрено проведение работ по поиску и разведке месторождений углеводородов на территории эмирата Аль-Фуджейра, и в случае открытия запасов - их разработку и эксплуатацию. Четыре года НАК искала газ, и только в конце марта 2009 г. она начала бурение первой поисковой скважины Hamad-1. По состоянию на август глубина скважины достигала 3160 м. Учитывая, что глубина скважины должна составить 5,5 тыс. км, скорее всего, с ОАЭ Украина газ еще не получит.

В конце 2006 г. НАК «Нафтогаз» проник и в Египет. Между «Египетской генеральной нефтяной корпорацией» и украинской монополией было заключено Концессионное соглашение по освоению участка Алам Ель Шавиш площадью 994 кв. км на территории Западной Пустыни Египта. В середине февраля этого года из первой разведывательной скважины Hg-34/3 глубиной 3505 м получен приток нефти дебитом 80 тонн (588 баррелей) в сутки. До конца текущего года планируется пробурить 5 поисковых скважин в Египте и выйти на коммерческий уровень добычи.

Несмотря на то, что НАК пока не запустил полноценно ни один проект, компания продолжает экстенсивно расширять свое присутствие в Африке. В середине августа она сообщила, что подготавливает материалы для участия в тендерах по разработке месторождений нефти и газа в Египте и Алжире. Приглашение участвовать в конкурсе поступили от государственного агентства Алжира ALNAFT, занимающегося использованием углеводородных ресурсов и компании Ganope из Египта.

1 октября по информации министра энергетики Алжира Шакиб Хелиля, НАК «Нафтогаз» подал официальную заявку на участие в тендере. «Компания «Нафтогаз» подала заявку. И если она будет отвечать квалификационным требованиям, например, если она занималась разработкой в других странах, имеет опыт и может доказать, что владеет необходимыми ресурсами для успешной работы, она пройдет квалификацию и получит возможность разрабатывать месторождения», - сказал он.

Между тем, даже если опыт НАКа в Египте и ОАЭ признают удовлетворительным (а на опыт в Ливии не обратят внимания), украинской компании будет крайне тяжело обойти своих конкурентов. На алжирском рынке уже присутствуют международные энергетические компании, которые занимаются разработкой нефтегазовых месторождений. Среди них – французские «Газ де Франс» и «Тоталь», российские «Газпром» и «Роснефть».

Примечательно, что уже 9 октября Министр энергетики РФ Сергей Шматко побежал на встречу с послом Алжира Смаилом Шерги, на которой «стороны обсудили широкий комплекс вопросов, касающихся развития сотрудничества в энергетической сфере».

Не вызывает сомнения, что во время встречи некоторые месторождения уже обрели собственника. Украинские же власти Алжир доверили осваивать непосредственно НАКу. Между тем, добыча углеводородов за рубежом является одним из ключевых государственных интересов Украины, поэтому решению этой задачи стоило бы уделить соответствующее внимание.

Максим Соколов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!