Подробнее Запомнить город


Газ будут продавать на рынке

02.11.09
размер текста:

Украинское правительство намерено внедрить рыночную модель в газовой отрасли страны. Эти обязательства Украины вытекают из подписанной и ратифицированной ею Энергетической хартии. Между тем, либерализация отношений в газовой отрасли в нынешних условиях выгодна исключительно российским поставщикам и европейским потребителям, но не украинской экономике, поэтому Киеву стоило бы пересмотреть свое отношение к Хартии, как это сделали крупнейшие энергетические страны.

По информации пресс-службы КМУ, правительство одобрило законопроект «Об основах функционирования рынка природного газа». «Кабинет министров выступает за полную ликвидацию монопольного положения на рынке природного газа, внедрение полноценного и конкурентного внутреннего рынка и недискриминационный доступ к отечественной газотранспортной сети», - сказано в сообщении.

В обосновании говориться, что документ определяет правовые, экономические и организационные основы функционирования рынка природного газа в стране. Реализация закона обеспечит рациональное потребление природного газа и внедрение энергосберегающих технологий, а также формирование экономически обоснованных тарифов на услуги субъектов рынка природного газа. Это, в свою очередь, как считает КМУ, будет способствовать улучшению финансово-экономического состояния предприятий, работающих на рынке природного газа, а также повышению уровня их рентабельности.

К модели рыночных отношений в газовой отрасли Украина пришла не через внутреннее осознание ее эффективности и рациональности. Идея либерализация газового рынка сейчас крайне популяра в Европе, которая является крупнейшим потребителем «голубого топлива», но практически не обладает ее запасами. Принципы рыночной модели газовой отрасли сформулированы в Энергетической хартии, а механизмы реализации детально изложены в директиве ЕС № 2003/55 от 26 июня 2003 г. И если европейское законодательство для Украины носит сугубо рекомендательный характер, хотя государственные власти с целью синхронизации институциональной среды, все же пытаются его имплементировать, то нормы и обязательства Энергетической хартии Украина обязана выполнять, поскольку не только подписала, но и ратифицировала ее.

Долгое время Украина традиционно для себя избегала выполнения взятых на себя обязательств. Однако ЕС нашел способ заставить Киев реализовать те принципы, под которыми Украина подписалась. Либерализация рынка была одним из ключевых условий согласия ЕС участвовать в совместной модернизации газотранспортной системы Украины, о чем была достигнута договоренность в прошлом году. Напомним, что в рамках этих договоренностей Украина рассчитывает привлечь 1,5-2 млрд. долл. инвестиций у Европейской Комиссии и международных финансовых организаций на модернизацию своей ГТС.

Очевидно, что именно необходимость привлечения инвестиций заставила правительство сдвинуть этот вопрос с места. КМУ даже на стал корректировать его в соответствии с особенностями национальной экономики. Законопроект «Об основах функционирования рынка природного газа» является практически калькой европейской директивы.

Украинские правительственные чиновники, которым крайне необходимы деньги, уже рисуют безоблачные перспективы рыночной модели. Более того, продвижение этого законопроекта инкорпорировали в контекст интеграции Украины в ЕС.

К слову, в этом они правы: каждый претендент на членство в Евросоюзе обязан создать рынок газа и провести его либерализацию в соответствии с директивами Европейского Союза. Другое дело, что вступление Украины в ЕС на данный момент практически не имеет перспектив.

Между тем, принятие этого законопроекта продуцирует колоссальные риски, которые девальвируют весь тот позитив, который ожидают разработчики.

Во-первых, в Украине газового рынка априори быть не может, пока Энергетическую хартию не ратифицировала РФ. Только после принятия этого документа, согласно которому Москва обязана будет пропускать по своей ГТС газ других стран (Туркменистана, Казахстана, Азербайджана, Узбекистана) и таким образом создаст предпосылки для того, чтобы в Украину свободно доходил альтернативный газ, появляются основания для формирования рынка. Главная проблема в том, что Россия окончательно отказалась ратифицировать Энергетическую хартию. При этом это не только устная позиция российских властей, а формализированный отказ, зафиксированный в распоряжении премьер-министра России Владимира Путина. Кремль считает, что этот документ противоречит интересам РФ, поскольку хартия допускает европейские компании к российским ресурсам, но ограничивает возможности проникновения российских электроэнергетиков, газовиков и нефтяников на европейский рынок. Кроме того, в случае ратификации хартии в таком виде, как он сейчас есть, РФ фактически открывает доступ своим конкурентам на европейский рынок, которые в конечном итоге будут играть на понижение стоимости «голубого топлива». Таким образом, поскольку на данный момент (и очевидно в среднесрочной перспективе) единственным поставщиком газа является РФ, то рынок газа в Украине сформировать невозможно в принципе.

Во-вторых, законопроект «Об основах функционирования рынка природного газа» окончательно подорвет финансовую стабильность НАК «Нафтогаза», который сейчас является монопольным поставщиком газа на внутреннем рынке (кроме небольших объемов прямых поставок Газпрома), что приносит ему существенную долю дохода. Очевидно, что частные компании заберут у НАКа, прежде всего, сегмент платежеспособных промышленных компаний и оставят ему хронически неплатежеспособные бюджетные учреждения и теплокоммунэнерго. При этом маржа, с которой «Нафтогаз» сейчас перепродает российский газ, минимальна, и частные компании попросту не смогут снизить ее стоимость.

Таким образом, в случае вступления законопроекта «Об основах функционирования рынка природного газа» в силу в нынешних условиях, цена газа, в лучшем случае, останется прежней. При пессимистичном варианте, зная о способности украинских властей противостоять монополиям на рынках, можно прогнозировать, что частные трейдеры поделят Украину на зоны влияния и начнут диктовать свои условия. В конечном итоге, единственным изменением станет то, что доход от торговли газом, который сейчас получает «Нафтогаз», будет оседать в карманах частных структур. Безусловно, украинская ГТС требует инвестиций, однако цена, которую правительство готово заплатить ЕС за то, чтобы взять в кредит 1,5-2 млрд. долл., которые будут потрачены на то, чтобы обеспечить европейских потребителем газом, для Украины является абсурдно высокой.

Алексей Виниций

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!