Подробнее Запомнить город


Азербайджан стабилизирует украинский топливный рынок?

02.11.09
размер текста:

Впервые с 2001 года отечественные НПЗ получили альтернативный источник нефти, что поможет наконец-то нивелировать диктат российских поставщиков. Более того, благодаря тесным политическим связям между Украиной и Азербайджаном, бизнесмены из Баку рассматривают возможность не только поставок нефти, но и организации нефтепереработки на территории Украины. Значение этого проекта трудно переоценить, поэтому украинским властям необходимо создать самые благоприятные условия для работы азербайджанских инвесторов.

В начале октября текущего года, впервые после прекращения в 2001 г. поставок казахстанской нефти в Украину, каспийское сырье снова поступает на отечественные НПЗ. Инициатором сделки выступила группа «Приват», контролирующая в Украине три НПЗ суммарной производственной мощностью 23 млн т нефти, и обладающая розничной сетью примерно в 1,5 тыс АЗС (под всеми брендами), что составляет свыше 25% от общего количества.

Фактически «Приват» создала крупнейшую вертикально интегрированную нефтяную компанию в Украине. Однако слабым звеном производственной цепочки остается ресурсное обеспечение – на данный момент группа осуществляет оперативный контроль над «Укрнефтью», которая добывает только 3 млн т нефти.

Поскольку российские добывающие компании поставляют нефть исключительно своим НПЗ в Украине, а казахская нефть уже давно разделена между западными, китайскими и российскими инвесторами, едва ли не единственным источником альтернативного сырья для Украины является Азербайджан. Несмотря на то, что отношения между Баку и Киевом складываются достаточно хорошо (особенно в рамках ГУАМ), а вопрос о возможности поставок азербайджанской нефти обсуждался еще с 2005 г., этот проект стартовал только в этом году, и только благодаря доминированию частного интереса.

Политическими дружескими отношениями Украины и Азербайджана эффективно воспользовалась «Приват». В этом году подконтрольный ей Кременчугский НПЗ заключил долгосрочный контракт с Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR, State Oil Company of Azerbaijan Republic), на основании которого в октябре приобрел две партии азербайджанской легкой нефти общим объемом 160 тыс т. В будущем планируется, что SOCAR будет поставлять не менее 240 тыс т в месяц, или почти 2,9 млн т нефти в год. Единого маршрута поставки нефти пока не выработано. Одна партия нефти была отгружена из грузинского черноморского порта Супса, куда доставлена по нефтепроводу Баку-Супса. Вторая - из порта Джейхан, доставленная туда по нефтепроводу Баку - Тбилиси - Джейхан. В Украине доставка сырья на НПЗ будет осуществляться из Одессы по приднепровским нефтепроводам.

Если поставки азербайджанской нефти выйдут на задекларированный объем, то совокупно с украинской нефтью Кременчугский НПЗ сможет перерабатывать до 500-560 тыс т в месяц или 6 млн т в год. Благодаря этому доля российского сырья сократиться с 75% до 50%, что создаст предпосылки для демонополизации. Правда, опыт ведения бизнеса группой «Приват» дает основания подозревать, что картельный сговор окончательно разбить не удаться, но объективное увеличения предложения ГСМ должно приблизить цены к рыночным.

Кроме поставок нефти на украинские НПЗ, азербайджанская SOCAR также рассматривает покупку одного из украинских НПЗ. По последней информации, компания ведет переговоры с собственником Херсонского НПЗ – группой «Континуум», которая также контролирует в Украине сеть заправок WOG. Между тем, выбор компании не совсем логичен. ХНПЗ является самым неэффективным нефтеперерабатывающим предприятием Украины. Он характеризуется самым низким показателем глубины переработки сырья (около 48%), и, соответственно, доля выхода качественного топлива в структуре выпускаемой продукции небольшая. Модернизация НПЗ не осуществлялась с советских времен, поэтому производственные мощности требуют колоссальных инвестиций в обновление. С 2006 года завод из-за нерентабельности работы и вовсе простаивает.

К слову, именно это предприятие пытались поднять 9 лет назад казахские инвесторы. На основе межправительственных украино-казахстанских договоренностей в 1999 г. Украина передала завод «Казахойл» (сейчас ее правопреемницей является «КазМунайГаз»). Однако, оценив техническое состояние ХНПЗ, казахские инвесторы сочли инвестиции в этот объект нерациональными и бесперспективными. На их место пришла российская нефтяная компания «Альянс». Россияне обещали увеличить глубину переработки нефти до 90,6%, загрузить завод на 80% (5 млн т нефти), построить новое производство изомеризации прямогонных бензиновых фракций, гидроочистки дизельного топлива, гидроочистки керосина и гидрокрекинга, вакуумного газойля и пр. Однако ни один из этих проектов так и не был реализован. В 2006 году россияне перепродали предприятие украинской группе «Континуум», которая также изначально декларировала грандиозные планы, но также потом передумала.

Таким образом, весьма сомнительно, что азербайджанские инвесторы после ознакомления с ситуацией на заводе, решаться взяться за его модернизацию. Однако не исключено, что они могут заинтересоваться одним из западно-украинских НПЗ группы «Приват», которые сейчас работают на минимальной загрузке из-за дефицита нефти. Эти предприятия также сегодня не в лучшем состоянии, хотя, в отличие от ХНПЗ, все же находятся «на ходу». К тому же украинской ФПГ после того, как она установила контроль над Кременчугским НПЗ, два мелких завода в западном регионе содержать уже нет смысла.

