Подробнее Запомнить город


Газ будут продавать на рынке

02.11.09
размер текста:

Украинское правительство намерено внедрить рыночную модель в газовой отрасли страны. Эти обязательства Украины вытекают из подписанной и ратифицированной ею Энергетической хартии. Между тем, либерализация отношений в газовой отрасли в нынешних условиях выгодна исключительно российским поставщикам и европейским потребителям, но не украинской экономике, поэтому Киеву стоило бы пересмотреть свое отношение к Хартии, как это сделали крупнейшие энергетические страны.

По информации пресс-службы КМУ, правительство одобрило законопроект «Об основах функционирования рынка природного газа». «Кабинет министров выступает за полную ликвидацию монопольного положения на рынке природного газа, внедрение полноценного и конкурентного внутреннего рынка и недискриминационный доступ к отечественной газотранспортной сети», - сказано в сообщении.

В обосновании говориться, что документ определяет правовые, экономические и организационные основы функционирования рынка природного газа в стране. Реализация закона обеспечит рациональное потребление природного газа и внедрение энергосберегающих технологий, а также формирование экономически обоснованных тарифов на услуги субъектов рынка природного газа. Это, в свою очередь, как считает КМУ, будет способствовать улучшению финансово-экономического состояния предприятий, работающих на рынке природного газа, а также повышению уровня их рентабельности.

К модели рыночных отношений в газовой отрасли Украина пришла не через внутреннее осознание ее эффективности и рациональности. Идея либерализация газового рынка сейчас крайне популяра в Европе, которая является крупнейшим потребителем «голубого топлива», но практически не обладает ее запасами. Принципы рыночной модели газовой отрасли сформулированы в Энергетической хартии, а механизмы реализации детально изложены в директиве ЕС № 2003/55 от 26 июня 2003 г. И если европейское законодательство для Украины носит сугубо рекомендательный характер, хотя государственные власти с целью синхронизации институциональной среды, все же пытаются его имплементировать, то нормы и обязательства Энергетической хартии Украина обязана выполнять, поскольку не только подписала, но и ратифицировала ее.

Долгое время Украина традиционно для себя избегала выполнения взятых на себя обязательств. Однако ЕС нашел способ заставить Киев реализовать те принципы, под которыми Украина подписалась. Либерализация рынка была одним из ключевых условий согласия ЕС участвовать в совместной модернизации газотранспортной системы Украины, о чем была достигнута договоренность в прошлом году. Напомним, что в рамках этих договоренностей Украина рассчитывает привлечь 1,5-2 млрд. долл. инвестиций у Европейской Комиссии и международных финансовых организаций на модернизацию своей ГТС.

Очевидно, что именно необходимость привлечения инвестиций заставила правительство сдвинуть этот вопрос с места. КМУ даже на стал корректировать его в соответствии с особенностями национальной экономики. Законопроект «Об основах функционирования рынка природного газа» является практически калькой европейской директивы.

Украинские правительственные чиновники, которым крайне необходимы деньги, уже рисуют безоблачные перспективы рыночной модели. Более того, продвижение этого законопроекта инкорпорировали в контекст интеграции Украины в ЕС.

К слову, в этом они правы: каждый претендент на членство в Евросоюзе обязан создать рынок газа и провести его либерализацию в соответствии с директивами Европейского Союза. Другое дело, что вступление Украины в ЕС на данный момент практически не имеет перспектив.

Между тем, принятие этого законопроекта продуцирует колоссальные риски, которые девальвируют весь тот позитив, который ожидают разработчики.

Во-первых, в Украине газового рынка априори быть не может, пока Энергетическую хартию не ратифицировала РФ. Только после принятия этого документа, согласно которому Москва обязана будет пропускать по своей ГТС газ других стран (Туркменистана, Казахстана, Азербайджана, Узбекистана) и таким образом создаст предпосылки для того, чтобы в Украину свободно доходил альтернативный газ, появляются основания для формирования рынка. Главная проблема в том, что Россия окончательно отказалась ратифицировать Энергетическую хартию. При этом это не только устная позиция российских властей, а формализированный отказ, зафиксированный в распоряжении премьер-министра России Владимира Путина. Кремль считает, что этот документ противоречит интересам РФ, поскольку хартия допускает европейские компании к российским ресурсам, но ограничивает возможности проникновения российских электроэнергетиков, газовиков и нефтяников на европейский рынок. Кроме того, в случае ратификации хартии в таком виде, как он сейчас есть, РФ фактически открывает доступ своим конкурентам на европейский рынок, которые в конечном итоге будут играть на понижение стоимости «голубого топлива». Таким образом, поскольку на данный момент (и очевидно в среднесрочной перспективе) единственным поставщиком газа является РФ, то рынок газа в Украине сформировать невозможно в принципе.

Во-вторых, законопроект «Об основах функционирования рынка природного газа» окончательно подорвет финансовую стабильность НАК «Нафтогаза», который сейчас является монопольным поставщиком газа на внутреннем рынке (кроме небольших объемов прямых поставок Газпрома), что приносит ему существенную долю дохода. Очевидно, что частные компании заберут у НАКа, прежде всего, сегмент платежеспособных промышленных компаний и оставят ему хронически неплатежеспособные бюджетные учреждения и теплокоммунэнерго. При этом маржа, с которой «Нафтогаз» сейчас перепродает российский газ, минимальна, и частные компании попросту не смогут снизить ее стоимость.

Таким образом, в случае вступления законопроекта «Об основах функционирования рынка природного газа» в силу в нынешних условиях, цена газа, в лучшем случае, останется прежней. При пессимистичном варианте, зная о способности украинских властей противостоять монополиям на рынках, можно прогнозировать, что частные трейдеры поделят Украину на зоны влияния и начнут диктовать свои условия. В конечном итоге, единственным изменением станет то, что доход от торговли газом, который сейчас получает «Нафтогаз», будет оседать в карманах частных структур. Безусловно, украинская ГТС требует инвестиций, однако цена, которую правительство готово заплатить ЕС за то, чтобы взять в кредит 1,5-2 млрд. долл., которые будут потрачены на то, чтобы обеспечить европейских потребителем газом, для Украины является абсурдно высокой.

Алексей Виниций

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.
21.12.18, Ярослав Ярош
В 2018 г. большая приватизация снова провалена. И несостоявшиеся торги по "Центрэнерго" – как кислая вишенка на этом приевшемся торте. Правительство, возможно, даже отправит в отставку и. о. главы Фонда госимущества Виталия Трубарова. Не особо веря, что кадровые перестановки кардинально изменят ситуацию. Ведь у предшественника Трубарова тоже ничего не получилось. Да и накануне избирательной кампании в стране на эту стратегическую должность придется искать такого же временщика. Серьезные ставки пойдут уже после выборов.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!