Подробнее Запомнить город


Азербайджан стабилизирует украинский топливный рынок?

02.11.09
размер текста:

Впервые с 2001 года отечественные НПЗ получили альтернативный источник нефти, что поможет наконец-то нивелировать диктат российских поставщиков. Более того, благодаря тесным политическим связям между Украиной и Азербайджаном, бизнесмены из Баку рассматривают возможность не только поставок нефти, но и организации нефтепереработки на территории Украины. Значение этого проекта трудно переоценить, поэтому украинским властям необходимо создать самые благоприятные условия для работы азербайджанских инвесторов.

В начале октября текущего года, впервые после прекращения в 2001 г. поставок казахстанской нефти в Украину, каспийское сырье снова поступает на отечественные НПЗ. Инициатором сделки выступила группа «Приват», контролирующая в Украине три НПЗ суммарной производственной мощностью 23 млн т нефти, и обладающая розничной сетью примерно в 1,5 тыс АЗС (под всеми брендами), что составляет свыше 25% от общего количества.

Фактически «Приват» создала крупнейшую вертикально интегрированную нефтяную компанию в Украине. Однако слабым звеном производственной цепочки остается ресурсное обеспечение – на данный момент группа осуществляет оперативный контроль над «Укрнефтью», которая добывает только 3 млн т нефти.

Поскольку российские добывающие компании поставляют нефть исключительно своим НПЗ в Украине, а казахская нефть уже давно разделена между западными, китайскими и российскими инвесторами, едва ли не единственным источником альтернативного сырья для Украины является Азербайджан. Несмотря на то, что отношения между Баку и Киевом складываются достаточно хорошо (особенно в рамках ГУАМ), а вопрос о возможности поставок азербайджанской нефти обсуждался еще с 2005 г., этот проект стартовал только в этом году, и только благодаря доминированию частного интереса.

Политическими дружескими отношениями Украины и Азербайджана эффективно воспользовалась «Приват». В этом году подконтрольный ей Кременчугский НПЗ заключил долгосрочный контракт с Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR, State Oil Company of Azerbaijan Republic), на основании которого в октябре приобрел две партии азербайджанской легкой нефти общим объемом 160 тыс т. В будущем планируется, что SOCAR будет поставлять не менее 240 тыс т в месяц, или почти 2,9 млн т нефти в год. Единого маршрута поставки нефти пока не выработано. Одна партия нефти была отгружена из грузинского черноморского порта Супса, куда доставлена по нефтепроводу Баку-Супса. Вторая - из порта Джейхан, доставленная туда по нефтепроводу Баку - Тбилиси - Джейхан. В Украине доставка сырья на НПЗ будет осуществляться из Одессы по приднепровским нефтепроводам.

Если поставки азербайджанской нефти выйдут на задекларированный объем, то совокупно с украинской нефтью Кременчугский НПЗ сможет перерабатывать до 500-560 тыс т в месяц или 6 млн т в год. Благодаря этому доля российского сырья сократиться с 75% до 50%, что создаст предпосылки для демонополизации. Правда, опыт ведения бизнеса группой «Приват» дает основания подозревать, что картельный сговор окончательно разбить не удаться, но объективное увеличения предложения ГСМ должно приблизить цены к рыночным.

Кроме поставок нефти на украинские НПЗ, азербайджанская SOCAR также рассматривает покупку одного из украинских НПЗ. По последней информации, компания ведет переговоры с собственником Херсонского НПЗ – группой «Континуум», которая также контролирует в Украине сеть заправок WOG. Между тем, выбор компании не совсем логичен. ХНПЗ является самым неэффективным нефтеперерабатывающим предприятием Украины. Он характеризуется самым низким показателем глубины переработки сырья (около 48%), и, соответственно, доля выхода качественного топлива в структуре выпускаемой продукции небольшая. Модернизация НПЗ не осуществлялась с советских времен, поэтому производственные мощности требуют колоссальных инвестиций в обновление. С 2006 года завод из-за нерентабельности работы и вовсе простаивает.

К слову, именно это предприятие пытались поднять 9 лет назад казахские инвесторы. На основе межправительственных украино-казахстанских договоренностей в 1999 г. Украина передала завод «Казахойл» (сейчас ее правопреемницей является «КазМунайГаз»). Однако, оценив техническое состояние ХНПЗ, казахские инвесторы сочли инвестиции в этот объект нерациональными и бесперспективными. На их место пришла российская нефтяная компания «Альянс». Россияне обещали увеличить глубину переработки нефти до 90,6%, загрузить завод на 80% (5 млн т нефти), построить новое производство изомеризации прямогонных бензиновых фракций, гидроочистки дизельного топлива, гидроочистки керосина и гидрокрекинга, вакуумного газойля и пр. Однако ни один из этих проектов так и не был реализован. В 2006 году россияне перепродали предприятие украинской группе «Континуум», которая также изначально декларировала грандиозные планы, но также потом передумала.

Таким образом, весьма сомнительно, что азербайджанские инвесторы после ознакомления с ситуацией на заводе, решаться взяться за его модернизацию. Однако не исключено, что они могут заинтересоваться одним из западно-украинских НПЗ группы «Приват», которые сейчас работают на минимальной загрузке из-за дефицита нефти. Эти предприятия также сегодня не в лучшем состоянии, хотя, в отличие от ХНПЗ, все же находятся «на ходу». К тому же украинской ФПГ после того, как она установила контроль над Кременчугским НПЗ, два мелких завода в западном регионе содержать уже нет смысла.

Вхождение SOCAR в украинскую нефтепереработку было бы существенным позитивным импульсом для данной отрасли. Однако для азербайджанских инвесторов покупка завода в Надвирне или Дрогобыче несет в себе ряд серьезных рисков, что охлаждает их интерес к этим предприятиям. В частности, все еще неизвестной остается судьба (точнее направление использования нефтепровода Одесса-Броды). Поставка азербайджанской нефти в западно-украинском направлении возможна только в случае перевода его работы на прямой режим. Более того, государство должно гарантировать, что смена правительства не приведет к смене направления работы данного маршрута. В этой ситуации активную роль должно сыграть правительство. Кабмин обязан создать все условия для того, чтобы удержать азербайджанских инвесторов и их нефть в Украине. В противном случае, государство утратит возможность демонополизировать внутренний рынок нефтепродуктов, а альтернативных поставщиков сырья в Украину в ближайшем будущем не будет.

Максим Соколов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!