Вхождение SOCAR в украинскую нефтепереработку было бы существенным позитивным импульсом для данной отрасли. Однако для азербайджанских инвесторов покупка завода в Надвирне или Дрогобыче несет в себе ряд серьезных рисков, что охлаждает их интерес к этим предприятиям. В частности, все еще неизвестной остается судьба (точнее направление использования нефтепровода Одесса-Броды). Поставка азербайджанской нефти в западно-украинском направлении возможна только в случае перевода его работы на прямой режим. Более того, государство должно гарантировать, что смена правительства не приведет к смене направления работы данного маршрута. В этой ситуации активную роль должно сыграть правительство. Кабмин обязан создать все условия для того, чтобы удержать азербайджанских инвесторов и их нефть в Украине. В противном случае, государство утратит возможность демонополизировать внутренний рынок нефтепродуктов, а альтернативных поставщиков сырья в Украину в ближайшем будущем не будет.

Максим Соколов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
11.07.19, Ярослав Ярош
1 июля Украина завершила самый быстротечный и самый массовый по количеству претендентов конкурс для частных добытчиков. 9 газоносных блоков получили своих потенциальных хозяев, проявивших готовность работать с государством на условиях раздела продукции. Но если раньше Киеву удавалось подписывать СРП с мировыми грандами, такими как Shell, Chevron, Eni, то сейчас список победителей не настолько звездный. В нем преимущественно отечественные компании, а также иностранцы из второго эшелона. Кабмин уже не может позволить себе переборчивость. На страну надвигается реальный дефицит природного газа.
04.07.19, Василий Январев
Нарастивший объемы производства после вынужденного простоя в 2017 году Днепровский металлургический комбинат столкнулся с новой угрозой – 31 мая Хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства предприятия по иску компании "Технобудмонтаж Груп". Впрочем, у меткомбината есть все возможности пройти этот непростой период, не теряя объемы производства и не сокращая производственный персонал.
02.07.19, Павел Вернивский
Одно из первых важных сообщений, прозвучавших от команды президента Владимира Зеленского, – работа с Международным валютным фондом будет продолжена. При этом почти каждый политик, пытаясь убедить народ в необходимости работы с МВФ, говорит людям: другой альтернативы нет. Но действительно ли это так?
20.06.19, Василий Январев
На шахтоуправлении "Покровское" входит в финальную фазу крупнейший в угледобывающей отрасли страны инвестиционный проект. Компания готова вложить более 160 млн долл. в разработку нового угольного блока №11. Строительные работы стартовали на этом блоке еще в 2011 г., но у прежнего хозяина Виктора Нусенкиса не хватило ресурсов, чтобы завершить начатое. Приход на "Покровское" в качестве владельца холдинга "Метинвест" дал проекту второе дыхание.
14.06.19, Игорь Воронцов
Банкротство второго по величине стального производителя Великобритании, официально объявленное 22 мая, наглядно показывает, к чему приводят необдуманные регуляторные решения правительства страны. Это хороший повод задуматься и для украинских высокопоставленных чиновников: ведь всегда лучше учиться на чужих ошибках, чем самим наступать на грабли.
10.06.19, Игорь Воронцов
Импорт известкового камня в Украину растет опережающими темпами по сравнению с показателями местных добывающих предприятий. Отрасль находится под воздействием ряда общеэкономических негативных факторов, которые сохранятся и в текущем году. Несмотря на это, планы отдельных производителей на 2019 г. довольно оптимистичны. Они надеются расширить долю рынка, потеснив импортеров. Хотя последним пока удается наращивать объемы поставок.
06.06.19, Ярослав Ярош
Холдинг Виктора Пинчука взялся системно блокировать проникновение чужеродного импорта на внутренний рынок труб. В январе 2019-го "Интерпайп" добился от Антимонопольного комитета решения, которым был разблокирован доступ компании для ряда тендеров ДК "Укргазвыдобування". В мае он получил поддержку и со стороны Минэкоразвития. Межведомственная комиссия по международной торговле начала антидемпинговое расследование в отношении импорта стальных бесшовных горячедеформированных труб из Китая.
30.05.19, Игорь Воронцов, Виктория Финчук
Начавшийся спад в жилищном строительстве негативно сказался на загрузке мощностей украинской цементной промышленности. Основные надежды предприятий связаны с планами правительства по масштабному строительству цементобетонных дорог. Это может стать драйвером роста для всей украинской экономики – поскольку одно рабочее место в дорожном строительстве создает 12 рабочих мест в смежных отраслях. А при строительстве цементобетонных дорог создается 20 рабочих мест, по подсчетам ассоциации "Укрцемент".
21.05.19, Игорь Воронцов
Металлургические предприятия Китая наращивают стальную выплавку стремительными темпами. По итогам апреля показатель повысился на 12,7% по сравнению с тем же месяцем 2018 года, до 85,03 млн тонн. В целом за январь-апрель прирост составил 10,1%, до 314,96 млн тонн.
17.05.19, Ярослав Ярош
За последнюю декаду апреля российской "Транснефти" удалось загрязнить ядовитой хлорорганикой около 6000 км трубопроводной системы "Дружба". Только по предварительным подсчетам российские потери составят свыше 1 млрд долл. Как говорится, и диверсантов не надо. Украина же на истории с грязной нефтью может даже подзаработать в краткосрочной перспективе, хотя потерять – в длинной.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!